Цум до революции. Реконструкция ЦУМа: архитектурный бетон и бельгийские технологии. Рио на Дмитровке

Девятый арбитражный апелляционный суд отказался удовлетворить жалобу панамского European Capital Investment Fund по иску бывшего владельца 0,06% акций торгового дома (ТД) «ЦУМ» Игоря Маринина, оставив решение первой инстанции без изменения, сказано в судебном постановлении. В сентябре 2015 г. Арбитражный суд Москвы обязал European Capital Investment Fund выплатить Маринину почти 5,7 млн руб., следует из судебного решения, из них 5,37 млн руб. – убытки, возникшие «в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг», остальное – расходы на экспертизу и госпошлина.

В 2013 г. в несколько этапов European Capital Investment Fund консолидировал 100% акций ОАО «Торговый дом «ЦУМ». Доведя долю в компании до 95,2%, фонд направил миноритариям торгового дома обязательную оферту на выкуп оставшихся акций по 23 руб. за бумагу, вспоминает Маринин. При такой оценке стоимость всей компании составляла примерно 6,2 млрд руб., или $182 млн по курсу на 1 июля 2013 г. (именно на эту дату стоимость бумаг ТД «ЦУМ» рассчитывал оценщик, назначенный European Capital Investment Fund). В иске Маринин указал, что оценка занижена, а сумма выкупа должна быть больше.

Продолжая вековые традиции, ЦУМ и сегодня – первый и главный department store страны, предлагающий продукцию высшего качества.

ЦУМ расположен в самом центре Москвы, в непосредственной близости от памятников культурного и архитектурного значения (Большой и Малый театр, Московская Оперетта, Исторический музей, Красная площадь, Московский Художественный Театр им. А.П.Чехова, Молодежный Российский Государственный Академический Театр РАМТ), а также выставочных залов (Новый Манеж, Фонд культуры «Екатерина») и гостиничных комплексов мирового уровня (Метрополь, Ararat Park Hyatt, The Ritz Carlton).

Покупатели ЦУМа могут сделать выбор из более чем 1500 брендов одежды, обуви, парфюмерии, косметики, аксессуаров, представленных на площади 60 тыс. кв.м.

В магазине представлены такие марки, как Alexander McQueen, Tom Ford, Lanvin, Chloe, Balenciaga, Givenchy, Valentino, Gucci, Dolce&Gabbana, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Celine, Yves Saint Laurent, Victoria Beckham, Michael Kors, Roland Mouret, Loro Piana, Versace, Jimmy Choo, Emilio Pucci, Marni, Missoni, Carolina Herrera, Blumarine и другие.

На первом этаже представлены коллекции парфюмерии, косметики, аксессуаров, ювелирных изделий, бижутерии; на втором этаже покупатели найдут широкий выбор мужских коллекций, а на третьем этаже – всемирно известные бренды женской одежды. На четвертом этаже открыта самая крупная в Москве деним-зона, где представлены коллекции джинсовых марок, а также демократичные бренды мужской, женской и детской одежды.

История ЦУМа началась в 1857 году, когда два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз». В 1880-х годах из Петербурга компания переехала в Москву, где через пять лет открыла оптовый магазин дамских шляп и галантереи на углу Кузнецкого моста и Петровки в «доме Хомякова». Вскоре торговый дом купил здание для большого магазина на Театральной площади, на месте сегодняшнего ЦУМа. Было решено создать здесь крупный универсальный магазин, наподобие лондонского «Уайтли» или парижского «Бон Марше».

«Мюр и Мерилиз» стал первым и самым крупным в России универмагом - здесь можно было купить почти все: одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, мебель, предметы домашнего обихода, детские игрушки. Товары московского универмага были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы. Управляющие нового универмага первыми в России ввели европейские стандарты торговли: фиксированные цены, обязательство брать назад либо менять товар, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города. Четыре раза в год «Мюр и Мерилиз» издавали каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим так же, как и образцы тканей. Любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте, причем расходы по доставке в пределах европейской части магазин принимал на себя. К концу века общее количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче.

Современное здание ЦУМа, построенное еще в 1908 г., является образцом европейской готики с элементами модерна. Над проектом семиэтажного здания работал известный архитектор Р. И. Клейн, автор проекта «Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина». При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади, обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства.

С открытием нового здания «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Уже к 1913 году в магазине было 80 отделов. Новый магазин вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были справочная, комната ожидания, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей, появление которых вызвало настоящую сенсацию. «В глазах москвичей, – писал современник, – «Мюр и Мерилиз» является как бы выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых, великосветских кругов, так и средних слоев населения».

С приходом советской власти магазин был национализирован, а 10 марта 1922 г. состоялось открытие крупнейшего универмага столицы – Мосторга. Впоследствии магазин был переименован в ЦУМ.

В 1995 г. было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства. Работа над новым, современным обликом центрального здания ЦУМа была завершена в 1996 году. Проведенная модернизация позволила увеличить торговую площадь до 32 900 тысяч квадратных метров при качественном улучшении инфраструктуры магазина. В 2004 году началось строительство нового здания ЦУМа, которое было завершено к 2007 году.

ЦУМ сегодня – единственный в России department store, полностью соответствующий мировым аналогам, и главная точка моды на карте города.

Сегодня в ЦУМе представлены коллекции более 1500 известных европейских и мировых брендов одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии, косметики на площади 60 тыс. кв.м.

В магазине представлены такие марки, как Alexander McQueen, Tom Ford, Lanvin, Chloe, Balenciaga, Givenchy, Valentino, Gucci, Dolce&Gabbana, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Prada, Celine, Yves Saint Laurent, Victoria Beckham, Michael Kors, Roland Mouret, Loro Piana, Versace, Jimmy Choo, Emilio Pucci, Marni, Missoni, Carolina Herrera, Blumarine и другие.

ЦУМ
Адрес: ул. Петровка, 2.
Стоимость: 520 млн долларов.

Торговый центр "Наутилус"
Адрес: ул. Никольская, 25.
Стоимость: 60 млн долларов.
Владелец: структуры "Банка Москвы". По версии МВД, бенефициары — непосредственно Андрей Бородин и Дмитрий Акулинин. В декабре решением Тверского суда Москвы на торговый центр наложен арест.

"Центральный детский мир на Лубянке"
Адрес: Театральный пр., 5
Стоимость: 260 млн долларов.
Владелец: "Галс-Девелопмент" (ВТБ).

Отель "Ритц-Карлтон"
Адрес: ул. Тверская, 3.
Стоимость: 500 млн долларов.
Владелец: Булат Утемуратов ("Верный капитал") . Возглавляет рейтинг влиятельных бизнесменов по версии казахского Forbes. Экс-глава администрации президента Нурсултана Назарбаева.

Отель "Националь"
Адрес: ул. Моховая, 15/1, стр. 1.
Стоимость: 155 млн долларов.
Владелец: Саит-Салам Гуцериев (группа БИН).

Гостиница "Москва"
Адрес: Охотный ряд, 2.
Стоимость: 1,1 млрд долларов.
Владелец: Микаил Шишханов, Сулейман Керимов, Аркадий Ротенберг.

Отель "Метрополь"
Адрес: Театральный пр., 2.
Стоимость: 280 млн долларов.
Владелец: Александр Клячин (KR Properties).

Галерея бутиков в Третьяковском проезде
Стоимость: 100-160 млн долларов.
Владелец: компания Mercury (Леонид Фридлянд и Леонид Струнин).

Торгово-офисный центр "Никольская плаза"
Адрес: ул. Никольская, 10.
Стоимость: 250 млн долларов.
Владелец: Инвестиционно-строительный холдинг "Руцог", основатель - Григорян Рубен Цокалович . В портфеле холдинга несколько жилых домов и бизнес-центр "Олимпик Плаза" у метро "Проспект Мира".

Бизнес-центр "Романов двор"
Адрес: Романов пер., 4.
Стоимость: 380 млн долларов.
Владелец: Гагик Адибекян, основатель компании RD Group.

Торговый центр "Охотный Ряд"
Адрес: Манежная пл., 1, стр. 2.
Стоимость: 750 млн долларов.
Владелец: Александр Занадворов.

ГУМ
Адрес: Красная пл., 3.
Стоимость: 625 млн долларов.
Владелец: здание ГУМа принадлежит государству, но до 2059 года находится в аренде у группы Bosco Михаила Куснировича.

"Военторг"
Адрес: ул. Воздвиженка, 10.
Стоимость: 350 млн долларов.
Владелец: Дмитрий Рыболовлев.

"Гостиный двор"
Адрес: ул. Ильинка, 4.
Стоимость: 320 млн долларов.
Владелец: город Москва, Михаил Хубутия (владеет долей и управляет "Гостиным двором").

Отель "Балчуг Кемпински Москва"
Адрес: ул. Балчуг, 1.
Стоимость: 185 млн долларов.
Владелец: J&T Real Estate (словацкий бизнесмен Петер Корбачка, брат Романа Корбачки, совладельца "Номос-банка").

Пустырь на месте гостиницы "Россия"
Адрес: ул. Воздвиженка, 10.
Стоимость: 1,5 млрд долларов (до отмены проекта).
Владелец: город Москва, до прошлого года фирмы Шалвы Чигиринского.

Бизнес-центр "Царев сад"
Адрес: Болотная ул., 10, стр. 1
Стоимость: 220-250 млн долларов.
Владелец: "Cбербанк капитал".

Бизнес-центр "Балчуг Плаза"
Адрес: Болотная ул., 10, стр. 1.
Стоимость: 170 млн долларов.
Владелец: Роман Абрамович, Александр Чигиринский. Их компания "Снегири" возвела еще несколько более мелких зданий по соседству.

Пустырь на месте будущей гостиницы Four Seasons
Адрес: Софийская наб., вл. 4-10.
Стоимость: 160-180 млн долларов.
Владелец: "Альфа-Групп".

: 55°45′38″ с. ш. 37°37′11″ в. д.  /  55.7606694° с. ш. 37.6197306° в. д.  / 55.7606694; 37.6197306 (G) (Я) К:Предприятия, основанные в 1908 году

ЦУМ (Центральный универсальный магазин ) - магазин в центре Москвы, расположенный на углу Петровки и Театральной площади по адресу: ул. Петровка, дом 2. Появился здесь в 1885 году как торговый дом «Мюр и Мерилиз », семиэтажное здание в готическом стиле было построено в 1908 году.

История

1857-1917

Два пожара - в 1892 и в 1900 году - повлекли за собой строительство нового здания. В 1908 году открылся семиэтажный магазин, построенный в стиле неоготики по проекту архитектора Романа Клейна . Универмаг, в котором продавали женскую и мужскую одежду, ювелирные украшения, парфюмерию, товары для детей, пользовался репутацией у современников. «В глазах москвичей, - писал один из них, - „Мюръ и Мерилизъ“ является выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых великосветских кругов, так и средних слоёв населения».

В 1917 году «Мюр и Мерилиз » был национализирован. 10 марта 1922 года под эгидой Мосторга на его месте был открыт ЦУМ - Центральный универсальный магазин. На работу под лозунгом «Учиться торговать!» было принято 200 комсомольцев . В годы войны в здании универмага располагались казармы .

В 1953 году ЦУМ был переориентирован на торговлю товарами высокого качества по повышенным ценам. Была введена система самообслуживания, практика открытой выкладки товаров, оплаты через кассу , установленную на прилавке. В 1974 году была проведена реконструкция, в ходе которой был построен новый корпус.

В XXI веке

В 2002 году развитием торгового дома занялась компания Mercury . В 2007-2008 годах рядом с основным было построено новое здание, что увеличило площадь ЦУМа в два раза и ухудшило транспортную обстановку на узких близлежащих улицах. В 2011 году начал работать интернет-магазин ЦУМа. Летом 2015 года в ЦУМе открылся магазин фирмы Apple , который стал первой точкой продаж Apple Watch в России.

Структура

Торговый дом ЦУМ позиционирует себя как магазин, торгующий товарами класса «люкс». На площади 60 (70?) тысяч м² расположены магазины более чем 1500 или 2000 брендов, среди которых Givenchy, Dolce&Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Lanvin, Chloe, Balenciaga, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Emilio Pucci, Michael Kors, Jimmy Choo, Marni, Brioni, Loro Piana, Chopard, Rolex, Graff, Garrard, Patek Philippe . В 2016 году здесь появилась продукция брендов Yves Saint Laurent, Fendi, Louis Vuitton, Berluti, Dr. Vranjes, Kiton, Tom Ford, Bulgari .

  • 1 этаж - косметика и парфюмерия, сумки, аксессуары, ювелирные украшения, часы;
  • 2 этаж - мужская одежда и обувь;
  • 3 этаж - женская одежда и обувь;
  • 4 этаж - товары для детей, одежда более дешёвых брендов, отдел нижнего белья и купальников и отдел Nata4tsum , где продаются вещи, отобранные стилистом Натальей Гольденберг.

Также в магазине есть три кафе, продуктовый магазин, химчистка, ремонт обуви и подземный паркинг. Покупателям предлагаются такие услуги, как персональный шопинг со стилистом, индивидуальный пошив костюмов, косметические процедуры в «кабинах красоты» на первом этаже универмага.

Критика

В августе 2007 года, перед началом нового учебного года, горожан возмутила серия билбордов , размещённых в окнах ЦУМа и адресованных младшим школьникам . Девочка, героиня билбордов заявляла :

В мае 2011 года на территории, прилегающей к ЦУМу, появились плакаты с логотипом ЦУМа и изображением президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина в спортивной одежде, «рекламировавших» новую весенне-летнюю коллекцию. В универмаге заявили, что не имеют отношения к этой акции; авторов рекламы так и не нашли .

29 октября 2011 года ЦУМ был вынужден отказаться от рекламной инсталляции «Акробатика и эстетика», где парам манекенов в виде роботов периодически меняли позы - члены общественной организации «Профсоюз граждан России » обнаружили в этих позах сексуальный подтекст и устроили пикет у витрин .

В 2016 году администрация ввела плату в 100 рублей за посещение туалетов - директор магазина Алла Вебер объяснила это «участившимися случаями использования места общего пользования не клиентами магазина»

Филиалы

  • В 2005 году компания Mercury открыла комплекс «Барвиха Luxury Village », в котором одним из магазинов стал ЦУМ-Барвиха.
  • В 2005 году Mercury получила право на реконструкцию дореволюционного здания универмага «Дом ленинградской торговли » на Большой Конюшенной улице в Санкт-Петербурге. В 2012 году здесь открылся филиал ЦУМа.
  • По состоянию на 2015 год компании принадлежат три дисконтных магазина (расположены в торговых центрах «Белая дача », «Афимолл » и «Европарк»).

Под эгидой фонда «ЦУМ Art Foundation», специализирующемся на современном искусстве , проводятся выставки и художественные проекты. В 2007 году, в рамках II Московской биеннале современного искусства , ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство ». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и инсталляция акциониста Олега Кулика «Москва. ЦУМ».

Финансовые показатели

2015 год

Напишите отзыв о статье "ЦУМ (Москва)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий ЦУМ (Москва)

Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.

История нынешнего ЦУМа началась в 19 веке, когда два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Санкт-Петербурге торговую компанию, названную их именами: «Мюр и Мерилиз». Товарный знак «Мюръ и Мерилизъ» был зарегистрирован в 1857 году.


Фото 1908 г. Универсальный магазин "Мюръ и Мерилизъ".



В конце XIX - начале XX века дела компании вел третий совладелец - Уолтер Филип. В 1880-х годах из Петербурга компания переехала в Москву, где арендовала только что перестроенный арх.Коссовым из старой усадьбы князя Гагарина магазин на Кузнецком Мосту, 19 , а через пять лет открыла оптовый магазин дамских шляп и галантереи на углу Кузнецкого моста и Петровки (в «доме Хомякова»).


Фото кон.1910-х гг.

Новое здание привлекло всеобщее внимание и было признано архитектурным шедевром. Руководство торгового дома осознавало его значение для центра Москвы и решило не ставить на фасаде фирменный знак «ММ». Новый магазин был открыт на Рождество в 1908 году и вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов.


Фото 1908 г. Пожар Малого театра.

С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Помимо магазина на Театральной площади, для него, по проекту все того же Романа Клейна, была построена «Фабрика мебели и бронзы» на Малой Грузинской (теперь фабрика «Рассвет»). В 1908-1917 годах оборот нового магазина и размах деятельности фирмы в целом быстро росли.
К 1913 году в магазине было 80 отделов. По уровню товарооборота и оснащению торговых залов «Мюр и Мерилиз» не уступал такому лондонскому универмагу, как «Харродс».
Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были справочная, комната ожидания, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей.

После революции универмаг закрылся, но не долго.
10 марта 1922 года. Гремит оркестр. Вестибюль заполняют приглашенные - многочисленные гости, приехавшие на открытие крупнейшего универмага столицы - Мосторга. Председатель правления магазина, звякнув ножницами, перерезал алую ленту. В толпе раздались аплодисменты. Оркестр заиграл туш.


Фото кон.1920-х гг. Н.Грановского.


Фото 1926 г. А.Родченко. Вид от угла Петровки и Кузнецкого моста. На снимке хорошо видна не сохранившаяся застройка, на месте которой сейчас расположены новые очереди ЦУМа.


Фото 1935-1937 гг. Тот же самый вид.


Фото 1935-1937 гг. Служебный вход в ЦУМ со стороны Петровки.

Москвичи еще долго помнили старое название универмага - «Мюр и Мерилиз» - и часто употребляли его в разговоре: «…Вот тебе 8 рублей и 15 копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи хороший ошейник с цепью», - писал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце».

А вот воспоминания о "Мюре и Мерилизе" 30-х годов замечательного писателя Ю.Нагибина:
"...Помню пленительное дрыгание на пружинке меховой игрушечной обезьянки Фоки с детенышем. «Обезьяна Фока танцует без отдыха и срока, ходит на Кузнецкий погулять. учит свою дочку танцевать. Веселая забава для детей и молодых людей!» - без устали горланил продавец с курчавым чубом из-под военной фуражки. Забава, несомненно, веселая, но, очевидно, довольно дорогая, судя по тому, что мама упорно не замечала умильных взглядов, которые я бросал на Фоку, и молящих - на нее.
Лишь раз был я близок к осуществлению своей мечты о неугомонной танцорке. На Фоку должны были пойти остатки громадной суммы в десять рублей, скопленных по пятакам и гривенникам от щедрот моего деда-врача на покупку пистолета монтекристо. Капитал был выкраден у меня из кармана в магазине Мюра и Мерилиза (старое здание сегодняшнего ЦУМа). Никогда еще город не слышал такого истошного рева, каким я разразился, обнаружив пропажу. Благородное оружие (в пяти шагах убивает человека!) уже тяжелило мою правую руку, а в левой дергалась смешная меховая Фока, и я видел себя кумиром двора. Горе от пропажи, ввергшей меня в прежнее ничтожество, усугублялось потерей доверия к миру, впервые подсунувшемуся ко мне страшным свиным рылом. Помню, перед трагическим событием я стоял у входа в Мюр-Мерилиз (мама отошла к витрине) и восторженно следил за мальчишками-газетчиками, сновавшими среди прохожих с пронзительными воплями: «Последний разговор Маяковского с фининспектором!» Наверное, в эти минуты, когда я, разинув рот, пялился на мальчишек, меня и обчистили".

Основной поток покупателей наполнял универмаг после пяти часов, когда кончался трудовой день рабочих московских заводов и фабрик. Часто даже не успевшие переодеться, в промасленных, пропахших разогретым металлом и мазутом спецовках толпились токари, слесари, машинисты. Мяли в руках добротное сукно, мерили крепкие ботинки, выбирали женам на платье цветастый ситчик. В ЦУМе рабочим был открыт широкий кредит - они могли брать товар по специальным лимитным книжкам.
В 1933 году ЦУМ впервые в стране организовал опытно-показательную универсальную торговлю промышленными товарами высокого качества по повышенным ценам.


Фото 1930-х гг.


Фото кон.1930-х гг.


Фото кон.1930-х гг.


Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг.

С началом войны перестали светиться окна домов, погасли витрины, изменился и внешний вид магазина - место нарядных манекенов в витринах заняли мешки с песком, зеркальные окна скрылись за фанерными щитами. Помещения на верхних этажах универмага превратились в казармы. В период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.

После войны к универмагу были прикреплены отдельные фабрики, которые выпускали товары в широком ассортименте только для ЦУМа по его заказам.


Фото 1950-х гг. Фасад по Петровке.


Фото 1962 г. Единственный в Москве "бронзовый домовладелец" на фоне ЦУМа.

Среди товаров ежедневного спроса в ЦУМе продавались: фитили для керосинок и керогазов, слюда, хозяйственные сумки «авоськи» с деревянными ручками, детские половые щетки. Всего в магазине ежедневно имелось в продаже до 17 000 наименований товаров, начиная от иголки за 2 копейки и кончая дамскими меховыми манто.


Фото кон.1970-х - нач.1980-х гг.

Коллектив ЦУМа был инициатором внедрения в практику торговли самообслуживания, продажи по образцам, с открытым доступом покупателей к товарам. В дальнейшем был сделан новый шаг в развитии прогрессивных методов торговли - организована продажа товаров с открытой выкладкой их на прилавках и уплатой денег продавцу через кассу, установленную здесь же, на прилавке. Так, из года в год, благодаря инициативе и творчеству работников универмага, использованию отечественного и зарубежного опыта, методы торговли расширялись, совершенствовались, создавались качественно новые, более эффективные.

В 1970-е годы к ЦУМу было пристроено новое здание. Площади универмага были расширены.


Фото нач.1990-х гг. На снимке видна новая очередь ЦУМа.
Не могу вспомнить чей это снимок... Д.Борко?

В 1992 году ЦУМ поменял организационно-правовую форму и был преобразован в открытое акционерное общество. В 1995 году было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей и оптимизации ассортиментной структуры магазина.
Цель проводимой реконструкции - расширить торговые площади за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства.

В конце 1995 - начале 1996 года ЦУМ провел открытый международный тендер на создание проекта модернизации универмага и его осуществление. В тендере победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) - одна из известных проектно-строительных организаций, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.

Модернизация проводилась без остановки торговли. После чего площадь ЦУМа увеличилась до 33 тысяч квадратных метров при качественном улучшении инфраструктуры магазина (удобный доступ покупателей к товарам, современные лифты и эскалаторы, автоматизация обработки товаров, места отдыха покупателей и др.).
Стоимость модернизации составила около 22 миллионов долларов. Требуемые капиталовложения были покрыты на 50% за счет третьего выпуска акций и на 50% - за счет прибыли, амортизационных отчислений, инвестиций торговых партнеров и кредитных средств.
Реконструкция и капитальный ремонт центрального здания ЦУМа были завершены в 1997 году, после чего магазин приобрел новый, современный, не уступающий международным аналогам облик.


Современный снимок.
Как видим, в отличие от руководства образца 1908 г., нынешнее руководство не постеснялось налепить на фасад памятника "скромную" рекламу.

И для наглядности коллаж от