Овощи которые выкапывают лопатой из земли. Когда и как правильно копать картошку. Особенности организации грядок


  • сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

  • что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

  • что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т.д.;

  • что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консерви­ровать, сушить, мариновать;

  • что овощи полезны: в них много витаминов.
^ Расширение словарного запаса детей:

названия: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патис­сон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

признаки: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, кон­сервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поли­вать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, сре­зать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заго­тавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

^

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «На­зови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец - огурчик - огурчики,

помидор - помидорчик - помидорчики,

картофель - картошечка - картошечки,

баклажан - баклажанчик - баклажанчики,

перец - перчик - перчики,

тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки,

редис - редисочка - редисочки,

морковь - морковка (морковочка) - морковки,

свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки,

лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички,

репа - репка (репочка) - репки,

чеснок - чесночок - чесночки,

петрушка - петрушечка - петрушечки,

укроп - укропчик - укропчики,

капуста - капусточка - капусточки,

фасоль - фасолинка - фасолинки.

^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много» (детям 5 -8 лет)

Помидор - помидоры - помидоров,

картофель - картофель - много картофеля (картошки),

баклажан - баклажаны - баклажанов,

перец - перцы - перцев,

кабачок - кабачки - кабачков,

тыква - тыквы - тыкв,

морковь - моркови - моркови,

свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «мно­го штук»),

лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц),

репа - репы - много реп,

редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»),

чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока),

петрушка - петрушка - много петрушки.

^ Игра «Мы считаем»

Раз, два, три, четыре, пять -

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

ящему рядом.

33
- Один огурец. Второй ребенок отдает огурец

следующему.

Два огурца.

Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5 -8 лет)

Сок из помидоров - томатный, ...

огурцов - огуречный, ...

моркови - морковный, ...

капусты - капустный, ...

свеклы - свекольный;

грядка с огурцами - огуречная, ...

морковью - морковная, ...

картофелем - картофельная, ...

кабачками - кабачковая, ...

тыквой - тыквенная.

^ Лексический строй речи

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Кабачок большой, а огурец - маленький, картофель крупный, а редис - ... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь - ... (полная), помидор мягкий, а огурец - ... (твердый).

Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

^ Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

Логопед показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения - например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис - ... (дергают).

Огурцы, помидоры, горох - ... (срывают).

Капусту - ... (срезают).

Картофель - ... (выкапывают).

Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель);

ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

^ Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.

Я положу в борщ - .... Я положу в щи - ... . Я положу в суп - ... .

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Будем знакомы!

(по ролям)

И девчонки, и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я - капуста - не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец -

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто - лук.

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам

И большим, и малышам!

^ В. Губернаторова

Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

Сидит дед

В шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я... (свекла).

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она, -

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка.)

Семьдесят одежек,

А все без застежек. (Капуста.)
Дети

В доме рядышком сидят

круглые ребятки. ^ Садятся на стулья. Ведущий

Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий.

Дети Поскакали кто куда круглые

ребятки! Разбегаются по группе.

^ Игра «Бабка сеяла горох»

Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середи-

не хоровода стоит водящий.
Уродился он не плох. Ох!

Уродился он густой.

Мы помчимся -ты постой.

^ Дети разбегаются по группе. Водящий ловит одного из де­тей, который и заменяет его.

Игра «Уберем урожай овощей»

Имитация движений уборки овощей: картофель выкапывают; капусту срезают; горох срывают.

^ Игра-хоровод «Кабачок»

Кабачок, кабачок,

Дети стоят в круге.
Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь! «Кабачок» танцует, потом вы-

бирает другого ребенка, кото­рый становится «кабачком». Игра повторяется.


Дети должны знать:


  • названия фруктов и их частей;

  • где, на чем фрукты растут;


^ ТЕМА «ФРУКТЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


  • свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметьразличать по внешнему виду, правильно определять);

  • что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.;

  • что фрукты полезны, в них много витаминов.
Расширение словарного запаса детей:

названия: я блоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, пер­сик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, кос­точка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкус­ный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, ма­ленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)


Яблоко - яблочко - яблочки,

груша - грушка - грушки,

лимон -лимончик - лимончики,

апельсин - апельсинчик - апельсинчики,

мандарин - мандаринчик - мандаринчики,

абрикос - абрикосик - абрикосики,

вишня - вишенка - вишенки,

банан - бананчик - бананчики,

дерево - деревце - деревца,

сад - садик - садики,

ветка - веточка - веточки.

^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много»


Яблоко - яблоки - яблок,

груша - груши - груш,

слива - сливы - слив,

персик - персики - персиков,

абрикос - абрикосы - абрикосов,

хурма - хурма - много хурмы,

вишня - вишни - много вишни (несколько вишен),

апельсин - апельсины - апельсинов,

лимон - лимоны - лимонов,

фрукт - фрукты - фруктов,

сад - сады - садов,

косточка - косточки - косточек,

дерево - деревья - деревьев,

ветка - ветки - веток,

пальма - пальмы - пальм,

семя (семечко) - семена - много семян,

сок - соки - много соков, много сока.

^ Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай фрукты» (детям 5 -8 лет)

Одно яблоко - два яблока - пять яблок,

одно красное яблоко - два красных яблока - пять красных яблок,

одна груша - две груши - пять груш,

одна зеленая груша - две зеленые груши - пять зеленых груш,

один банан - два банана - пять бананов,

один желтый банан - два желтых банана - пять желтых ба­нанов.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6 -8 лет)

Дерево с яблоками - яблоневое - яблоня,

Грушами - грушевое - груша,

Сливами - сливовое - слива,

Персиками - персиковое - персик,

Абрикосами - абрикосовое - абрикос;

пальма с бананами - банановая.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»

Сок из яблок - яблочный,

Груш - грушевый,

Слив - сливовый,

Вишни - вишневый,

Лимонов - лимонный,

Абрикосов - абрикосовый,

Апельсинов - апельсиновый, ... персиков - персиковый, ... фруктов - фруктовый, ... мандаринов - мандариновый.

^ Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Персик большой, а абрикос маленький;

у яблока семечек много, а у сливы одно - косточка;

апельсин круглый, а банан длинный;

лимон кислый, а персик сладкий;

апельсин больше, а мандарин меньше.

^ Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах»

Что это? (название фрукта).

Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)

Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь?

Что можно из него приготовить?

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Игра «Исправь ошибки»

Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблоч­ный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Топтыжка»


Круглое, румяное, с дерева упало -

Любе в рот попало. (Яблоко.)

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко. (Яблоко.)

Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня. (Апельсин.)

Вишу на дереве, кругла, как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)

Плод - сладкий, и гладкий,

И круглый, и смуглый,

И душистый, и пушистый,

А середка плода,

Словно камень, тверда. (Персик.)

Сорвали детишки

Синие шишки.

Шишки гладенькие,

Внутри сладенькие. (Слива.)

Синий мундир,

теплая подкладка,

А в середине сладко. (Слива.)

^ Игра «Хитрый ежик»

Дети сидят на стульях.
Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки

^ Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.
Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Возвращается к ребятам.

Зарядка

^ Дети повторяют движения.
Руки поднимаем, яблоки

Руки опускаем. В корзину

Дети садятся.
собираем.

Руки поднимаем и в корзину убираем.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

^ Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Урок развития речи в третьем классе.

Тема урока: «Овощи».

Ход урока.

Психологический настрой.

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им и поприветствуем.

(Стук в дверь).

Входит мальчик, переодетый в костюм лука и держит маленький сундучок.

Здравствуйте, ребятки!

Я овощ с грядки.

Кто меня раздевает,

Тот слезы проливает.

Ребята, кто это? Вы узнали?

Это лук.

Лучок, лучок, а что у тебя за сундучок?

Это сундучок не простой, там для вас загадки и другие интересные задания.

Ребята, будем отгадывать загадки?

Ты, лучок, проходи и садись. Посмотришь, как ребята работают на уроке.

(Учитель достает из сундучка загадки и загадывает их, вывешивая картинку-отгадку на доску).

Загадки:

Летом в огороде

Свежий и зеленый,

А зимою в бочке

Крепкий и соленый. (Огурец)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети? (Лук)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (Картофель)

Круглое румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу.

Кушай, мамочка, скажу. (Яблоко)

Про меня вы знаете загадки –

Сто одежек надеваю я.

В огороде в них сижу на грядке.

Щи и борщ не сваришь без меня. (Капуста)

Растет краса – зеленая коса,

В земле вся рыжая сидит,

Когда жуешь ее, хрустит. (Морковь)

Овощ это или фрукт

Я не знаю даже,

Может, кто-то из ребят

Мне ответ подскажет?

Ярко-желтый или рыжий?

Рассмотри его поближе,

Но не пробуй приподнять –

Весит килограммов пять.

Этот овощ мама ваша

В пшенную добавит кашу. (Тыква)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я … (Свекла)

Он бывает, дети, разный –

Желтый, зеленый и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это … (Перец)

А теперь посмотрите внимательно и найдите на доске лишний предмет.

Почему яблоко лишнее?

Потому, что это фрукт.

Где растут фрукты?

На дереве.

Скажите, как одним словом назвать оставшуюся группу предметов?

Это овощи.

О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

Об овощах.

Сообщение темы урока.

Тема нашего урока - «Овощи».

(На доску прикрепляется табличка с надписью «овощи»).

Ребята, а где растут овощи?

В огороде на грядке.

Давайте составим предложение о том, где растут овощи.

(На доске деформированное предложение. Ученик выходит и расставляет карточки в нужном порядке).

растут Овощи в на огороде грядке.

Овощи растут в огороде на грядке.

А когда поспевают овощи?

Когда собирают урожай овощей?

Давайте составим еще одно предложение.

летом Урожай и овощей осенью. Собирают

Урожай овощей собирают летом и осенью.

Физ. минутка.

Вот и свеклу мы собрали,

И лучок с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

Ребята, а вы знаете, что разные овощи нужно убирать по-разному?

Одни овощи срывают, другие срезают, третьи выдергивают, а четвертые выкапывают.

(На доске появляются слова-действия).

Прикрепите картинки с изображением овощей, разделив их на 4 столбика.

(Каждый ученик выходит и выполняет задание).

СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ

тыква помидор свекла картофель

капуста огурец морковь

перец лук

Молодцы! Справились с заданием. Знаете, как собирают овощи!

Но вы должны знать, что прежде чем порезать овощи в суп, салат или сделать из них сок, их нужно тщательно помыть щеткой в проточной воде!

Иначе, с вами случится то же, что случилось с героями стихотворения.

ГРЯЗНЫЕ ОВОЩИ

Съели всю капусту зайчики на грядке.
А потом морковку. Было все в порядке.
Кабачок погрызли, очень-очень вкусный
Было зайцам весело, а теперь им грустно.
А теперь у зайцев животы болят.
Овощи немытые съели – говорят.
Расскажи, что может быть,
Если овощи не мыть?

Посмотрите, ребята, какую корзину с овощами вам принесли в подарок!

(Выставляется корзина с настоящими овощами).

Одни овощи растут в земле, у них мы едим «корешки», другие овощи растут на земле, у них едят «вершки». Как в сказке «Вершки и корешки», в которой глупый медведь не знал, что у какого овоща едят и остался голодным.

А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, не останетесь ли вы голодными.

(На парте стоят 2 пустые корзины с надписями «вершки» и «корешки». В них дети складывают овощи из большой корзины).

ТЫКВА

СВЕКЛА

КАПУСТА

МОРКОВЬ

ПОМИДОР

ЛУК

ОГУРЕЦ

КАРТОФЕЛЬ

ПЕРЕЦ

Молодцы, голодными не останетесь!

Минутка-релаксация.

Наклоните вниз головку,

Вправо поверните ловко,

Влево медленно верните

И на парту опустите.

Нам минутки тишины

Очень иногда нужны.

Сейчас я раздам каждому из вас конверт с изображением овоща, картинка в нем разрезана. Вам надо быстро ее собрать, найти такой же овощ в нашей корзине и рассказать ребятам о нем так, чтобы все догадались, о каком овоще вы говорите. (На доске выставляются опорные схемы, по которым ученик будет рассказывать о своем овоще. Все дети закрывают глаза, а один ученик выходит, берет из корзины свой овощ, прячет его за спину. Все открывают глаза и слушают рассказ товарища о его овоще, стараясь отгадать).

Примерный рассказ по опорным схемам.

Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Его срывают. Он круглый красный гладкий твердый. Из него можно приготовить салат, его кладут в суп, делают сок. Что это за овощ?

Это помидор.

Несколько учеников рассказывают о своем овоще.

Итог:

Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали на уроке. Рассказали нам, что вы знаете об овощах. А знаете вы о них очень много.

А тебе, лучок, понравилось, как дети работали?

Да, мне очень понравилось! Чтобы быть здоровым, умным и красивым

Нужно кушать много разных витаминов!

Я приготовил для всех ребят угощение. Это очень полезный и вкусный овощ – морковка. Я хочу всех вас угостить. (Всем ребятам раздает морковку).

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Домашнее задание:

Дома вы раскрасите картинку с изображением овоща и подготовите рассказ-загадку о нем.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Закрепить знания детей об овощах.
  • Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • Закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память детей.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать общие речевые навыки.
  • Расширить словарь по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Дети, внимательно послушайте стихотворение.

Под окошком огород –
Много овощей растёт:
Тыква, репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Сразу всё не назовёшь –
Может ты ещё найдёшь?

Воспитатель. Перечислите овощи, о которых говорится в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите на картинку (Слайд 3) и назовите овощи, про которые забыли сказать в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Я начну, а вы продолжите. В огороде грядки с морковью, с огурцами... (Ответы детей).

Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.

Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сладкий на вкус. (Pena) (Слайды 4-5).
Этот овощ – овальной формы, длинный, зелёного цвета, шершавый, хрустящий, сладкий на вкус. (Огурец) (Слайды 6-7).
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сочный, горький на вкус. (Лук) (Слайды 8-9).
Этот овощ – овальной формы, длинный, оранжевого цвета, сочный, хрустящий, сладкий на вкус. (Морковь) (Слайды 10-11).
Этот овощ – круглой формы, бордового цвета, сладкий на вкус. (Свёкла) (Слайды 12-13).

Воспитатель. (Слайд 14)

На грядке в тёплый солнечный денёк
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать –
Но нельзя ему на грядке зимовать.

Воспитатель. Какие ещё овощи мы можем сорвать с грядки? (Ответы детей – помидоры, огурцы, горох, баклажаны) (Слайды 15-16).
Воспитатель. А какой овощ мы можем выкопать? (Картошку) (Слайды 17-18).
Воспитатель. Какие овощи мы выдёргиваем из земли? (Морковь, свёклу, репу, лук, редис) (Слайды 19-20).
Воспитатель. Какой овощ мы можем срезать? (Kanycmy, петрушку, укроп) (Слайды 21-22).
Воспитатель. Давайте назовём, какие действия мы выполняем для того, чтобы собрать овощи? (Ответы детей) (Слайд 23).
Воспитатель. Молодцы! Что нужно делать, чтобы собрать урожай, вы знаете. Пора идти в огород собирать урожай.

Физкультминутка «Урожай»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.

Воспитатель.

Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы начинаем овощи в корзину собирать.

Воспитатель. Посмотрите на помидоры (Слайд 24). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей – размером, маленький помидор, побольше, ещё больше, еще больше, большой помидор).
Воспитатель. Нам нужно сосчитать помидоры, соблюдая правило. А правило такое: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счёте. Посмотрите, как это буду делать я.

(Воспитатель на одном выдохе выполняет счёт до 5-ти с усилением голоса).

Воспитатель. А теперь покажите, как это делаете вы.

(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса).

Воспитатель. А сейчас я буду складывать овощи в корзину (Слайд 25). Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Теперь складывайте овощи в корзину вы, дети.

1-й ребенок: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
2-й ребенок: одна репа, две репы, три репы, четыре репы, пять реп.
3-й ребенок: одна свёкла, две свёклы, три свёклы, четыре свёклы, пять свёкл.
4-й ребенок: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок.

Воспитатель. Вот какой урожай овощей мы собрали (Слайд 26).
Воспитатель. Дети, посмотрите на этот рисунок и скажите, какие овощи спрятались здесь? (Слайд 27).
Воспитатель. А теперь, дети, найдите этот рисунок в ваших тетрадях. (Дети открывают нужную страницу). Дети, назовите ласково:

огурец – огурчик
помидор – ...
морковь – ..., ...

Воспитатель. Дети, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночок...»

На каждый ударный слог ребёнок разминает фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок, указательный палец левой руки
Перец, томат, кабачок, средний палец левой руки
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец левой руки
Лук и немножко горошка. мизинец левой руки
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, средний палец правой руки
С дачи домой увозили, указательный палец правой руки
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

Воспитатель. О каком овоще загадка?

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней... (помидора)

Воспитатель. Обведите пальчиком помидор по контуру. (Дети обводят). А теперь раскрасьте помидор, не обращая внимания на пересекающие его контур линии. (Дети раскрашивают помидор).
Обведите контур моркови карандашом оранжевого цвета, а контур огурца обведите карандашом зелёного цвета. (Дети выполняют задания).
В заключительной части занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к детям с просьбой кратко повторить то, чем они сегодня занимались.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007.
  3. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  4. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений: Фрукты, овощи. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса, 2005.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2003.

Анастасия Григорьева
Развитие мышления и речи на примере занятий из цикла «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад»

Занятие по теме «Фрукты. Сад»

Цели:

Развивать умение сравнивать предметы по форме;

Учить описывать свойства предметов;

Развивать связную речь.

Оборудование: фрукты (муляжи или натуральные) яблоко, персик, лимон,

апельсин, груша, банан; карточки с изображением фруктов и геометрических фигур.

Ход занятия:

2. Дети садятся за стол, на котором лежат фрукты.

Логопед: Назовите, что лежит на столе.

Дети: яблоко, персик, лимон, апельсин, груша, банан.

Логопед: Каким одним словом можно все это назвать?

Дети: Это все фрукты.

3. «Сравнение по форме»

Логопед: назовите фрукты круглой формы.

Дети: апельсин, яблоко, персик.

Логопед: назовите фрукты овальной формы.

Дети: лимон, груша, банан.

После того как все дети правильно назовут форму фруктов, они получают карточки с изображением этих фруктов и геометрических фигур – круга и овала.

Логопед: соедините линиями фрукты с фигурами соответствующей формы.

4. Физминутка. Пластические этюды.

Дети изображают как они выжимают сок из апельсина; едят кислый лимон; едят сочный персик, моют яблоко, чистят банан, режут грушу на кусочки.

5. «Что лишнее?»

Логопед выкладывает не стол перед детьми 4 фрукта и просит назвать лишний фрукт и объяснить почему.

Яблоко, персик, апельсин, банан.

Груша, яблоко, банан, лимон.

Персик, банан, яблоко, груша.

6. «Опиши фрукт»

Логопед просит детей взять по одному фрукту и описать его форму, цвет, вкус.

7. Подведение итога занятия.

Занятие по теме «Овощи. Огород»

Цели: - совершенствовать умение обобщать и выделять существенные признаки;

Развивать зрительное восприятие и ориентировку в пространстве;

Развивать связную речь;

Развитие координации речи с движением.

Оборудование: картинки с изображением овощей: лук, морковь, капуста,

картофель, огурец, помидор; разрезные картинки с изображением овощей; карточки с заданием «Что сначала, что потом».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

2. Толкование загадок об овощах - луке, моркови, капусте, картофеле, огурце, помидоре. После отгадывания каждой загадки на доску выставляется картинка-отгадка.

Когда дети отгадают все загадки логопед просит назвать все одним словом.

Дети: это все овощи.

3. Ориентировка в пространстве «Право-лево».

Логопед: Назовите овощ, который находится справа от лука? Слева от лука?

Логопед: Назовите овощ, который находится слева от огурца? Справа от огурца?

4. Физминутка. «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем. Дети показывают соответствующие движения руками.

5. «Разрезные картинки».

Каждый ребенок получает разрезную картинку, которую должен собрать и назвать овощ изображенный на этой картинке.

6. Логопед: Назовите овощи, которые срезают ножом.

Дети: капуста, лук.

Логопед: назовите овощи, которые выкапывают лопатой.

Дети: картофель.

Логопед: назовите овощи, которые срывают.

Дети: огурец, помидор.

Логопед: назовите овощи, которые выдергивают из земли.

Лети: морковь, лук.

7. «Что сначала, что потом».

Детям раздаются карточки, на которых изображено как сажают лук и этапы его роста. Дети должны разложит карточки в правильной последовательности и объяснить почему.

8. Подведение итога занятия.

Обобщающее занятие по теме «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад» Цели: - расширять представление детей об окружающем мире;

Развивать умение классифицировать и выделять существенные признаки;

Развивать умение сравнивать предметы, выделять общие и различные

признаки;

Развивать умение рассуждать логически;

Развивать связную речь.

Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов; овощи и фрукты (муляжи или натуральные) картина «Что перепутал художник»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

2. «Что перепутал художник»

Логопед: дети, посмотрите на картину. Все ли здесь правильно нарисовал художник?

Дети: Нет. Картошка не растет на дереве, она растет в земле. Яблоки не растут на грядках, они растут на дереве. Помидоры не растут в земле, они растут на кустиках и т. д.

После исправления нелепиц логопед подводит детей к тому, что на картине изображены овощи и фрукты.

Логопед: Где растут овощи?

Дети: В огороде на грядках.

Логопед: Где растут фрукты? В саду на деревьях.

Логопед: Как называют человека, работающего в саду?

Дети: Садовод.

Логопед: Как называют человека, работающего в огороде?

Дети: Огородник.

3. Командная игра «Садоводы и огородники»

Дети делятся на две команды – «Садоводы» и «Огородники». На столе выложены овощи и фрукты. Каждая команда должна как можно быстрее «собрать урожай». Затем команды меняются местами.

4. «Что лишнее?» (по картинкам)

Лук, капуста, помидор, яблоко.

Огурец, банан, картофель, морковь.

Персик, апельсин, помидор, яблоко.

Груша, апельсин, лук, лимон.

5. Выделение общих и различных признаков.

Логопед просит сравнить детей:

Банан и огурец;

Персик и яблоко;

Грушу и лук;

Яблоко и помидор.

6. Подведение итога занятия.

Собираем правильно овощи.

Вырастить можно практически все овощи, а вот правильно их собрать и подготовить к хранению – нужно еще смочь. Ведь правильная уборка позволяет сохранить ценные питательные вещества и приятный вкус овощей и еще важным условием является, конечно же, соблюдения сроков сбора урожая.

Сроки уборки большинства овощных культур совпадает с начальной стадией биологической зрелости, в процессе которой образуются семена. Плоды собираем, когда растения еще не отдали все силы на образование семян. Затвердевшие плоды со зрелыми семенами уже непригодны в пищу. Единственным исключением являются плодовые овощи, которые следует собирать в фазе полной зрелости. Уборка других овощей производится до начала цветения.

Свежие овощи для непосредственного употребления в пищу рекомендуется собирать утром, а салат незадолго до приготовления. Овощи не следует хранить на солнце, так как под влиянием света они теряют много питательных веществ.

Лежкие овощи сохраняют свежесть в течение длительного периода, если хранятся в условиях умеренной влажности. Собираем плоды в сухую погоду, в полдень или после полудня, когда сойдет роса.

Растения аккумулируют нитраты, потребляя в качестве питательного вещества и перерабатывая содержащийся в почве азот. Растения поглощают азот из удобрений и грунтовых вод. Данное явление характерно для всех растений, однако некоторые из них более склонны к накоплению вредных веществ. Во время хранения, переработки и в процессе пищеварения содержащиеся в плодах нитраты превращаются в нитриты, а иногда в очень опасные для здоровья человека нитроза мины. Поэтому в пищу следует использовать кисломолочные продукты, которые препятствуют этому превращению. Накопление нитратов происходит по нескольким причинам: использование азотных удобрений в чрезмерном объеме, недостаток солнечного света, а также свойственная отдельным видам склонность накапливать нитраты. Овощи, выращиваемые в теплице, обычно содержат больше нитратов. Плоды весеннего и осеннего урожая отличаются более низким содержанием нитратов.

В кочанной капусте, корнеплодах и клубнеплодах уровень содержания нитратов можно уменьшить следующим способом: солнечным утром слегка потяните растения вверх. В результате повреждаются тонкие корневые волоски, отвечающие за потребление азота. До вечернего сбора плодов растения успевают израсходовать имеющийся в них азот. Наибольшей способностью накапливать нитраты обладают листовые овощи. В наибольшем объеме вредные вещества накапливают ревень, листовые овощи, например, салат, валерианелла, шпинат, мангольд, а также корнеплодные и клубнеплодные овощи – редис, редька , красная свекла, кольраби и фенхель. Капуста, морковь и сельдерей содержат умеренное количество нитратов. Меньше всего нитратов накапливается в картофеле, баклажан ах, цуккини, огурцах и др.

Раз мы с вами обнаружили такой ужас в наших овощах, нужно уметь снижать содержание нитратов.

За четыре недели до снятия урожая удаляем защитную пленку. Содержание нитратов в растении самое низкое, когда оно выращено на солнце. Равномерная влажность почвы способствует быстрому разложению нитратов. За 2-3 недели до сбора овощей отказываемся от удобрений. Склонные к накоплению нитратов овощи собираем вечером, так как к этому времени из них выводится часть вредных веществ. В черешках листьев содержится много нитратов. Вырезаем из листьев салата толстые жилки, чтобы в пищу попало меньше нитратов.

Чуть затрону тему хранения овощей: после удаления ботвы укладываем корнеплоды моркови рядком в ящик с влажным песком и храним в прохладном месте. Лук перед помещением на хранение сушим. Храним лук в связках в прохладном, защищенном от мороза и проветриваемом помещении. Кочанная капуста срезается вместе с кочерыжкой. Подвешиваем кочаны за кочерыжки в прохладном проветриваемом помещении. Более подробно вы можете почитать в ст (хранение овощей).

Теперь хочу приоткрыть завесу правильного сбора овощей.

Свежие овощи:

Мангольд – срезаем листья высотой около 15см, сердцевину не трогаем. Срезаем внешние листья и стебли черешкового мангольда.

Томат – откручиваем от стеблей ярко-красные плоды. Собранные осенью зеленые плоды дозревают в помещении.

Салат кочанный, эндивий – срезаем кочерыжки у земли. Не допускаем цветения растений.

Цуккини – срезаем ножом плоды длинной 15-20см. крупные плоды и мужские цветки используем для фаршировки.

Редис – извлекаем из земли крупные корнеплоды. Не запаздываем с уборкой, поскольку переспелые плоды становятся дряблыми и пористыми.

Брокколи – срезаем нераскрывшиеся соцветия вместе со стеблем длинной 10см. регулярно срезаем соцветия, чтобы в пазухах листьев появились новые.

Лежкие овощи:

Лук-порей – выкапываем лук перед первыми сильными заморозками, укорачиваем корни и листья. Храним стебли в песке, в прохладном погребе или в парнике.

Морковь – перед уборкой взрыхлите почву вилами. Корнеплоды после удаления ботвы храним в прохладном и слегка влажно песке.

Лук репчатый – выкапываем, когда пожелтеют листья. Не несколько дней оставляем на грядках для просушки. Лук храним в сухом проветриваемом помещении.

Картофель – выкапываем клубни, как только ботва пожелтеет и увянет. Выкапываем картофель вилами в сухую погоду. Храним в прохладном сухом и темном погребе.

Свекла столовая – выкапываем корнеплоды вилами. Перед отправкой на хранение удаляем внешние листья. Храним во влажном песке в прохладном помещении.

Капуста кочанная – в конце осени срезаем кочаны вместе с кочерыжкой. Стряхиваем землю и храним в холодном, защищенном от мороза помещении.

Сельдерей листовой – уборку проводим осенью. Листья и корни укорачиваем до 3-5 см. храним корнеплоды во влажном песке в прохладном помещении.

В общем, все, что хотел рассказать по этому вопросу, желаю вам хороших урожаев и 0 показателей нитратов в ваших овощах.