Что означает слово иерихонская труба. Иерихонские трубы. Новые шофары израиля

Иногда можно услышать от людей примерно такое выражение: "Ты кричишь прямо, как труба иерихонская!" В данной статье мы попробуем прояснить значение этого словосочетания. Давайте узнаем, что такое "иерихонская труба" - значение этого термина. Для этого придется совершить путешествие в далекое прошлое. А поведает о событии, лежащем в основе интересующего нас выражения, Библия.

Сам упомянутый выше в наше время есть почти в каждом доме. Владельцы Библии могут верить в Бога или сомневаться, но вполне вероятно, что события, связанные с термином "иерихонская труба", имели место на самом деле. Описывается библейская история в Книге Иисуса Навина. Это полководец-завоеватель, который также являлся помощником и учеником пророка Моисея.

Наверное, всем известна библейская история о том, как Моисей в течение 40 лет водил израильский народ по пустыне, а люди постоянно роптали: то им еды мало было, то воды, то себе сделали вместо Бога. Эти события объясняются таким образом: народ Израиля вышел из рабства Египетского, да только рабство не вышло из людских сердец. Они и вели себя, как рабы, постоянно устраивая бунты против пророка Моисея, выражая свое недовольство по малейшему поводу. Не трудно догадаться, что с подобными "воинами" завоевание земли, которую Бог обещал еще Аврааму, было невозможно.

Со временем люди, имеющие рабский дух, вымерли в пустыне, а их дети - новое поколение, достаточно возмужали для того, чтобы войти в Умер и пророк Моисей, завещав Иисусу Навину быть твердым и мужественным, и ввести людей в Ханаан. Теперь Навин стал вождем народа, а Бог засвидетельствовал его авторитет различными чудесами. Некоторые подробности нам придется опустить по причине их многочисленности. Но Иисус Навин и армия нового поколения приняли решение вторгнуться в земли Ханаана по завещанию Моисея и Бога.

И вот, предварительно отправив разведчиков, подошел к городу, называемому Иерихон. Вскоре мы узнаем что такое "Иерихонская труба", точнее трубы, а пока - немного терпения. Этот город был очень хорошо укреплен и окружен мощными стенами. Фактически он представлял собой неприступную крепость огромных размеров.

Бог обращается к Иисусу Навину и заверяет полководца в том, что без всяких сомнений он одержит блистательную победу. Предложенная Господом стратегия ведения осады крепости оказалась несколько необычной. Священство и боеспособные люди должны были семь дней обходить Иерихон. Впереди шла армия во всеоружии, а следом шествовало семеро священников, каждый из которых имел трубу. Начинает проясняться выражение "иерихонская труба", но это далеко не вся занимательная история. Позади семи священников следовали другие, которые несли а уже за ними все остальное население мужского пола.

Итак, священники трубили в свои семь труб, но и остальной народ не безмолвствовал. Точнее, им было строго настрого запрещено подавать голос до того часа, когда Иисус Навин подаст специальный знак. "Воскликните!" - вскричал вождь на седьмой день обхода Иерихона. Народ единодушно и громко воскликнул и стены города пали. Армия ворвалась внутрь и завоевала его. Правда ли это? Судить читателю, но у этого библейского сюжета немало противников, как и у других, описанных в Библии событий.

И тем не менее, некто доктор Брайен Вуд, будучи сотрудником Торонтского университета, относительно недавно обнародовал результаты раскопок, проводившихся именно в месте нахождения древнего города Иерихона. Он и его помощники провели тщательный радиоактивный анализ. Применялись и другие методы исследования. В результате выяснилось, что город действительно был окружен высокими и весьма прочными стенами, которые практически одновременно подверглись разрушению. Вот вам и "иерихонская труба".

Предположительно, великое множество людей, которые кричали в унисон, могли создать которые резонировали с частотой крепких стен. Вот таким образом и произошло их разрушение. Ну а само выражение "иерихонская труба" в наше время имеет такое значение: зычный, трубный, очень громкий голос.

«Всегда есть трое: непонимающий, не понимающий,
как это можно не понимать, и не понимающий,
как можно не понимать, что это можно не понимать».
(Е. Ермолова)

Очень часто, в поисках сенсации, учёные пытаются истолковать достаточно простые вещи, с помощью немыслимо сложных объяснений. Взять например, библейскую легенду о разрушении стен Иерихона с помощью труб. Договорились до того, что иудеи владели неким прообразом акустического оружия.

Ну, нелепость этой версии, которая уже практически стала научным фактом, способен разглядеть любой человек, получивший полноценное среднее образование. Любой… Кроме официальных историков, озабоченных борьбой с «лженауками». А пусть эти историки соберутся в большой коллектив, и попробует с помощью дудок разрушить хотя бы собачью конуру, для начала?

Но давайте начнём с самой легенды. Тот факт, что Современный Иерихон, мягко говоря, не совсем то место, о котором говорилось в легенде, описанной авторами Библии, ясно уж, кажется всем. Согласно Ветхому завету, иудеи на сорок первом году своего путешествия из Египта встретили первый ханаанский город.

Сразу несколько вопросов к «Священному писанию».

  • Допустим, что между Египтом и тем городом, который сейчас называется Иерихоном, на самом деле не существовало никаких городов, что не соответствует истине, потому, что они были, как можно умудриться ходить кругами на этом «пятачке», чтоб потратить целых сорок лет?
  • Если допустить, что на самом деле, они ходили сорок лет, и пришли в первый ханаанский город, то как объяснить, что русский город находится так далеко от России? Ведь ханаанцами (хананеями) евреи считаю русских, а Скифия называлась Ханааном!
  • Если всё-таки современный Иерихон и ханаанский, это один и тот же город, что скорее всего, соответствует истине, то значит необходимо признать, что либо эта территория входила в состав земель Скифии, либо являлась городом – колонией, или даже провинцией - колонией, которая называлась Самарией. Но в ведь и на Волге тоже есть Самара. Кстати название его вполне вписывается в русскую традицию, звучит примерно как Ярославль. На арабском языке Иерихон произносится как «Яриха» (أريحا). Но тогда в чём провинились русские перед иудеями? За какие грехи Иисус Навин принял решение разрушить город и вырезать его население?
  • Если иудеев и на самом деле было четыре миллиона, то к чему такие сложности с «акустическим оружием»? Такой толпой крепость за полчаса голыми руками можно разобрать.
  • Но если даже войско и было численностью в треть от «заявленной делегации», то почему они не вооружились, хотя бы мечами, а предпочли таскать на себе по пустыне медные трубы?

Сто тысяч евреев шесть дней ходили кругами вокруг крепости и дудели в дудки и свистки, затем, на седьмой день, разорались на всю пустыню и стены рухнули. О каких же трубах идёт речь? Для начала посмотрим как «битву» изображали в средние века.

Обратите внимание на одежду иудеев. Это так на ближнем востоке одевались? А пейзаж... Чисто пустыня! Ну и самое смешное... Ханаанцы строили себе в 1420 году до н.э. швабские дома в три этажа. Художник неграмотный попался? Да ладно! Примеров таких "неувязок" сотни! Есть даже картина, где распятие Иисуса производят люди в кафтанах и шапках, отделанных мехом, на фоне широкой реки или даже морского залива. Нет, все художники врать не будут. Библейская география совершенно "хромая". Сравните картину с реальным Иерихоном.

Есть хоть что-нибудь общее? Конечно нет. А теперь сравните людей трубящих в фанфары и этого парня:

Это житель Астрахани 17 века. Ничего не напоминает? И пейзаж позади....

Ну а теперь собственно, о трубах. В истории масса примеров, когда не понимание увиденного и услышанного приводит к вольной трактовке, неверной изначально. Отсюда ангелы, небесные колесницы, громовержцы, инопланетные тарелки пр. Что же могло вызвать такой трепет у людей, которые впервые столкнулись с явлением, не находящим логичного объяснения? Да вот что! Вот они медные трубы:

Вот теперь - то становится понятным механизм рождения мифа. Полагаю, что произошло следующее:

Какой-нибудь козопас, который не ведал о существовании пороха и артиллерии, случайно стал свидетелем артподготовки при осаде крепости. Что он видел? А видел он медные тубы, издающие оглушительный грохот, и в следующий момент за выстрелом, обрушение крепостных стен. Вылетающих снарядов – ядер, он разумеется, видеть не мог. И, соответственно, в силу своих ограниченных познаний, рассказал соплеменникам то, что видел своими глазами: - грохот труб, и связанное, каким - то образом с грохотом, падение стен.

Далее развился процесс, известный нам как «ОБС», или «одна бабка сказала». Иначе говоря, испорченный телефон. Это когда люди, не имея представления о самом событии, пытаются пересказать его со слов неграмотного свидетеля. В точности, как в том анекдоте:

Тебе «Битлз» нравятся?

Да что там слушать? Орут, картавят, фальшивят.

А где ты их слышал?

Сосед Изя напел.

Понятна теперь и позиция официальной науки, грудью вставшей на защиту мифа о «древности» Библии. Вместо того, чтобы признать, что Библию писали уже в эпоху существования артиллерийского вооружения, они готовы пойти даже на то, чтоб поддержать версию о существовании «древнеиудейского акустическо-резонансного рода сухопутных войск».

Между тем, всё становится на свои места. Иерихон город, был разрушенный артиллерийским огнём!

В поисках информации о медных пушках, наткнулся на абсолютно не вписывающийся в общую картину образец:

Это экспонат музея на острове Бали.

Хранители музея утверждают, что это мелкокалиберное орудие. Канал в стволе смешного диаметра, как у мушкета. Зачем же такая толщина стенок!? И зачем такое нелепое украшение в виде головы дракона? А всё просто. Смотрите на эту фреску. Это, так называемый «Греческий огонь», прообраз современного огнемёта:

Ну вот, и стало всё на свои места. Это огнемёт! Он стрелял не ядрами, а выстреливал на расстояние воспламенённую жидкость! И на закуску: Что значит "Пройти огонь, воду и медные трубы? Не догадались?

А я думаю так: - Тут всё дело, в неправильно расставленных знаках препинания. Не нужна первая запятая. Там должен быть дефис.

«Огонь-вода и медные трубы» . Т.е. речь, не о стихиях, огне, воде, и славе. Речь о медных трубах, поливающих неприятеля огненной водой (напалмом). Испытание огнемётом воистину страшная штука. Кто его прошёл, тому уже не чего бояться.

Фразеологизм «иерихонская труба» довольно часто употребляется в разговорной речи. Сегодня можно услышать фразы «перестань орать, как труба иерихонская» или «что ты разорался, как иерихонская труба». На такие слова не стоит обижаться, лучше воспринять их с улыбкой. Особенно если ознакомиться со смыслом данного крылатого выражения и узнать, что такое Иерихон.

История из Библии о происхождении фразеологизма

Библейская история, в которой рассказывается о том, как Моисей целых 40 лет путешествовал с израильским народом по пустыне, известна многим. Люди систематически проявляли своё недовольство то малым количеством провизии, то нехваткой воды. Это свойство объяснялось тем, что народ Израиля еще не полностью оправился от рабства Египетского. Даже поведение людей было похоже на рабское. Постоянные бунты и возмущения по любому поводу сопровождали пророка Моисея на протяжении всего времени похода.

По прошествии определенного количества времени израильский народ вымер в пустыне, а их потомство набралось мужества, чтобы ступить на Землю Обетованную. Скончался и пророк Моисей, успев завещать Иисусу Навину запастись силой и мужественностью и войти с людьми в Ханаан. Вскоре, прибегнув к помощи разведчиков, Навин приблизился к городу Иерихон. Город, похожий на огромную крепость, имел хорошее укрепление и высокие стены.

Бог заверил Иисуса Навина в том, что он сможет одержать победу, но план Господа по ведению осады города казался несколько странным. Народ должен был в течение семи дней обходить Иерихон. Вооруженная армия шла впереди, а за ней направлялись священники в количестве семи человек, каждый их которых обладал трубой. За Священством шли все остальные представители мужского пола.

Священники трубили в семь труб, а когда Иисус подал знак – народ громко воскликнул во всю мощь и иерихонские стены обрушились. Армия Навина смогла ворваться на территорию Иерихона и завоевать его. Отсюда и пошло выражение «иерихонские трубы».

Мнение современных ученых

Доктор Брайен Вуд, работающий в университете Торонто, не так давно выставил в свет результаты раскопок, которые проходили именно на месте расположения древнего Иерихона. Вуд и другие исследователи осуществили подробный радиоактивный анализ, а также прибегали и к другим не менее тщательным методам анализа. Результаты научных опытов показали, что город на самом деле обладал мощными стенами высокой прочности, которые были разрушены почти в одно и то же время. Вот и сила «иерихонской трубы».

Вполне возможно, что огромное количество людей, которое закричало в унисон, способно было вызвать колебания звука, резонирующее с частотой высоких стен. Именно это и повлияло на их падение.

В наше время выражение «иерихонская труба» означает очень сильный, громкий голос.

Имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею . В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день, или День искупления) и в ряде других случаев .

Устройство и изготовление

Простейший мундштук шофара

Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога. Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким с простым изгибом, как принято у ашкеназов , или он может быть длинным и витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена . В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы; в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять. Кончик рога у шофара срезается или просверливается. Трубящий в шофар использует это отверстие для извлечения звука. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука . В Древней Армении аналогичный инструмент, но изготовленный из меди, и имевший прямую форму назывался Շեփոր «Shephor» или Փող «Phogh». В современной музыкальной терминологии эти два слова-синонима обозначают трубу. [ ]

Трубление в шофар

«Йеменский» шофар

В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны . Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи. Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как «йобел», «юбилейная труба» ), по ТАНАХу , обрушили стены Иерихона , откуда пошло выражение «иерихонская труба». Шофар - натуральный инструмент. Помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны , составляющие квинту . Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера. Короткий «ашкеназский» шофар даёт высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, который может быть низким, хрипловатым и торжественным.

Различают следующие виды звуков шофара:

  • «ткиа́» («трубление») - начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
  • «швари́м» («тремоло») - быстрое чередование нижней и верхней ноты. Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
  • «труа́» («тревога») - серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
  • «ткиа́ гдола́» («большое трубление») - длится дольше на верхней ноте и всегда финальное.
Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.

Четыре основных звука трубления могут быть объединены в серии (последовательности), имеющие собственные названия:

  • «Ташрат» : «ткиа́», «швари́м», «труа́», «ткиа́ гдола»;
  • «Ташат» : «ткиа́», «швари́м», «ткиа́ гдола»;
  • «Тарат» : «ткиа́», «труа́», «ткиа́ гдола».

Традиции трубления в шофар

Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца элул , предшествующего Новому году.

В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, - например, в еврейских школах. В Израиле шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.

Еврейские источники о шофаре

Согласно Торе, когда ангел задержал руку Авраама , занесённую с ножом над Исааком, Бог повелел Аврааму вместо сына принести в жертву барана. Тем самым, баран стал символом покаяния. Вместе с тем запрещается применять рога коров, поскольку Сатана может напомнить Всевышнему о грехе золотого тельца и, тем самым, отвратить Бога от прощения нынешних грехов. [ ]

Значение шофара в Каббале

По данному мнению, шофар как труба Мессии и труба последних дней упомянут в 1Фес. , Мф. ; в него трубят ангелы в Откр. и далее. Сходные взгляды могут встречаться и среди протестантов .

См. также

Сноски и источники

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. //

Словосочетание «иерихонская труба» пришло из Ветхого Завета. В книге Иисуса Навина, в 6 главе, рассказывается о том, как по пути из египетского плена в землю Обетованную иудеи подошли укрепленному городу Иерихону. Чтобы продолжить путь, город необходимо было взять, но его жители укрылись за высокими и неприступными стенами. Шесть осада. На седьмой день еврейские священники стали обходить город, трубя в трубы. В назначенный момент их поддержали громкими криками остальные израильтяне. И свершилось чудо: стены рухнули от сотрясения, вызванного трубными .

Не без Божьей помощи или по законам физики был проделан этот фокус, но с тех пор выражение «иерихонские трубы» употребляется как характеристика необыкновенно громкого, оглушающего голоса. «Трубный глас» – говорят еще.

Иерихон

Палестинский Иерихон и связанные с ним области неоднократно упоминаются в Библии. Руины древнего библейского города по сей день лежат в западной оконечности современного Иерихона – столицы провинции с одноименным названием. Первые поселения на этой , как показывают раскопки, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры – это самый древний из открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Иерихон неоднократно упоминается в Библии и после событий, связанных с его разрушением. При римлянах он даже был резиденцией царей – здесь умер иудейский царь Ирод Великий. В Новом Завете также рассказывается о неоднократном посещении Иерихона Иисусом Христом.

Легенда, миф или исторический факт?

Как показали проведенные раскопки культурных слоев 13 века до нашей эры на месте древнего города, Иерихон действительно был обнесен высокими двойными стенами. Больше того, проведенные исследования с помощью радиоактивного анализа и других современных передовых методов подтвердили, что городские стены Иерихона пали практически . Раскопки также не обнаружили в слоях 11-12 веков до нашей эры следы обитания людей, что снова соответствует библейскому сюжету. Ведь в книге Иисуса Навина говорится, что после взятия города и поголовного истребления всех его граждан, Иехошуа бин Нун (Иисус Навин) произнес над развалинами проклятие всякому, кто пожелает восстановить город. На протяжении многих веков он лежал в руинах.