Ар-деко, Ар-нуво, Модерн. Сравнение дилетанта. Дизайн интерьера в стиле арт-нуво Текстильный стиль в интерьере ар-нуво, и особые предметы декора

: от них устали. Публика жаждала нового, и оно пришло в начале 90-х годов 19 же века. Новый стиль встретили сперва Франция и Германия, и далее он распространился почти везде – в Англии, Бельгии, Австрии, Скандинавии и России.

Итак, Ар нуво (это был он) появился как ответ на пресыщение предыдущими неостилями. Ар нуво (или Арт нуво, как иногда этот термин «транслитерируют» буквально с Art Nouveau) главенствовал в период с 1890 почти вплоть до 1914 года. Из кинофильмов гидом по стилю можно считать, пожалуй, «Титаник» ; насмешники могут пересмотреть фильм «Лига выдающихся джентльменов» .

Ар нуво (Art Nouveau — новое искусство,франц. ) охватил многие виды творчества, но в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах он уверенно солировал.

Течения стиля Ар нуво

В Германии его назвали «югендстиль» (Jugend — молодость, нем. );

в России — «модерн» (от французского moderne — новейший, современный ). Украшения стиля модерн имеют «географические» особенности. Французские ювелиры модерна, к примеру, Люсьен Гайар, Жорж Фуке, виртуозно асимметричны, тогда как «германский разум» (Вильгельм Лукас фон Кранах) тяготеет к симметрии. Неодинакова и палитра — в России она, пожалуй, иная, чем в Европе. Так что течения, наверное, можно определять географическим путём.

Становление и черты стиля модерн (Ар нуво)

Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).

Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта . Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.

Но. Отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент -уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха . Это явно не чужие друг другу образы.

Проникновение японского «природного» стиля в европейский модерн

Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникам Хокусаю , Хирошиге , и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем


воды и цветов ,


скал и птиц ,

вершин в снегу и таинственных зверей.

Это теперь Фудзияма, хризантема, карп и журавль для европейца — общее художественное место. Японское. Но было время, когда роза Европы впервые уступила место хризантеме, — на груди художника (помечтаем: в петлице фрака!). Волны, струи дождя, листва и стебли бамбука, цвет сакуры, изгибы водорослей и стаи рыбок — всё это тоже вошло в систему орнаментов модерна.

Стиль Ар нуво – проявление в моде и ювелирных украшениях

Женский силуэт типичной представительницы эпохи модерн зазмеился, напоминая латинское S. Вечерние наряды ар нуво стали необычайно эффектны — из-за асимметрии и манерно изогнутых линий. Из украшений в эпоху стиля модерн особенно популярны колье — ожерелья с «бахромой» (жемчужной или бриллиантовой), идеально подходящие к клиновидному декольте. В моду вошли широкие «ошейники» , усыпанные камнями; изящные обручи с камнем , вынесенным вниз на длинном стержне. Волосы украшались изысканными гребнями с золотом и камнями.

Ювелирное искусство было «маяком» нового стиля. Конечно, и без архитектурного модерна -никуда, но, как правило, брошь создают быстрей, чем особняк.

Примеры антикварных украшений периода модерн:


Ар нуво: цветы, феи, изгибы линий и самоцветы

Вселенная флорального (floral на французском — цветочный ) модерна — изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, подсолнухи, камыши, ирисы и орхидеи…

«Маркер» модерна — широко и прихотливо изогнутая линия (в Европе названая «удар бича» ). Странно: в японском искусстве такими линиями изображали волны тумана, движение водорослей, струи в заводи;

у европейцев — бич… Точно предчувствие 1914 года, в самом деле!

Эмансипация позволила нагим феям Лалика размножиться и заселить ювелирные изделия. Мастер навеял «сон золотой» — пусть не всему человечеству, но отдельному (богатому) человеку. Томные женские головки и фигурки с длинными волосами и гибкими руками в «летящих» рукавах, — пожалуй, именно они прародительницы всех диснеевских принцесс. Плавная текучесть асимметричных форм, тонкое построение композиции, сочетания глянца эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней — достойное обрамление для миниатюрной дамы из золота.



А в украшениях уже настоящих женщин из плоти — много камней (жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, хризопразов, перламутра). Подбирались не дорогостоящие, а декоративно и колористически подходящие самоцветы.


Художники-ювелиры эпохи ар нуво

Напор высокого ювелирного искусства, наконец, пробил стену академического снобизма. В Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства. Начались персональные выставки художников-ювелиров , каталоги стали печатать в журналах, музеи начали закупить коллекции. Всемирная выставка, проходившая в Париже в 1900 году, аплодировала стоя Маэстро-Ювелиру.

Рене Лалик

Из «отцов» модерна нельзя не сказать о Рене Лалике (Rene Jules Lalique ) (как, разумеется, и об Альфонсе Марии Мухе, Жорже Фуке, Чарльзе Роберте Эшби и многих других мастерах). За двадцать с небольшим лет периода ар нуво Рене Лалик весьма изменил устои ювелирного мира. Он ввёл мотив нагой женской фигуры. Рог, перламутр, стекло, слоновую кость Лалик дивно соединял с эмалью и жемчугом, драгоценными и поделочными камнями. Король французского стекла, он разработал способ литья под давлением (бесподобные вазы Лалика).. Поработав в домах Картье и Бушерона, он открыл собственную ювелирную мастерскую. Разработка украшений для Сары Бернар добавила маэстро славы.

Примеры работ художника-ювелира ар нуво Рене Лалика:




Люсьен Гайар, Альфонс Муха, Жорж Фуке, Роберт Эшби

Люсьен Гайар (Lucien Gaillard ) так же был одним из самых выдающихся ювелиров своего времени. Его оригинальные изделия были лаконичнее, «природней», чем у современников, и пользовались широкой известностью.

Примеры работ ювелира-художника ар нуво Люсьена Гайара:

Изделия ювелира Жоржа Фуке воплощали идеи славного Альфонса Мухи , Фуке работал по его эскизам. Альфонс Муха и Жорж Фуке в 1900 году разработали коллекцию в стиле Ар Нуво для парижской Всемирной выставки. Изделия не походили на традиционный ювелирный дизайн того времени, но публика очень заинтересовалась.. Зал Фуке на Выставке пользовался огромным успехом. Это был великолепный тандем, и, когда Жоржу Фуке пришла пора открыть собственный магазин, декорировал его, конечно, Альфонс Муха.

Этот стиль настолько необычный и оригинальный, что на первый взгляд кажется фантастическим: текущие фасады домов, извилистые линии в помещении, комнаты, не имеющие ни начала, ни конца.

Основатели ар-нуво стремились придумать что-то достойное и совершенно новое на смену надоевшим традиционным стилям. И им это, несомненно, удалось. Посудите сами: уже больше сотни лет ар-нуво остается востребованным по всему миру, не переставая удивлять своими причудливыми формами.

История возникновения стиля ар-нуво

Стиль ар-нуво возник в последней декаде XIX века и был распространен на территории всей Европы, а также в Америке. Его название заимствовано у галереи декорирования интерьеров в Париже – «Дом ар-нуво» (в переводе с французского – «дом нового искусства»). В России данный стиль часто именуют модерном.

Ар-нуво параллельно развивался в разных странах, впитывая в себя национальные особенности, а объединяющим звеном стало стремление к свежим взглядам на искусство.

Много десятилетий до рождения стиля ар-нуво не возникало ничего кардинально нового ни в архитектуре, ни в дизайне – повсюду использовали эклектический стиль , который являлся смешением предыдущих.

Жажда прогрессивных решений привела к появлению самобытного неординарного направлению во всех отраслях.

Как и все яркое, стиль ар-нуво быстро перегорел, просуществовав всего 30 лет, но его след до сих пор просматривается, а вклад в декоративное искусство нельзя переоценить. Именно данный стиль начал уделять большое внимание внутреннему оформлению домов.

Ар-нуво в интерьере отличается продуманностью и художественной ценностью каждой детали: от оконных рам и до дверной ручки.

На рубеже XIX и XX столетий архитектор должен был являться по совместительству дизайнером, потому что здание продумывалось целостно. Именно в это время появляется понятие свободной планировки, а комнаты приобретают необычные криволинейные формы.

Нелегко учесть каждую деталь оформления еще на этапе конструирования здания, но если это удается, то рождается настоящий шедевр. Примером тому могут служить причудливо-фантастические постройки испанского архитектора Антонио Гауди или же красивейшие здания, спроектированы бельгийцем Виктором Ортой.

Создать стиль ар-нуво в интерьере очень непросто, ведь даже один предмет, не вписавшийся в обстановку, разрушит целостность картины. Но, зная все особенности этого дизайнерского направления, задача становиться легче. Итак, приведем черты стиля ар-нуво.

Динамика композиции в стиле ар-нуво

Ар-нуво в интерьере противопоставляет себя предшествующим стилям, особенно классическому. Он отрицает все статичное и неподвижное, создает движущуюся композицию. Комнаты в данном стиле плавно перетекают друг в друга, особенно актуально становится зонирование помещения.

Жилые объемы разделяются с помощью криволинейных арок или же компонированием разных отделочных материалов. Например, паркет переходящий в плитку можно часто встретить в дизайне в стиле ар-нуво.

Причем, стык никогда не остается ровным, ведь важно создать эффект вливания комнат друг в друга.

Соединить верхний и нижний этажи необходимо так же плавно: лестница закручивается, изгибается, она чем-то похожа на проросший стебель. Классические широкие основательные ступени будут неуместны. Поэтому ар-нуво в интерьере склоняется к легким винтовым лестницам с элементами ковки.

Извилистые линии оплетают интерьер в стиле ар-нуво

Для комнаты, выполненной в дизайне ар-нуво, характерны плавные извилистые линии. Это дань природе как истоку творческих идей. В рамках данной концепции все натуральное выходит на передний план. Для данного стиля противопоказаны правильные формы на противовес классике.

Даже оконные проемы не должны оставаться прямоугольными. Эталоном могут служить окна «дома костей» в Барселоне (проект Гауди). Если же нет возможности изменить стандартную форму проемов, то стоит хотя бы декорировать их внутреннюю часть с помощью лепнины или гипсокартона, таким образом сгладив углы. Поиграть с формой можно также, развесив шторы с кривым подолом.

В интерьере в стиле ар-нуво нет места острым элементам. Углы комнат, мебели и декора тщательно сглаживаются. Должно создаваться впечатление, что оформление создано нерукотворно.

Только натуральные материалы для оформления в стиле ар-нуво

Хотя во времена расцвета стиля ар-нуво широко применялись новые технологии в строительстве, но внутренняя отделка осталась натуральной. Популярность приобретают такие материалы как металл и стекло, а также дерево дорогих пород.

Кованые изделия занимают важное место в интерьере ар-нуво. С их помощью оформляют балконные перила, лестницы, мебель, карнизы, рамы зеркал и картин. Но ярче всего качества изделия проявляются в контрасте. С этой целью грубый крепкий металл сочетают с хрупким стеклом.

Витражи – лучшее украшение для ар-нуво в интерьере

Стекло в дизайне ар-нуво играет важную роль. Оно добавляет комнате яркости, светлости и отлично подходит для соединения помещений в единую композицию.

Этот стиль невообразим без витражей. Разноцветные стеклышки присутствуют везде, куда попадают солнечные лучи. Оконные стекла, межкомнатные перегородки, перила лестниц, шкафы, светильники – все это декорируют витражами. Именно этот элемент оформления является самым красочным в интерьере ар-нуво.

Неброское цветовое оформление стиля ар-нуво

В данном стиле доминируют мягкие приглушенные цвета. Есть тенденция к темным оттенкам. Конечно же, под стать природному оформлению выбирают натуральную палитру: коричневый, болотно-зеленый, бежевый, оливковый.

Дизайну ар-нуво не чужды противопоставления цветов. Яркие пятна разнообразят интерьер и добавят индивидуальных черт. В их качестве могут выступать цветастые панно, мозаика или вычурные декоративные предметы.

Самый мягкий теплый свет для комнаты в стиле ар-нуво

Кроме цветовой гаммы, очень важно угадать со светом. Интерьер в стиле ар-нуво не подойдет любителям ярких галогенных ламп. В таком помещении царит загадочная интимная атмосфера, и освещение должно подчеркнуть ее. Светильники выбирают с матовыми плафонами. Это могут быть бра, торшеры, настольные лампы. Центральному освещению уделяют мало внимания.

Очень востребованы лампы с витражными абажурами. Самым известным изготовителем стекольных изделий считается Луис Тиффани. От фамилии этого дизайнера произошло название ар-нуво в Америке – тиффани. Абажуры, витражи и бижутерия его выделки тесно связаны с данным стилем.

Помещение в стиле ар-нуво – царство растительных узоров

Не стали исключением и узоры, которые по своей тематике, как и все остальное в дизайне ар-нуво, носят природный характер. Особенно часто они украшают витражи, также могут присутствовать на картинах или на текстиле.

Символом стиля стали ирисы – именно эти цветы больше других завораживали дизайнеров тех времен. Кроме растительных мотивов распространены изображения животных: павлины, попугаи, стрекозы, бабочки.

Прославленные рисунки девушек в цветах чешского живописца Альфонса Мухи также относят к стилю ар-нуво. В них просматривается идея сплетения человека и природы.

Интерьер в стиле ар-нуво – это движение, поиск новых форм и единение с природой. Его выбирают творческие личности, ведь именно им подойдет такая смелая неординарная обстановка.


Стиль дизайна интерьера арт нуво не для каждого, главное его преимущество – это уникальная неповторимая красота. Создав дом в этом стиле, вы можете быть уверены, что никто и нигде не встретит ничего подобного, однако есть и недостаток – работа в этом стиле требует серьезных усилий.

Немного истории
Сам стиль возник в конце 19го-начале 20-го века в Париже и Лондоне, благодаря ему самые обычные вещи превращались в настоящее произведение искусства. Выставка в Париже в 1910 г. дала начало повсеместному распространению арт нуво, хотя многим воспитанникам духа викторианской старины этот стиль показался чрезмерно вычурным и экстравагантным.

Арт нуво возник на основе классики и развивался под влиянием множества прочих самых разнообразных стилей – от кельтских мотивов до японского аскетизма – и проявлялся в самых разных сферах: от архитектуры и декорирования до ювелирного искусства и иллюстраций. Многие считали, что этот арт нуво – это новый переосмысленный барокко. В Америке этот стиль получил название Тиффани.

Font-family:=" " font-size:="">

Основные характеристики стиля арт нуво:


- основные материалы – дерево, натуральный камень, плитка и стекло, кованный металл используется для декорирования лестниц, ручек у дверей

- цветочные и растительные мотивы в оформлении, дизайнеры черпали вдохновение в природе, используя для декорирования орнаменты с листьями, паутинами, перьями, также популярны были темы фей и эльфов

- удлиненные закругленные линии

- женственные силуэты

К сожалению, эпоха арт нуво длилась недолго – в 20е годы прошлого века пальму первенства получил набирающий популярность арт деко, однако до сих пор в мире немало поклонников этого прекрасного женственного и вдохновляющего взгляда на интерьер.

7 советов как превратить ваш дом в прекрасный пример интерьера в стиле арт нуво:


1. Стены: для стен характерны приглушенные мягкие тона, используйте желтый, горчичный, оливковый, лавандовый, серый. Сто лет назад были популярный обои с соответствующим рисунком, однако сейчас это смотрится чрезмерно, и дизайнеры предпочитают однотонные обои и краску. Вы можете сделать акцент на одной из стен, а остальные покрасить в белый. Допускается использования обоев с цветочным рисунком, тканевой драпировки, декоративной штукатурки.


2. Пол: предпочтительнее всего паркет, желательно с характерным рисунком. Для кухни и ванной можно использовать плитку с имитацией мрамора или натуральных камней. Центральным элементом декора может стать ковер с цветочным орнаментом.

3. Потолок: для оформления потолка используют краску, витражи, лепнину, а также цифровые фрески. Самые распространенные тематики – прекрасные девушки, солнце и небо. Вы также можете ограничиться белой краской и роскошной люстрой с витражным стеклом.

4. Цветовая гамма – используются спокойные расслабляющие оттенки – теплый бежевый, шоколадный, кремовый, оливковый, голубой.

5. Освещение: типичные светильники в этом стиле созданы из бронзовой основы и украшены витражами. Соответственно, свет арт нуво – приглушенный, мягкий, неяркий. Рассеянный свет создает в комнате необходимую атмосферу расслабления и покоя.

6. Аксессуары подбираются очень тщательно, часто это ручная работа и стоит недешево. Они должны быть изящными с соответствующими рисунками и орнаментами, цветное стекло прекрасно подойдет для украшения зеркал, гардероба или дверей. Бронзовые или мраморные статуи фей с витражными крыльями, роскошные вазы, картины в витиеватых кованых рамах, красивые напольные часы, зеркала причудливых форм и, конечно, прикроватные лампы с витражным стеклом – то, что необходимо, что создать интерьер в стиле арт нуво.

Витражное стекло – это своеобразная визитная карточка стиля Арт-нуво, и оно украшает все, что только позволит ваша фантазия: окна, двери, шкафы и зеркала.


7. Мебель потребуется выбирать очень тщательно, она должна быть практичной, функциональной и элегантной, с характерными коваными металлическими завитками. Шкафы могут быть украшены винтажными росписями. То же самое касается и мягкой мебели: мягкие подлокотники, декоративные деревянные кресла с орнаментом, напоминающим сплетение растений. Для обивки выбирают ткани с изображением цветов и листьев, часто затканные золотыми или серебряными нитями.

Одно из названий стиля модерн.

Ар нуво (Art Nouveau) - одно из названий стиля модерн. Оно происходит от наименования парижской галереи La maison de l’art nouveau (Дом нового искусства), где проводились первые выставки художников, архитекторов, дизайнеров, керамистов, ювелиров, работавших в этом стиле.

  • 1 из 1

На фото:

Ар нуво возник в Европе в 1880-х годах. Его приверженцы выступали против насаждения «историзма» в искусстве, дизайне и архитектуре, беспорядочного смешения элементов барокко, рококо, классицизма и т.д. Они стремились создать принципиально новый стиль, который распространялся бы на все сферы жизни человека и делал ее гармоничной. В едином ключе должны были быть оформлены дом, как внутри, так и снаружи, мебель, предметы интерьера, бытовые принадлежности. Все должно быть функционально, красиво и эстетично. Подражание природе, использование плавных линий, повторяющих формы растений, сочеталось с широким применением последних технических достижений и новых материалов.


  • 1 из 1

На фото:

В архитектуре в стиле ар нуво одинаково успешно строили как загородные виллы и городские особняки крупных буржуа, так и многоквартирные доходные дома. В последних впервые появились кондиционер и лифт, а также чердак. Стены и крыша украшались пестрой терракотовой мозаикой или стукко (искусственный мрамор), углы сглаживались за счет лепнины в виде древесного ствола, переплетенных лиан и т.п.

На фото: обои в стиле ар нуво.

В особняках и на виллах благодаря увлечению культурой Востока выделялись новые помещения, например просторная курительная комната, обычно оформленная в лаконичном японском стиле. Существенно была модернизирована ванная комната, которая начала восприниматься как интимное пространство.

Интерьеры в этом стиле были нарядными и выглядели просторными и светлыми благодаря большим окнам и палевой цветовой гамме. Полы могли быть мраморными или выложенными паркетом из древесины светлых тонов (ясень, ольха, дуб, береза). Для отделки стен использовались бумажные или шелковые обои с узорами, часто это были огромные причудливые цветы или насекомые.


  • 1 из 1

На фото:

Формы мебели вторили плавным, изогнутым линиям интерьера. Широкое распространение получили небольшие предметы интимного свойства - тумбочки, маленькие столики. Для корпусной мебели характерным было сочетание деревянного каркаса и больших по площади стеклянных поверхностей. В ее отделке активно применялась техника фанеровки древесиной светлых тонов (ольха, орех, дуб). Для украшения использовалась инкрустация темной древесиной (черное дерево), слоновой костью или перламутром. Обивка мягкой мебели по темам узоров перекликалась с обоями.

Популярные мотивы:

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Чем может заинтересовать дизайнера и потребителя компания, производящая колонки для воспроизведения музыки рассказывает Олег Люгин, директор по развитию дистрибьюторской компании MMS Cinema.

Архитектурный стиль лофт, возникший из промышленных помещений, дает огромные возможности для фантазии. Именно здесь, в оживленных старинных фабричных зданиях, «производятся» самые креативные идеи.

Сегодня во многих российских домах появилось отдельное помещение для приема пищи. Но так было не всегда. Откуда берет свое начало столовая? Кто ее придумал, и почему она исчезла почти на столетие?

Массовому выпуску самых знаковых предметов повседневного быта предшествовали годы, а порой и десятилетия инженерных поисков. Представляем вам самые полезные изобретения для дома в истории.

В прежние века украшения новогодних ёлок символизировали евангельское предание, затем - достаток и богатство. А в XX веке по декору елей в России можно было узнать о ключевых событиях в жизни страны.

В наше время почти все родители стараются выделить для ребенка отдельную комнату. Но относительно недавно у детей не было собственных «апартаментов» или они сильно отличались от сегодняшних.

Название происходит от англ. hi-tech, сокращения от high technology – высокие технологии. Хай-тек известен также как промышленный стиль. Зародился на волне постмодернизма в Великобритании.

Постмодернистское направление в дизайне, возникшее в Великобритании в 1970-1980-х годах. Характеризуется отказом от проектирования предметов массового производства в пользу выпуска ограниченных

Название стиля происходит от сокращенного popular art (англ.) – популярное искусство. Второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. нечто

Название происходит от фр. postmodernisme – после модернизма. Главной особенностью этого направления считается хаотическое использование элементов, заимствованных из исторических стилей прошлого.

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки.

Термин восходит к франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины. Рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Его расцвет (примерно 1725-1750 годы) пришелся на времена правления

Стиль в европейском искусстве и литературе XVII - начала XIX века. Название происходит от лат. classicus - образцовый и выражает суть стиля: он ориентирован на формы античного искусства как на

Основная концепция этого стиля – подражание природным формам и преимущественное использование натуральных материалов. Он зародился в рамках стиля модерн в начале XX века.

Сюрреализм (фр. surréalisme - сверхреализм) - художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Его основателем и идеологом считают писателя и поэта

Стиль, существовавший в 1920-х годах преимущественно в России (в архитектуре, оформительском, плакатном, театрально-декорационном искусстве, издательском деле, конструировании, дизайне).

→ МОДЕРН - стиль или эпоха?

7 октября 2013 г.

Согласитесь, приятно чувствовать себя человеком образованным, осведомленным, понимающим. Но иногда предмет понимания может оказаться не так прост,

каким казался. В этой статье, как я надеюсь, вы сможете найти максимально логичную, простую и понятную информацию по сложному вопросу -

Что такое и в чем разница между МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО .

ТАК ЧТО ЖЕ С МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО?????

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики , который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Модерн (от французского moderne – «современный»)
появился в конце XIX века. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
В различных странах стиль модерн называется по разному: Франция, Бельгия - Ар Нуво,
Италия - Либерти,
Англия - модерн стайл,
Шотландия - Макинтош,
Голландия - Nieuwe Kunst,
Щвейцария - еловый стиль,
Германия - Югендстиль,
Испания - модернизм,
Австрия - Сецессион,
США - Тиффани,
Россия - просто - Русский модерн.
"Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения.
Эпоха Серебряного века в русской поэзии - завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины,
сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.
"

Стиль Ар–нуво относится к стилю модерн , точнее является его частью.

То есть, художественное решение Ар-Нуво - это составная часть НОВОГО РЕШЕНИЯ, НОВОГО МЫШЛЕНИЯ, называемого и стилем, и эпохой МОДЕРН.

Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо.
Стиль Ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века.

L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный

стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые

как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая.

Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя. Особенности ар-нуво,

как и модерна в начале его возникновения, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т. п.

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и

ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно

утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый
архитектурный стиль, получивший название модерн.
Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент Германа Обриста "Удар бича"

Девиз модерна (в начальной форме - Ар-нуво) - "Назад к природе" ,
В архитектурных формах и живописи преобладают:
- извилистые линии,
- необычное сочетание дорогих и экзотических материалов,
- изображение фантастических существ,
- формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

В формах - подчеркнутая асимметрия .
Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.
В основе стиля - тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания .
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны
изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные ; преобладание плавных, сложных линий.
Набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны.
Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать
в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стран Азии.
Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром .

МОДЕРН пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии,
opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня.
Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида.

Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гип с, являющиеся частью природы.
Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло , на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское
стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и
творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.

Обои, выполненные в эпоху модерна, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер.
Следует привести несколько примеров, а именно:
колокольчик - символизировал желание,
кувшинка – тревогу.

Художественный стиль Ар-Нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным
компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные
картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между
собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.
Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны,
или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть
и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой. Интерьер помещения, созданного в данном стиле,
представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах.
Стиль ар-нуво благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.

Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Очертания зданий расплываются,амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидныепланы или аморфные фигурации, выступающих в самых

неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий

они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели,

бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и

органичность Ар-Нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы.

Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу.

«Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.

дизайна мебели - Эмилем Галле

Камилем Готье,

Михаэлем Тонетом («папа» «венского стула»),

архитектурных объектов -

Густавом Эйфелем,

Антонио Гауди,

Виктором Орта,

живописи -
Густавом Климтом,


Альфонсом Мухой.

В свою очередь Ар-Деко - декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна (или точнее - последствий Ар-нуво) .

Для этого жанра характерна графическая закономерность, орнаментальность, преимущественно этническая, использование дорогих современных материалов как слоновая кость,

редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром.

А теперь чуть четче...

Ар-нуво – одно из названий разноликого стиля, существовавшего приблизительно с 1885 по 1914 годы.

Означает «новое искусство» - оно и было таковым, в момент происхождения. В русской литературе до революции его называли «новейший стиль».

В советское время был принят термин «модерн». Сейчас в связи с тем, что англоязычная литература активно использует термин «modern» в прямом

смысле – то есть «современный», предпочтительно использовать общепринятую же англоязычную терминологию – «Art Nouveau».

Ар-деко – 1925 -1940 гг. – происходит от названия выставки проведенной в 1925 году в Париже - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes –

где были представлены новые работы европейских дизайнеров – пожалуй впервые в таком количестве после Первой Мировой войны.

Термин, по большому счету, прижился в конце 60-х годов ХХ века, когда стиль начали описывать искусствоведы.

Для Ар-Нуво источниками поиска идеи были:
- готика, точнее интерпретация готики мастерами движения «арт-энд-крафт»,
- искусство современной ему Японии,
- отчасти Древний Египет
- народное искусство – причем влияние последнего очень и очень велико – до такой степени, что фактически в некоторых странах стиль арт-нуво стал выражением

национального возрождения и самоутверждения.

Для Ар-Деко:
– искусство Древнего Египта – в очень высокой степени,
- искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах);
- искусство Дальнего Востока,
- далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм,
- этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики.

Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие:
Ар-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно,

соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от Ар-деко.

Ар-нуво по ощущениям - женское, томное, изысканно и мягко эротично . Каждым изгибом орнамента, силуэта, материала.

Посмотрите на примере ювелирных украшений:

Ар-деко - гораздо более стремительно и мужественно, брутально и даже несколько агрессивно сексуально.


Основополагающий мотив фонтана – полностью укладывается в теорию Фрейда.

Краски Ар-нуво – приглушенные, «природные», пастельные - за исключением, может быть бело-золотого стиля Сецессиона.


Краски Ар-деко – яркие, кричащие, контрастные – сошедшие с полотен Матисса, и прочих художников той поры.


В орнаментах Ар-нуво стилизуются мотивы самых обычных растений и цветов – тех, что растут прямо тут, под окном у художника.
Ар-деко вдохновляют буйные тропические растения из далеких заморских стран.

Ар-нуво – молочный мрамор, тусклое серебро, красное дерево, полудрагоценные камни.
Ар-деко – полированное серебро, блистающая латунь, слоновья кость, черное дерево и хромированная сталь.

Ар-нуво питает любовь к птицам и насекомым и рыбам.
Ар-деко прославляет пантер, львов и их добычу – лань (сказывается влияние Месопотамии).

Женщины Ар-нуво духовно-анемичны или томно-пухлы, а бесконечно-текучие волны их волос – вообще фирменный знак стиля.

И, кстати, создается впечатление что все они – высоки ростом. Мужчины же выглядят как вечные юноши – это в лучшем случае.


Женщины Ар-деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, а если и полны, то особой,

здоровой полнотою – тоже крепкой и звенящей.


Ар-нуво с самого рождения своего любит плавную длинную практически бесконечную линию.