Двуглавый янус. Значение фразеологизма «двуликий Янус. Фасадные штукатурки для дома

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» - арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года - януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех.

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На ведическом санскрите Яна - Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» - дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна - tri-yāna - три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты - Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус - Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году - Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa - «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу - этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник Луперкалий - 15 февраля (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus - ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы - гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния - Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение - «яджна» - yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления культа Сатурна, Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое - смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было божество Яма из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. В Ригведе Яма - это бог подземного мира и умерших предков. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света» , первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма - Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х.-14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus) на римском Форуме. 12 января 29 до н.э. по решению римского сената закрываются двери храма Януса в Риме в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Он был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно — в прошлое, другое — в будущее) и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет.

Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.

Изображение Януса (Диануса) часто использовалось на монетах в эпоху Республики, но в период Империи встречается очень редко. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала 1 в. до н.э.

Двуликий Янус — бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. Среди божеств древних римлян считался одним из самых всеведущих и был наиболее популярен. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Одно его лицо обращено в прошлое, другое — в будущее. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. В календаре его именем назван первый месяц года, его открывающий, – январь. Январь посвящался Янусу, богу небесного свода, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым.

По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус считался также богом договоров и союзов, государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны — управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначает то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ — знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300 (латинские цифры — CCC), а на левой — 65 (латинские цифры — LXV), что означало число дней в году. Его голова венчалась античным римским «термином» (terminus — предел, граница) — колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни.

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное — владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества — фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев.

В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб — ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и — богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в «Книге Тота», а в картах Таро так рисуют дурака.

Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой — дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых — победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое — белое.

В эпоху Ренессанса Янус превратился в прошлого и будущего (ср. благоразумие) — в аллегориях Времени. В этом смысле представлен Пуссеном как граница. В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). Его атрибут — змея, свернувшаяся кольцом, — античный символ вечности. У.Шекспир в «Венецианском купце» называет Януса двуличным, тем самым давая ему отрицательную оценку.

Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение «двуликий Янус» символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное — позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи.

Янус — самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов» в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: «древность зовет меня Хаос» В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры — Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога — Янус.

Двуликий Янус

Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.

Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в Фессалии, но еще в юности приехал в Италию, где основал город на Тибре, который назвал Яникулум. Здесь к нему присоединился удалившийся в изгнание Сатурн, с которым он великодушно разделил свой трон. Вместе они приобщили к цивилизации дикое население Италии. Люди во времена их правления жили так богато, что эти годы часто потом называли золотым веком.

Первым пришел к ним Сатурн с высот эфирных Олимпа,

Царства лишен своего, устрашен оружием сына.

Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,

Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской землею

Назвал, в которой он встарь укрылся надежно.

Век, когда правил Сатурн, золотым именуется ныне.

Вергилий

Януса обычно изображали с двумя лицами, смотревшими в разные стороны, поскольку он хорошо знал не только настоящее, но и прошлое и будущее. Кроме того, его считали символом солнца, которое, поднимаясь, начинает новый день, а опускаясь, завершает его.

Были статуи с одним лицом, причем некоторые изображали старцев с седыми волосами и бородой, другие – юношей. Были и такие скульптуры, где Янус имел три или даже четыре головы.

Я – Янус, старший из владык,

Гляжу назад я и вперед,

Считая, как патрон ворот,

Года, что через них прошли.

Я снегом заношу пути,

Сгоняю птиц с замерзших вод,

Скрываю реки подо льдом

И зажигаю очаги.

Лонгфелло

Начало всякого года, месяца и дня посвящалось Янусу, и в это время на его алтарь приносили специальные жертвы и читали особые молитвы. Он был также покровителем всех дверей и дорог; считалось, что только с его помощью молитвы доходят до ушей богов, поэтому во время всех религиозных церемоний его имя произносилось первым. Его часто изображали с ключами в правой руке и прутиком – в левой. Когда он представлял собой покровителя года, то в одной руке держал цифру 300, а в другой – 65.

Считалось также, что он наблюдает за войной и миром. Янусу было посвящено множество храмов по всей Италии. Один из самых знаменитых его храмов назывался Янус Квадрифронт, поскольку он был квадратным. В каждой стене храма была одна дверь и три окна. Эти отверстия имели символический смысл – двери олицетворяли четыре времени года, а окна – двенадцать месяцев года.

Во времена войны двери храма были широко открыты, ибо люди, искавшие помощи или утешения, стремились в храм и приносили жертвы Янусу; но, когда наступал мир, двери тут же закрывались, поскольку помощь бога была больше не нужна. Впрочем, римляне были таким воинственным народом, что двери храма закрывались всего лишь три раза за семь веков, и то ненадолго.

Празднества в честь Януса проводились в первый день нового года. Один месяц – январь – носил его имя и считался посвященным ему. В первый день этого месяца люди ходили в гости к друзьям и родственникам, желали им добра и дарили подарки – этот римский обычай сохранился до наших дней.

Янус – не единственный среди греческих и римских богов, чье имя было присвоено месяцу или дню недели. По-латыни названия дней недели были такими: dies Solis (день Солнца), dies Lunoe (день Луны), dies Martis (день Марса), dies Mercurii (день Меркурия), dies Jovis (день Юпитера), dies Veneris (день Венеры), dies Saturni (день Сатурна). Эти названия до сих пор используются в законодательных и юридических актах. В Англии дни недели назывались именами соответствующих саксонских богов.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как выглядел древнеримский бог Янус? В римской мифологии Янус – бог входов и выходов, дверей, ворот и всякого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала дня, начала жизни человека). Изображали Януса с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал)

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Глава 16 Янус Двуликий Янус Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в

Из книги Том 4. Дионис, Логос, Судьба [Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра] автора Мень Александр

Глава пятнадцатая ДВУЛИКИЙ ФИЛОСОФ Афины, вторая половина V в. Философия Сократа представляет собой единое целое с его жизнью. Гегель В дохристианском мире немного найдется личностей столь обаятельных и своеобразных, как Сократ, сын Софрониска. Трудно сказать, что имело

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» — арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года — януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех…

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На Яна — Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» — дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна — tri-yāna — три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты — Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус — Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году — Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa — «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу — этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus — ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы — гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота – pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния — Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение — «яджна» — yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления , Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое — смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света», первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма — Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

Входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. . С его именем связано название месяца январь .

Один из древнейших римских богов-индигетов , вместе с богиней очага Вестой , занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).

Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой - LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий . Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

В культуре

Литература

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть», царь Александр автором называется двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Николаю I.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Янус" в других словарях:

    - (Janus). Древнее латинское божество, первоначально бог солнца и начала, поэтому первый месяц года называется его именем (Januarius). Он считался богом дверей и ворот, привратником Неба, посредником в каждом человеческом деле. Янус призывался при… … Энциклопедия мифологии

    - (миф.) у древних римлян бог первоначально солнца, впоследствии всякого начинания, входов и выходов, ворот и дверей. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположн. стороны, также со скипетром и ключом. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЯНУС, в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле: двуликий Янус лицемерный человек … Современная энциклопедия

    В римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле двуликий Янус лицемерный человек … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в… … Исторический словарь

    ЯНУС. В выражении: двуликий Янус см. двуликий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    I в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле «двуликий Янус» лицемерный человек. II спутник Сатурна, открыт… … Энциклопедический словарь

    Январский Словарь русских синонимов. янус сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) божество (… Словарь синонимов

    - (лат. Janus, от janus крытый проход и janua дверь) в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. По реформе календаря Ю. Цезаря месяцем, посвящённым Янусу (Januarius январь), начинался год. Изображался с двумя лицами… … Политология. Словарь.

    Янус - янус, а: двул икий янус … Русский орфографический словарь

    Янус - ЯНУС, в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле: “двуликий Янус” лицемерный человек. … Иллюстрированный энциклопедический словарь