Что находится на станции красные ворота. Площадь красные ворота. Как возводилось здание

История Красных ворот в Москве :

  • в 1709 г. на месте проломных ворот Земляного города для встречи войск после Полтавской битвы построили Триумфальную арку.
  • в 1721 г. арку перестроили по случаю победы над шведами в Северной войне. Она сгорела при пожаре в 1737 г.
  • в 1742 г. на их месте М.Г. Земцов построил временные деревянные ворота к коронации Елизаветы Петровны. Они сгорели в 1748 г.

В 1753-1757 гг. построили ворота в камне в виде древнеримской трёхпролетной триумфальной арки. Разрабатывать проект и вести работы Елизавета поручила Ухтомскому .

Центром арки был шатёр с портретом Елизаветы. Венчала арку фигура трубящей Славы. Над боковыми пролётами, со стороны ворот, размещались многочисленные статуи, на торцах – вазы. Получилось затейливое сооружение в стиле елизаветинского барокко. Позже портрет императрицы заменили гербом, а вместо статуй поставили вазы.

Первоначально Красные ворота были окрашены в белый цвет, "под мрамор", и назывались "Триумфальные ворота на Мясницкой улице у Земляного города ". Но вскоре их стали называть Красными воротами. Видимо, народу понравились. Вслед за ними получила соответствующее название и площадь . В красный цвет ворота покрасили только в XIX в.


В 1926 г. Красные ворота отреставрировали и побелили. По этому поводу появился стишок:

Была белая Москва –
Были красные ворота,
Стала красная Москва –
Стали белыми ворота.

Ещё в XIX в. делались попытки слома Красных ворот. Однако они "увенчались успехом" только в 1928 г., когда было принято решение об их сносе "ввиду узости места для проезда транспорта".

Наземный вестибюль метро начинается завораживающей конструкцией из четырёх вложенных друг в друга арок и продолжается уходящим в землю наклонным цилиндрическим сводом. Можно сказать, архитектор "собрал" вестибюль из кусков тоннеля. При строительстве снесли дом по адресу Мясницкий проезд , 6. На средней фотографии он слева.

Метро "Красные ворота" открыли 15 мая 1935 г. Автор проекта наземного вестибюля – архитектор-конструктивист Н.А. Ладовский . К сожалению, его имя не упоминается на памятной доске, висящей справа от входа. В 1938 г. на Всемирной выставке в Париже проект метро "Красные ворота" получил Гран-при.

Прогулка у Красных ворот .

Проходят годы, и многое становится историей. Относится это и к событиям, и к различным сооружениям. Прошло немногим более полувека, и многоэтажные дома, построенные на рубеже 40-х и 50-х годов прошедшего века, к которым относятся сталинские высотки, стали восприниматься как архитектурные памятники Москвы.

Одним из таких своеобразных домов в градостроительной структуре города является высотное здание, расположенное на площади Красных ворот.

Как возводилось здание

Министерство путей сообщения, на которое возложили строительство данной высотки, объявило конкурс на создание лучшего проекта. Всего было представлено две работы, и лучшим был признан проект, принадлежавший архитектору министерства А. Душкину. Однако в ходе работы утвержденное решение претерпело значительные изменения. Над дальнейшим вариантом проекта вместе с А. Душкиным работал архитектор Б. Мезенцев. Первый сосредоточился над планировочной и конструктивной частью, второй занимался пластикой и внешним видом фасада.

Возведение высотки отличалось огромной сложностью технологии, поскольку рядом в то же самое время проводилось строительство станции метро. Левое крыло здания планировалось возводить как раз над прокладываемой веткой метрополитена. Была разработана уникальная методика: вырыт котлован огромных размеров, площадь которого составляла тысячи квадратных метров. Он не имел креплений, а держался исключительно благодаря замерзшему грунту. Затем в котловане возводили фундамент под строение левого крыла, в которое было решено встраивать помещение вестибюля станции метро.

В это же время рядом с котлованом на строительной площадке шло обустройство фундамента и каркаса основной высотной части сооружения. Несмотря на все сложности и форс-мажорные обстоятельства, архитекторам и инженерам удалось справиться с нелегкой задачей. И в 1952 году строительство монументального высотного дома было, наконец, завершено.

Как выглядит высотка на площади Красных ворот

Высотный дом построен на самой высокой точке Садового Кольца, на месте снесенных дореволюционных построек. Здание состоит из центрального корпуса в 24 этажа, который увенчан небольшой шатровой конструкцией, и двух боковых частей разной этажности от 11 до 15 уровней. Брандмауэры отделяют их от основной высотной части дома. Под одним из корпусов расположен вестибюль станции метрополитена «Красные ворота».

Несмотря на то, что по высоте дом на площади Красных ворот значительно уступает другим сталинским высоткам, его удачное месторасположение нивелирует эту разницу, и оно визуально соперничает даже с самим 36- этажным зданием МГУ.

На одной из стен здания можно увидеть памятную доску с портретом великого М. Лермонтова и надписью, оповещающей, что на этом месте раньше стоял дом, в котором родился поэт.

Внутренний дизайн этого дома более скромный по сравнению с другими сталинскими высотками, парадный вестибюль отделан достаточно сдержанно нержавеющей сталью.

Сталинская высотка является одновременно и административным, и жилым зданием. В боковых частях помещаются квартиры граждан, а основной корпус занимают административные, профсоюзные организации, различные корпорации, банк, ресторан, магазины. Фасад здания хорошо сохранился, но в жилых квартирах многие хозяева меняют деревянные оконные рамы на белые пластиковые, что вносит диссонанс в общий вид здания. Активно перестраиваются квартиры и внутри высотки, теряя свой первоначальный вид и культурную ценность.

Название этой площади напоминает о триумфальных воротах, которые были возведены здесь в 1709 году по случаю встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской победы.

Триумфальная арка тогда так восхитила москвичей своей красотой, что ее прозвали Красными (красивыми) воротами, хотя официально она именовалась Триумфальными воротами на Мясницкой улице у Земляного города.

Вплоть до конца XVII века, здесь, по обе стороны от Земляного вала (ныне – Садовое кольцо), находились огородные слободы. Внутри города – дворцовая огородная слобода с церковью Харитония в Огородниках, снаружи, за валом, - огороды Вознесенского монастыря. Ближайшая проездная башня Скородома (деревянные стены с башнями, возведенные в XVI веке вокруг Земляного города) находилась в районе Старой Басманной, но местные жители проложили здесь себе прямой путь, пробив так называемые проломные ворота. И уже Петр I ездил в Преображенское и Немецкую слободу по новой дороге: через Никольскую, Мясницкую и проломные ворота по улице, получившей название Новой Басманной. Тогда же и огородная слобода перестала быть таковой, т.к. поселились тут офицеры потешных и солдатских полков и превратилась в Капитанскую.

21 декабря 1709 года русская армия-победительница торжественно вступила в Москву. Шествие растянулось на несколько верст, в середине – сам Петр I, рядом – генерал-фельдмаршал Меншиков и командир Преображенского полка князь Долгорукий. На всем пути войска приветствовал простой народ, бросали ветки и венки, а само шествие прошло под семью арками, «вышину и пышность которых», по воспоминаниям датчанина Ю. Юста, описать было невозможно. Украшены арки были золотом, эмблематическими картинами, покрытыми надписями.

Триумфальную арку на Земляном валу московские купцы ставили за свой счет. В 1721 и 1727 годах деревянные ворота поновляли. А в 1742 году по случаю коронации (торжественный кортеж из Лефортово в Кремль должен был проехать через арку) их перестроили по проекту архитектора М. Земцова. Тематическое оформление 1742 года – прославление знаний, искусств, промышленности и торговли. Однако в засушливый май 1748 года ворота сгорели. И в декабре 1752 года архитектору Д.В. Ухтомскому поручено было поставить «вновь такие же ворота и на том же месте». Он поставил арку уже каменную, под мрамор. Красными (по цвету) ворота все же, по мнению исследователей, стали позже, уже в XIX веке, когда древний смысл слова стал забываться. Именно такими они и встретили революцию, были отреставрированы и побелены в 1926 году и практически тут же снесены по постановлению Моссовета, «ввиду узости места для проезда транспорта». Тогда же была снесена и стоящая поблизости церковь Трех Святителей.

Правда, снести ворота пытались и в XIX веке. Так, известно, что в 1860-е годы «Комиссия о пользах и нуждах общественных» при Московской городской Думе тайно продала ворота на слом почтамтскому чиновнику Миляеву за 1500 рублей, но как только об этом стало известно, продажа была запрещена. Комиссия в 1873 году еще раз попыталась поднять вопрос о сломе, но Дума вновь отвергла это предложение. Больше на ворота не покушались.

Но не только Красными воротами памятна нынешняя площадь. В ночь со 2 на 3 октября (с 14-го на 15-е по новому стилю) 1814 года в несохранившемся доме генерал-майора Толя у Красных ворот родился . «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Федоровым. Крещен того же октября 11 дня». На приезде в Москву еще в августе 1814 года настояла бабушка М.Ю. Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева, т.к. очень беспокоилась о здоровье дочери Марии Михайловны. Крещен младенец был в церкви Трех Святителей у Красных ворот (снесена в 1928 году), по другим же данным – прямо в доме. Считается, что семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение Е. А. Арсеньевой - село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской губернии.

Дом, где родился поэт, снесли в самом конце 1930-х со словами «есть у нас люди и познаменитее Лермонтова», мемориальная доска, установленная к столетию рождения поэта, теперь хранится в доме-музее М.Ю. Лермонтова, в 1964 году на высотке рядом появится новая мемориальная доска, отмечающая теперь уже только место, а в 1965 году в сквере будет установлен памятник поэту (тот самый, про который Косой из фильма «Джентльмены удачи» произносит бессмертное: «Кто ж его посадит? Он же памятник!») работы скульптора И.Д. Бродского.

В 1933-1934 годах архитектор , проектируя , воплотил воспоминания об арке, наземный вестибюль также напоминает нам об утраченном.

Площадь же Красных ворот в 1941 году, в связи со столетием со дня гибели поэта, переименовывали в Лермонтовскую, но горожане по-прежнему называли площадь Красными воротами. В итоге имя Лермонтовской досталось скверу и площади за пределами Садового кольца, а площади на внутренней стороне, возле вестибюля метро, в 1994 году вернули прежнее название. Домов на этой площади не числится.