Как подключить двигатель от стиральной вятка. Какая мощность у электродвигателя стиральной машины? По такой схеме надо подключить мотор

Какой бы качественной ни была бытовая техника, она со временем приходит в негодность. Та же участь ожидает и стиральные машины, но в них можно вдохнуть вторую жизнь. При этом не важно, когда была куплена бытовая техника, в ход пойдет даже старая советская Рига. Как подключение двигателя от стиральной машины к другим приборам может упростить жизнь, будет детально описано далее в статье.

Куда можно применить электродвигатель

Мастера придумали десятки вариантов использования мотора от старой стиральной машины. Но у всех один и тот же концепт - за счет крутящего момента двигателя запускать работу дополнительных механизмов . Самыми популярными самоделками считаются следующие варианты.

Но перед началом разборки своей стиральной машины следует узнать разновидность имеющегося электромотора. Это позволит определиться со сферой его применения и способом запуска от электросети.

Виды двигателей

Важно! На стиральных машинках устанавливается всего три разновидности моторов: асинхронный, коллекторный и прямой (инверторный).

Асинхронный

В машины, выпускаемые на территории СССР (Рига-60, Вятка-автомат), устанавливался асинхронный двигатель. Он состоит из двух частей: статор и ротор. Свое название мотор получил из-за неспособности синхронно вращаться вместе с магнитным полем (постоянно отстает). Существует два варианта асинхронного двигателя: двух- и трехфазный. В старые модели (например, Рига) устанавливали двухфазные моторы. Но с приходом нового тысячелетия такие двигатели почти перестали выпускать.

Асинхронный двигатель стиральной машины Вятка

Главные достоинства асинхронного двигателя:

  • простая конструкция;
  • обслуживание сводится к замене масла и подшипников;
  • минимальный уровень шума при работе;
  • дешевизна.

Недостатками электромоторов стиральной машинки Донбасс и других старых моделей считаются габариты, большое потребление электричества и сложность настройки.

Чтобы достать асинхронный двигатель (например, из стиралки Малютка), придется разобрать весь корпус. Потом ослабить крепления мотора, убрать ремень и отсоединить стопорное кольцо. После этого останется лишь снять шкив с вала и разъединить электропровода с зажимами.

Электродвигатель стиральной машинки Малютка

Коллекторный

Коллекторный электродвигатель постепенно стал вытеснять асинхронный с рынка бытовой техники. Главным достоинством его конструкции является возможность работать как от переменного, так и от постоянного тока . Скорость вращения ротора напрямую зависит от подаваемого напряжения. Кроме того, подобные моторы способны вращаться в обе стороны. Коллекторные электродвигатели встречаются в большинстве бытовых приборов. Так, их можно найти в стиральных машинках следующих моделей: INDESCO, C.E.S.E.T., WELLING, SELNI, FHP, SOLE, ACC.

Сильными сторонами этого устройства являются:

  • большое количество оборотов;
  • плавный набор скорости;
  • компактность.

К слабым сторонам можно отнести небольшой срок жизни.

Важно! Часто такие двигатели ломаются из-за межвиткового замыкания, то есть контакты на роторе и коллекторе соприкасаются. Поэтому магнитное поле ослабляется, а барабан перестает вращаться.

Прямой (инверторный или бесколлекторный) вид электродвигателей встречается только в современных моделях стиральных машин (например, Indesit). Эта технология появилась на рынке всего десять лет назад. В отличие от упомянутых ранее конструкций, мотор соединен с барабаном напрямую , без использования промежуточных деталей.

К плюсам инверторного двигателя автомат относят:

  • большой срок службы;
  • износостойкость;
  • компактность.

Главный минус - дороговизна производства, что серьезно сказывается на цене для пользователя конечного продукта.

Чтобы демонтировать электродвигатель с современной стиральной машинки нужно снять заднюю (характерно для Indesit, Zanussi, Ariston) или переднюю (свойственно Samsung, Bosch, LG) панель. Если на задней стенке нужно только открутить болты, то с передней придется снимать панель управления, цоколь и верхнюю крышку. В нижней части машинки и будет расположен двигатель. Для его демонтажа нужно убрать ремень привода и отсоединить заземляющий и питающий провода. Далее нужно отвинтить крепления мотора и снять устройство, подцепив тонким предметом. Если все винты откручены, тогда можно немного применить силу, так как крепления часто залипают.

Правила подключения

Когда определен вид электродвигателя, установленного на старой стиралке, можно приступать к подключению.

Совет! Если планируется использование мощного современного двигателя, следует помнить о таких моментах: для их работы не нужны конденсаторы, так же не потребуется пусковая обмотка.

Перед тем, как подключать устройство более чем с 3 выводами к сети, нужно разобраться с цветами проводов , выходящих из раздаточной коробки:

  • часто белая обмотка означает, что эти провода относятся к тахогенератору, в будущем они не пригодятся;
  • коричневый и красный соединяются с обмоткой статора и ротором;
  • серый и зеленый провод относятся к графитовым щеткам.

Хотя эта рекомендация относится к большинству моделей, но выпускаются экземпляры, где цвета могут отличаться . Чтобы быть уверенным в выборе, нужно с помощью тестера и мультиметра прозвонить все пары. Те, что идут к тахогенератору, отличаются сопротивлением 60-70 Ом.

Важно! После соединения всех проводов современного двигателя с 6 выводами можно проверить работоспособность устройства, подключив к автомобильному аккумулятору. При подаче напряжения через пусковое реле он сразу (без разгона) начнет вращаться. Если проверка подтвердила действенность схемы, можно подключить мотор к 220-вольтной сети, предварительно прочно закрепив двигатель.

В старых двигателях 5 проводов - один идет на заземление. Остальные легко разбить на пары, просто прозвонив их. Теперь важно определить, какая пара относится к пуску , а какая рабочая. Обычно на пусковых сопротивление выше, и именно их нужно подключать через конденсатор к кнопке «SB». Чтобы не сгорел двигатель, кнопка должна быть без фиксатора, с этой целью можно использовать дверной звонок. Иногда в таких моторах на выходе три провода, это означает, что две обмотки были соединены еще на заводе.

Для запуска электродвигателя нужно нажать на кнопку и удерживать ее 1-2 секунды, а после раскрутки двигателя следует прекратить подачу напряжения. Когда мотор сможет начать работу без нагрузки, это означает, что он будет запускаться без конденсатора. Если в старом двигателе не применять пусковую обмотку, то можно изменять направление вращения.

Новые электромоторы стиральных машин выпускаются как минимум c 5 выводами, но для запуска все они не понадобятся. Так, можно смело убрать три провода: два, идущих на тахогенератор, и один, соединенный с термозащитой. К последнему относится контакт с «нулевым» сопротивлением.

Дальше схема подключения электродвигателя подразумевает подвод напряжения к проводу обмотки, пару которого следует соединить с первой щеткой. При этом вторая щетка сопрягается с оставшейся парой 220-вольтного провода. Теперь двигатель готов начать работу. А чтобы изменить направление вращения нужно поменять соединения с щетками .

Регулятор оборотов

Для регулировки оборотов следует воспользоваться диммером (обычно его используют для изменения яркости освещения). Однако при этом важно понимать, что мощность регулятора должна превышать мощность самого электродвигателя. Проще всего подобрать подходящее устройство. Но если хватает навыков и знания электроники, можно попытаться достать из стиральной машинки с регулятором оборотов симистр с радиатором. Их нужно впаять в имеющийся регулятор освещения.

Возможные проблемы при подключении и их устранение

Если все провода подключены правильно, но двигатель стиральной машины через несколько минут запуска отключается , возможной причиной может быть перегрев. Для определения нагревающейся детали нужно запустить двигатель на одну минуту. За это время успеет нагреться только проблемное место. Так можно понять, что вышел из строя узел подшипников, статор или иная деталь. При этом не обязательно менять подшипники, возможно, они просто засорились, или не хватает смазки. Если причина отключения двигателя в конденсаторе, то следует заменить его устройством с меньшей емкостью.

Когда все детали заменены, нужно запустить двигатель на 5 минут и проверить его нагрев . Затем процедуру следует повторить еще два раза, и только после этого можно быть уверенным в работоспособности электромотора.

Важно! Иногда асинхронный двигатель может работать слишком медленно. Одна из причин - замыкание или разрыв в обмотке. В любом случае такой мотор не пригоден для дальнейшей эксплуатации.

Разобравшись в тонкостях подключения мотора от старой стиральной машинки, можно облегчить свою жизнь и сэкономить бюджет, сделав несколько универсальных инструментов. Если вовремя устранять все неисправности в двигателе, то он прослужит еще несколько лет. Главное - соблюдать технику безопасности при работе с электричеством.

Основным преимуществом машины является полная автоматизация режимов стирки, включая предварительную и основную стирки, полоскание, специальную обработку и отжим белья. При достаточно простой (без элементов электроники) и надежной электрической схеме машина производит все операции, не прибегая к помощи человека. Это достигается применением в данной конструкции командоаппарата, в котором заложена программа из 36 циклов. Ритм стирки задает электродвигатель МТ, который механически соединен с барабаном командоаппарата (рис.1).

Рис. 1 Принципиальная электрическая схема бытовой стиральной машины «Вятка-автомат-12-01»

Для того чтобы лучше понять принцип работы электрической схемы и упростить поиск возможных неисправностей, приводится ее описание. Описание работы электрической схемы машины дается для первой программы модели «Вятка-автомат-12-01».

Для набора нужной программы необходимо повернуть ручку командоаппарата по часовой стрелке, совместив номер программы с указателем, отмеченным на лицевой панели.

Запуск машины производится вытягиванием ручки установки программ на себя до щелчка, при этом замыкаются контакты 13-Т, 14-Т командоаппарата и загорается лампочка индикатора. Начинается последовательная обработка циклов.

Циклограмму в виде таблицы можно посмотреть на рис. 2, или из другого источника на рис. 3 , а ее описание приведено ниже.

Рис. 2 Циклограмма Вятка-автомат

Рис. 3 Циклограмма Вятка-автомат

Цикл 1. Производится залив воды через электромагнитный клапан EV1, к которому приложено напряжение через контакты микровыключателя люка 1Р, контакты 1-3 реле уровня Р и контакты 12-В командоаппарата. При достижении нижнего уровня воды в баке срабатывает реле уровня Р, размыкая контакты 1-3 и тем самым снимая питание с обмотки клапана EV1, подача воды в бак прекращается. Контакты 1-2 в этот момент замыкаются и по цепи контакта 8-Т подают питание на электродвигатель МТ командоаппарата. При этом на 4-ю клемму электродвигателя МL привода барабана подается напряжение питания через цепь 8-Т, 4-Т, 1-В и далее через контакты 9-Т, 3-Т и конденсатор С1 на 5-ю клемму. Начинается вращение барабана в интенсивном режиме (приблизительно 9 сек. - движение в одну сторону, 10 сек. - пауза, 9 сек. - движение в другую сторону). Реверсирование электродвигателя ML осуществляется переключением контакта 1 командоаппарата при работе электродвигателя МТ. В этот период через клапан EV1 производятся две дополнительные доливки воды. В таком случае напряжение на обмотку клапана подается через контакты 2-В, 1Е, 5-Т, 12-В. Вода в баке поднимается до верхнего уровня. При малой загрузке барабана бельем для ограничения воды в стиральном баке установлен выключатель 1Е, при разомкнутых контактах этого выключателя дополнительные заливки воды не производятся. Продолжительность цикла равна 2,5 мин.

Цикл 2. В начальный момент цикла контакты командоаппарата 8-Т, 5-Т, 4-Т размыкаются, а контакты 7-В, 4-В замыкаются, при этом через контакты 7-В замыкается цепь питания электронагревателя R, начинается нагрев воды. Размыканием контакта 8-Т прекращается подача напряжения на электродвигатели приводов командоаппарата и барабана MT и ML. После того, как вода в баке прогреется до + 40С, срабатывает датчик-реле температуры ТН-1, через его замкнувшиеся контакты подается напряжение на электродвигатели ML и МТ. Начинают работать привода командоаппарата и барабана. Вращение барабана происходит в мягком ритме (7 сек. - движение, 48 сек. - пауза, 7 сек. - движение, 13 сек. - пауза, затем последовательность повторяется). Продолжительность цикла, без учета времени необходимого для нагрева воды, - 2,5 мин.

Цикл 3. Замыкается контакт 4-Т, и в течение 5 мин. производится стирка с интенсивным ритмом, при этом продолжается нагрев воды.

Цикл 4. Продолжается нагрев воды. Замыкается контакт 4-В, и в течение 5 мин. барабан вращается с мягким режимом стирки.

Цикл 5. Заканчивается предварительная стирка и начинается слив воды. Это обеспечивается замыканием контакта 6-Т в цепи питания электродвигателя MPS насоса. Одновременно размыкается контакт 7-В, отключая питание подогревателя R. На протяжении всего цикла, равного 2,5 мин., барабан вращается с мягким режимом стирки.

Цикл 6. С шестого цикла начинается основная стирка. При этом чрез контакты 11-В и 12-Т подается напряжение на обмотки электромагнитных клапанов EV3 и EV4, начинается заполнение бака холодной и горячей водой. Когда вода в баке достигнет нижнего уровня, замыкаются контакты 1-2 реле Р, подача воды в бак прекращается, включаются электродвигатели MT, ML. В течение 2,5 мин. происходит вращение барабана с интенсивным ритмом.

Цикл 7. Размыкается контакт 8-Т, обесточиваются электродвигатели приводов барабана и командоаппарата, происходит их остановка. Через замкнувшиеся контакты 7-В и 10-В подается напряжение на подогреватель R, начинается нагрев воды и продолжается, пока температура не поднимется до +40С. При этом срабатывает датчик-реле ТН-1 и через его замкнувшиеся контакты подается напряжение на электродвигатели приводов барабана и командоаппарата. Начинается вращение барабана с мягким ритмом и продолжается в течение 5 мин.

Цикл 8, 9 Продолжается вращение барабана с мягким ритмом в течение 10 мин. Продолжается нагрев воды.

Циклы 10, 11, 12. Замыкается контакт 4-Т, и барабан начинает вращаться с интенсивным ритмом. Длительность трех циклов 15 мин. Нагрев воды будет продолжаться до конца 21 цикла; если температура воды достигнет +90С раньше, то сработают контакты ТН-2 и ТН-3 и нагрев прекратится.

Цикл 13 Вращение барабана, вследствие замыкания контакта 4-В, переходит в мягкий режим стирки.

Циклы 14, 15, 16. Размыкается контакт 4-В, замыкается 4-Т, вращение барабана продолжается в интенсивном ритме на протяжении 15 мин.

Циклы 17, 18, 19. Вращение барабана переходит в мягкий режим стирки, время циклов 15 мин.

Циклы 20, 21. Продолжение вращения барабана с интенсивным ритмом в течении 10 мин.

Цикл 22. Размыкаются контакты 7-В и 10-В, отключая напряжение питания нагревателя R и тем самым прекращая нагрев воды. Через замкнувшиеся контакты 2-В, 1Е, 5-Т и 11-В включается электромагнитный клапан EV3, который обеспечивает две дополнительные заливки холодной водой. Продолжительность цикла 2,5 мин.

Цикл 23. Производятся операции перечисленные при работе 5 цикла. Закончилась основная стирка.

Цикл 24. Подается напряжение на электродвигатели MT и ML через контакты 8-Т и 4-Т, реверсирующий контакт 1, контакты 9-Т, 3-Т. Происходит вращение барабана с интенсивным ритмом в течение 5 мин. Начинается залив воды через открытый клапан EV3, питание которого осуществляется через замкнутые контакты 1-3 реле уровня Р и 11-В командоаппарата.

Цикл 25. Аналогичен циклам 5 и 23. Конец первого полоскания.

Цикл 26. Происходит залив воды через открытый клапан EV3. После срабатывания реле уровня Р начинают вращаться электродвигатели привода барабана и командоаппарата. Вращение барабана происходит с интенсивным ритмом в течение 2,5 мин. За этот период времени при замыкании контакта 2-В происходит дополнительный залив воды.

Цикл 27. Замыкается контакт 6-Т, включается насос MPS, происходит слив воды одновременно с вращением барабана в интенсивном ритме. Продолжительность цикла 2,5 мин. Конец второго полоскания.

Цикл 28. При переходе от 27 к 28 циклу происходит медленное вращение барабана против часовой стрелки. В начале 28 цикла барабан включается в режим центрифуги, происходит предварительный отжим белья. Напряжение через контакты 1-3 реле уровня Р, 5-В, 9-В, 3-В командоаппарата, параллельно включенные конденсаторы С1 и С2, подается на клемму МС-2 электродвигателя. Одновременно через контакты 10-Т, 8-Т, 6-Т поступает напряжение на электродвигатель насоса MPS. Длительность цикла 2,5 мин.

Цикл 29. Аналогичен 26-му циклу, но ритм стирки мягкий (замкнут контакт 4-В).

Цикл 30. - аналогичен 27

Цикл 31 - аналогичен 26

Цикл 32 - аналогичен 5.

Цикл 33 - аналогичен 26, но заливка производится через клапан EV2, так как замыкается контакт 11-Т. В бак вместе с водой вводится средство для специальной обработки белья.

Цикл 34 - аналогичен 27.

Цикл 35 - аналогичен 28, но длительность отжима увеличена до 5 мин.

Цикл 36 - размыкаются контакты 13-Т и 14-Т командоаппарата, снимается напряжение питания со схемы. Программа отработана.

Как уже отмечалось ранее, основным элементом электрической схемы, ее "мозговым центром", является командоаппарат. Этот прибор состоит из электропривода, контактных групп и барабана, на котором нанесена программа. При включении электродвигателя привода командоаппарата начинается вращение его барабана, замыкая (размыкая) в определенные промежутки времени ту или иную группу контактов, которая в свою очередь включает (отключает) агрегат машины, необходимый в данный момент для соблюдения технологии стирки. Очередность замыкания контактов командоаппарата, которую необходимо иметь при определении причины, вызвавшей неисправность первой и по сути всей программы, описана выше.

Для обнаружения причины отказа машины необходимо провести анализ ее работы. Первое, что нужно выяснить, это при каком цикле и что конкретно не срабатывает. Далее, опираясь на описание принципиальной схемы, необходимо определить, какая цепь (контакт) включает в данный момент напряжение питания неработающего агрегата. Затем начинают поэлементную проверку этой цепи. Начать удобнее всего с испытания самого агрегата, постепенно сужая круг поиска до определения неисправного контакта или участка схемы.

Отыскать неисправность схемы гораздо сложнее, нежели ее устранить. Для этого необходимо либо произвести замену вышедших из строя элементов, либо, если такой возможности нет, отремонтировать их. Поэтому здесь не описаны способы замены или ремонта неисправных элементов. Ниже приведены внешние признаки возможных неисправностей и указаны цепи, подлежащие проверке с соблюдением ее последовательности. При этом, определяя исправность контакта или агрегата пробником, необходимо на момент проверки отсоединить от одной из его клемм все провода, идущие в схему. Это вызвано тем, что цепь проверяемого контакта может оказаться замкнутой через другие узлы схемы, что приведет к серьезным просчетам при выявлении несправного элемента.

Таблица 1
Вид неисправности Способ устранения
После набора программы и включения машина не работает. В этом случае нужно проверить плотность закрытия люка и исправность контакта микровыключателя 1Р.
При включении машины лампочка индикатора светится - бак не заполняется водой. Перегиб наливного шланга - засорилась сетка соответствующего клапана, неисправна катушка клапана, нет цепи в контактах 1-3 реле уровня Р или 12-В командоаппарата.
Происходит переполнение бака водой. Электродвигатель барабана не запускается. Неисправно реле уровня Р.
После заполнения бака водой электродвигатель барабана не вращается, командоаппарат работает. Необходимо проверить цепь контактов 4-Т, 1-В и цепь 9-Т, конденсатор С1, 3-Т.
Барабан не работает в интенсивном или мягком ритмах. Проверить контакты 4-В, Т.
Нет реверсирования барабана. Необходимо проверить контакты 1-В, Т.
Не производится дополнительная заливка бака водой, выключатель 1Е включен. Питание клапана осуществляется по цепи 2-В, 1Е, 5-Т, 12-В, которую необходимо проверить.
После 2,5 мин. работы машина останавливается и дальнейший процесс стирки не возобновляется. Неисправен электронагреватель R, нет цепи контакта 7-В. Неисправен датчик-реле температуры ТН1.
Электродвигатель барабана гудит, барабан не вращается. В этом случае неисправность ищут последовательно цепи питания обмотки, обеспечивающей работу электродвигателя в режиме отжима (контакт 1-3 реле Р, 5-В, 9-В, 3-В, контакты 1,2,3 реле К), и в цепях питания обмотки, обеспечивающей работу электродвигателя в режиме стирки (контакты 1-2 реле Р, контакты ТН1, контакты 2-Т, 4-Т, 1-В, 1-Т, 9-Т, 3-Т командоаппарата).
Слабый отжим белья. После отжима белье очень сырое, с него течет вода. Перегиб сливного шланга, засорился фильтр насоса, ослабло натяжение приводного ремня.
Повышенная вибрация в режиме отжима. Не произведен демонтаж деталей, крепящих бак при транспортировке. Не отрегулировано устойчивое положение машины.

Если в процессе эксплуатации вышел из строя двигатель (сгорел), после его замены необходимо проверить контакты командоаппарата, так как в результате перегрузки, при работе с неисправным двигателем, возможно их подгорание.

Всего хорошего, пишите to © 2005

Одной из часто встречающихся причин, приводящих к отказу стиральной машины «Вятка-автомат», является выход из строя обмотки электродвигателя (ЭД) в приводе командоаппарата. В ремонтных мастерских обычно такую неисправность устраняют методом замены. Причем предпочитают иметь дело не с обновлением перегоревшей дешевой обмотки и даже не с «захандрившим» электродвигателем, а с дорогостоящим командоаппаратом (КА), в составе которого все это находится как не подлежащий разборке «монолит».

Сложный агрегат заменяется целиком, о финансовых расходах клиента никто не печется. Не удивительно, что владелец испортившейся стиральной машины стремится отремонтировать ее своими силами, не считаясь ни со временем, ни с отсутствием опыта.

А ведь L1, которую надо лишь перемотать, есть не что иное, как катушка (рис. 1а) многополюсного электромагнита, насаженного на ось и являющегося ротором электродвигателя. Следует также учесть другие, осложняющие ремонт факторы. В частности, то, что на конце ротора имеется шестерня. Разумеется, есть у ЭД и статор - своеобразный, штампованный. Электродвигатель крепится к командоаппарату (рис. 1б) тремя штырями, входящими в отверстия в корпусе КА и немного развальцованными с тыльной стороны.

1 - каркас катушки; 2 - обмотка; 3 - вывод (2 шт.); 4 - электродвигатель; 5 - корпус командоаппарата; 6 - ось ручки выбора программы; размеры d, D и H - в соответствии с конкретной моделью стиральной машины

При разборке данного агрегата необходимо проследить, чтобы токоподводящие жилы не отсоединились от клемм. Названная предосторожность продиктована не только и не столько хлопотностью восстановления ненароком разомкнувшихся контактов, сколько трудностями отыскания самих отключившихся клемм.

Перед снятием корпуса ЭД на нем и на корпусе КА целесообразно нанести контрольные метки, которые позволят впоследствии правильно собрать всю конструкцию с новой L1, намотанной самостоятельно. Вставив в зазор между разъединяемыми узлами отвертку и слегка нажав на нее, можно отделить двигатель от командоаппарата и достать перегоревшую обмотку. Но делать это нужно осторожно, чтобы не потерять обгонную муфту - небольшую пластмассовую деталь, находящуюся между корпусом ЭД и якорем.

Самое большое неудобство заключается в том, что обмотка залита пластмассой. И нужно приложить немало сил, чтобы, удалив все лишнее, сохранить с минимальными повреждениями сам каркас.

Если же это не удастся, то придется по размерам прежнего, штатного склеить новый каркас (см. рис. 1а). А в качестве исходного материала воспользоваться тонким гетинаксом или стеклотекстолитом. Вполне приемлем и плотный электротехнический картон - прессшпан.

Заводская (сгоревшая) катушка намотана очень тонким проводом. Воспроизведение абсолютно такой же, наверное, лишено смысла. Тем более, что малая толщина штатного обмоточного провода и послужила, скорее всего, причиной возникновения отказа.

Новую катушку наматывают (до заполнения каркаса) проводом ПЭТВ2-0,14. Выводы же выполняют достаточно прочными и гибкими, для чего используют многожильный МГШВ или его аналоги. В противном случае концы L1 могут ломаться под влиянием сильных вибрационных нагрузок, возникающих при работе стиральной машины. По этой же причине нельзя оставлять незакрепленными длинные, провисающие проводники.

Так как сопротивление новой L1 получается гораздо меньше, чем у прежней, имевшей номинал, приблизительно равный 10 кОм, подключение отремонтированного ЭД производится через токоограничительную RC-цепочку (рис. 2). Конденсатор и резистор прикрепляются (например, изоляционной лентой) к жгуту проводов, подходящих к командоаппарату. Делается это с учетом необходимой вибростойкости и механической прочности, характерных для узлов, испытывающих на себе негативное влияние интенсивных вибраций при работе. Особое внимание обращается на обеспечение должной надежности электрических соединений.

Приходится учитывать и другие «нюансы». В частности, что штыри корпус ЭД перед сборкой немного подпиливаются, а после - расклепываются для обеспечения необходимой прочности прежнему «монолиту»: двигателю-командоаппарату. Разумеется, нельзя забывать и о своевременной установке на место обгонной муфты.

Самостоятельно отремонтированный двигатель работает ничуть не хуже нового, обеспечивая нормальное функционирование командоаппарата и всей стиральной машины.

Помимо перегорания обмотки ЭД привода командоаппарата встречается у «Вятки-автомата» еще одна весьма каверзная неисправность: при отказе датчика - реле температуры начинает интенсивно кипеть вода в баке. Как следствие деформируются и выходят из строя передняя панель и ряд других деталей стиральной машины, изготовленных из не очень теплостойкой пластмассы.

Складывающуюся аварийную ситуацию усугубляет мощный нагреватель. Потребляемый им 10-амперный ток коммутируется непосредственно датчиком - реле температуры ТНЗ типа ДРТ-6-90. Возможно, последний и рассчитан на такую нагрузку, но никакого резервного запаса, похоже, не имеет. Работа в предельно тяжелом токовом режиме приводит к спеканию контактов датчика, а штатного отключения нагревателя при достижении водой температуры 90 °С не происходит. Отсюда недопустимый перегрев бака вместе с его содержимым. К тому же становятся ненадежными и контакты самого командоаппарата.

Перечисленных неприятностей можно избежать, если изменить схему подключения нагревателя, введя в нее симистор VS1 (рис. 4а). Так как при работе на последнем рассеивается значительная мощность, его необходимо устанавливать на радиаторе, имеющем теплоизлучающую поверхность около 500 см 2 . Сам симистор желательно выбирать с запасом по току и предельному рабочему напряжению, ведь трудиться ему придется при достаточно жестком температурном режиме, когда окружающая среда зачастую прогревается до 90 °С. Помимо ТС122-20 (ТС122-25), указанных на принципиальной электрической схеме, вполне приемлемыми здесь могут считаться и менее мощные полупроводниковые приборы. Например, симисторы ТС112-16 групп 7 (12).

В любом случае симистор крепится на радиаторе, который привинчивается двумя винтами М5 к пластине из 4-мм стеклотекстолита. А та, в свою очередь, устанавливается на кронштейне (держателе) основного двигателя. Соответственно, в держателе выполняются для этого два отверстия М6 (рис. 4б). Радиатор получается надежно изолированным от корпуса двигателя. И это немаловажно, ведь напряжение между корпусом и радиатором может доходить до 220 В.

1 - кронштейн основного двигателя; 2 - винт М6 (2 шт.); 3 - изоляционная плата (стеклотекстолит s4); 4 - винт М5 (2 шт.); 5 - радиатор; 5 - симистор

Дополнительный резистор номиналом 510 Ом имеет мощность 2 Вт. Для его распайки предусматриваются специальные стойки, закрепляемые на диэлектрической пластине.

Вся конструкция должна быть рассчитана на работу в условиях высокой вибрации и температуры, доходящей при кипячении белья до 90 °С. Требования к соединительным проводникам: сечение (в перерасчете на медь) - не менее 1,5 мм2, крепление - прочное, зятяжка в клеммах - надежная, обеспечивающая должный электрический контакт.

Стиральная машина с таким усовершенствованием (рис. 5) внешне ничем не отличается от своих штатных аналогов. У меня она надежно «трудится» вот уже более семи лет.

В. ЩЕРБАТЮК, г. Минск

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.



По вопросам ремонта и другим техническим вопросам сюда. Ремонт бытовой и офисной техники.


Подключение мотора Вятка - автомат. Краснодар Кубань.

Электродвигатель от стиральной машины Вятка - автомат предназначен для работы в однофазной сети. Состоит из двух рабочих и двух реверсных катушек. Совместно с конденсаторами они создают направление вращения вала.

У Вятках устанавливались разные модификации двигателей, но их характеристики были приблизительно одинаковые. Все они имеют две реверсные скорости вращения. 2200 об. мин. на отжим и 450 об. мин на режим стирки.

По количеству клемм подключения двигатели шли 6ти контактные и 5ти контактные.

Но схема подключения их была одинаковая - пяти проводная. В 6ти контактных электромоторах 1 и 4 контакты (два первых) закорачиваются, это есть общий вывод подключения к сети.

Второй сетевой провод подключается к одному из двух конденсаторов. При чем, на одном конце конденсатора прямое вращение, а на втором реверсное вращение каждой скорости. Для скорости 2200 оборотов в минуту ставится бумажный конденсатор на 16 микрофарад, а на 450 оборотов - 12 микрофарад. Напряжение конденсаторов желательно выбирать не менее 500 вольт.

При правильном включении двигатели легко стартуют в обе стороны. Единственно, что нужно выполнять при реверсировании направления вращения, это дожидаться полной остановки вращения вала. Обмотки этих двигателей не выдерживают больших токов.

Термоконтакт, если мотор будет работать на морозе, лучше отключить. Они при минусовой температуре разрываются как и при перегреве.

Двигатель — это «сердце» стиральной машины, один из основных ее узлов, от которого зависит работоспособность техники. Основные характеристики данной детали – мощность и количество оборотов в минуту. При покупке машинки автомат мы редко обращаем внимание на данные параметры. А может зря? Вот поэтому мы и решили рассказать о том, какая мощность у двигателя в стиральной машине, и на что она влияет.

Разновидности двигателей

Преобразование электрической энергии в механическую (вращение барабана) в стиральной машине происходит за счет двигателя. Инженеры разработали три типа двигателей, которые используются в машинках автомат:

  • асинхронный мотор;
  • коллекторный двигатель;
  • бесколлекторный двигатель.

Моторы асинхронного типа могут быть двухфазными или трехфазными. В современных стиральных машинах, выпущенных после 2000 года, двухфазные моторы не используются. Мощность таких двигателей составляет 180-360 Вт, количество оборотов не велико и не превышает 2800 оборотов в минуту при отжиме, при стирке обороты составляют около 300. В машинках с таким двигателем отжим составляет только 400-600 оборотов в минуту, в редких случаях 800-1000.

Практически вытеснили асинхронные двигатели, коллекторные моторы, которые способны работать как от переменного, так и от постоянного тока. Они меньше по размеру и имеют плавное регулирование оборотов посредством электроники. Главный минус заключается в его устройстве, которое включает наличие щеток, они истираются и приходят в негодность. Для восстановления работоспособности двигателя их нужно периодически менять. Мощность коллекторных двигателей составляет 380 – 800 Вт, при этом частота вращения якоря варьируется от 11500 до 15000 оборотов в минуту.

К сведению! Потребляемая мощность двигателя при стирке и отжиме различна. Данный показатель производитель двигателей пишет только на самом двигателе, в инструкции к машине вы этих цифр не найдете.

Бесколлекторный двигатель или инверторный впервые появился в стиральных машинках в 2005 году, первой его стала использовать компания LG. Его отличие заключается в том, что он напрямую соединяется с барабаном без ременной передачи. Он компактнее двигателей двух других типов, прост по конструкции, имеет наибольший коэффициент полезного действия (КПД). По своей мощности инверторный двигатель не уступает предыдущим и способен раскручивать барабан при отжиме до 1600 2000 оборотов в минуту.

Зависимость энергопотребления от мощности

От мощности электродвигателя стиральной машины зависит энергопотребление в целом, проще говоря, то, сколько киловатт энергии наматывает машинка в час. Именно это интересует потребителя чаще всего, а не мощность мотора машинки автомат. Энергопотребление машины складывается из:

  • потребляемой мощности двигателя, в процессе всей стирки она меняется, при отжиме больше, при стирке и полоскании меньше;
  • мощности нагревательного элемента, которая в среднем составляет от 1,7 до 2,9 кВт. При этом чем выше температура нагрева воды, тем больше будет потребляемая мощность;
  • мощности помпы, которая составляет 24-40 Вт, это вполне достаточно для откачивания воды;
  • суммарной мощности, потребляемой лампочками, модулем управления, датчиками и т.п. она равна примерно 5-10 Вт.

Потребляемая мощность стиральной машины рассчитывается для режима «Хлопок», при котором вода нагревается до 60 0 С, а машинка загружается максимально. По данному показателю стиральной машине присваивают , обозначаемый латинской литерой.

От мощности двигателя стиральной машины зависит и максимальное количество оборотов при отжиме.

Чем мощнее двигатель, тем больше оборотов сделает барабан, отжимая белье. Этот показатель отражен в . Машины автомат, вращающиеся со скоростью 1600 оборотов в минуту относятся классу А. Но совсем не обязательно покупать такую машинку, ведь даже при отжиме в 800-1000 оборотов, белье будет хорошо отжато, без риска быть порванным.

Мощность моторов разных моделей стиральных машин

На стиральных машинах разных марок устанавливаются разные двигатели, поэтому они имеют разные технические характеристики и разную стоимость. Приведем несколько примеров.

  • МОТОР CESET MCA 52/64-148/AD9 – двигатель, устанавливаемый на стиральных машинах Hotpoin-Ariston и Indesit, его мощность составляет 430 Вт и 11500 оборотов/мин;
  • МОТОР CESET MCA38/64-148/CY15 – двигатель для стиральной машины Candy, Hoover, Zerovatt, мощность равна 360 Вт и 13000 оборотов/мин;
  • МОТОР CESET CIM2/55-132/WHE1 – электродвигатель для стиральных машин Whirlpool, Bauknecht, мощность 800 Вт и 17000 оборотов/мин;
  • WELLING HXGP2I.05 WASHING – мотор для стиральной машины Индезит или Вестел, мощность при отжиме 300 Вт, при стирке 30 Вт;
  • Elecronic Control Motor Haier HCD63/39 – двигатель для машинок Candy и Haier, мощность 220 Вт и 13000 оборотов/мин;
  • HXGP2I Welling Electronic Control Motor – двигатель для стиральной машины Samsung, мощность 300 Вт.

Итак, стиральные машины автомат, произведенные в 2000-х годах имеют коллекторный или бесколлекторный двигатель. Их потребляемая мощность может быть разной, но для потребителя это не имеет большого значения. Важнее знать, насколько машина энергоэффективна, а это можно выяснить по классу энергопотребления, который у современных машин А или А+.