Размеры поклонных крестов из металла. Как выбрать и установить деревянный крест на могилу? Правильный православный крест

После похорон принято устанавливать на могиле деревянный крест

Символ Христова распятия одухотворяет место захоронения, а согласно наставлениям Церкви он является единственным возможным видом памятника, так как своей животворящей силой помогает душе спокойно проститься со своими мирскими делами и отправиться в небесную обитель.

Существует много разновидностей крестов, которые так или иначе имеют отношение к христианству.

Это и египетский, изображающийся в виде иероглифа “жизнь”, и равносторонний греческий, который считается первым появившимся на Руси символом христианства, и различные монограммные формы (солнцеобразный, константиновский, трезубец), и более привычный для нас четырехконечный. В православной традиции почитаются все формы культового символа, так как в каждой из них сокрыт глубокий духовных смысл. Но именно восьмиконечный крест олицетворяет собой великую жертву Христа во имя всего человечества и считается наиболее приближенным к достоверному, на котором был распят Иисус. И именно такую форму рекомендуется устанавливать на могиле.

Схема восьмиконечного креста

Православный восьмиконечный крест состоит из четырех перекладин, каждая из которых имеет сакральное значение и занимает свое место.

Их расположение соответствует пропорциям тела человека, иначе говоря, правилу “золотого сечения”. Согласно этому правилу коэффициент наиболее гармоничного соотношения двух сторон равен 1,618.

Если для удобства взять базовый размер креста за 1,618 метра, то схема расположения его перекладин и их размеры будет выглядеть следующим образом: самая длинная продольная перекладина имеет размер 1,618 метра. Верхняя перекладина является прототипом таблички с надписью: “Сей есть Иисус, царь Иудейский”, прибитой над головой Христа. Ее размер равен расстоянию от верха креста до центра средней перекладины, в нашем случае составляет 0,382 метра. Расстояние между двумя поперечными перекладинами равно 0,236 метра. Разница двух предыдущих размеров составляет расстояние от верхнего конца продольной перекладины до центра верхней поперечной - 0,146 метра.

Косая перекладина - это подножие. Она олицетворяет собой весы праведности. Согласно библейским сказаниям, на Голгофе по обе стороны от Иисуса были распяты два разбойника. Тот край подножия, который находится по левую руку от Спасителя, указывает на разбойника, хулившего и попиравшего Христа и его последователей. Разбойник, распятый по правую руку, покаялся и получил прощение, которое символизирует конец косой перекладины, направленный вверх. От земли до нижней перекладины-подножия расстояние составит 0,5 метра.

Крест может иметь любую высоту, однако соразмерно с высотой должны меняться и другие его размеры.

Кроме того, от размеров деревянного креста зависит и способ его установки на могилу. Таким образом, массивные, высокие изделия потребуют дополнительных мер по укреплению, чтобы крест простоял на месте захоронения минимум год и не был повален ураганом. По истечении года после похорон и установки деревянного распятия почва уже достаточно осаживается, чтобы установить памятник из натурального долговечного камня.

Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа. Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы. Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.

Орудие смерти, ставшее символом жизни

Христианский крест - это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов - карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.

В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.

Восьмиконечный крест - символ православия

Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение "крест святого Лазаря", это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

Внешние особенности православного креста

Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя - большая, а верхняя - малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.

Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники - по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.

Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках - арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.

О законе золотого сечения

Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

Закон построения православного креста

На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

Крест Голгофа

Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета - с Ветхим.

Смысл изображения копья на кресте Голгофа

Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства - Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

Значение изображения трости и губки

Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.

Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.

Символические надписи на монашеском кресте

У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя - Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями - славянским начертанием слов "Сын Божий" и греческим НИКА, что в переводе означает "победитель".

На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней - «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».

Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А - Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.

Бессмертие, дарованное по вере

Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.

В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.

Нательный символ христианской веры

Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

Два вида нательных крестов в Древней Руси

На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

Наряду с ними появились и так называемые энколпионы - также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в священников и митрополитов.

Главный символ гуманизма и человеколюбия

За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.

Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла - видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

Мы изготавливает кресты, из металлопрофиля с последующей облицовкой нержавеющей сталью толщиной 0,4мм с покрытием нитрид титана. Подборка размеров профиля зависит от размеров креста.Так-же изготавливаем кресты из нержавеющей стали с последующей полировкой поверхности и покрытием нитрид титаном. Пропорции, размер, рисунок полностью утраченных крестов восстанавливаются либо с учетом отдельных сохранившихся элементов, либо на основании достоверного графического материала (рисунки, чертежи, фотографии). Если же подобная информация полностью отсутствует, то вновь изготавливаемые кресты выполняем с учетом стилистических особенностей храма, используя в качестве аналогов кресты церквей соответствующего исторического периода с похожей структурой композиционного построения фасадов.

Традиционные православные кресты – восьми или шести конечные, кресты с различными украшениями (репья, выколоченные тарелки, звездочки, сияния). Нижняя перекладина (цата) бывает либо прямоугольной остроконечной, либо в виде полумесяца – символизирующая колыбель Христа. Существуют также просечные кресты, т.е. внутри всего просвечивающего сечения креста проставлен узор с разнообразным рисунком.

Крест "терновый венец". Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов.Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути. Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову", "и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды" (2 Тим. 4:8), "венец славы" (1 Пет. 5:4), "венец жизни" (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Крест «Трилистник» – символ Живоначальной Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен – излюбленная у русских мастеров. Но крестные «ветви» бывают украшены не только листьями, часто они преображаются схожие по форме сердечки или диковинные цветы. Что лишний раз свидетельствует о непостижимости Единой в Трех Лицах Святой Троицы.

Крест есть сверкающий звездами образ. Звезда есть символ духовной мудрости и чистоты. Это вестник нового дня, сигнал для пастухов, свет, борющийся с тьмой. Это и Крест Господень, который «сияет яко звезда на небеси». И самым излюбленным у мастеров был следующий прием: исходящее из средокрестия лучевое сияние украшалось звездочками на конце.

Крест накупольный с полумесяцем. Почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения. "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Обвивающая крест виноградная лоза"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его. Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод – символ Живого Христа. Главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения.





Деревянный крест на могилу - это достойная альтернатива обычным надгробиям правильных форм и скульптурным статуям. Такой вариант оформления захоронения используется с глубокой древности. Считается, что на могиле верующего христианина правильней всего установить именно крест. Из какого материала выбрать этот элемент кладбищенского убранства и какие правила следует соблюдать при установке?

Выбираем древесину

Если вы столкнулись с необходимостью оформить последний приют для близкого человека, вам наверняка хочется, чтобы результат работы выглядел достойно. Изготовление деревянных крестов на могилу предлагают многие специализирующиеся на этом мастерские. Древесина выглядит благородно, однако, выбирая этот материал для изготовления элементов и конструкций, находящихся под открытым небом, следует учитывать его особые характеристики.

Не боится воды и не гниет только осина. Однако эта порода не используется для изготовления христианской атрибутики, так как считается проклятой. Именно на осине повесился Иуда, и поэтому у дерева не лучшая репутация в православном мире. Одной из самой долговечных пород считается дуб, с годами он становится прочней и приобретает благородный темный оттенок. Примерно по 30 лет могут простоять изделия из бука, тика, ясеня. При желании совсем нетрудно найти деревянный крест на могилу из сосны, его неоспоримое достоинство - низкая стоимость, но и потеряет привлекательный внешний вид он намного быстрей более дорогих аналогов.

Обработка дерева

Без специальной защиты деревянные изделия, находящиеся на открытом воздухе, могут сохранять свой привлекательный вид в течение 5-7 лет. За эти годы под воздействием осадков и перепадов температур дерево гниет, темнеет, могут появиться трещины. Деревянные кресты на могилу обрабатываются специальными антисептиками и защитными пропитками. Однако не существует состава, способного полностью предотвратить гниение древесины. Даже самый дорогостоящий и качественный деревянный крест на могилу придется заменить через некоторое время. В лучшем случае этот срок составит 30 лет.

Правила установки могильных крестов

Ранее все элементы оформления захоронений окрашивались красками. Сегодня наибольшей популярностью пользуются кресты из натурального дерева, выполненные с сохранением его оттенка и фактуры. Такие изделия могут иметь лаконичную форму или быть украшены резными элементами. На кладбище можно увидеть христианские символы с дополнительными верхними перекладинами - это старорусские деревянные кресты на могилу. Фото покойного также можно прикрепить к надгробному распятию, иногда вместо него ограничиваются табличкой с именем и годами жизни или иконой.

Установив на могилу крест, не забывайте следить за ним. Помните, что это священный элемент убранства и он всегда должен выглядеть подобающим образом. Раз в год полезно обрабатывать древесину защитным составом. Крест должен стоять ровно и указывать верхушкой ровно в небо. Со временем распятие может покоситься, в этом случае его следует аккуратно поправить и закрепить в правильном положении.

Полезно знать, прежде чем ставить деревянный крест на могилу

Установить православный символ можно на месте захоронения верующего человека. Отдельно с церковнослужителем следует обсудить вопрос выбора такого памятника для некрещеного человека или совершившего тяжкий грех. Не принято ставить кресты на могилы самоубийц, но сегодня некоторые батюшки соглашаются отпевать тех, кто ушел из жизни по своей воле, и благословляют установку на их захоронениях христианских памятников.

Что выбрать: традиционный памятник или крест? Это вопрос личного вкуса и веры, но все чаще можно увидеть могилы, на которых установлено и то и другое. Чаще крест ставится в изголовье покойного, а памятник - в ногах. Траурные распятия сегодня изготавливаются не только из дерева, при желании можно заказать интересный вариант из металла или камня. Впрочем, и изделия из древесины поражают разнообразием форм и вариантов оформления и смотрятся не менее торжественно.

Заказчик может самостоятельно выбрать размеры деревянного креста на могилу, учитывать следует расположение соседних памятников и окружение могилы в целом. Стандартная высота распятий - 180-200 сантиметров, а длина перекладин может существенно разниться в зависимости от особенностей формы изделия.