В зависимости от специфики применения. Теоретические основы выбора медианосителей в зависимости от специфики аудитории и специфики рекламируемого объекта. правила обеспечения качества продукции

Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение.образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей. Таковы, например, банковское, налоговое законодательство как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др. Формирование в современный период новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле. налогообложении и т.д.) - одна из основных тенденций совершенствования законодательства РФ.

В основе вертикальной (иерархической) С.з . лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего пра-вотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством,органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная С.з. складывается из следующих подразделений: Конституция РФ, стоящая во главе С.з.; ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

Федеративная С.з. определяется фе-деративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти); б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты): в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.); г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.).

Вопрос № 66 Национальное и международное право: вопросы соотношения.

Национальное право --- Национальная правовая система (англ national legal system) - в теории права правовая система отдельного государства как конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии. Н.п.с. отражает социально-экономические, политические, культурные особенности соответствующего общества и государства. Н.п.с. выступают в качестве единичного феномена, являющегося структурным элементом таких правовых массивов, как группы правовых систем и правовые семьи. В современном мире существует около 200 Н.п.с. Иногда как синоним Н.п.с. используется понятие «национальное право», которое в собственном смысле имеет все же более узкое содержание.

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

ОТЛИЧИЯ

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты , присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций является одним из самых сложных вопросов в юриспруденции. Традиционное сопоставление двух названных правовых систем в отечественной юридической литературе выражается как "международное право" и "внутригосударственное право". В официальных международных актах зачастую применяются понятия "национальное право", "национальное законодательство" или "внутреннее право".

Соотношение международного права и внутригосударственного права, понимаемого как международное частное право, в инвестиционных отношениях является одним из аспектов рассматриваемой глобальной проблемы. Вопрос осложняется тем, что в доктрине международного частного права существует два подхода к пониманию нормативного состава этого права.

В доктрине (Д.Б. Левин, Е.Т. Усенко) признается, что международные нормы не действуют для субъектов национальных правовых систем ex priorio vigore, но действуют опосредованно, будучи трансформированными согласно Ф. Триппелю, иначе рецепированными согласно Левину Д.Б. в том или ином национальном правопорядке либо посредством генеральной рецепции, либо посредством специальной рецепции. Таким образом, реципированная международная норма, не теряя своего качества, становится одновременно и национальной. Поскольку все три источника норм международного частного права согласно цивилистической школе, по сути, являются нормами национальными, внутрисистемными, то, соответственно, практически все международное частное право также внутринациональное.

Школа международников (И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, В.Э. Грабарь, Ф.И. Кожевников и др.) исходит из того, что в состав международного частного права входят нормы только международно-правовые, в основном договорные, а следовательно, международное частное право есть одна из составных частей международного публичного права. Согласно этому подходу конвенционные международные нормы международного частного права отличаются только по предмету регулирования (частноправовые отношения) от норм других отраслей международного публичного права. Кроме того, нормы других отраслей принципиально ничем не отличаются от международных норм международного частного права с точки зрения их действия в силу рецепции в национальных правопорядках различных стран (в частности, применения их органами и должностными лицами).

Многие международные конвенции в области международного частного права логичнее включить в состав международного экономического права, поскольку это международные договоры, имеющие предметом регулирования международные экономические отношения. Хотя нормы таких конвенций, будучи реципированными, применяются и в качестве внутринациональных норм, но первооснова остается международной. Это проявляется в их связанности, автономности, они не могут произвольно изменяться или отменяться, являясь по происхождению международными.

К международному частному праву англо-американская доктрина относит только коллизионные нормы. И в Гражданском кодексе РФ в разделе "Международное частное право" фигурируют в основе только коллизионные нормы. Иначе говоря, международное частное право - это право внутринациональное, коллизионное право того или иного государства.
В практическом плане важнейшим отличием международного публичного права от международного частного права является то, что его субъекты - это субъекты международного публичного права, а субъекты международного частного права - это субъекты национальных систем права. Кроме того, международное публичное право применяется для регулирования международных публично-правовых отношений, а международные частноправовые отношения регулируются тем или иным частным, национальным применимым правом, включая нормы тех или иных международных договоров, реципированные в национальные правовые системы.

В доктрине исторически сложились два концептуальных подхода к соотношению внутреннего и международного права. Сторонники дуалистической концепции отстаивают точку зрения, согласно которой имеют место две самостоятельные, параллельно существующие правовые системы. В связи с этим известный итальянский профессор Д. Анцилотти не допускает какой бы то ни было надгосударственной власти вопреки нормообразованию государств на основе их соглашений. Иное означало бы конец международного права и замену его вну Каналы влияния международного права на внутригосударственное достаточно многочисленны. Данная проблема подробно анализировалась Ю.А. Тихомировым.

Во-первых, возникает новая правовая взаимозависимость государств, когда они добровольно берут на себя международные обязательства и даже передают осуществление части своих суверенных прав (ст. 79 Конституции РФ). Взамен государства приобретают новые возможности коллективного и согласованного решения публичных дел, использования для этого международных институтов, охраны своих интересов.

Во-вторых, бесспорно политико-правовое влияние, общая нормативная ориентация, когда международная норма как бы обозначает предметы национально-правового регулирования ввиду их общей значимости.

В-третьих, наблюдается очевидное влияние идей, принципов и структур международного права на процессы развития и реформирования отраслей внутригосударственного права.

В-четвертых, происходит процесс имплементации международных норм в национальные нормы.

В-пятых, международные нормы используются как средства толкования и как юридический аргумент в правоприменительной деятельности.

В-шестых, международные решения являются важными для деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

В-седьмых, среди международных структур все больший удельный вес приобретают межгосударственные объединения.

тригосударственным правом другого государства.

Проблема инкорпорации гораздо сложнее, поскольку наряду с тенденцией интернационализации или гомогенизации национального права наблюдается другая тенденция - к гетерогенизации права государств. По мере того как международное право все серьезнее затрагивает внутренне право, его применение все сильнее сталкивается с различиями правовой культуры и правового сознания. Профессор университета в Торонто К. Кноп отмечает, что внутригосударственное толкование международного права не является всюду одинаковым. В идеале мы имеем дело с чем-то не целиком международным, не целиком национальным, а с гибридом, выражающим отношения между ними.

Данный факт представляется закономерным, поскольку в противном случае имплементация международных норм на национальном уровне была бы невозможной. Проблема состоит в том, чтобы расхождения национальных систем не выходили за определенные границы, оставались в рамках исторически достигнутого и международно приемлемого уровня.

Реализация принципов и норм международного права и их имплементация в национальной правовой системе представляют собой сложный процесс. В целом этапы имплементации можно разграничить следующим образом:

Во-первых, происходит выбор из всего массива норм и предпочтений, поскольку каждая страна несет бремя многих международных обязательств. По соображениям политическим и экономическим в большинстве случаев отдается предпочтение нормам, которые связывают ее с разными государствами и межгосударственными объединениями.

Во-вторых, приходится сопоставлять международные нормы с национальными. Несовпадение понятий и терминов обостряет проблему их содержательности и точности перевода.

В-третьих, имплементация международных норм связана с такой процедурой, как ратификация, имеющей смысл международно-правовой и конституционной процедур. Они закреплены в Конституции РФ и Законе о международных договорах.

В-четвертых, международные нормы, требующие принятия, изменения или отмены национальных норм, оказывают весьма сильное влияние.

В-пятых, в межгосударственных объединениях проводится более систематическая и разветвленная работа ввиду активного взаимодействия таких институтов и взаимосвязанности их правовых актов.

В-шестых, коллизии норм международного и внутреннего права порождают механизм их преодоления. Помимо переговоров и согласительных процедур, предусмотренных в договорах, действуют специальные примирительные, третейские и коллизионные структуры, например в рамках ВТО. Накоплен большой опыт функционирования Международного суда ООН, Экономического суда СНГ и других судебных инстанций, хотя сохраняют остроту проблемы их юрисдикций, процедур принятия и исполнения судебных решений.

Механизм реализации международных договоров представляет собой совокупность органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов РФ), органов местного самоуправления, в необходимых случаях учреждений и организаций, которые участвуют в реализации международных договоров, а также нормативных правовых актов органов власти по вопросам, входящим в их компетенцию, направленных на выполнение международных договоров.
Согласно Закону "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации заключаются на трех уровнях: от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Реализация международного договора является важнейшей стадией всего договорного процесса. Посредством выполнения международных договоров государство развивает законодательство, обогащает его новым содержанием, приводит в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создает условия для построения правового государства. В современный исторический период законодательство государства является важным проводником международно-правовых норм во внутригосударственные отношения. Развитие российского законодательства не может быть реализовано в полной мере без учета международно-правовых норм, поскольку в современном мире международно-правовая система и внутригосударственные правовые системы тесно взаимосвязаны.

Из обширной группы международных договоров Российской Федерации в области иностранного инвестирования следует выделить многосторонние международные договоры, заключенные как на универсальном, так и на региональном уровне. Они представляют особую важность в связи с решением задачи инновационного развития экономики страны. Особо следует выделить многосторонние соглашения и конвенции, которые обеспечивают равные условия конкуренции на мировых товарных рынках и рынках услуг, в том числе финансовых. Многосторонние международные соглашения и конвенции создают условия для соблюдения требований открытости и прозрачности в экономических отношениях, что является непременным условием привлечения инвестиций. Участие России в ВТО предполагает наличие основных преимуществ, которые заключаются в следовании курсу рыночной экономики. Эти преимущества проявляются и в вопросах привлечения иностранных инвестиций. Речь идет не о льготах и субсидиях, а о стабильности режима экономической деятельности и прогнозируемости действий органов государства по управлению экономикой. Все эти преимущества дадут положительный эффект, если страна будет следовать принципам рыночной экономики. Ориентация ВТО на рыночные механизмы управления мировой экономикой предполагает, что в государствах - членах ВТО действуют те же принципы регулирования рыночных отношений, что и на мировых рынках товаров и услуг.

МЧП "колеблется между территориальной сущностью внутригосударственного права и универсальностью международного публичного права... Это придает международному частному праву гибридный характер и представляет его как чрезвычайно усложненную область права". МЧП затрагивает правовое регулирование отношений, которые имеют международный характер, но при этом подчиняются национальным законам отдельных государств.

Проблема соотношения международного публичного, национального и международного частного права - одна из самых сложных. Основные концепции по вопросу соотношения международного публичного, национального и международного частного права:

1) МЧП входит в структуру международного права. Вопросы международного частного и международного публичного права относятся к одной отрасли права - международному праву в широком смысле слова. Международное публичное и международное частное право являются подотраслями одной отрасли права;

2) МЧП - часть внутригосударственного, национального права. В "национальной концепции МЧП" можно выделить точки зрения:

а) МЧП - самостоятельная отрасль в системе национального частного права. Оно входит в систему внутреннего (национального) права государства и в этой системе выступает как самостоятельная отрасль со своим специфическим предметом и методом регулирования;

б) МЧП - подсистема, особое правовое образование в системе национального права. МЧП - это явление юридически более сложное, чем обособившаяся в отрасль внутригосударственного права совокупность норм. Оно имеет статус особой подсистемы внутригосударственного права;

3) МЧП - независимая правовая система, самостоятельное правовое образование, полисистемный комплекс. "Абсолютно очевиден комплексный характер природы МЧП, невозможность втиснуть МЧП ни в рамки национального, ни в рамки международного публичного права. МЧП - совершенно самостоятельная правовая система";

4) МЧП - это "искусственное образование". МЧП "является искусственным образованием, которое нельзя рассматривать ни как часть международного, ни как часть внутригосударственного права. Не образует оно и собственной системы права, так как само состоит из норм этих правовых систем".

Приведенные высказывания лишний раз подчеркивают "гибридную природу МЧП" и факт, что МЧП представляет собой "клубок противоречий и проблем". Может быть, следует согласиться с тем, что проблема генезиса МЧП относится к категории вечных и "вопрос о МЧП не будет однозначно решен до тех пор, пока существует юридическая наука".

Современная глобальная правовая система состоит из двух самостоятельных, автономных нормативных систем - системы международного права и национально-правовой системы. Международное и национальное (внутригосударственное) право не изолированы друг от друга, а тесно связаны, взаимозависимы и взаимодействуют. Международное право налагает обязательства на государство; национальное право регулирует, каким образом эти обязательства будут выполнены.

Несмотря на элементы "наднациональности и универсальности", отношения сферы МЧП регулируются прежде всего в рамках национального правопорядка. Ни в одном государстве не существует специального закона "о международном гуманитарном праве" или "о международном космическом праве", но во многих государствах действуют законы "о международном частном праве". Трудно привести пример национального уголовного кодекса, содержащего раздел "Международное уголовное право", но не составляет труда привести примеры национальных кодификаций гражданского права, содержащих раздел "Международное частное право".

МЧП является частью национально-правовой системы (российское МЧП, французское МЧП). Термин "международное" применительно к международному публичному и международному частному праву употребляется в различном смысле: "В первом случае термин "международное" понимается как "межгосударственное", а во втором - "международное" в смысле регулирования отношений с иностранным элементом".

В решениях международных правоприменительных органов МЧП квалифицируется как часть национального права. Это прямо закреплено в решениях Постоянной палаты международного правосудия по делам о сербских и бразильских займах 1929 г.; в решениях Международного суда ООН по делам "Ноттебома" ("Лихтенштейн против Гватемалы"), о норвежских займах ("Франция против Норвегии").

МЧП входит в национальную правовую систему, но занимает в ней специфическое место. Особый характер и парадоксальность МЧП выражены в самом термине - "национальное международное частное право". С первого взгляда эта терминология производит абсурдное впечатление - не может быть отрасли права, одновременно являющейся и национальной, и международной. Однако здесь нет ничего абсурдного - речь идет о правовой системе, предназначенной регулировать международные отношения, возникающие в частной жизни.

Парадоксальность МЧП выражается и в том, что одним из его основных источников выступает международное публичное право, играющее особую роль в формировании МЧП. Принято говорить о двойственном характере норм и источников МЧП. Это, пожалуй, единственная отрасль национального права, в которой международное публичное право выступает как непосредственный источник и имеет прямое действие.

Соотношение международного публичного и международного частного права. Субъекты международного публичного права - это прежде всего государства. Международная правосубъектность всех остальных образований имеет вторичный характер и производна от правосубъектности государства. Перечень субъектов МЧП такой же, но основные его субъекты - физические и юридические лица; государства выступают как лица частного права.

1. Объект регулирования международного публичного права - межгосударственные (властные) отношения. Объект регулирования МЧП - частноправовые (невластные) отношения, связанные с правопорядком двух и более государств.

2. Метод регулирования в международном публичном праве имеет координационный, согласительный характер. Это метод согласования воль государств. Основные методы регулирования в МЧП - автономия воли частных лиц и применение коллизионных норм, направленных на определение компетентного национального права.

3. Источники международного публичного права - международные договоры и обычаи, общие принципы права цивилизованных народов, резолюции и рекомендации международных организаций, акты международных конференций. Основной источник МЧП - национальное законодательство; международно-правовые акты регулируют отношения сферы МЧП после их имплементации в национальное право.

4. Сфера действия международного публичного права имеет глобальный характер. Существует универсальное (общее) и локальное международное право. МЧП имеет прежде всего национальную сферу действия - в каждом государстве действует собственное МЧП. Одновременно существует региональное МЧП (Кодекс Бустаманте, МЧП Европейского Союза), нормы которого имеют международно-правовую природу.

5. Ответственность в международном публичном праве имеет международно-правовой характер. Ответственность в МЧП наступает по нормам национального права, имеет деликтный или контрактный характер.

МЧП -специфическая часть национального права. С другими нормативными комплексами национального права, регулирующими сходные отношения (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между частными лицами), МЧП соотносится следующим образом.

1. Субъекты национального права - физические и юридические лица, образования без статуса юридического лица, государство, его органы. Субъекты МЧП - национальные и иностранные частные лица (в том числе иностранное государство и его органы). Все частные правоотношения с участием иностранных лиц, транснациональных корпораций, международных юридических лиц - сфера действия МЧП.

2. Объект регулирования национального права - отношения "внутреннего" характера (властные, диагональные, невластные). Объект регулирования в МЧП - невластные (частично диагональные) отношения, юридически связанные с правом двух и более государств.

3. Метод регулирования в национальном праве - материально-правовые (прямые) предписания. Основной метод МЧП - применение коллизионных норм.

4. Источники национального права - национальное законодательство, международное право, судебная практика и доктрина, аналогия права и закона, общие принципы права. Перечень источников МЧП следует дополнить автономией воли сторон.

5. Сфера действия национального права - национальная (территория данного государства). Это относится и к МЧП, но необходимо подчеркнуть существование регионального МЧП и процесс формирования универсального МЧП.

6. Ответственность в национальном праве, регулирующем частноправовые отношения (в том числе в МЧП), имеет контрактный и деликтный характер.

На сегодняшний день МЧП целесообразно квалифицировать как самостоятельную подсистему национального права. Одновременно можно предположить, что в перспективе основным инструментом развития МЧП будут выступать международные договоры и наднациональные нормативные правовые акты. Потенциально можно прогнозировать обособление МЧП в самостоятельную систему, занимающую в глобальной правовой системе промежуточное положение между международно-правовой и национально-правовой системами. "Система МЧП формируется по мере "расширения" предмета МЧП и повышения роли этой отрасли науки и права в условиях глобальных интеграционных процессов, что приводит к возникновению новых институтов (подотраслей) МЧП, формирующихся в условиях разнообразных частноправовых коллизий национальных норм и юрисдикции различных государств".

Дальнейшие исследования процессов формирования потенциала современных предприятий будут концентрировать внимание на ресурсном и отраслевом аспектах. Выбор этих аспектов обусловлен такими соображениями:

  • 1) отраслевое распределение предприятий является традиционным для нашей экономики;
  • 2) ресурсная сегментация отображает наиболее распространенный подход к изучению категории «потенциал».

Оба аспекта будут рассматриваться в диалектическом единстве, которое будет давать возможность по-новому определить отрасли промышленности и их место в народном хозяйстве страны.

В основу анализа отраслевых особенностей формирования потенциала предприятий положена специфичность технологических процессов, особенности организации производства, отличия в характеристиках конечного продукта и ресурсов для его производства, а также рынков сбыта и т.п..

В зависимости от характера потребления сырья все промышленные предприятия подразделяют на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности. В свою очередь, добывающую и обрабатывающую промышленность можно разделить на несколько больших отраслей, которые в системе создают национальную экономику. Так, например, обрабатывающая промышленность включает машиностроение, черную и цветную металлургию, легкую, пищевую промышленность и т.п.. Эти общие отрасли подразделяются на ряд малых подотраслей, которые также могут быть определенным способом сегментированы. Например, машиностроение включает станкостроение, автомобилестроение, судостроение и т.д. Станкостроение включает группы предприятий, которые специализируются на производстве токарных, шлифовальных станков и т.п.. Так же проводится перегруппировка предприятий в соответствии с любым ключевым фактором, цели анализа (рис. 2.4, 2.5).

Предприятия добывающей промышленности принадлежат к капиталодоминирующим, что проявляется в высокой фондоемкости продукции. Сегодня фондоемкость продукции данной области приблизительно в 2-2,5 раза превышает средний показатель по народному хозяйству. Для предприятий этой сферы бизнеса колоссальное значение имеет проблема компенсации затрат на геологоразведочные работы. Например, в нефтедобывающей промышленности эти затраты достигают 40 % всего объема инвестиций, а в газодобывающей превышают 50 %.

Итак, первая особенность потенциала предприятий добывающей промышленности состоит в деформации его структуры в направления возрастания доли производства, которое обусловлено значительными стоимостными показателями основных производственных фондов. Воссоздавая общую структуру потенциала предприятий этой сферы бизнеса на основе графоаналитической методики, можно утверждать, что именно стоимость, техническое состояние, уровень прогрессивности основных фондов на 60 % обуславливают размер их потенциала.

На современном этапе экономического развития предприятия добывающей отрасли ориентированы на внешние рынки сбыта. Такая ситуация обуславливает постепенное возрастание роли маркетинга для формирования и реализации их потенциала, развитие которого при условиях административной экономики и на протяжении трансформа-ционного периода традиционно отставал от других составляющих.

Другой особенностью процессов формирования потенциала предприятий добывающих отраслей является определяющее влияние естественных факторов на диапазон колебаний затрат на отдельных предприятиях . К ним могут быть отнесены:

  • горно-геологические условия разработки месторождений (размер промышленных запасов, мощность рудной залежи, глубина разработки, угол падения угольных пластов или рудных тел, и т.п.);
  • свойства полезных ископаемых (в горнорудной промышленности - содержимое полезных компонентов и вредных примесей в добытой руде, объемный вес руды, прочность руды в массиве и т.п.; в угольной, торфяной, сланцевой и газовой промышленности - теплота горения, зольность, влажность, содержание серы, спекаемость и т.п.; в нефтедобывающей промышленности - маслянистость, содержание серы и парафина в нефти, удельный вес летучих веществ и т.п.);
  • географический фактор (расстояние от месторождения до транспортных путей общего пользования, к главным пунктам потребления, отдаленность от источников энергии, освоенность и климатические условия района).

Итак, исследуя элементный состав потенциала предприятий добывающей промышленности, можно спрогнозировать возрастания значения земельных ресурсов. Сегодня, отсутствие законодательного поля относительно коммерческих соглашений по земельным ресурсам и в связи с недостатком опыта оценки, даже уникальные земельные участки почти не учитываются стратегией развития и подлежат оцениванию только в отдельных случаях. Отсутствие достоверной информации относительно этого важного фактора значительно затрудняет анализ потенциала.

Возрастания производственного потенциала предприятий этой сферы бизнеса происходит через улучшение использования производственных мощностей , а также через их экстенсивное и интенсивное наращивания. Таким образом, формируя потенциал предприятий добывающей промышленности, следует особое внимание уделять диагностике имеющегося фондового потенциала, возможностям его качественного и количественного увеличения, а также основных факторов, которые препятствуют максимальной его реализации.

В особенности важными для национальной экономики сегодня считают энергоносители, а именно нефть и газ, которые используются во многих сферах бизнеса. Большая часть этих стратегических ресурсов поставляется в Украину из близкого зарубежья, но постепенно разрабатываются и отечественные залежи. Не останавливаясь на специфических особенностях данной сферы бизнеса, укажем, что из-за стратегического значения этих ресурсов предприятия сегодня испыты-вают огромное давление гос-ных органов и криминальных структур.

Основная проблема предприятий нефтегазовой промышленности - это транспортировка добытой нефти или газа потребителям, а также полная оплата услуг последними. Возможности транспортировки зависят от диаметра трубопроводов, содержимого в сырой нефти парафина, мощностей нагнетательных (нефтеперекачивальных) подстанций. Кроме того, финансовая эффективность деятельность предприятий данной сферы бизнеса зависит от сложности разработки месторождения, а продолжительность жизненного цикла - от запасов нефти или газа в буровой скважине.

Таким образом, формируя потенциал предприятий нефтегазовой промышленности, следует особое внимание уделять таким факторам: 1) характеристики месторождения - глубина и породы залегания, давление, сопроводительные продукты и т.п.; 2) характеристики нефти или газа- насыщенность полезными компонентами, сложность выделения полезных компонентов, содержимое посторонних примесей, возможности их использования и т.п.; 3) географическое расположение месторождения- отдаленность от магистральных нефтегазопроводов, расстояние до основных потребителей и т.п.

Итак, потенциал предприятий нефтегазовой промышленности формируется под сильным влиянием горно-геологического фактора, который определяет продолжительность жизненного цикла предприятия, уровнем цен на его продукцию, размером затрат на создание и эксплуатацию месторождений. Методология стоимостной оценки влияния этого фактора на общую величину потенциала сегодня разработана недостаточно.

Угольная промышленность по объемам добычи топлива в натуральных единицах измерения занимает ведущее место среди других добывающих отраслей. Здесь сосредоточенно большинство работников и основных фондов топливно-энергетического комплекса, что обуслов-лено сложностью разработки отечественных месторождений угля. Основными технико-технологическиминивкамипредпринимательской деятельности в сфере добычи и продажи угля являются: шахты с комплексом подземных и надземных сооружений, энергосиловой комплекс, подразделения обогащения угля, водное хозяйство, транспортные коммуникации, складское хозяйство и подразделения утилизации отходов. О сновными факторами формирования потенциала предприятий данной сферы бизнеса можно считать:

качество, глубину залегания и мощность пластов угля, наличие необходимой техники, бесперебойное обеспечение производства энергией и водой, прогрессивность технологии обогащения угля, наличие транспортных коммуникаций (большей частью железнодорожных путей), размер площадей сохранения отходов и товарного угля. Все основные факторы влияния являются типичными для предприятий добывающей промышленности, хотя существует и определенная специфика.

Эта подотрасль, как правило, не принадлежит к трудодоминирующим, но сложность использования отечественных месторождений повышает роль социально-трудовой составляющей предпринимательской деятельности. Учитывая ухудшение социального климата на всех предприятиях угольной промышленности, которая проявляется в забастовках, манифестациях, голодовках, следует концентрировать внимание на создании эффективной кадровой политики. Увеличение производительности труда при существующих условиях на 1 % сделает возможным увеличение производственного потенциала предприятия приблизительно на 0,67 %.

Электроэнергетика принадлежит к енергодоминирующим, а также частично к машинодоминирующим отраслям национальной экономики, которая предопределяет особую важность обеспечения предприятий энергоносителями. Эта отрасль влияет не только на развитие всего народного хозяйства, но и на территориальную организацию производительных сил. Долгосрочная эффективность деятельности предприятий данной сферы бизнеса зависит от размещения месторождений энергоносителей и наличия линий электропередач (с необходимой инфраструктурой). Ныне почти треть электроэнергии вырабатывается в районах ее потребления, а две трети - в районах концентрации добычи энергоносителей. Финансовые результаты предприятий этой области сегодня зависят от уровня оплаты поставленной электроэнергии. Особое значение приобретает развитие предприятий атомной энергетики, которые правительством государства признаны стратегическими.

Общая величина потенциала епектрогенерирующих компаний формируется в основном под влиянием таких внутренних факторов :

уровень обеспеченности энергоносителями (нефтью, газом, мазутом, торфом или атомным топливом) и их качественными характеристиками, уровень прогрессивности и техническое состояние генерующих систем (то есть уровень потерь атомной, тепловой, кинетической энергии при ее превращение в электрическую), уровень обеспеченности линиями электропередач (рациональность территориальной развязки, уровень потерь при передаче электроэнергии и т.п.).

Металлургическая промышленность служит основой развития машиностроения, металлообработки и строительства. Предприятия черной и цветной металлургии, как правило, располагаются возле рудных месторождений, которые дают возможность минимизировать транспортно-заготовительные затраты. Рентабельность конечной продукции тесно связана не только с качественными характеристиками руд, но и с ценами на кокс и прочие вспомогательные материалы, которые формируются под влиянием вышеупомянутых факторов. Предприятия черной и цветной металлургии принадлежат к машинодоминирующим производствам. Па предприятиях цветной металлургии особое значение приобретает фактор материально-технического обеспечения. Эти подотрасли являются основными потребителями топлива, электроэнергии и воды. В состав предприятий черной металлургии относят предприятия: из добычи, обогащения и агломерации железных, марганцевых и хромитовых руд; производства чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката, металлов специальных сортов (например, огнеупорных сплавов), утилизации отходов.

Достижения стабильного развития и обеспечение эффективности деятельности предприятий данной сферы бизнеса зависит от : содержимого полезных элементов в исходной рыжие, использования энергосберегающих технологий для выплавки, обеспечения ассорти-ментной структуры изделий, переработки вспомогательных минералов

В общей структуре черной металлургии выделяют предприятия полного цикла, предприятия переработки и «маленькую металлургию», размещения которых значительно различается между собою. За размещение металлургических предприятий полного цикла определяющим фактором формирования их потенциала становится сырье и топливо, которое составляет приблизительно 65-70 % от себестоимости конечного металла. На металлургических предприятиях перерабатывающего типа важнейшее значение для успешного хозяйствования имеет сырье- лом, промышленные отходы черных металлов. Специфика бизнеса предопределяет ориентацию таких предприятий на источники вторичного сырья, а использования достаточно экономических технологий плавки дает возможность значительно уменьшать влияние топливно-энергетического фактора. Эффективность деятельности и стабильность развития предприятий «маленькой металлургии» зависит от их расположения близ потреби-телей продукции, а факторы сырья и топлива не играют ощутимой роли.

Специфической чертой предприятий цветной металлургии является комплексное использование исходного сырья и их способность комбинироваться с предприятиями других областей хозяйства. Иначе говоря, ключевым фактором формирования потенциала предприятийцветной металлургии следует считать возможности создания комплек-сных технологических циклов, который дает возможность снизить себес-тоимость основных металлов за счет производства высокорентабельной сопроводительной продукции (функционально-структурная составная). Как и у предприятий черной металлургии,основными факторами стабильного долгосрочного развития и прибыльной деятельности в данной сфере бизнеса следует считать сырье и топливо .

Черная и цветная металлургия принадлежат к экспортноориентированным отраслям, предприятия которых должны учитывать не только региональные, отраслевые и государственные факторы, но и прогнозировать изменения спроса на мировых рынках.

Машиностроительный комплекс охватывает около двадцати разных специализированных областей, каким присуща собственная специфика деятельности. Машиностроительные предприятия создают технико-технологическую основу для развития предприятий всех других отраслей промышленности, максимальной реализации потенциала отдельных предприятий и страны в целом. Отечественное машиностроение имеет определенные черты трудодоминирующих производств, хотя за границей такие производства полностью автоматизированы и они имеют характер машинодоминирующих. Предприятия машиностроения включены в систему общегосудар-ственных кооперативных связей, которая предопределяет их зависимость от ряда других предприятий. Отрицательным наследием времен командно-административной экономики является чрезмерная концентрация предприятий машиностроительного профиля в отдельных районах нашего государства, которое приводит к перегрузке региональных екосистем. Вообще можно считать, что предприятия машиностроительного комплекса территориально не закрепленны. Но, как правило, они размещаются в близи источников сырья (предприятия металлургической промышленности) и потребителя (в соответствии с назначением конечной продукции). Тем не менее в этой сфере бизнеса существуют направления, которые сильно зависят от естественных условий, например, морское и речное судостроение.

В зависимости от специфики деятельности предприятия машиностроительного комплекса должны формировать собственный потенциал, исходя из таких соображений:

  • мероприятия по повышению эффективности использования основных производственных фондов являются приоритетными в подотраслях тяжелого машиностроения, где общая величина потенциала формируется за счет наличия, технического состояния, прогрессивности и интенсивности использования машин и оборудования;
  • мероприятия по повышению эффективности использования, улучшению квалификационных характеристик и увеличению численности персонала будут оказывать содействие увеличению потенциала в подотраслях точного машиностроения, где процессы имеют трудодоминирующий характер;
  • маркетинговые мероприятия, направленные на улучшение сбыта продукции, будут полезными для всех областей машиностроительного комплекса, хотя особое значение они приобретают в автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении, авиастроении, поскольку потенциал этих подотраслей больше зависит от рыночных факторов.

В перспективе необходимо расширить ассортимент продукции машиностроения, интенсифицировать процессы обновления Машино-строительной продукции и технического переоснащения областей промыш-ости высокоэффективными автоматизированными системами.

Химический комплекс включает: горно-химические предприятия, предприятия основной химии, предприятия органического синтеза, предприятия из производства сложных полимеров, предприятия бытовой химии и т.п. Размещения предприятий этой сферы бизнеса обусловлен сложными межотраслевыми, внутриотраслевыми и технологическими связями. Предприятия химической промышленности можно отнести к машино- и материалодоминирующими, так как именно сырье и оборудования формируют большую часть валовых затрат производства. Для определения местоположения предприятий следует учитывать такие факторы: 1) полезный выход продукции из сырья (процент химических отходов на тонну конечного продукта); 2) уровень энергопотребления (затраты топлива и электроэнергии на тонну конечного продукта); 3) уровень водопотребления (количество затрат и качество потребленной воды на тонну конечного продукта, количество и уровень загрязнения сточных вод); 4) наличие транспортных путей (возможности транспортирования огне- и взрывоопасных грузов).

Эффективность работы в этой сфере бизнеса зависит от уровня развития интеграционных связей: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Использования той или другой формы связей обусловлен спецификой технологических процессов, характером исходного сырья, темпами научно-технического прогресса, экологическими факторами, сегментацией рынка и т.п.

Переходя к областям, которые вырабатывают продукты народного потребления , укажем чрезвычайно широкое разнообразие видов их деятельности: легкая промышленность (что насчитывает свыше двадцати подотраслей) машиностроения (подотрасли по производству радио-, теле- и бытовой техники, точных приборов), химическую промышленность (лаки, краски, грунтовки для частного сектору строительства и т.п.) и много других. В общем виде все эти виды можно подразделить на производство товаров продовольственного и непродовольственного характера. Легкая промышленность обеспечивает потребности населения и промышленности в тканях, кожаных изделиях, нитях и т.п.. В целом предприятия этой сферы бизнеса можно отнести к трудо- и материалодоминирующим, но в отдельных случаях с значительным влиянием машин и оборудования на эффективность их деятельности. Промышленность тесно связана с сельским хозяйством (на стадиях первичной обработки сырья), с машиностроением и химической промышленностью (относительно обеспечения оборудованием и сырьем). Большинство предприятий ориентируется на потребителя своей продукции, хотя хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные и трикотажные производства располагаются вблизи источников сырья. Дина-мичнасть рыночного спроса на продукцию легкой промышленности (в части товаров для населения) делает необходимой оценку конкурентоспособности потенциала предприятий.

Наибольшую долю в общей элементной структуре потенциала предприятий этой сферы бизнеса имеют социально-трудовая та функционально-структурная составная , которые находятся под сильным влиянием рыночных факторов.

К сфере сельского хозяйства относят собственное сельское хозяйство и весь комплекс перерабатывающих областей: пищевую, мясо-молочную, мукомельно-крупяную, комбикормовую, микробиологическую и прочие виды промышленности. С развитием этой сферы тесно связанно развитие других областей: одни от них получают сырье (например, легкая промышленность), а другие вырабатывают средства труда и прочие необходимые продукты (например, сельхоз машиностроение, химическая пром-ть).

Деятельность сел-хоз предприятий продуктового комплекса характери-зуется сильным влиянием природно-климатических условий : качеством грунтов, климатом в регионе, годовым количеством осадков, среднегодовой температурой и другими факторами. Понятно, что их потенциал непосредственно зависит также от качества семенного материала или племенного фонда, технологии выращивания (посадка), ухода и собирания. Сегодня большинство предприятий в Украине еще работает традиционным способом, не используя ни новых сортов растений или пород скота, ни новых технологий производства.

Через ограниченность земельных ресурсов потребности в продукции сельского хозяйства, которые неустанно возрастают, невозможно удовлетворить, обрабатывая только плодородные грунты. Поэтому обрабатываются также и средние и наименее плодородные участки. Потенциал каждого сельскохозяйственного предприятия на 70 % формируется за счет именно земельных ресурсов, их качества, месторасположения. Оценка всех этих факторов может происходить через рынок, который сегодня не функционирует из-за недостатка законодательного поля.

Кроме того, сложная демографическая ситуация в нашем государстве, в особенности в сельской местности, послужила причиной оттока трудовых ресурсов в города. Поэтому вторым по силе влияния фактором формирования потенциала современных предприятий этой сферы бизнеса следует считать уровень количественного обеспечения и качественные характеристики трудовых ресурсов .Еще одним критическим фактором производства в с/хоз-тве есть его техническая база , которая в Украине уже давно физически и эконом. устаревшая.

Сфера услуг занимает важное место в развития национальной экономики и в удовлетворении разнообразных потребностей населения. Соответственно эту всю совокупность предприятий сферы услуг можно подразделить на предприятия производственного и непроизводственного характера. Традиционно к сфере услуг относят: организации образования и здравоохранения, торговлю и общественное питание, предприятия бытового обслуживания населения, жилищно-коммуналь-ные организации, транспорт и связь, туристические предприятия и т.п. Услуги могут иметь материальный и нематериальный характер. Кроме того, услуги нельзя производить про запас и сберегать на складе до момента использования, что обусловливает размещение пред-ий непоср-едственно в местах проживания, работы или отдыха потребителей.

Все виды бизнеса в рамках этой сферы имеют четко выраженный трудодоминирующий характер. В соответствии с этим наибольшей составляющей потенциала предприятий сферы услуг является его социально-трудовая составляющая , от качества и эффективности использования которой зависит длительный успех этого бизнеса. В зависимости от специфики оказания и потребления услуг можно выделить еще и другой фактор , который имеет, на первый взгляд, вторичный характер, а именно:материально-техническое обеспечение .

Проведенные исследования дают возможность говорить о существовании определенных особенностей формирования потенциала предприятий в зависимости от сферы бизнеса. Очень часто именно эти специфические факторы определяют успешность или, наоборот, крах в долгосрочной перспективе.

Стратегическое планирование и контроллинг Бородушко Ирина Васильевна

2.3. Специфика планирования в зависимости от экономического потенциала предприятия

Общие принципы и типовая методология планирования должны быть адаптированы к таким особенностям предприятий, как их размеры, масштабы производства, номенклатура и интенсивность обновления продукции (услуг), уровень ее наукоемкости, внедрение инновационных технологий.

Малые, средние и крупные предприятия, а также различные формы интеграции предприятий требуют механизма прогнозирования и планирования, соответствующего особенностям и принципам управления каждым из этих видов предприятий. Рассмотрим специфические условия планирования на малых, средних и крупных предприятиях.

В условиях малого бизнеса практически отсутствует разделение труда в сфере управления, все функции управления, в том числе планирование, осуществляет предприниматель. Из-за ограниченности финансовых ресурсов и относительно небольшого производства нет возможности иметь в штате высокопрофессиональных специалистов в области планирования и иных функций управления. Малое предприятие имеет свои преимущества и недостатки. С точки зрения планирования малые предприятия обладают следующими преимуществами:

Относительная простота организационно-управленческих связей, что предопределяет достаточно простую структуру плана;

Немногочисленность управленческого персонала, что облегчает взаимосогласование разделов плана;

Мобильность и гибкость перехода к новациям, легкость смены видов деятельности;

Узкая специализация по видам бизнеса, вследствие чего в плане также не требуется дифференциация по видам деятельности;

Относительная легкость переориентации вида деятельности в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка;

Высокая возможность приспособления бизнеса к местным условиям.

К числу свойств малого бизнеса, затрудняющих процесс планирования, относят:

Ограниченность финансовых, материальных, трудовых ресурсов;

Низкую кредитоспособность;

Высокую степень зависимости от рыночной конъюнктуры;

Необходимость адаптации к целям крупного бизнеса;

Большую трудовую нагрузку на персонал;

Условия труда и социальное обеспечение хуже, чем на крупных предприятиях;

Относительно невысокую оплату труда.

Особенностью малых предприятий является достаточно быстрая смена видов деятельности, частые случаи возникновения новых и ликвидации ранее действовавших предприятий. В связи с этим планы малых предприятий оказываются менее стабильными, чем планы средних и крупных предприятий. Возникновение новых малых предприятий может быть обусловлено обстоятельствами, которые не имеют столь же решающего значения для средних и крупных предприятий. Причины возникновения малых предприятий достаточно разнообразны:

Наличие оригинальной идеи (или патента), позволяющей создать новый продукт или услугу, привлекательные для потребителя;

Наличие достаточной суммы начальных инвестиций, позволяющих открыть новое дело;

Благоприятные перспективы сбыта продукции (услуг);

Наличие ресурса потенциальных наемных работников, необходимого для конкретного малого бизнеса, профессионального состава.

Малое предприятие отличается простейшей структурой управления, при которой каждый работник, включая собственника предприятия, обычно выполняет несколько функций. Главный собственник выполняет функции разработки стратегического, текущего и оперативного планов, а также организации деятельности предприятия, контроля, мотивации труда. При формировании плана малого предприятия обычно стоит стратегическая задача увеличения товарооборота и своей доли на рынке сбыта, так как каждое малое предприятие стремится к увеличению своего капитала и к переходу в группу предприятий среднего бизнеса.

Помимо собственника ведущую роль в малом предприятии играет главный бухгалтер, который кроме прямых обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса проводит анализ финансово-экономической деятельности, контролирует движение финансовых потоков и эффективность использования ресурсов.

На малом предприятии, как и на любом предприятии, должна быть обеспечена взаимосвязь текущего и стратегического планов. Основными показателями, включаемыми в бизнес-план малого предприятия, являются следующие характеристики производственной программы, дифференцированной по видам деятельности:

В научно-техническом бизнесе – объем заказов на НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки);

В консалтинговых фирмах – объем заказов на консалтинговые услуги;

В оптовой торговле – план закупок;

В бытовых услугах – объем заказанных услуг;

В турбизнесе – объем продаж путевок.

На основе этих базовых показателей производственных программ разрабатываются частные плановые показатели: потребность в оборотных средствах и основных фондах, необходимых для реализации производственной программы; определяются потребность в кадрах и плановый фонд оплаты труда при действующей на предприятии системе мотивации и оплаты труда.

При планировании на малых предприятиях необходимо ориентироваться в первую очередь на финансовые возможности и кредитные ограничения. В этих условиях нужно тщательно контролировать расходование средств, так как экономия всех видов ресурсов и эффективное использование имеющегося потенциала предприятия являются источниками экономического роста организации и базой для перехода в средний по размерам бизнес.

Принципиально иные цели и условия планирования существуют на средних, и особенно на крупных предприятиях. К средним предприятиям принято относить организации с численностью персонала до 500 чел. Уровень аналитической работы, качество планирования и эффективность контроллинга финансово-экономической, маркетинговой, производственной, кадровой деятельности объективно повышаются по сравнению с малым бизнесом.

На средних предприятиях план маркетинга становится базовым для планирования остальных видов деятельности, при этом необходимо предварительно определить емкость целевого рынка, возможные каналы сбыта. Производится расчет ожидаемых объемов продаж по каждому виду продукции с учетом конъюнктуры рынка. На базе полученной информации разрабатываются остальные разделы плана. В соответствии с ростом объемов производства повышается степень неопределенности в достижении конечных результатов из-за более высокой конкуренции, растет уровень хозяйственного риска, который должен учитываться в процессе планирования. Повышается актуальность разработки стратегии предприятия, которая формируется в процессе стратегического планирования.

Особенностью организации управления в среднем бизнесе является то, что генеральный директор делегирует выполнение определенных функций управления и направлений деятельности соответствующим менеджерам: по маркетингу, по финансовому и экономическому управлению, по производству, по управлению кадрами и т. п. Создаются соответствующие специализированные функциональные группы управления. Для выполнения этих работ привлекаются профессионалы, владеющие современными технологиями управления, принятия решений и ведения бизнеса.

В стратегическом плане среднего предприятия актуальными являются проблемы роста активов и уставного капитала как основы повышения залоговых гарантий и соответственно расширения возможностей привлечения инвестиций для развития фирмы. Для этих компаний характерно стремление к увеличению доли рынка, развитию сети дилеров. В целом следует отметить, что в среднем бизнесе становятся актуальными практически все процедуры и механизмы профессионального внутрифирменного планирования.

В наиболее совершенной форме современные технологии управления, в том числе планирование и прогнозирование, представлены в крупном бизнесе. Характерными особенностями крупного бизнеса являются: концентрация капитала, интеграция структурных элементов, возрастание роли внутрифирменного планирования как важнейшего элемента управления компанией. Крупным компаниям свойственны как значимые преимущества, так и определенные недостатки.

К преимуществам крупных компаний, которые должны учитываться в процессе планирования, относятся:

Большие производственные мощности;

Высокий научно-технический уровень;

Взаимосвязь научно-исследовательских и производственных процессов;

Широкая номенклатура товаров (работ, услуг);

Систематическое обновление ассортимента товаров (работ, услуг);

Освоение принципиально новых видов товаров (работ, услуг);

Большая возможность выпуска конкурентоспособных товаров (работ, услуг);

Относительно низкие удельные затраты;

Финансовая устойчивость;

Высокий уровень социальной защиты персонала. Вместе с тем у крупного бизнеса есть и свои слабые стороны:

Сложность внутренних и внешних коммуникационных связей;

Организационная инерционность структур;

Большая численность управленческого персонала;

Относительная сложность, длительность, недостаточная оперативность в принятии управленческих решений;

Высокие предпринимательские риски, обусловленные широким ассортиментом продукции, динамикой ее обновления.

Основными стимулами для формирования крупных предприятий выступают: большая емкость целевого рынка, высокая наукоемкость продукции, наличие реальных перспектив для извлечения сверхприбылей, наличие перспектив длительного, стабильного выпуска продукции, обладающей длительным жизненным циклом.

К категории крупных предприятий относят не только отдельные компании, но и различного типа интегрированные структуры: концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, транснациональные корпорации (ТНК). К формам интеграции относятся также картель, консорциум, пул, синдикат, трест, комбинат.

Интеграция предприятий в этих структурах может быть вертикальной и горизонтальной. При вертикальной интеграции объединяются предприятия, осуществляющие последовательные операции единого цикла производства продукции – от этапа формирования источников сырья до стадии получения готовой продукции (заготовка, обработка, сборка). В условиях горизонтальной интеграции объединяются технологически однородные предприятия, например группа заготовительных предприятий, либо обрабатывающих, либо сборочных.

Особой формой интеграции является широко представленная в мировой практике диверсифицированная интеграция, при которой объединяются разнородные по отраслевой принадлежности предприятия.

Процесс прогнозирования и планирования в интегрированных компаниях имеет ряд специфических особенностей, обусловленных их организационной структурой, профилем деятельности и спецификой функций управления. В частности, большая численность работников в интегрированных компаниях предопределяет необходимость такого раздела плана, как социальная защита работающих и создание благоприятного социально-психологического микроклимата в трудовых коллективах.

Другой существенной особенностью планирования деятельности интегрированных компаний является необходимость контроллинга на всех стадиях разработки и реализации планов. Это обусловлено риском больших материальных потерь из-за недостаточного уровня аналитической работы. При принятии плановых решений необходимы данные мониторинга наметившихся тенденций воздействия внешних и внутренних факторов.

Все отмеченные особенности планирования деятельности крупных компаний предопределяют необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов – менеджеров и контроллеров, а также необходимость создания соответствующих структурных подразделений в системе управления компаниями.

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

Из книги Стратегическое планирование и контроллинг автора Бородушко Ирина Васильевна

Специфика планирования на телевидении Из всех средств массовой информации телевидение обладает наибольшим охватом аудитории. При этом, однако, с помощью данного средства нельзя охватить всех целевых потребителей. Часть из них, даже имея телевизор, может предпочитать

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Специфика планирования на радио С точки зрения медиапланирования радио во многом похоже на своего «могучего брата» – телевидение: значительный охват, сложность в достижении целевых групп, большая ротация аудитории, контролируемость времени контакта с потенциальными

Из книги Эффективный рекламный текст в СМИ автора Назайкин Александр Николаевич

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

Глава 1 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА МАКРО-, МЕЗО– И

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

1.4. Правовые основы регулирования взаимосвязи социально-экономического и бюджетного планирования Государственное социально-экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учет взаимосвязи макроэкономических и финансовых показателей.

Из книги автора

1.7. Сущность прогнозирования и планирования деятельности предприятия в условиях рыночной экономики В течение ХХ в. сформировались базовые принципы управления организациями, был разработан ряд концепций, определены методики. Ведущая роль в этом процессе принадлежит

В зависимости от специфики госоргана и тех сфер, на которые распространяется его ведение, такие подразделения могут быть нескольких типов. Условно охарактеризуем три наиболее типичных модели.

Первая модель заключается в информировании общественности о деятельности госоргана. Этой задачей занимаются пресс-службы, отделы по связям со СМИ, политическими партиями и общественными организациями. Распространяемая этими подразделениями информация носит односторонний характер, так как она дозируется с целью создания положительного образа при помощи пропагандистских методов. Ее еще называют «асимметричной», поскольку здесь не возникает должной обратно-поступательной реакции общества. Односторонность информационного потока не позволяет в полной мере выполнять эту функцию и не оправдывает демократических ожиданий общества.

Вторая модель включает в себя использование не просто известных пропагандистских методов и приемов для распространения положительной информации о своей деятельности, но и специальных технологий, способных убеждать, причем, прежде всего ту часть общества, на которую ориентируются в данный момент и по данной проблеме. Эту модель называют «двусторонне асимметричной», так как во внимание принимается реакция стороны, на которую оказывается воздействие, но лишь постольку, поскольку это может быть выгодным или невыгодным для госоргана.

Третья модель предполагает не только регулярное информирование со стороны госоргана для улучшения взаимопонимания между ним и общественностью, но также служит для своевременного предотвращения конфликтных ситуаций и координации своей деятельности в соответствии с общественными интересами. Ее называют «двусторонне симметричной», так как в ней используются способы, позволяющие с большей степенью точности отвечать интересам демократического общества. Эта модель может считаться более этичной, ибо, когда власть не опасается обвинений в некомпетентности или неэффективности, когда власть устойчива, открыта для общественного диалога, тогда она, если не целиком оправдывает санкционированное выборами доверие народа, то вполне может пользоваться им, опираться и рассчитывать на него.

Основные направления деятельности служб «ПР» в государственных органах состоят в следующем:

информирование общественности о деятельности госоргана, о существе принимаемых решений;

мониторинг общественного мнения;

взаимодействие с территориями;

анализ и прогнозирование общественно-политического процесса;

гражданское просвещение и развитие у людей чувства сопричастности, гражданской позиции;

формирование положительного образа госоргана и вида госслужбы, забота о паблисити руководителей и других должностных лиц.

Для государственных органов исключительно важно в процессе государственного управления воздействовать не только на общественное поведение и деятельность людей асоциальных групп, но и на формирование культуры властно-управленческих отношений.

Современная социальная среда характеризуется ростом культурного разнообразия ее участников. Успешное ведение «ПР» в мультикультурной среде государственного управления предполагает знание и использование культур разных народов, региональной специфики деловых (управленческих) коммуникаций (что особенно важно для многонациональных, многоконфессиональных стран и полисубъектных федеративных государств, каким является Россия). Мультинациональные и межрегиональные коммуникации становятся все более значимой сферой в государственном управлении, что обусловлено рядом факторов: глобализацией (обретением общемировых масштабов); интернационализацией (межнациональным общением); регионализацией (ростом взаимосвязей различных регионов). Культурные проблемы нередко становятся более серьезным препятствием для управленческого успеха социальных коммуникаций, чем технические или финансовые.

Можно выделить следующие уровни культуры деловых отношений в государственном управлении:

национальный (в границах одной страны);

региональный (в пределах региона страны или мира);

международный (в межгосударственных отношениях).

В государственном управлении культура интерпретируется в основном либо как совокупность идеальных представлений и ориентации на решение государственных дел, либо как форма воплощенных в управленческой деятельности ценностей и установок. Она есть сложное многоуровневое, внутренне противоречивое социальное явление, отражающее способность человека руководствоваться в рамках ведущих политических ценностей различными стандартами и традициями властно-управленческой деятельности. Поэтому культура государственного управления - это не просто социальный компонент системы управления, а комплексное понятие универсального характера, выражающее конкретные формы взаимодействия людей по поводу властно-управленческих отношений, проявляющихся в разнообразных ситуациях. Содержание культуры государственного управления более полно раскрывается через ее социальную направленность, а также личную культуру и стиль руководства, что сказывается на морально-психологическом климате, условиях управленческого труда, взаимоотношениях между людьми.

В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений.

Технологические инновации

Технологические инновации - это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Они создают основу для развития промышленности и технологического перевооружения отрасли. Применительно к сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные технологии за счет своего быстродействия и больших резервов памяти представляют собой принципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многие варианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.

Методические инновации

Методические инновации - это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Они наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.

На практике методические инновации часто связаны с организационными нововведениями. Они встречаются в образовательной ситуации, когда планируемая цель в общем ясна, но методы и средства ее реализации требуют дополнительных исследований. Этот тип инноваций доминирует в частных методиках, реже представлен в дидактике и теории воспитания и практически не встречается в работах по истории педагогики.

Организационные нововведения

Они касаются освоения новых форм и методов организации труда, а также инноваций, предполагающих изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц. В частности, вопросы комплектования различных классов и групп, способов работы в классах, группах, школьных и внешкольных коллективах.

Так, например, в 2001 году принято решение о создании в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях так называемых «классов охраны зрения», в которых созданы условия для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста. Наполняемость класса до 12 человек, для детей со сложным дефектом - до 5 человек.

Другой пример - создание классов компенсирующего обучения, т.е. классов, которые создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе принципов гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения. Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в обучении, общеобразовательных программ, адекватных их особенностям, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях общеобразовательного учреждения.

Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в общеобразовательном учреждении, выражающаяся в низком уровне психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок, среди которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощенность, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.д.).

Управленческие нововведения

Они затрагивают структуру, методы управления производством, организациями, ориентированы на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных задач. Примеры управленческих инноваций мы находим в работах, касающихся совершенствования управления системой образования на федеральном и региональном уровнях.

Экономические инновации

Экономические инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании. Напрямую они не связаны с педагогикой, тем не менее их влияние сказывается на работе всей системы образования, предоставляемых населению платных образовательных услугах.

Так, Указом правительства Российской Федерации № 505 от 5 июля 2001 г. утверждены Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги.



Социальные нововведения

Они проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и повышение квалификации работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени. Для большинства педагогических новшеств характерен социальный эффект. Он проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества, правонарушений, рационализации умственного и физического труда, формировании полезных навыков и привычек, достижении более высокого уровня воспитанности.

Юридические инновации

Это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений. В последние годы издан ряд законов и постановлений, связанных с аттестацией учащихся, введением федеральных и региональных образовательных стандартов, аккредитацией образовательных учреждений, подготовкой и переподготовкой руководящих кадров и др.

Общий положительный эффект достигается за счет различных групп инноваций, учитывающих запросы общества и решающих перспективные задачи в области воспитания подрастающего поколения.