Геодезические работы при строительстве дорог. Разбивочные работы при строительстве дорог. Роль инженерной геодезии в строительстве

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по организации и технологии производства геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве геодезических работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги. Конструктивные особенности геодезических разбивочных работ при строительстве подъездной автомобильной дороги решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для геодезистов, выполняющих геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильной дороги, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Рабочая технологическая карта разработана на комплекс геодезических разбивочных работ при строительстве автомобильной дороги.

2.2. Работы по геодезической разбивке выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения выработки по сравнению с 8-ми часовой рабочей сменой.

2.3. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным геодезическим звеном с электронным тахеометром Cokkia SET 230 RK , в качестве основного измерительного инструмента.

Рис.1. Электронный тахеометр Cokkia SET 230 RK


2.4. В состав работ, выполняемых при геодезической разбивке автомобильной дороги, входят следующие технологические операции:

- контроль геодезической разбивочной основы;

- разбивка пикетажа, кривых;

- разбивка поперечных профилей земляного полотна;

- разбивка дорожной одежды;

- разбивка водопропускной трубы.

2.5. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства геодезических работ необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- подготовить инвентарь, приспособления и средства для безопасного производства работ;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Разбивочные геодезические работы проводятся в следующей последовательности:

- подготовительные работы;

- восстановление трассы подъездной дороги и осей сооружений;

- восстановление опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей подъездной дороги и запроектированных сооружений;

- детальные разбивочные работы.

3.4. В ходе подготовительных работ необходимо:

- принять от Генподрядчика, не позднее чем за 10 дней до начала строительства, геодезическую разбивочную основу, в объеме гл.9 СП 11-104-97 ;

- изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

- выбрать методику измерений;

- составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план производства геодезических работ на объекте;

- визуально обследовать трассу строительства дороги.

3.4.1. После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной геодезическими знаками на местности трассы автомобильной дороги. Приемо-передача закрепленной трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приемке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети, используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

3.4.2. При передаче ГРО Генподрядчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

- границы полосы отвода земель;

- плановые знаки дороги, закрепленные не реже чем через 0,5 км, определяющие ось, начало, конец дороги и промежуточные точки;

- ВУ поворота, точки НК, КК, СК;

- реперы вдоль дороги - не реже чем через 2,0 км (смотри рис.2);

- оси искусственных сооружений;

- места размещения насыпей и выемок.

Генподрядчик также передает следующую техническую документацию:

- схемы закрепления полосы отвода на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального плана строительства;

- ведомости: линейных промеров дороги; закрепления оси дороги; реперов; углов поворота; прямых и кривых; координат;

- каталоги координат, высот и абрис всех пунктов ГРО.

Рис.2. Постоянные геодезические знаки - реперы

А) - забетонированный обрезок металлической трубы; б) - стальной штырь; в) - обрезок рельса

1 - плановая точка; 2 - стальная труба с крестообразным анкером; 4 - стальная труба; 5 - граница промерзания


3.5. Восстановление и закрепление полосы отвода и оси дороги на местности

3.5.1. Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

3.5.2. После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы. Данные работы производятся в несколько этапов:

3.6. Перед срезкой растительного слоя грунта:

- визуально провесить ось дороги;

- закрепить пикетаж;

- установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах.

Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли.

3.7. После срезки растительного слоя грунта:

3.7.1. Восстановление и закрепление границ полосы отвода

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту () по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

3.7.2. Проверка отметок существующих реперов

Расхождение проверенных двойным нивелирным ходом значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать (в мм), ( в км).

3.7.3. Установка дополнительных реперов

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.

3.8. Восстановление и закрепление трассы дороги:

3.8.1. Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. В состав работ по восстановлению трассы входят:

- инструментальное восстановление пикетажа с контрольным промером линий и углов и с детальной разбивкой кривых;

- закрепление трассы с выносом знаков крепления за пределы зоны земляных работ;

- контрольное нивелирование по пикетажу с дополнительным сгущением сети рабочих реперов;

- возможная корректировка и местное улучшение трассы.

3.8.2. Восстановление трассы начинают с отыскания на местности вершин углов поворота. Отдельные вершины, на которых не сохранились знаки крепления, находят промерами от постоянных местных предметов согласно абрисам их привязки или прямой засечкой по проектным углам из двух соседних вершин трассы. Одновременно с восстановлением вершин измеряют углы поворота трассы и сравнивают полученные значения с проектными. При обнаружении значительных расхождений направление трассы на местности не изменяют, а исправляют значение проектного угла поворота и пересчитывают по исправленному углу все элементы кривых.

3.8.3. Затем приступают к контрольному измерению линий с разбивкой пикетажа. Пикеты и точки пересечения трассой водотоков и магистралей устанавливают в створе по инструменту. При обнаружении во время промера расхождения со старым (изыскательским) пикетажем более чем на 1 м вставляются так называемые рубленные пикеты с целью обеспечить соответствие точек на местности точкам на проектном продольном профиле.

3.8.4. При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

3.8.5. Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

3.8.6. На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья. Закрепление оси трассы осуществляют прочно забитыми кольями и высокими вехами (длиной 3,0-4,0 м), а также колышками с выносом их за пределы зоны работы машин с указанием расстояния выноски. При этом на длинных прямых участках высокие вехи устанавливаются через каждые 0,5-1 км. На прямых участках такие же вехи ставят в точках, соответствующих тангенсам кривых (см. рис.3).

Рис.3. Схема закрепления оси дороги на прямом участке дороги


3.8.7. На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой (см. рис.4).

Рис.4. Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке дороги


Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражом. Вершины углов поворота трассы закрепляют прочно вкопанными угловыми столбами с надписью (диаметром не менее 10 см и высотой 0,5-0,7 м). Закрепляют начальные и конечные точки переходных кривых. Столбы располагают на продолжении биссектрисы угла в 0,5 м от его вершины. Надпись обращают к вершине, которую отмечают колышком. На кривых с малыми биссектрисами устанавливают на продолжении тангенсов (вне зоны работ машин) по две вехи через 20 м от вершины (см. рис.4), при этом составляется ведомость закрепления трассы на участке (табл.1).

Ведомость закрепления трассы на участке

Таблица 1

N
знака закреп-
ления

Положение закрепленной точки

Привязка

Описание знака закрепления

Эскиз знака

Примечание

Расстояние от оси, м

Отметка выносных столбов, м

Между проектированием и строительством дороги проходит определенный, иногда значительный промежуток времени, за который точки закрепления трассы на местности, выполненные при полевом трассировании, утрачиваются. Поэтому перед началом строительных работ трассу восстанавливают, принимая ее за основную окончательно выбранную и закрепленную при полевом трассировании. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. Эта задача решается в подготовительный период строительства.

Трасса дороги, вынесенная на местность и надежно закрепленная на ней типовыми знаками, является геодезической основой для разбивки осей всех сооружений, разбивочных и контрольных геодезических работ в процессе строительства.

Геодезические работы при сооружении транспортных объектов должны обеспечивать разбивку и контроль в процессе строительства в соответствии с рабочими чертежами и требованиями соответствующих инструкций и включать в себя:

  • - восстановление и закрепление осей сооружений;
  • - установку временных реперов и определение проектных отметок сооружений;
  • - детальную разбивку контуров и элементов сооружений;
  • - рабочие разбивки и надзор в процессе строительства, контроль за работой машин, связанных с геодезическими измерениями;
  • - контрольные промеры в процессе строительства;
  • - промежуточные и окончательные замеры объемов выполненных работ, составление сдаточных ведомостей и актов;
  • - ведение исполнительной документации;
  • - геодезический контроль за сооружением с целью выявления осадок, смещений и других деформаций в процессе и после окончания строительства.

Восстановление трассы начинают с отыскания на местности вершин углов поворота трассы. Те вершины, на которых не сохранились знаки закрепления, находят промерами от постоянных местных предметов согласно абрисам их привязки или прямой засечкой по проектным углам из двух соседних вершин трассы. В том случае если знаки не сохранились на нескольких расположенных рядом углах поворота и их невозможно восстановить от местных предметов, то вновь выполняют трассирование этого участка, придерживаясь углов поворота и расстояний, взятых с проекта.

Восстановленные на местности вершины углов поворота трассы закрепляют деревянными столбами, устанавливаемыми по два на продолжении тангенсов или под углами 900 к ним (рисунок 2.1, а-в). На кривых закрепляются выносными столбами начало, середина, конец кривой и точки сопряжения круговой и переходной кривых.

В равнинных районах вершина угла поворота может быть закреплена с внешней стороны двумя столбами на биссектрисе угла.

Одновременно с восстановлением вершин измеряют углы поворота трассы и сравнивают полученные значения с проектными. При обнаружении значительных расхождений направление трассы на местности не изменяют, а исправляют значение проектного угла поворота и пересчитывают по исправленному углу все элементы кривой.

При восстановлении трассы может быть проведена некоторая ее корректировка и улучшение расположения на местности для уменьшения объема земляных работ и улучшения эксплуатационных характеристик. Так, могут быть спрямлены некоторые участки, найден более удачный переход или обход мест, не устойчивых в геологическом отношении, несколько изменены радиусы кривых и уклоны продольного профиля и т. д.

Все изменения, внесенные в проект при восстановлении трассы, передаются в проектную организацию для согласования.

Затем приступают к разбивке пикетажа. На закруглениях трассы выполняют детальную разбивку переходных и круговых кривых. При радиусе более 500 м кривую разбивают через 20 м, при радиусе менее 500 м - через 10 м, при радиусе менее 100 м - через 5 м.

Наиболее часто применяют следующие способы детальной разбивки кривых: способ прямоугольных координат, способ углов и хорд, способ продолженных хорд.

Способ прямоугольных координат. В этом способе положение точек на кривой через заданный интервал дуги - (k) определяется прямоугольными координатами x1, y1; x2, y2 и т. д. (рисунок 2.2). Линию тангенса принимают за ось абсцисс с началом в точке НК или КК (разбивку ведут симметрично от начала и конца кривой к вершине угла).

Координаты точек 1, 2 и т. д. кривой вычисляют, как это видно из рисунка 2.2, по формулам

x = R sin ц, (2.1)

y = R (1 - cos ц). (2.2)

При заданном радиусе R дуге k будет соответствовать центральный угол

ц = k · 1800/ рR.

По данным формулам составлены таблицы (таблица 5 , в которых по аргументам R и ц вычислены значения координат x и y. Для совместной детальной разбивки переходных и круговых кривых данные берут из таблицы 4 . Последовательность разбивки следующая: вдоль тангенсов откладывают по направлению к вершине угла поворота длины кривых k, соответствующие интервалу разбивки, отмеряя назад значения (k - x). В найденных точках восстанавливают перпендикуляры и откладывают ординаты y, тем самым определяя точки кривой.

Способ прямоугольных координат является наиболее распространенным способом детальной разбивки кривых. Преимущество этого способа состоит в том, что каждая точка строится независимо от предыдущих, что исключает накопление погрешностей. Но быстрое возрастание от точки к точке длин ординат делает невозможным использование этого способа в стесненных условиях, в туннелях, в лесистой местности, по насыпи.

В этих случаях применяют способ углов и хорд. Кривую в этом способе разбивают через заданный интервал S по хорде.

При разбивке данным способом длина хорды S не должна превышать длину мерного прибора (обычно принимают S = 20 м). Затем вычисляют центральный угол ц, опирающийся на хорду (рисунок 2.3).

sin ц / 2 = S / 2R. (2.3)

Далее, установив теодолит в начале кривой, наводят зрительную трубу по направлению тангенса на вершину угла поворота и откладывают значение первого разбивочного угла ц/2. Вдоль полученного направления откладывают длину хорды S, получая первую точку на кривой. Далее теодолитом откладывают угол ц и получают положение точки 2 линейно-угловой засечкой, откладывая каждый раз от предыдущей точки кривой длину хорды S.

Следует отметить, что в этом способе погрешности построения последующих точек содержат погрешности предыдущих.

Способ продолженных хорд. Задавшись интервалом S детальной разбивки кривой радиуса R, вычисляют угол по формуле (2.3) и, пользуясь выражениями (2.1) и (2.2), разбивают точку 1 кривой способом прямоугольных координат (рисунок 2.4).

Затем по продолжению первой хорды откладывают отрезок S и закрепляют полученную точку 2?. Удерживая задний конец рулетки в точке 1, определяют положение точки 2 линейной засечкой радиусами S и d.

Вновь откладывают отрезок S, но уже от точки 2 и вдоль направления второй хорды. Из точек 2 и 3? на пересечении дуг радиусов S и d определяют положение точки 3 и т. д. Величина отрезка d, называемого промежуточным перемещением, постоянна для всех точек кривой и определяется по формуле

Способ продолженных хорд удобен тем, что все сопутствующие ему измерения выполняются в непосредственной близости от кривой. Это позволяет использовать его в стесненных условиях, там, где другие способы применить невозможно. Кроме того, выполнение разбивки не требует специальных инструментов: ее производят при помощи рулеток.

Недостаток этого способа состоит в быстром накоплении погрешностей разбивки, по мере увеличения числа разбиваемых точек.

После восстановления пикетажа и детальной разбивки кривых трассу закрепляют. Так как ось трассы дороги является геодезической основой для разбивки всех сооружений, ее закрепление должно быть надежным. Знаки закрепления устанавливают вне зоны земляных работ так, чтобы они сохранялись на все время строительства.

Одновременно с закреплением трассы для удобства обслуживания строительных работ сгущают сеть рабочих реперов с таким расчетом, чтобы на 4-5 пикетов трассы приходился один репер. Кроме того, необходимо устанавливать по одному реперу у каждого малого искусственного сооружения и по два у средних и больших мостов, на станционной площадке и у всех насыпей и выемок с рабочими отметками более 5 м.

В качестве реперов можно использовать различные местные предметы, устойчивые по высоте и установленные ниже глубины промерзания. Реперы должны быть пронумерованы и зарегистрированы введомости реперов с указанием их отметок, описания вида и местоположения.

Организация процесса топографической съемки и особенности услуги. Цели и задачи топосъемки, нормативно регулирование, технические нюансы, планы, чертежи и отчетная документация.

Топографическая съемка дорог – это комплекс инженерно-геодезических изысканий, целью которых является исследование местности путем наземной или воздушной съемки. Она входит в состав обязательных геодезических работ при проектировании, строительстве и реконструкции дорог разного назначения. Топосъемка позволяет получить сведения, которые являются основой инженерных изысканий для составления топографических карт (топопланов, геоподосновы) территории с детальными геодезическими измерениями.

Компания «Промтерра» накопила большой опыт и занимается предоставлением качественных геодезических услуг по проведению топографических исследований с составлением отчетной документации в Москве, Московской области и других городах России. Исполнительную съемку линейных объектов (инженерных коммуникаций, автомобильных дорог, трасс теплосетей) геодезисты выполняют в требуемой системе координат – Балтийской или местной.

Топосъемка при строительстве и проектировании автодорог

Любая трасса предполагает проектирование на местности, где есть другие застройки – здания, сооружения коммуникаций, ЛЭП и прочие объекты инфраструктуры. Геоподоснова при разработке линейного объекта, как результат топосъемки, дает возможность выполнить трассирование максимально точно и экономически эффективно. Цель съемки дорожного полотна – замер расстояний и габаритов, угловых величин и высот проектируемой дороги, определение варианта лучшего прохождения трассы с учетом подземных коммуникационных систем.

28-12-2018

Геодезия является востребованной отраслью в современном дорожном строительстве благодаря передовым технологиям. Изыскательские услуги геодезиста при возведении дорог необходимы на всех этапах проведения работ.

Геодезические исследования дают следующие возможности:

  1. Осуществлять ряд необходимых при дорожном строительстве действий - вынесение осей дороги, вынос запроектированных отметок на местности, оценка масштабов земляных работ, разработка исполнительных схем и т. д.
  2. Отслеживать степень просадки и деформации дорожного покрытия .
  3. Получать топографические съёмки . Геодезия в дорожном строительстве помогает создавать топокарты, планы, осуществлять требуемые расчёты.

При оказании услуг геодезист использует специальное высокоточное оборудование. Получаемые данные обрабатываются компьютерными программами.

Перед тем, как начать проведение работ по дорожному строительству, подготавливается вся необходимая проектная документация. В услуги геодезиста на подготовительном этапе входит создание разбивочной сети. Геодезия в дорожном строительстве помогает получать базовую информацию для сопровождения дальнейших работ по возведению дорог. Геодезисты определяют уровень положения дорожного покрытия, вычисляют оптимальные углы поворотов магистралей.

Услуги геодезиста включают в себя непрерывное отслеживание создания котлованов. Он регулярно проводит соответствующие расчёты и проверяет наличие расхождений с проектными значениями.

Геодезия в дорожном строительстве даёт возможность создать на основе этих действий исполнительную схему. Она далее будет проверяться надзорными структурами.

После завершения выполнения всех работ разрабатывается топографический план, в котором будут указаны только что возведённые автомобильные трассы.

Параметры, для определения которых необходима геодезия в дорожном строительстве

  1. Профиль автомобильной дороги, маршруты, прокладываемые на ней, точки поворотов.
  2. Уровень возможного проседания почв. Геодезия в дорожном строительстве требуется, чтобы исследовать состав и свойства грунта, специфику ландшафта, чтобы правильно вычислить этот параметр.
  3. Продольные и поперечные ландшафтные характеристики исследуемой местности.
  4. Визуальные параметры прохождения дороги, которые рассматриваются на основе геодезической съёмки.

Геодезия в дорожном строительстве необходима, чтобы разбить полотно строительной площадки, учитывая проектные требования к ней, реальные особенности возведения дорожного покрытия.

Оказывая свои услуги, геодезист при создании топографических схем обязан принять во внимание все параметры строящейся магистрали. К этим параметрам относятся качество и габариты проезжей части, число и углы уклонов для слива дождевой и талой воды, особенности ландшафта, характеристики делянок. Кроме того, имеют значения параметры возводимых котлованов, разница между минимальной и максимальной высотой строящегося участка дороги, особенно в возвышенных местностях.

Геодезия в дорожном строительстве – основные этапы

Геодезические работы при возведении работ проводятся в 3 основных этапа :

  1. Предварительный анализ — нанесение на местности основных отметок магистрали, закрепление оси, подсчёт количества строительных работ, исходя из закреплённых дорожных осей. На этом же этапе ищутся и анализируются расхождения ландшафтных характеристик местности с данными проекта и принимаются соответствующие корректирующие решения. В частности, вносятся изменения в проектные схемы на основе собранных данных.
  2. Геодезия в дорожном строительстве необходима и для последующей экспертизы возводимой трассы . Специалистами оцениваются риски осадки дорожного покрытия. Они собирают информацию по прочностным характеристикам грунта, оценивают вероятность его проседаний. На основе собранных данных они строят прогнозы величины деформации полотна дороги под воздействием предполагаемых нагрузок.
  3. Заключительный этап – топографическая съёмка, необходимая для расчётов, разработка исследовательской документации. Топосъёмка проводится с высокой детализацией главных компонентов. Это даёт возможность практически безошибочно разработать графические материалы – схемы, карты и топопланы.

После выполнения всех этих этапов заказчику выдаётся документ, который привязывает конкретный ландшафт местности к проектной информации. Этот документ учитывает все требования ГОСТ, СНиП, технических регламентов и является базовым для дальнейшего топографического планирования строительных работ.

По всем этим причинам геодезия в дорожном строительстве играет очень важную роль. Чтобы осуществить строительство дорожного покрытия, соответствующего всем современным стандартам, требуются услуги геодезиста.

Важность инженерных изысканий для линейных объектов трудно переоценить. Как правило, такие объекты подлежат государственному надзору на всех стадиях - от проектирования до сдачи сооружения в эксплуатацию. Требования к качеству строительно-монтажных работ строго регламентируется законодательством. Геодезические работы при строительстве линейных сооружений - неотъемлемая часть возведения таких объектов. ООО «ГеоГИС» - в числе лидеров в области геодезии благодаря профессионализму своих сотрудников, их ответственному отношению к делу. В распоряжении наших инженеров современные методики и приборы.

Геодезические работы при строительстве железных дорог. Основная задача изысканий

Тщательное изучение нашими специалистами полосы, намеченной для прокладки трассы, позволяет Заказчику на предпроектном этапе оценить объем предстоящих трудозатрат.

ВАЖНО! При неблагоприятных условиях местности обычно рассматривают несколько альтернативных вариантов для выбора наименее затратного.

Геодезические работы при строительстве автомобильных дорог, железнодорожного полотна точно выявляют проблемные места выбранной трассы, ведь ее прокладку часто приходится производить:

  • на холмистой местности, где уклон превышает допустимый (в таких случаях может потребоваться срез или досыпка грунта);
  • на болотистых или подтопляемых местах (необходимость улучшения гидрологических условий, строительство моста);
  • в горных или холмистых районах (прокладка тоннелей, объездных путей).

Геодезические работы при строительстве линейных сооружений последовательность выполнения

Идеальная трасса, существующая только в теории, - это прямая линия без перепадов по высоте и поворотов. Реалии же таковы, что линейные объекты всегда имеют изгибы и кривизну, часто проходят по холмистой территории. Если в случае прокладывания кабельных линий, трубопроводов требования к кривизне не так высоки, то для транспортных путей (железной дороги и автотрасс) существуют строжайшие, установленные нормативами требования к допустимым сопряжениям и кривизне.

ВАЖНО! Геодезические работы при строительстве линейных сооружений, которые проводят геодезисты нашей компании, призваны обеспечить оптимальное размещение трассы в имеющихся условиях территории: на плоскости и по высоте.

Проект трассы - это ее проекция на горизонтальную поверхность и профильный разрез. Основной элемент трассы - ее центральная ось. Наносится она - на план (карту) в процессе проектирования и на месте - при переносе проекта в натуру.

Геодезические работы при строительстве железных дорог и автотрасс называют трассированием. В его состав для транспортных магистралей наши специалисты включают:

1. На этапе проектирования:

  • изучение карты, выбор наилучшего варианта размещения планируемого объекта (камеральное трассирование);
  • подсчет объема земляных работ (насыпей и выемок);
  • выбор системы координат, привязка на местности;
  • топосъемка полосы (возможно изучение нескольких конкурентоспособных вариантов для последующего анализа и выбора наилучшего);
  • создание ситуационного плана полосы, линейные и угловые измерения, определение сложных участков (вычерчивание продольных и поперечных сечений, пересечение с кабельными линиями, дорогами).

2. На этапе стройки:

  • геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог и железной дороги (вынос в натуру красных линий проекта, закрепление пунктов, точек, установка пикетов);
  • привязка к государственной сети и нивелирной основе (по действующим строительным нормативам);
  • исполнительная съемка на всех этапах.

ВНИМАНИЕ! Ширина полосы, на которой наши сотрудники проводят геодезические работы при строительстве железных дорог и автомагистралей составляет не менее 25 метров от оси вправо и влево (инструментальные съемки), глазомерно - до 100 метров по обе стороны от трассы.

Что представляют собой геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных путей сообщения?

Геодезические разбивочные работы автомобильных дорог и ж/д путей проводят сотрудники нашего предприятия после утверждения проекта. Для начала работ по возведению магистрали мастерам дорожного строительства необходимо иметь точную разметку на территории – перенесенный в натуру проект и полный комплект техдокументации. Поскольку магистрали имеют гораздо большую длину чем ширину, то геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог и других линейных объектов имеют свою специфику.

С помощью опорных точек и установки пикетов вдоль обозначенной оси сооружения наши работники проводят:

  • разметку локальной сети с учетом углов поворота;
  • проводят вешение линий и нивелирование по высоте;
  • обеспечивают привязку к другим линейным объектам, примыкающим к трассе сооружения.

При этом наши геодезисты осуществляют привязку к государственным геодезическим сетям во исполнение действующих СНиП и российского законодательства.

Нашими нашими специалистами проводятся геодезические работы при реконструкции автодороги. Как и в процессе строительства, это позволяет с большой точностью перенести проектные решения на местность.