Броненосец микаса чертежи. Эскадренный броненосец «Микаса. По данным из русско-язычных источников

shopProduct Object ( => Array ( => 38668 => => Модель из бумаги "Mikasa" эскадренный броненосец. Масштаб 1:200 => => "Боевой" Миноносец. Масштаб 1:200 => => => {$name} купить за {$price} в интернет-магазине «Мир Моделей» с доставкой по России. =>

С началом Русско-японской войны "Боевой" принял активное участие в боевых действиях, неся сторожевую службу на внешнем рейде и совершая разведывательные походы. 10 июня 1904 года "Боевой" в бою с японскими кораблями получил два попадания и на время утратил управление. 23 июля, находясь в бухте Тахэ на плановом дежурстве, был торпедирован минными катерами с японских броненосцев. Взрыв торпеды произошёл по левому борту. Экипаж "Боевого" одновременно боролся за живучесть корабля и вёл огонь по противнику. Очередная отличная разработка Александра Кустова. Модель изобилует большим количеством деталей, несколько листов с деталями имеют двухстороннюю полноцветную печать, кроме того, присутствует на нужных деталях бронзовая краска

=> 123858 => 2016-04-15 12:37:38 => 2017-04-17 09:28:08 => 0 => 0 => 72 => 291158 => => => 127781 => jpg => product38668.php => 0.00 => 1390 => 0 => RUB => 1390.0000 => 1390.0000 => 0 => 0 => => => 0 => 0.0000 => 2298 => => 0 => 0.0000 => 0.0000 => 0.0000 => 1 => RUB => 1390.0000 => 1390.0000 => 1390.0000 => 1390.0000 => 1390.0000 => 1390.0000 => 0.0000 => 0.0000 => Array ( => Array ( => 127781 => 38668 => => BM-0157 => 1 => => => 1390 => 1390 => 990 => 0 => 0 => 0 => => => 0 => => 0 => Array ( => 0 => 0) => RUB => RUB => 1390 => 1390 => 0 => 0 => 1390 => 0)) => Array ( => Array ( => 2298 => => 704 => 705 => 1 => 1839 => Флот => => Модели кораблей для склеивания из бумаги. Бумажные модели флота. => => Широкий ассортимент моделей кораблей для склеивания из бумаги вы можете купить по доступной цене в интернет-магазине "Мир Моделей" с доставкой по РФ => 0 => flot_2 => modeli-iz-bumagi/flot_2 => 134 =>

Масштабные модели авиации склеиваемые из бумаги

Бумажные копии авиационных моделей, склеиваемых из бумаги, - это возможность прикоснуться к волшебному воздушному миру, его истории, его настоящей и, возможно, будущей жизни. В сайт вы сможете приобрести миниатюрные дубликаты знаменитых самолетов и вертолетов, до мельчайших деталей воспроизводящие оригиналы. Наш ассортимент постоянно пополняется и совершенствуется, давая покупателю больше выбора и простора фантазии. Все компоненты моделей сделаны из качественных добротных материалов, позволяющих рассчитывать на прочность и долговечность собранного экспоната.

Неважно, кто вы - коллекционер с многолетним стажем, начинающий авиамоделист или просто заботливый отец, желающий привить своему ребенку усидчивость, пространственное мышление и любовь к творчеству. Во всех случаях, купив масштабные модели авиации, склеиваемые из бумаги, в нашем интернет-магазине, вы не выбросите деньги на ветер. Всё будет совсем наоборот! Вложив душу и старание в сборку давно желанной авиамодели, вы окажетесь "на седьмом небе"!

=> => 2016-04-12 10:07:49 => 2018-06-07 12:34:53 => price,18,12,14,16,93,95,115 => => 1 => 1 => .jpg)) => modeli-iz-bumagi/flot_2 => 1390.0000 => 0 => Array ( => Флот => 1:200 => 1:200 Флот => Издательство "Орел" => Модель из бумаги => Бумажная модель => Миноносец => Боевой) => Array () => Array ( => shopDimensionValue Object ( => 0.2 => kg => weight => => 0.2 => => => 35 => 19 => 6) => ИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ" => Средняя => 1:200 => Корабли => Военный => Array ( => Надводная) => XX век до 1939 года => Array ( => Броненосец) => Array ( => Бумага) => Модели => Украина) => Array ( => Array ( => 291158 => 38668 => 2016-04-15 12:38:28 => => Модель из бумаги "Mikasa" эскадренный броненосец. Масштаб 1:200 => 0 => 800 => 800 => 101379 => => BM-0157.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/68/86/38668/images/291158/291158.96x96.jpg)) => Модель из бумаги "Mikasa" эскадренный броненосец. Масштаб 1:200) => Array ( => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1) => 1 => shopProductModel Object ( => shop_product => waDbMysqliAdapter Object ( => mysqli Object ( => 1 => 5.5.47 => 50547 => 0 => => 0 => => Array () => 14 => Localhost via UNIX socket => => 0 => 5.5.59-0+deb7u1-log => 50559 => Uptime: 17158389 Threads: 8 Questions: 10480753989 Slow queries: 51292 Opens: 14864 Flush tables: 1 Open tables: 1600 Queries per second avg: 610.823 => 00000 => 10 => 14966304 => 0) => Array ( => localhost => => s7 => kDueSpGsufw => s7 => mysqli)) => => Array ( => Array ( => int => 11 => 0 => 1) => Array ( => varchar => 36) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => int => 11) => Array ( => datetime => 0) => Array ( => datetime) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255 => 0 =>) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 10) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => decimal => 3,2 => 0 => 0.00) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => char => 3) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => int => 11 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11 => 0 => 1)) => id => => Array () => default)) 1

shopProduct Object ( => Array ( => 39220 => => Склеиваемая пластиковая модель Японский Броненосец Mikasa 1905. Масштаб 1:200 => => ​Микаса - японский броненосец, флагман японского флота. Назван в честь горы в префектуре Нара. Заказан в 1898 году, строился на верфи Виккерса в Великобритании. Спущен на воду в 1900, вступил в строй в 1902. => => => {$name} купить за {$price} в интернет-магазине «Мир Моделей» с доставкой по России. =>

Микаса - японский броненосец, флагман японского флота. Назван в честь горы в префектуре Нара. Заказан в 1898 году, строился на верфи Виккерса в Великобритании. Спущен на воду в 1900, вступил в строй в 1902.

Был флагманом японского флота во время русско-японской войны. Участвовал в сражении в Жёлтом море и Цусимском сражении.

Погиб в Сасебо в ночь на 11 сентября 1905 года от взрыва кормового погреба (погибло 250 и ранено 340 человек). Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 м, и первую неудачную попытку поднять его сделали 25 декабря того же года. После нескольких попыток в августе 1906 года был поднят на поверхность и после двухлетнего ремонта возвратился на службу. Во время первой мировой войны нёс службу по охране японского побережья.

В 1923 выведен из состава флота. Превращён в корабль-музей. Бомбился американцами во время второй мировой войны. После окончания войны с него было снято оружие, сам броненосец находился в плохом состоянии. В 1958-1961 на корабле были проведены восстановительные работы.

=> 1 => 2016-11-24 11:57:37 => 2017-01-24 16:27:50 => 0 => 0 => 33 => 1002359 => => => 128358 => png => product39220.php => 0.00 => 10430 => 0 => RUB => 10430.0000 => 10430.0000 => 0 => 0 => => => 0 => 0.0000 => 2383 => => 0 => 0.0000 => 0.0000 => 0.0000 => 1 => RUB => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 10430.0000 => 0.0000 => 0.0000 => Array ( => Array ( => 128358 => 39220 => => MM-62004 => 1 => => => 10430 => 10430 => 7190 => 0 => 0 => 0 => => => 0 => => 0 => Array ( => 0 => 0) => RUB => RUB => 10430 => 10430 => 0 => 0 => 10430 => 0)) => Array ( => Array ( => 2383 => => 601 => 602 => 2 => 764 => Флот => => Сборные модели кораблей - купить в "Мир Моделей" => => => 0 => flot => plastikovye-modeli/skleivaemye-modeli/flot => 274 => => => 2018-05-10 13:20:50 => 2018-07-22 18:31:51 => price,18,12,93,95,117,115,111 => => 1 => 1 => .jpg)) => plastikovye-modeli/skleivaemye-modeli/flot => 10430.0000 => 0 => Array ( => Пластиковая модель => Модель для склейки => Флот => 1:200 => 1:200 Флот => Броненосец) => Array () => Array ( => shopDimensionValue Object ( => 2 => kg => dimension.weight => => 2 => => => 39 => 19 => 14) => MERIT INTERNATIONAL => Array ( => Пластик) => Высокая => 1:200 => Корабли => Военный => Array ( => Надводная) => XX век до 1939 года => Array ( => Паровой) => Array ( => Броненосец) => Сборная => Модели => США) => Array ( => Array ( => 1002359 => 39220 => 2016-11-24 12:00:50 => => Склеиваемая пластиковая модель Японский Броненосец Mikasa 1905. Масштаб 1:200 => 0 => 654 => 490 => 231016 => => MM-62004.png => png => => => => /wa-data/public/shop/products/20/92/39220/images/1002359/1002359.96x96.png)) => Склеиваемая пластиковая модель Японский Броненосец Mikasa 1905. Масштаб 1:200) => Array ( => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1) => 1 => shopProductModel Object ( => shop_product => waDbMysqliAdapter Object ( => mysqli Object ( => 1 => 5.5.47 => 50547 => 0 => => 0 => => Array () => 14 => Localhost via UNIX socket => => 0 => 5.5.59-0+deb7u1-log => 50559 => Uptime: 17158389 Threads: 8 Questions: 10480753553 Slow queries: 51292 Opens: 14864 Flush tables: 1 Open tables: 1600 Queries per second avg: 610.823 => 00000 => 10 => 14966305 => 0) => Array ( => localhost => => s7 => kDueSpGsufw => s7 => mysqli)) => => Array ( => Array ( => int => 11 => 0 => 1) => Array ( => varchar => 36) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => int => 11) => Array ( => datetime => 0) => Array ( => datetime) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255 => 0 =>) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 10) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => decimal => 3,2 => 0 => 0.00) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => char => 3) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => int => 11 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11 => 0 => 1)) => id => => Array () => default)) 1

Эскадренный броненосец "Микаса" - японский броненосец первого ранга, строившийся по кораблестроительной программе 1896 г. На момент вступления в строй был одним из самых мощных боевых кораблей мира. Принимал активное участие в Русско-японской войне, был флагманом адмирала Того при блокаде Порт-Артура и в Цусимском сражении. В настоящее время в статусе корабля-музея находится в г. Йокосука, Япония, на вечной стоянке.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 15 140 т.

Длинна : 131 м.

Ширина : 23,2 м.

Скорость хода : 18,25 узлов.

Дальность плавания : 4600 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 14 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 76 мм;
  • 12 орудий калибра 47 мм (8 с длинной ствола 40 калибров, еще 4 - с длинной ствола 33 калибра);
  • 4 торпедных аппарата (457 мм).

Бронирование: до 356 мм.

Экипаж : 830 человек, из них 40 офицеров.

Введен в строй : 1902 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Японская кораблестроительная программа 1896 г. предполагала постройку шести новых эскадренных броненосцев, вооруженных 12-ти дюймовыми орудиями. Сама эта программа появилась по результатам первой китайско-японской войны, которая со всей очевидностью выявила необходимость наличия в японском флоте крупных и тяжеловооруженных кораблей. Ранее ставка делалась на скоростные и легкие корабли, основным вооружением которых были торпеды и среднекалиберная артиллерия. "Микаса" был последним броненосцем, построенным по указанной программе, и его проектирование велось с учетом ранее сданных и заложенных кораблей.

Поскольку японские кораблестроители не имели достаточного опыта проектирования и строительства крупных современных кораблей, программа изначально предполагала постройку броненосцев за границей.

Строителем "Микасы" стала английская фирма "Vickers , Sons & Mahin", вообще, все японские броненосцы по программе 1896 г. строились в Англии, хотя и на разных верфях. "Микаса" основными обводами корпуса повторял строившийся "Асахи", но с двумя важными отличиями: более прочной крупповской броней и значительно более продуманным делением на отсеки, что заметно облегчало борьбу за живучесть корабля.

Следует отметить, что упомянутый прототип "Микасы", в свою очередь, был разработан на основе весьма удачных английских броненосцев типа "Канопус".

Постройка и испытания.

Официальная закладка "Микасы" состоялась 24.01.1899 г., а 08.11.1900 г. корабль был спущен на воду. Поскольку броненосец строился, условно "серийно" и, к тому же последним в этой "серии", каких-либо значительных проблем при его проектировании и постройке не было. В немалой степени этому способствовал и огромный опыт британских инженеров в проектировании и строительстве крупных боевых кораблей.

В марте 1902 года новый японский корабль вышел на испытания, длившиеся до конца года и подтвердившие требуемые характеристики. Одновременно с испытаниями шло обучение японского экипажа, который и повел броненосец в Японию после приемки корабля.

Описание конструкции.

Уже при закладке корабля было очевидно, что он станет одним из сильнейших броненосцев мира: прочная крупповская броня, скорострельные орудия Армстронга, высокая скорость и продуманная компоновка - все это обещало весьма эффективную боевую машину.

Кроме того, на момент ввода в строй это был один из самых крупных боевых кораблей мира. Длинна корабля составляла 131,7 м., ширина - 23,2 м., осадка - 8,3 м.

Бронирование.

Защиту корабля обеспечивали два (условно - три) бронепояса: главный достигал толщины 229 мм., постепенно утончаясь к оконечностям до 102 мм. Второй бронепояс толщиной 152 мм. защищал цитадель корабля и доходил до верхней палубы, прикрывая одновременно батарею шестидюймовых орудий.

Кроме того, "Микаса", видимо, стал первым японским броненосцем, имевшим две бронепалубы: верхняя, толщиной 25 мм, и нижняя - в цитадели, толщиной 51 мм. На скосах толщина нижний бронепалубы доходила до 76 мм.

Наибольшая толщина брони корабля составляла 356 мм. Столь внушительной защитой была прикрыта боевая рубка и барбеты башен главного калибра. Лобовая броня башен составляла 254 мм. Вся броня (кроме бронепалубы), впервые в японском флоте, была изготовлена по методу Круппа, что делало ее значительно прочнее, чем использовавшая ранее гарвеевская броня. Корпус делился на изолированные отсеки многочисленными переборками, что заметно повышало живучесть броненосца при поступлении забортной воды.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка состояла из двух вертикальных трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 25 котлов Бельвиля, отличавшихся надежностью и экономичностью. Все это позволяло броненосцу, водоизмещением более 15 000 тонн, развивать скорость 18,5 узлов.

Угольные ямы тянулись вдоль каждого борта и обеспечивали дополнительную защиту механизмов, в движение корабль приводили два четырехлопастных гребных винта. В целом, каких-либо значительных проблем с энергетической установкой на "Микасе" не отмечалось: все ее части работали надежно и обеспечивали достаточно стабильные ходовые качества.

В то же время, корабль имел склонность зарываться носом в волну при сильном волнении моря: это несколько усложняло прицельную стрельбу и уменьшало скорость, но за все долгие годы службы это не стало для броненосца ощутимой проблемой.

Вооружение.

Артиллерия корабля состояла из четырех двенадцатидюймовых (305 мм) орудий в двух башнях, расположенных на носу и корме корабля. Особых новшеств здесь привнесено не было, за исключением усовершенствованных систем подачи снарядов, которые несколько увеличивали скорострельность по сравнению с предшественниками.

Заметно интереснее была расположена артиллерия среднего, 152-мм, калибра. В отличие от других японских броненосцев, на "Микасе" почти отказались от казематов, расположив 10 из 14 орудий среднего калибра в верхней цитадели. Оставшиеся четыре 152-мм орудия располагались в казематах на верхней палубе.

Кроме всего вышеизложенного на броненосце имелись 20 орудий калибром 76 мм. и 12 скорострельных 47-мм орудий. Завершали комплекс вооружения корабля 4 бесполезных подводных торпедных аппарата, установленных, судя по всему, по традиции: как и для других крупных кораблей того времени выход на дистанцию торпедной атаки был чем-то из области фантастики.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оборудование "Микасы" на момент ввода в строй включало все возможные достижения науки и техники того времени: традиционные машинные телеграфы и переговорные трубы дополнялись электрической сигнализацией и централизованным управлением стрельбой.

Служба.

Русско-японская война.

Биография "Микасы" оказалась чрезвычайно богатой. Броненосец принимал активное участвовал в Русско-японской войне, будучи флагманом адмирала Того.

В ходе сражения в Желтом море огонь русской эскадры Тихого океана сконцентрировался на "Микасе": броненосец получил около 20 попаданий. Снарядами была повреждена большая часть артиллерии, выведена из строя кормовая башня, пробит главный бронепояс, оторван кусок брони на уровне ватерлинии, что едва не привело к гибели корабля. Тем не менее, броненосец устоял, хотя и пробыл после этого в ремонте до февраля 1905 г.

"Микаса" снова нес вымпел адмирала Того во время Цусимского сражения и, на этот раз, несмотря на многочисленные попадания, опасных повреждений не получил. По заявлению японцев Того находился на открытом мостике весь бой, выражая тем самым презрение к смерти. Насколько это достоверно сказать сложно, но факт остается фактом - и японский адмирал и его флагман благополучно пережили побоище в Корейском проливе, в отличие от Второй тихоокеанской эскадры Российской империи.

Через несколько дней после окончания Русско-японской войны, в ночь на 12 сентября 1905 г. "Микаса" взорвался: на воздух взлетел кормовой погреб боезапаса. Погибли от 114 до 250 человек (данные разнятся), а сам броненосец затонул на глубине около 11 метров. Тем не менее, корабль был поднят и 1908 г. снова вступил в строй: кроме солидного ремонта на нем заменили артиллерию главного и среднего калибра.

В Первой мировой войне и в послевоенный период.

В годы Первой мировой войны "Микаса", к тому времени уже устаревший из-за появления дредноутов, прикрывал японское побережье. Участвовал в японской интервенции на Дальний восток после революции в России, в ходе которой напоролся на камни и едва не затонул. Ремонтировался "Микаса" в доке Владивостока, что, принимая во внимание историю двух стран, представляется весьма занятной подробностью боевого пути броненосца.

В 1926 году эскадренный броненосец "Микаса" был превращен в памятник, но после Второй мировой войны с него сняли орудия, демонтировали надстройки и начали разборку корпуса, однако это занятие по каким-то не вполне очевидным причинам прекратили.

До 1960 года полуразобранный "Микаса" простоял в Йокосуке, затем его решили восстановить в первоначальном виде. В мае 1961 г. работы были завершены и один из самых заслуженных японских кораблей окончательно стал музеем и памятником, как адмиралу Того, так и самому себе.

IJN Mikasa

IJN Fuji , IJN Yashima

IJN Mikasa

IJN Kashima, IJN Katori

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2 × 2) - 305-мм орудия.

Вспомогательная артиллерия

  • 14 (14 × 1) - 152-мм орудий.

Противоминное вооружение

  • 20 (20 × 1) - 76-мм орудий;
  • 8 (8 × 1) - 47-мм орудий Hotchkiss 40 калибра;
  • 4 (1 × 1) - 47-мм орудий Hotchkiss 33 калибра.

Минно-торпедное вооружение

  • 4 (4 x 1) - 457-мм торпедных аппарата.

IJN Mikasa (яп. 三笠 , рус. «Микаса» ) Назван в честь горы в префектуре Нара - японский броненосец , бывший флагман Императорского флота Японии . Принимал участие в Русско-японской войне , сражениях в Жёлтом море и при Цусиме . Затонул на своей базе в Сасебо, но был поднят и вернулся в строй. Принял участие в Первой мировой войне в обороне побережья. В настоящее время - корабль-музей.

Общие сведения

На момент создания эскадренный броненосец IJN Mikasa стал самым большим и сильно вооруженным броненосцем Японии и одним из сильнейших кораблей всего мира. Он принимал участие в качестве флагманского корабля адмирала Хэйхатиро Того в Русско-японской войне. Участвовал в осаде Порт-Артура и в Цусимском сражении. Принимал участие в Первой мировой войне, охраняя побережье Японии. В 1926 году был превращен в корабль-памятник в порту Йокосука.

История создания

Предшественники

Предшественниками IJN Mikasa были броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima , которые были заложены на английских верфях в 1894 году и вошли в состав Японского флота в 1897 году.

Предпосылки к созданию

После победы в войне над Китаем в 1895 году, которая стала совершенно неожиданной для мирового сообщества, Япония не смогла полностью удовлетворить свои имперские амбиции. Под давлением России ей пришлось отказаться от претензий на Маньчжурию и отдать ранее захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Потому что противостоять русской эскадре, стоявшей в Чифу и состоявшей из 11 кораблей , Япония была еще не готова. Но в японском руководстве прекрасно понимали, что война с Россией неизбежна и победа в ней, из-за особенностей будущего театра боевых действий, в основном зависела от господства на море. Этот факт и был положен в основу 10-летней судостроительной программы 1895-1896 годов, которая называлась «Гасинсётан» («Настойчивость и решимость»).

Проектирование и постройка

Реальные чертежи IJN Mikasa

Поскольку верфи Японии не могли выполнить поставленную задачу по производству новых кораблей, IJN Mikasa был заказан в Великобритании. Корабль был спроектирован английским инженером Д.С. Макроу на основе проекта британских броненосцев класса «Канопус». Эскадренный броненосец I-класса IJN Mikasa был заложен в Англии в Барроу на верфи фирмы Викерс ("Vickers, Sons & Mahim") 24 января 1899 года. Спуск на воду броненосца состоялся 8 ноября 1900 года. Введен в строй 1 марта 1902 года, по завершению испытаний. Стоимость постройки IJN Mikasa составила по разным оценкам от 930 000 до 1 000 000 фунтов стерлингов, что соответствовало 4 миллионам американских долларов на тот момент.

Описание конструкции

Корпус

Как и все остальные броненосцы, построенные по программе 1895-1896 годов, IJN Mikasa был спроектирован и построен по типу британских броненосцев кораблестроительной школы сэра Вильяма Генри Уайта.

На IJN Mikasa, как и на всех других крупных кораблях японского флота, была установлена радиостанция производства фирмы «Маркони». Антенна для радиостанции натягивалась между фок-мачтой и грот-мачтой . Дальность связи обычно достигала 100-180 миль (185-333 км).

На броненосце было 15 спасательных плавсредств:

  • Два 56-футовых (17,1 м) паровых минных катера ;
  • Один 56-футовый паровой пинас;
  • Один 40-футовый барказ ;
  • Один 32-футовый пинас (полубарказ);
  • Четыре 30-футовых гребных катера ;
  • Две 30-футовые гички ;
  • Две 27-футовые гички;
  • Один 27-футовый вельбот .
  • Одна легкая 6-м джонка ;

Экипаж и обитаемость

Экипаж IJN Mikasa состоял из 40 офицеров и 790 матросов , но, как у флагмана , численность экипажа броненосца возрастала до 935 человек. Помещения для проживания команды были расположены по «британскому» стандарту: каюты офицеров находились в кормовой части корабля, а кубрики команды – в носовой.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра состояла из 4 12-дюймовых (305 мм) орудий Армстронга с длиной ствола в 40 калибров. Они имели типичную для англичан проволочную конструкцию.

  • полная длина ствола – 1271,3 см (41,7 клб);
  • длина ствола без затвора – 1230,6 см (40,3 клб);
  • вес орудия с затвором - 49,8 т.;
  • вес снаряда/заряда - 386/140 кг
  • дальность стрельбы - 82 кбт (15,1 км)
  • скорострельность - 0,75 выстр./мин

В артустановках было применено важное нововведение: подачу боеприпасов разбили на два этапа. Под вращающейся платформой со станками орудий, находилось перегрузочное отделение, куда снаряды поступали из погребов по центральному элеватору. Далее боезапас с помощью цепного тальфера подавался на короткие наклонные элеваторы, соединяющие перегрузочное отделение с кормовой частью башни. Такое усложнение схемы подачи было сделано для того, чтобы свести к минимуму риск распространения огня по элеватору от орудий в пороховой погреб. Из не очевидных «плюсов» такого решения стало небольшое повышение скорострельности при более компактных артустановках (диаметр барбетов 10,7м). Приводы наведения гидравлические и электрические. Заряжание происходило при любом угле поворота башни по горизонтали, но при фиксированном угле возвышения орудий в 5°. На дистанции 10 кбт бронебойные снаряды пробивали 306 мм крупповской брони, на дистанции 30 кбт - 208 мм.

Вспомогательная артиллерия

Вспомогательного артиллерия состояла из 14 6-дюймовых (152 мм) скорострельных орудий Армстронга с длиной ствола в 40 калибров.

Характеристики орудий были следующие:

  • вес орудия с затвором - 5,9 т
  • вес снаряда/заряда - 45,4/8,8 кг
  • начальная скорость снаряда - 762 м/с
  • дальность стрельбы - 55 кбт (10,1 км)
  • скорострельность - 4-7 выстр./мин

Все орудия были оснащены оптическими прицелами. Заряжание - раздельное. Наведение и подача боеприпасов - вручную. В походном положении орудия могли сниматься со станков и устанавливаться на специальные ложементы в глубине каземата.

Противоминное вооружение

12-футовое (76-мм) скорострельное орудие Армстронга.

Противоминная артиллерия состояла из 20 12-фунтовых (76 мм) скорострельных пушек Армстронга с длиной ствола в 40 калибров размещались без полноценной броневой защиты на верхней палубе, спардеке и надстройках.

Характеристики орудия:

  • вес орудия с затвором - 0,6 т
  • вес снаряда/заряда - 5,7/0,9 кг
  • начальная скорость снаряда - 647 м/с
  • дальность стрельбы - 40 кбт (7,4 км)
  • скорострельность - 7-10 выстр./мин

3-футовая (47-мм) противоминная пушка Гочкиса.

Мелкокалиберная противоминная артиллерия состояла из 8 3-фунтовых (47 мм) пушек Гочкиса с длиной ствола в 40 калибров, и 4 2,5-фунтовых (47 мм) пушек Гочкиса с длиной ствола в 33 калибра. Они размещались на боевых марсах, спардеке и надстройках. На мостике были предусмотрены места для установки пулеметов Максим.

Минно-торпедное вооружение

Броненосец оснащался четырьмя траверзными подводными торпедными аппаратами. Калибра 457 мм. Стрельба торпедами была возможна только при скорости ниже 14 узлов. Для стрельбы использовались торпеды системы Уайтхеда – типа 30 и типа 32. Торпеда тип 32 весила 541 кг и могла пройти 1000 метров на скорости 28 узлов или 3000 метров при 15 узлах. Боевая часть торпед 90 или 100 кг, в зависимости от типа, снаряжалась пироксилином или шимозой.

Боекомплект

12-дюймовые снаряды в экспозиции музея IJN Mikasa.

Боекомплект на IJN Mikasa состоял из бронебойных, фугасных и шрапнельных снарядов. В Японском флоте, после победы при Ялу, основным типом боеприпасов стали фугасные снаряды. Фугасный снаряд имел 48,5 кг взрывчатого вещества - «шимозы». «Шимоза» - это взрывчатое вещество на основе пикриновой кислоты, разработанным профессором Симосэ Масатика. Из-за применения этого взрывчатого вещества, японцы получили превосходство в огневой мощи над своими противниками, но из-за повышенной чувствительности пикриновой кислоты к удару, был высокий риск взрыва снаряда в стволе в момент выстрела.

Штатный боезапас на 1904 год на броненосце был следующий (из расчета на одно орудие):

  • для 305-мм орудия – 55 бронебойных и 35 фугасных снарядов;
  • для 152-мм орудия – 65 бронебойных и 65 фугасных снарядов;
  • для 76-мм орудия – 200 бронебойных снарядов;
  • для 47-мм орудия 40 калибра – 200 бронебойных и 200 фугасных снарядов;
  • для 47-мм орудия 33 калибра – 188 бронебойных, 200 фугасных и 30 шрапнельных снарядов.

При необходимости боекомплект одних орудий можно было увеличить за счет уменьшения боекомплекта других орудий.

Перед Цусимским сражением боекомплект на броненосце был изменен для 305-мм орудия – увеличили до 110 снарядов (стало 30 бронебойных и 80 фугасных снарядов) и для 152-мм орудия увеличили до 175 снарядов (стало 75 бронебойных и 100 фугасных).

Пороховые заряды на броненосце хранились в погребах в латунных или цинковых футлярах. Большая часть применяемого бездымного пороха была закуплена в Англии.

История службы

Адмирал Хейхатиро Того

В 1903 году новым командующим Японским флотом стал вице-адмирал Хейхатиро Того. Он сформировал из имеющихся в его распоряжении кораблей три эскадры. Сам адмирал возглавил 1-ую эскадру. Флагманом эскадры стал броненосец IJN Mikasa. Так же на корабле разместился штаб командующего флотом во главе с начальником штаба капитаном 1 ранга Симамурой Хайяо.

Русско-японская война

Осада Порт-Артура

8 февраля (26 января) 1904 года IJN Mikasa, в составе основных сил Японского флота, подошел к острову Роунд (Круглый), который расположен недалеко от Порт-Артура. В 17.05 на мачтах броненосца был поднят сигнал: «По заранее назначенному плану идите в атаку. Желаю полного успеха». Итогом атаки отряда истребителей были торпедирование броненосцев русского флота «Ретвизен» и «Цесаревич», а также крейсера «Паллада». Это привело к временному превосходству Японцев над русскими в линейных силах.

Утром 9 февраля Того с шестью броненосцами и девятью крейсерами подошел вплотную к Порт-Артуру и узнав, что русские корабли стоят на внешнем рейде, направил свой флот в атаку.

IJN Mikasa открыл огонь из носовой башни главного калибра в 11.07, находясь на дистанции от русского флота в 46,5 кбт. За ним открыли огонь и остальные корабли Японского флота. В ответ заговорили пушки на русских кораблях и береговая артиллерия Порт-Артура.

В 11.16 в правый борт IJN Mikasa попал 254-мм снаряд. Он разорвался у основания грот мачты и разрушил часть кормового мостика. Было ранено три офицера, гардемарин и три матроса. После этого другой снаряд срезал клотик грот-мачты и боевое знамя было сбито с мачты. Но его быстро водрузили на место. Но было тут же пробито снова. Так же различные повреждения от попаданий русских снарядов получили и другие корабли эскадры. В 11.45, чтобы не искушать судьбу, адмирал Того приказал эскадре повернуть и уходить. По итогам боя ни одна из сторон не добилась сколь значимого успеха.

Не только сам броненосец участвовал в осаде Порт-Артура, но и его паровые катера активно в этом принимали участие. Один из самых удачных эпизодов их применения произошел 24 июля 1904 года. Минные катера с IJN Mikasa и IJN Fuji в бухте Тахэ торпедировали и уничтожили миноносец «Лейтенант Бураков» и повредили миноносец «Боевой».

Бой при Ялу

В русской истории этот бой известен как бой в Желтом море.

В июне 1904 года началась осада Порт-Артура с суши, и это вынудило руководство России выпустить приказ с переброской Первой Тихоокеанской эскадры во Владивосток. 23 июня состоялась первая попытка прорыва блокады, но встретив японские корабли, контр-адмирал Витгефт отступил обратно не вступив в бой.

Вторая попытка произошла 10 августа. Адмирал Того выстроил свою эскадру во главе с броненосцем IJN Mikasa. Противники увидели друг друга в 11.35. Первый выстрел прозвучал с IJN Nissin в 12.20. В это время дистанция между флотами была 80 кбт. Через несколько минут ответила артиллерия с русских кораблей. Первый же снаряд выпущенный с броненосца «Пересвет» упал в кабильтове от IJN Mikasa. В ходе боя броненосец получил серьезное повреждение и с большим усилием продолжал держаться во главе отряда.

Исход боя решили всего несколько метких попаданий. Благодаря им на броненосце «Цесаревич» был убит адмирал Витгеф . Потеряв командующего, русская эскадра распалась. Часть кораблей повернуло обратно в Порт-Артур, а часть продолжили прорываться во Владивосток. По итогам боя ни один корабль, ни с одной из сторон не был уничтожен. Но Первой Тихоокеанской эскадры, как ударной силы, более не существовало.

IJN Mikasa в ходе боя получил более 20 попаданий. Из них минимум шесть из 10- и 12-дюймовыми снарядами.

Фотографии повреждений после боя

В 12.45 попаданием 305-мм снаряда была насквозь пробита грот-мачта. Снаряд взорвался на спардеке. Из-за этого погибло 12 и было ранено 5 человек. 254-мм снаряд пробил 178-мм броневую плиту главного пояса. Размер отверстия от снаряда был – 1,1х1,1х1,2 м. Одно попадание 305-мм снаряда броненосец получил выше броневого пояса в носовой части правого борта. Еще одно попадание 305-мм снаряда было в кормовой части левого борта так же выше броневого пояса. Кормовая 305-мм башня в ходе боя вышла из строя.

В 17.35 один из снарядов, попавших в IJN Mikasa, разорвался на мостике у носового сигнального сигнального семафора. Этим попаданием было убито 7 и ранено 16 членов экипажа. Общие потери броненосца составили – 32 убитых (из них 4 офицера) и 88 раненых (9 офицеров).

В ходе боя IJN Mikasa выпустил 120 снарядов 305-мм и 1400 снарядов 152-мм.

После боя броненосец отправился на рейд Эллиот для устранения полученных повреждений. Ремонт был поверхностный, т.к. Того опасался новой попытки прорыва остатков русской эскадры. И только после 23 декабря, когда Того убедился, что русские корабли ни на что не способны, он на своем флагмане - IJN Mikasa отправился в Куре для капитального ремонта броненосца.

В январе 1905 года на нем заменили все орудия главного калибра, сняли боевые марсы, установили новые радиоантенны. IJN Mikasa вновь вошел в строй 1 февраля 1905 года.

Цусима

Японская общая схема сражения.

К весне 1905 года на всех броненосцах японской эскадры был проведен ремонт. Учтя результаты боя в Желтом море, японское командование увеличило боекомплект для главного и вспомогательного калибра. Кроме того 25 апреля 1905 года были проведены крупные артиллерийские учения.

Завершающим аккордом Русско-японской войны было Цусимское сражение. Сражение происходило 14 и 15 мая 1905 года. Бой начался в 13 часов 40 минут. В ходе этого сражения IJN Mikasa совершил 124 выстрела из орудий главного калибра. Но и получил он ни мало попаданий по себе – более 40. 10 из них были из орудий 305-мм, 22 из 152-мм и около 10 из орудий меньшего калибра.

Наиболее существенные повреждения были следующие:

В 13.56 305-мм снаряд попал в крышу каземата 152-мм орудия №3 и пробил ее броню в 51-мм. От взрыва русского снаряда загорелось 10 76-мм патронов и 9 человек были ранены. Но броненосцу повезло, ни одно из орудий не были повреждены и продолжили стрелять. Но в скором времени в то же самое место попал 152-мм снаряд и убил двоих и ранил 7 членов экипажа.

В 14.00 305-мм снаряд попал в носовой мостик и ранил 17 человек, а 152-мм снаряд – в амбразуру 6-дюймового орудия №5.

В 14.07 152-мм снаряд пробил броневую плиту в 43-мм ниже главной палубы, под казематом №1. Через образовавшуюся пробоину начала поступать вода и затапливать угольную яму. Через некоторое время двумя попаданиями была пробита 152-мм броня в районе каземата №7. Через одну из этих пробоин вода начала затапливать другую угольную яму.

В 14.20 Броненосец получил попадание в нижний комингс каземата №7, что привело к растрескиванию соседних 6-дюймовых броневых плит.

В 18.07 на броненосце было уничтожено 152-мм орудие №10. При этом был убит 1 человек и 5 ранено.

Также были повреждены казематы №3 и №11, судовая аптека, дымовые трубы и сбита грот-стеньга.

Кроме повреждений от снарядов с русских кораблей, IJN Mikasa получил и повреждения от собственных снарядов. В 15.49 на броненосце произошла преждевременная детонация 12-дюймового снаряда у правого орудия носовой башни. Взрыв произошел после выхода снаряда из ствола, и это уберегло его от повреждения. Но в 17.46 на 28-ом выстреле в этом же орудии вновь преждевременно с детонировал снаряд и в этот раз его полностью разнесло. Башня замолчала, и только лишь в 18.22 левое орудие смогло начать вновь стрелять. На 20-ом выстреле у 152-мм орудия №8 заклинило затвор и оно прекратило стрелять.

Схема повреждений после боя

Всего в ходе боя на IJN Mikasa погибло 18 и было ранено 105 членов экипажа.

Итоги Цусимского боя поразили весь мир. Все 14 броненосцев Российского флота были уничтожены или захвачены, а японцы при этом потеряли всего 3 миноносца.

После сражения IJN Mikasa отправился на ремонт и прошел его в течении мая-июня.

Трагедия в Сасебо

Спустя несколько дней после окончания Русско-японской войны, 11 сентября 1905 года, при стоянке в порту Сасебо на IJN Mikasa произошел мощный взрыв. По неустановленной причине в правом погребе возник пожар, вызвавший детонацию боезапаса. В результате взрыва и пожара погибли 256 человек и было ранено 343 человека. Корабль погрузился на дно, но из-за небольшой глубины над водой остались надстройки, мачты и трубы.

Первые три попытки поднят корабль были неудачными. Затем был построен импровизированный сухой док вокруг броненосца. После откачки воды из дока перед глазами открылась истинная картина повреждений. Пробоину в 25 метров заделали стальными листами и IJN Mikasa, спустя 11 месяцев после катастрофы, вновь был на плаву. Но ремонтные работы на броненосце продолжались еще 2 года. В строй он вернулся 24 августа 1908 года.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны IJN Mikasa использовался для охраны военно-морской базы в Майдзуру.

Интервенция в России

Броненосец, в составе небольшой эскадры, участвовал в интервенции в России на Дальнем Востоке. Но участие для него чуть не закончилось фатально. 17 сентября 1921 года двигаясь с Сахалина во Владивосток, IJN Mikasa напоролся на камни у южного берега острова Аскольд. Первые попытки снять его с камней были не удачные, но 26 сентября, разыгравшийся шторм, снял корабль с камней. Броненосец в сопровождении других кораблей эскадры был доставлен во Владивосток и поставлен на ремонт в сухой док Царевича Николая. После небольшого ремонта IJN Mikasa вернулся в Японию.

Корабль-музей

В 1923 году броненосец исключен из состава флота согласно Вашингтонской конференции 1922 года и был превращен в музей. Для этого в Йокосуке был вырыт огромный котлован, в который и завели броненосец. После того как котлован засыпали, броненосец стоял в нем вкопанный по ватерлинию. На корабле разместили экспозицию посвященную победе над Россией. Официально музей на IJN Mikasa был открыт 12 ноября 1926 года. На открытии присутствовал адмирал Того.

Во время Второй мировой войны музей не пострадал. Но по решению американского командования в 1945 году музей закрыли и все вооружение с него демонтировали. Спустя 14 лет, в 1959 году, при активном участии американского адмирала Ч. Нимица , начались активные работы по восстановлению мемориала. IJN Mikasa снова был открыт для посещений 27 мая 1961 года.

Командиры

По данным из японско-язычных источников

По данным из русско-язычных источников

Во время интервенции в России

Корабль-музей

Образ в искусстве

Моделирование

Видео