Как сделать силиконовую форму для заливки гипса. Силикон своими руками в домашних условиях Из какого материала можно сделать силикон

Силикон представляет собой мягкий и пластичный материал, который используется для изготовления форм. Нет ничего сложного в том, чтобы в домашних условиях сделать подобие силикона из подручных средств.

Как сделать силикон в домашних условиях – способ 1

  • уайт-спирит;
  • пипетка, ложка, пластиковый стакан;
  • акриловая краска;
  • жидкий глицерин;
  • силиконовый герметик.

Все компоненты смешиваются в таких пропорциях: на 30 грамм герметика берется 150 грамм уайт-спирита, 1 капля краски и 3 капли глицерина.

  • Погрузите герметик в пластиковый стакан.
  • Добавьте указанное количество краски и глицерина. Если под рукой нет пипетки, то можно использовать соломку.
  • Добавьте уайт-спирит.
  • Перемешивайте раствор до тех пор, пака он не станет однородным (краски не должно быть видно).
  • Готово. Теперь у вас есть примерно 5 часов, чтобы использовать этот силикон, после чего он затвердеет.

Как сделать силикон в домашних условиях – способ 2

Для изготовления силикона вам понадобятся такие составляющие:

  • этиловый спирт;
  • жидкое стекло.

Последовательность действий при приготовлении силикона:

  • Вам необходимо заранее подготовить подходящую емкость и создать условия для работы. Емкость может быть любой. Налейте в нее в одинаковых пропорциях этиловый спирт и жидкое стекло. Перемешивайте компоненты любым инструментом (деревянной палочкой или ложкой). Когда раствор начнет загустевать , до нужного состояния его можно будет довести просто растирая рукой. В емкости образуется белая плотная масса, которая спустя некоторое время станет похожей на пластилин.
  • Необходимую форму нужно лепить только когда масса начнет застывать. С этим проблем не будет, поскольку вещество получится пластичным и мягким, похожим на резину. Получив необходимую форму, отложите ее до окончательного застывания. Силикон затвердеет, и форма станет менее подверженной деформации.


Как сделать силикон в домашних условиях – способ 3

В пластмассовый стаканчик добавьте 3 столовые ложки силиконового герметика и столько же крахмала их картофеля. Образовавшийся раствор необходимо мешать 7-10 минут. Когда силикон начнет легко отставать от рук и хорошо разминаться, можно приступить к изготовлению формы, что делается очень просто.


Как сделать силикон в домашних условиях – способ 4

Купите несколько пакетов желатина и столько же пузырьков глицерина. Количество зависит от размеров формы. Замешивается все “на глаз”, примерно 50/50. Старайтесь не нарушать пропорции: если глицерина мало, то смесь окажется жидкой, а если много – будет тянуться, как клей. 55/50 – лучший вариант.

Все это нужно греть на водяной бане, но подойдет и обычная свечка. Ваша главная задача – не допустить закипания желатина. В противном случае он начнет сильно вонять. Греть и помешивать субстанцию нужно около 10 минут, пока не получится однородная смесь.


Как сделать силикон в домашних условиях – копирование предмета

Подготовьте форму, которая будет немного больше копируемого предмета. Налейте немного силикона на дно и оставьте застывать. Это будет основанием для предмета. Толщина должна быть не менее 1-го сантиметра, чтобы “резина” надежно окутывала предмет со всех сторон. Если форма будет тонкой, то она порвется при извлечении прототипа или вообще не будет держать форму.

Частично окуните прототип в чашу с желатином, для избавления от воздушных пузырей. Быстро перенесите предмет и установите его на дно формы, приклеивая его. Полностью заполните форму силиконом. Самодельная смола из 4-го способа очень быстро твердеет – на глазах. Сразу после остывания разберите форму. Сделайте надрез и аккуратно извлеките прототип.

Замешайте и залейте в форму эпоксидную смолу. Застывший отливок извлекается достаточно сложно, поэтому придется разрезать силикон по кругу или полностью разорвать.


Избавляемся от силикона

Вымойте поверхность при помощи любого моющего средства, предназначенного для жира. Также чтобы избавиться от силикона, вам может понадобиться кусок пемзы и нож. Застывший силикон счищается ножом, а все его остатки удаляются пемзой. Этот способ актуален только для не царапающихся поверхностей.


Сувенирного мыла, ювелирных изделий и бижутерии, кулинария и косметология, пищевая промышленность и строительство - и это неполный список возможного применения Прежде чем перейти к рецептам самостоятельного получения аналога выпускаемых производителями эластичных полимеров, вспомним их качества.

Формовочные полимеры

Универсальный материал получают путем растворения измельченного кварца азотной кислотой. При смешивании с одним из катализаторов он чем-то напоминает резину. Вещество не токсично, устойчиво к воздействию щелочей и кислот. В готовом виде обладает эластичностью, ударопрочностью, водостойкостью и неограниченным сроком службы. За изделиями из него очень легко ухаживать, их просто хранить.

По назначению двухкомпонентные компаунды, состоящие из пасты и отвердителя, разделяют на заливочные, обмазочные, а также силикон для изготовления форм. Своими руками можно сделать из этих смесей не только заготовки для сувенирного мыла, но и крепкие шаблоны для заливки тротуарной плитки, получения декоративных камней и гипсовой лепнины.

Для придания веществу твердого состояния его перед применением смешивают с оловянным или платиновым катализатором, который прилагается в комплекте. От вида затвердителя зависят некоторые качества эластичной резины:

  • прозрачность или матовость;
  • прочность на раздир или разрыв;
  • сохранение размеров и термостойкость;
  • твердость;
  • время окончательного застывания;
  • долговечность и тиражеустойчивость.

К примеру, смеси с оловянными катализаторами применяются в промышленности и строительстве. Для производства искусственного камня или крепких пластиковых изделий нужны самые прочные материалы. для изготовления форм, в которые заливают шоколад и карамель, выпускают на основе платиновых затвердителей. Мягкость и эластичность данных компаундов более подходит для «сладких» производств и выпечки.

Где применяют самодельный полимер

Несмотря на разнообразие компаундов в продаже, некоторые умельцы предпочитают делать все самостоятельно. Обычно это оправдано экономией и творческим подходом к делу.

Изготовление силикона для форм своими руками возможно несколькими способами. Следует пояснить, что полученное вещество отличается по характеристикам от промышленных смесей. И не всегда эти различия положительны. Если фирменный жидкий силикон для изготовления форм используют для создания больших и маленьких изделий, то самодельную резину делают только для домашнего творчества.

Начиная изготовление силикона для форм своими руками, ставят контейнер, коробку или ящик для основной работы. Его делают из картона (если образец мелкий), дерева или пластика. Он может быть разборным или цельным. Из первого легче высвобождать застывшую заготовку. Между деталями контейнера не должно быть щелей, так как все виды эластиков имеют текучесть.

Прежде чем положить «модель» в контейнер, ее покрывают разделителем. Эта смазка должна быть восковой, жировой или мыльной. Чтобы получить матрицу для вертикального сувенира, его крепят за подставку ко дну контейнера на кусочек пластилина, чтобы не всплывал. Затем тонкой струйкой наливают вокруг модели заранее замешанный компаунд. Заполнение емкости начинают с углов, полностью покрывая установленную внутрь фигурку.

Рецепт №1: предварительная подготовка

Если необходимо небольшое количество эластичной резины для какого-то маленького изделия, можно воспользоваться одним из приведенных ниже вариантов. Изготовление силикона для форм в домашних условиях начинают с подготовки посудины, лопаточки для помешивания, составляющих компонентов, основной емкости для заливки и небольшого сувенира, так называемой мастер-фигурки, слепок которой планируется получить для «клонирования».

Для первого способа берут в равных количествах глицерин и желатин и помещают в небольшую емкость. Состав плавят на водяной бане при постоянном помешивании, не допуская закипания. Нагревание длится 10-12 минут.

Подробности рецепта №1

Дно подготовленного лотка из картона или дерева равномерно покрывают полученной смесью. Затем сувенир окунают в самодельный силикон и быстренько помещают в эту коробочку. Приклеившуюся фигурку сразу же заливают горячим составом, наполняя лоток до краев.

Жидкий силикон для изготовления форм, полученный таким незатейливым способом, твердеет за несколько минут, практически на глазах. После полного остывания массы полученный брусок извлекают из коробки, делают разрез с нижней стороны и аккуратно достают сувенир.

Образовавшуюся фигурную полость можно заливать только Изготовление по данному рецепту имеет несколько минусов:

  • готовое мастер-изделие впитывает воду, поэтому нельзя использовать его для получения гипсовых отливок;
  • масса плавится при попытке заполнения горячим веществом, поэтому не подходит для создания дизайнерского мыла.
  • после нескольких использований внутренняя поверхность формы портится, теряет лоск и качество.

Плюсом считается способность к многократной переплавке отслуживших свое штампов.

Рецепт №2: подготовка

Изготовление силикона для форм своими руками требует определенных усилий. Мастера, работающие с пластичной глиной, делают таким способом шаблоны и молды, чтобы воплотить свои идеи. Итак, потребуется один из видов устойчивого к высоким температурам строительного герметика и обычный пищевой крахмал или тальк. Желательно работать в Так как схватывание герметика происходит в течение 10 минут, необходимо заранее положить рядом предмет, с которого будет готовиться слепок: ракушку, плоскую с одной стороны фигурку, что-то другое. Формочка получится твердой, с вогнутым углублением, поэтому подходит для производства только односторонних сувениров.

Рецепт №2: подробности

  1. На поверхность стола насыпают немного талька или крахмала (чтобы не прилипло).
  2. В центр посыпки выдавливают из тубы кучку герметика.
  3. Сверху добавляют крахмал и все перемешивают.
  4. Полученное «тесто» должно взять столько крахмала, чтобы не липло к рукам и к столу.
  5. Из массы делают толстую лепешку, соответствующую размерам будущего сувенира.
  6. Быстро и аккуратно, с силой вдавливают в эту заготовку выбранный образец.
  7. Силикон для изготовления форм оставляют сушиться на сутки.
  8. После извлечения фигурки полость шаблона смазывают тальком при помощи кисточки и плотно набивают пластичной глиной.
  9. Такую основу можно поместить в духовку для просушки вместе с заполнителем, она не боится высокой температуры.

Что хорошего в таком способе

Первым из плюсов можно назвать многоразовость использования полученного шаблона. Материал сохраняет все свои качества. В молды, сделанные из крахмала и можно заливать горячую мыльную основу, предварительно сбрызнув спиртом из распылителя. Силикон для изготовления форм, своими руками произведенный, выдерживает температурные нагрузки наравне с промышленными составами.

Среди минусов называют резкий уксусный запах герметиков и быстрое застывание «теста». Зато мастер может приготовить такое количество вещества, которое необходимо именно в данный момент времени для конкретной работы.

Где то пару месяцев назад, попался вот этот ролик на Ютубе , где человек сделал форму из желатина и глицерина. Ролик очень понравился, особенно тем, что все составляющие этого рецепта, легко доступны и не очень дороги, по крайней мере, для малых объёмов форм. Сам ролик хотя и на буржуйском, но вникать там особо не во что, достаточно было услышать фифти-фифти, после чего стало ясно сколько нужно глицерина и желатина замешивать. Поэтому решил попробовать повторить этот рецепт самодельного силикона или резины, тут кому что ближе.

В ближайшей аптеке и продуктовом, были закуплены несколько пузырьков глицерина и столько же пакетов желатина. Здесь всё будет зависеть от размеров формы, если вы хотите сделать форму для чего то большого, то соответственно закупать всех этих составляющих придётся несколько больше.

Замешиваем всё примерно 50/50, то есть на глазок. Экспериментальным путём выяснил, что если лить больше глицерина, то смесь соответственно получается более жидкой и текучей. А вот если глицерина окажется мало, то этот клейстер из желатина будет тянуться как засыхающий клей Момент и при этом он тяжело размешивается даже на водяной бане, что уж говорить про заливку его в форму с деталью, которая имеет сложную детализацию. В общем 50/50 вроде как оптимальный вариант. Добавлять глицерина более чем в два раза (чтобы выяснить тот предел при котором смесь оставалась бы прочной и не липкой после застывания), я не пробовал.

Идеально греть всё это дело на водяной бане, ибо не придётся контролировать температуру, но к газовой плите не всегда есть доступ, поэтому обошёлся пока обычной свечкой. Главное не допускать закипания желатина, иначе он начинает гореть и ужасно при этом вонять, как будто жаришь какую нибудь тушку животного:-) Грел и помешивал эту субстанцию около 10 минут, чтобы смесь получилась однородной и без всяких комков. Там на видео он греет всё это дело в микроволновке, но чтобы не искать для неё посуду и не колдовать с нужным временем прогрева, пока решил обойтись обычным подогревом на открытом огне.

Содрал с люстры на время эксперимента вот такой вот кристалл из стекла. А так же согнул формочку из полосы пластика под размер чуть больше этого камня.

Налил немного этого силикона на дно формочки и оставил остывать, чтобы получилось что-то вроде основания для камня. Решил сделать это для того, чтобы толщина этой резины была более-менее равномерной со всех сторон кристалла. Иначе, если форма будет тонкой, то она плохо будет держать нужную форму, к тому же, она может порваться при извлечении из неё прототипа.

После чего, частично окунаем кристалл в чашу с желатином, чтобы избавиться от воздушных пузырей снизу камня. Затем быстро переносим этот камушек и устанавливаем его на дно формы, вместе с прилипшим на него желатином, как бы приклеивая его.

Теперь самое простое, заполняем форму желатином до краёв опалубки.

Вот что хорошо в этой самодельной резине, так это то, что она твердеет буквально на глазах, как только остыла, можно уже разрезать. Не нужно ждать неделю, пока эта форма схватится полностью, как это обычно происходит с кислотным строительным силиконом. После остывания массы, разматываем пластик с этого куба.

Делаем надрез сверху и аккуратно извлекаем стеклянный кристалл из нашей формы.

Затем намешиваем и заливаем в форму эпоксидную смолу.

Отливка из эпоксидной смолы уже так просто не извлеклась из формы как стеклянный прототип. Поэтому пришлось аккуратно надрезать форму по кругу и разорвать, чтобы ножом не царапать эпоксидный кристалл. Пока не знаю с чем это связано, но отливка получилась мутной и не прозрачной. То ли сказывается присутствие воды где то в желатиновой массе, то ли ещё что. С другой стороны, если отливать что-то окрашенное в массе, то это уже не будет иметь большого значения.

Так же чисто ради эксперимента попробовал отлить фрагмент этого камня, но уже из гипса (алебастр). Результаты оказались плачевными. Желатин начинает вбирать в себя воду из гипса и в результате на выходе мы получаем липкий гипсовый камушек и подпорченную водой форму. Может что-то грубое и без особой детализации можно отлить из гипса в желатиновой форме, но тогда придётся как то очищать поверхность гипсовой отливки от фрагментов липкого желатина.

В общем понравилось то, что эта форма из самодельного силикона позволяет делать отливки из эпоксидной смолы. В то время, как с кислотным (монтажным) возни очень много, а заливной по прежнему всё ещё дорогой. Ещё одна положительная особенность таких форм из желатина, это то что их можно править горячим шпателем, то есть если есть ненужная раковина где то на форме, то её можно просто замазать, растопив в ложке фрагмент этой желатиновой массы. Так же, легко можно растапливать и перезаливать старые формочки в новые. Как вспомню, сколько я возился с этим радиатором , хотя с помощью этой желатиновой формы, его можно было бы копировать ещё быстрее и качественнее. Минусы конечно тоже есть, такая форма боится воды и температуры (плавится), поэтому если в массивной эпоксидной отливке пойдёт чрезмерный нагрев, то форма может просто поплыть вместе со смолой.

Послесловие 1

Спустя какое то время, попробовал заполировать этот кристалл из эпоксидки, чтобы точно узнать, мутный он в массе или только поверхностно. Так же создал отдельную страничку про ручную полировку эпоксидки , на случай, если кому то будет интересно. Результаты полировки, конечно не особо впечатлили, ибо сам толком никогда ещё не полировал смолу. Но некоторый блеск всё же проявился на этом камушке, особенно хорошо это заметно на видео, которое добавил в конце той темы. В общем, эпоксидные отливки в желатиновых формах, получаются мутные только с наружи, по крайней мере у меня, поэтому учитывайте это, если захотите что-то отлить в такую форму.

Изделия из силикона охватывают множество областей - от медицины до декоративно-прикладного искусства. Этот кремнийорганический материал не вызывает аллергии, потому работать с ним безопасно, благодаря этому свойству он используют как в медицине, так и для творчества. Благодаря его герметичности он также используется и в строительстве.

Мы рекомендуем купить силиконовые изделия у проверенных производителей, но и в домашних условиях можно изготовить силиконовый каучук, являющийся разновидностью силиконов - широкого класса органических химических веществ. Это вещество, другое название которого - полидиэтилсилоксан, напоминающее на ощупь и по консистенции после застывания резину, такое же упругое и стойкое к повреждениям, но в отличие от резины лишённое резкого запаха.

Для творчества лучше всего выбирать именно этот материал, ведь в отличие от пластилина он не подвергается деформации после застывания, не требует запекания и не выделяет токсичных веществ, как полимерная и обладает куда большей прочностью, чем изделия из обыкновенной глины.

Как сделать изделие из силикона свомими руками?

  1. Для этого понадобится приготовить реактивы, доступные в быту - жидкое стекло и этиловый спирт. Жидкое стекло можно приобрести в любом магазине материалов по уходу за автомобилями, а этиловый спирт - в аптеке. Также позаботьтесь о защите кожи рук - обязательно обезопасьте их, надев латексные или резиновые перчатки. Также следует принять такие обыкновенные меры как обеспечение чистоты рабочего места - имейте в виду, что жидкий силикон после застывания вряд ли выйдет легко отмыть от стола, поэтому застелите рабочую поверхность газетой или клеёнкой.
  2. Затем необходимо подготовить рабочие материалы. При выборе ёмкости желательно брать посуду из пластика, ведь жидкое стекло из-за своего состава нередко вступает в химическую реакцию со многими металлами, в том числе и с алюминием. Наливать в ёмкость реактивы требуется в равных пропорциях, то есть 1:1. Количество же их зависит от того, сколько силикона вы хотите получить, ведь чем большее количество жидкого стекла и спирта вы берёте, тем больше получите материала. После того, как жидкое стекло и этиловый спирт оказались в одной ёмкости, перемешайте их до получения однородной плотной массы при помощи ложки, деревянной палочки или любого другого инструмента, который вам удобен. При необходимости вы можете добавить в полученную массу любой краситель для придания ей другого цвета. Также вы можете добавить в неё блёстки или даже сразу два красителя, создать «мраморную» окраску вещества и изделия в будущем. По прошествии времени она загустеет, станет пластичной и плотной, подобно пластилину.
  3. И вот когда вещество станет густым и плотным, можно приступать к лепке фигуры. Придайте ей необходимую форму. Сделать это будет легко, ведь полученная субстанция пластична и податлива. По окончанию лепки дайте фигуре застынуть, оставив её на несколько часов в проветриваемом помещении. После застывания изделие будет упругим, перестанет подвергаться деформациям, а на ощупь оно станет похоже на резину.
  4. Если необходимо сделать копию предмета или изготовить несколько одинаковых изделий, то лучше всего использовать готовый жидкий силикон, который вы можете найти в специализированном строительном магазине. Его отличие от домашнего аналога заключается в том, что благодаря веществам, входящим в его состав, он гораздо медленнее застывает. Это упрощает его использование для отлития фигуры при помощи формочек.

    В случае, если вы хотите сделать копию фигурки, следует изготовить формочку из скульптурного пластилина. Лучше брать его, ведь он лучше твердеет при остывании, чем обычный детский.

    Возьмите любую ёмкость и положите в неё пластилин небольшими кусками, плотно прикрепляя их друг к другу. Рекомендуется хорошо разминать его и следить за тем, чтобы в вашей самодельной формочке не было дырочек и трещин, это поможет избежать утечки силикона из неё. Когда вся ёмкость будет плотно заполнена однородной пластилиновой массой, вложите в неё предмет, вдавив его в пластилин. После этого аккуратно выньте фигурку и залейте ёмкость силиконом.

  5. После того, как силикон застынет, вытряхните осторожно из ёмкости пластилин с фигурой и выньте её из него.

Если пластилин не был сильно повреждён, то можно восстановить формочку и использовать её снова. Такой способ позволит вам без труда воспроизвести копии разных фигур.

После этого вы можете украсить фигурку на ваш вкус, добавить стразы, паетки, и даже окрасить изделие гуашью или акрилом при необходимости.

Готово! Так одним из указанных способов вы можете создать свой собственный шедевр декоративно-прикладного искусства при помощи силикона, использовав его как материал для своего творчества. Вы можете пойти дальше обычной лепки, ведь кроме неё и отлива фигуры можно заправить жидкий силикон в кондитерский мешок и выдавить фигурно что угодно, использовать формы для печенья или детские формочки для песка, а также работать только руками, что конечно же полезно как для взрослых, так и для детей.

Такое творчество не требует больших затрат, а лепка и разнообразие палитры цветных красителей даёт широкие возможности для создания как обычных фигурок, так и, при желании, даже ювелирных изделий. Ведь украшения из такого материала сделать не менее легко, будь то замысловатая подвеска, оригинальные серьги или же уникальные бусины, из которых вы создадите в дальнейшем браслет или ожерелье.

Одни люди страдают от фетишизма, но другие им наслаждаются, как православные фермеры на пасху - похмельем. А почему нет? «С утра выпил - день свободен», - гласит известная поговорка. Вот и автор относится ко второму типу, наслаждаясь инженерным фетишизмом по полной программе. Но во всём нужны мера и здравый смысл.

Данная статья про то, каких успехов можно добиться при использовании «непечатных» материалов, на старенькой «Пруше», без всяких выкрутасов и специальных экструдеров. В качестве use case автор задвинулся на многодисковой системе и решил максимально увеличить плотность установки «шпинделей» с одновременным уменьшением вибраций. В борьбе за миллиметры понадобилась пара дюжин абсолютно одинаковых мелких деталей с допусками 100мкм из очень мягкого и «тянучего» материала. Впрочем, если уважаемый читатель уже забыл про HDD, как про страшный сон, вообще абстрагируйтесь от use case и обратите внимание на нюансы литья, там тоже бывает нескучно.

По мнению автора, потребительские виброгасящие решения имеют скорее психологический эффект, чем метрологический. Почему? Наверное, из-за тугой резины, передающей большую часть энергии пульсаций на корпус. Поэтому для автора было очень важно измерить результаты описанного здесь технологического процесса хоть и любительскими, но объективными средствами. Чудес не произошло, но где-то треть отыграть удалось.

Что касается силикона, его часто ассоциируют с материалом самих форм для отливки, а не отливаемым изделием. Литьё в формы вообще - дело довольно нудное занимательное, но автор в любом случае разбавляет историю инженерным трэшем для развлечения публики.

Корзина 3x3.5"" из двух 5.25""


На фото каркас 3-дисковой корзины Evercool HD-AR . Предусмотрен вентилятор 80мм. Четыре демпфера на этой корзине работают уже после интерференции (сложения) вибраций от дисков, поэтому на НЧ-модуляцию не влияют. Если честно, не представляю, на что вообще можно повлиять такой тугой резиной.


Корзина 5x3.5"" из трёх 5.25""


Слева: 5-дисковая корзина noname , на фото лежит на боку. Даёт максимальную из возможных плотность размещения накопителей 3.5", используя стандартные отсеки 5.25" в обычных корпусах «башенного» типа, с зазорами порядка 4мм с каждой стороны. Производитель не выпендривается, предлагая жёсткие пластиковые салазки, чуть-чуть подпружиненные с боков. Предусмотрен вентилятор 120мм.
Справа: «пустые» салазки, напечатанные из ABS. Ничего особенного, кроме гексагональных отверстий для вставки демпферов различной формы.

Корпус компьютера работает как сложный резонатор, подавляя одни частоты и усиливая другие. Поэтому результирующий спектр шумов системы довольно непредсказуем по своему профилю, но одинаково неприятен, и чем больше дисков, тем хуже для всех.

Вот я и решил, что проблему надо купировать в зародыше, создав виброгасящие салазки, но не кондовые из твёрдой резины, а сочетающими жёсткий пластик с очень мягкими, «тянучими» силиконовыми вставками с жёсткостью 25А по Шору. Кстати, самый мягкий термопластичный эластомер для 3D-печати имеет жёсткость по Шору порядка 85А, это так же далеко от силикона, как борцовский мат от пуховой подушки.

UPD: осторожно, отдача
Однако не стоит слишком увлекаться мягким «подвесом». Пользователь MrRIP обратил внимание на тот факт, что прецизионная (в полном смысле этого слова) механика шпиндельного диска не сильно жалует висящий режим из-за отдачи, которая возникает при позиционировании блока головок: попробуйте сами перепрыгнуть из одной лодки в другую. Но, забегая вперёд, скажу: в худшем случае силиконовые вставки добавляют порядка 2% к времени позиционирования головок от края до края, при соседнем перемещении эффект измерить практически не удаётся. Т.е. отдача имеется, но в случае с силиконовыми демпферами она не идёт ни в какое сравнение с подвесом на верёвках, подтяжках или резинках от трусов.

Ещё раз о силиконе

Силикон - удивительный материал в плане физико-химических свойств. Например, его двухкомпонентная версия с катализатором на олове или платине до вулканизации полимеризации (застывания) и по вязкости, и по липкости напоминает свежий мёд. Зато после застывания силикон очень инертен и не имеет адгезии почти ни с чем. Изделия из «платинового» силикона можно совершенно спокойно использовать на кухне, да и в медицине наверняка тоже. Эта беспредельная химическая инертность силикона порой раздражает: чтобы приклеить силиконовую деталь, её сперва надо покрыть специальной грунтовкой, обычный клей силиконы не берёт.

Используемый двухкомпонентный силикон дозируется в соотношении 10:1 с катализатором по массе. Плотности обеих жидкостей близки к единице, поэтому дозировать в нужном соотношении можно и по объёму. Тянуть «мёд» обычным шприцем неудобно, а вот безносым дозатором от жаропонижающего препарата Нувонахрен - в самый раз. Застывание занимает несколько часов, так что смешивать силикон с катализатором можно, не спеша, в небольшой чашке, лучше с круглым дном, но можно и так.

Если инструкция разрешает контакт с кожей, удобнее всего смешивать не палочкой, а собственным мизинцем: мягкие ткани хорошо собирают материал из всех закоулков посуды, для здоровой кожи силикон совершенно безвреден UPD: но работайте в перчатках, от греха подальше. До застывания материал растворяется уайт-спиритом , после - легко удаляется механически, но только с гладких поверхностей (не вытирайте об себя, запаситесь салфетками заранее). Чтобы оценить свойства материала, попробуйте отделить оставшийся на чашке тончайший слой после застывания, он тянется, но почти не рвётся.
Застывание силикона с платиновым катализатором могут ингибировать (нарушать, тормозить) разные материалы, включая сернистые, латексные, некоторые каучуки и даже дерево. Но главное то, что пластики ABS и PLA к ингибирующим застывание материалам не относятся , а значит, можно напечатать литейную форму и получить изделие из очень мягкого и инертного материала с недостижимым ранее допуском . Вот так просто: берём и отливаем дома всё, что угодно. Или не всё?

Форма для отливки мелких деталей

Обычно берут, грубо говоря, ведро силикона и смешивают его миксером с бутылкой катализатора, затем разливают по формам и запускают дегазацию , т.е. удаляют пузыри воздуха. Но чтобы лучше понять процесс заливки силикона в «групповую» литейную форму для мелких деталей, читателю предлагается представить себе загрузку пчелиного мёда обратно в соты. Да, меня так и тянет на гексагональные формы…

Обычная форма может состоять из двух половин, напечатанных ABS и сжимаемых пятью винтами с пресс-шайбами и барашковыми гайками. Если внешняя симметрия формы отличается от внутренней, рекомендуется сделать «ключ» в виде «спиленного» угла, как на процессорном сокете. Иначе можно перепутать ориентацию половин и отлить нечто неожиданное, потратив кучу времени впустую. Соприкасающиеся грани после печати рекомендуется довести до ровного состояния шлифовкой, но не стоит их парить в ацетоне. С утра вскрываем форму и достаём свеженькие демпферы, на некоторых получается тончайший, легко удаляемый «воротник», возникающий из-за неплотного контакта и особенностей дегазации, о которой ниже.


Дело о пузырьках

«Волшебными» пузырьками можно считать те, что в напитках, гидромассажных ваннах или, на худой конец, в стиральных машинах. При отливке вредность пузырьков обратно пропорциональна габаритам детали, т.е. дегазация нужна тем сильнее, чем мельче деталь. Иначе пузырь может запросто уничтожить ключевой элемент типа несущего «хоботка» демпфера толщиной пару миллиметров и длиной пять. Именно поэтому, кстати, при размешивании мизинцем даже, простите, трёхдневный ноготь создаёт пузырьки, как весло в воде. Проверено на практике, лучше остричь в ноль работать в перчатках.

Продавцы силикона на мой вопрос о способе дегазации, не моргнув глазом, рекомендовали использовать вакуумную камеру . Но вот где её взять дома, из микроволновки выпилить? Так что давление придётся использовать нормальное атмосферное, но как тогда удалить пузыри при явной нехватке выталкивающей силы? Она, кстати, пропорциональна гравитации, однако, не лететь же на Юпитер. И тут припомнилась одна история о прототипирующих металлургах, убирающих пузыри из ещё жидкого сплава в… центрифуге. Раз даже металл подчинился в мастерской, с силиконом уж всяко справимся даже в домашних условиях.

Простейшую центрифугу я собрал из цепи и балласта, который во время вращения ориентирует плоскость формы строго перпендикулярно радиусу, создавая однонаправленное кратное доминирование центробежной силы над всеми остальными. Если вращать похожую на кистень форму на метровой цепи в вертикальной плоскости, для преодоления гравитации придётся делать около 30 об/мин, что создаст «пульсирующее» от нуля до 2g ускорение. Это примерно как слетать с Плутона на Юпитер и обратно. Центробежная сила прямо пропорциональна длине цепи и квадрату частоты вращения, поэтому, увеличив цепь до полутора метров и поднатужившись до 60 об/мин, можно получить шестикратный выигрыш, т.е. примерно 1g..7g.

Для начала хватит, но есть нюанс. Когда пузырь вытолкнется, как долить на его место силикон, не разбирая форму? Это легко сделать, если предусмотреть заливные отверстия в верхней части, добавив к ним сверху технологические раковины с запасом материала. Пузырь всплывёт, содержимое раковины утечёт вниз. Но чтобы не разбрызгать силикон при столь энергичном вращении формы, я добавил к ней третий элемент: крышку.

UPD:
Сюда таки заглянули литейщики и труженики вакуума, дали мне несколько идей по вакуумной камере, заодно выписав и за «прецизионное», и за «вулканизацию силикона», и за «пресс-форму», и ещё много за что, но и дали несколько советов.
Усадка
Некоторые материалы усаживаются после застывания, но используемый мною силикон - безусадочный, так написано в инструкции.
Дегазация
Оборудование для дегазации (удаления неволшебных пузырьков) представляет собой вакуумную камеру с насосом, манометром и прочей арматурой. Пользователь hungry_ewok предложил в комментариях целый монумент из деталей пластиковой канализации сечением 300мм, вариант от dlinyj - старая скороварка. Заодно hungry_ewok и kellakilla рекомендуют кондовый ручной насос Комовского (из кабинета физики, можно приводить электромотором), а wormball , MotttoR и dlinyj предлагают использовать компрессор от старого холодильника.
Насосы любят уход и масло, не любят абразивы и агрессивные пары, могут выдавать лёгкую масляную аэровзвесь. Арматура подойдёт сантехническая. Нужная глубина вакуума зависит от вязкости материала, вакуумирование можно делать в два этапа: сперва сам материал в ведре до полного «выкипания», затем - залитая форма.
Для мелких форм достаточно шприца на 50 «кубов»: пузырьки можно убрать прямо в шприце, зажав ему «нос». Но на проливку самой формы это не повлияет, только уберёт эффект «газировки» - Igor_omsk , BigBeaver , Wandy .
ВНИМАНИЕ: В зависимости от своей космической глубины, вакуум может быть травмоопасным. Как минимум, защитные очки обязательны. Сомневаетесь - покупайте камеру для дегазации в магазине, там есть инструкция по безопасности. Будет, с кого спрашивать.
Форма
Ясное дело, что при серийном производстве очень важно оптимизировать литейную форму так, чтобы её не надо было ни крутить в центрифуге, ни трясти на вибростоле. В этом и есть настоящая, профессиональная инженерия. Однако у меня акцент на любительском подходе, для одного прототипа можно и центрифугу снарядить, она просто уберёт некоторые ошибки в форме методом грубой силы. И, кстати, «для центрифугирования имеет смысл делать круглую многоместную форму с литниками от центра». Благодарю vbifkol , rfvnhy , BigBeaver .

Ясное дело, ускорения в 7g мне показалось мало, поэтому версия 2.0 центрифуги использует малую механизацию в виде зажатой в стойке дрели с коромыслом в патроне. На 400 об/мин плечи с формой и грузиком отклоняются перпендикулярно оси вращения, описывая радиус 10см и давая почти «солнечные» 18g, выгоняющие пузыри даже из очень густого мёда.

Если деталей нужно отлить много, хорошо иметь две одинаковых по массе формы, и для дрели это будет не так вредно. Но я брал свою одну-единственной форму и снова посещал магазин крепежа, на этот раз взвешивая на глазах у озадаченных продавцов белый кусок пластика с винтами и «барашками». В итоге даже удалось задействовать грузики, совместимые с версией 1.0. Но читатель может поступить проще, отправившись в продуктовый магазин и выбрав любой твёрдоплодный овощ или фрукт подходящей массы, например, репу или кислое яблоко. Морковь неудобно зажимать болтом, но нет ничего невозможного. Впрочем, см. ниже про технику безопасности, прихватите в супермаркет и форму с крепежом, это проще и законнее, чем тащить весы домой из магазина.

Техника безопасности

Если печатать и монтировать крышку для формы лень, подумайте о том, как забрызгаете окружающую среду безвредными, но липкими каплями. Если форма маленькая, можно воспользоваться салатником соответсвующего размера, опуская в него форму прямо на стойке, тогда отдирать придётся только салатник, но лучше после застывания. Но всё-таки крышка как-то технологичнее. Я попробовал и так, и эдак.
UPD:

Внимательно изучайте документацию по безопасности, выданную отраслевым регулятором.
Даю найденные выдержки ToolDecor 15A для профессионального применения.

Краткая словесная характеристика
Малоопасная по воздействию на организм трудногорючая смесь.
8.2.1 Ограничение и контроль экспозиции на рабочем месте
Общие защитно-гигиенические мероприятия:
При работе не принимать пищу, не пить и не курить. После работы и перед едой мыть руки.
Индивидуальные средства противохимической защиты:
Защита органов дыхания
Не требуется
Защита рук
Рекомендация: Защитные перчатки из бутилкаучука, защитные перчатки с неопреновым слоем, защитные перчатки из ПВХ. Перчатки пригодны для применения до 60 мин. Выбор подходящих перчаток определяется не только материалом, но и другими качественными признаками, которые существенно различаются у разных производителей. При выборе перчаток учитывайте данные проницаемости и времени разрыва, указанные производителем.
Защита глаз
Защитные очки

Не стоит забывать о физической безопасности близких людей и окружающих предметов во время вращения грузов, своя голова и другие части тела вообще бесценны. При использовании цепи 1.0 лучше надеть на голову шлем, удалившись в помещение без окон и зеркал. Окружающих можно предупредить, но вид человека в шлеме с кистенём распугает и так. При использовании механизированной центрифуги 2.0 ни в коем случае не стоит удерживать в руках дрель с несбалансированной принадлежностью, не имея хватку Терминатора. Вообще, дисбаланс и для дрели не полезен, поэтому уравновешивать надо, хотя бы приблизительно. Я прочно крепил дрель в стойке, стойку крепил к столу струбцинами, а во время запусков прятался за экраном из плиты ДСП 16мм, держа собственные чресла поближе к… тискам, в которых зажата эта самая плита. А не то, что подумали некоторые читатели: тиски насквозь не пробить, за ними самое безопасное место.

Если уважаемый читатель когда-нибудь менял патрон на дрели, то наверняка обращал внимание на болт с левой резьбой. К счастью, я вовремя вспомнил про данную особенность, и самопроизвольное отделение вращающегося коромысла удалось предотвратить. К тому моменту болт с правой резьбой от «прямого» хода дрели уже достаточно ослаб, чтобы центрифуга начала подозрительно игнорировать команды увеличения оборотов. Экран не пригодился, но, случись чего, был бы очень к месту. Если зажимаете в патроне болт с правой резьбой и крепите на нём что-либо гайкой, реверсный режим дрели обязателен, иначе гайка отвернётся, груз сорвётся и улетит куда-нибудь. Берегите болты , дорогие друзья;)

Сопромат

Подкованный инженер, конечно, возьмёт профессиональную САПР и по жёсткости материала смоделирует оптимальную для заданного «прогибания» форму. Настоящий ниндзя просто вспомнит сопромат и посчитает всё на листке бумажки. Однако частью условий эксперимента было использование бесплатного софта, практическим сопроматом я не владею. Поэтому конкретный вид демпферов пришлось подбирать экспериментально, напечатав пробную форму демпферов разной формы. Затем они поочерёдно крепились на салазке (на этой фазе обошлось без клея, шестигранники отлично себя зарекомендовали). На зажатую в тисках демпферами кверху салазку аккуратно «надевался» дисковый накопитель, придерживаемый пальцами, после чего изучалась реакция на статическую массу. Другими словами, я решил задачку по сопромату методом прямого физического моделирования , простите за невежество, дорогие читатели.

Как это было


Опытным путём были выбраны те демпферы, что после прогибания оставили один миллиметр запаса до твёрдого пластика. Затем форма корректировалась и печаталась заново. Отлив, наконец, первую партию демпферов, я закрепил их в напечатанных салазках, используя… «моментальный» цианоакрилатный клей. Он, конечно, плохо подходит для гибкого силикона и не очень-то любит нагрев, но специальной грунтовки под рукой не было, ЦА держит хоть как-то.

Измерение эффективности

DISCLAIMER: автор отдаёт себе отчёт в том, что измерял не вибрации корзины, а вибрации кое-как закреплённого на ней смартфона, с ограничениями акселерометра и частичной потерей энергии пульсаций. Во время эксперимента ни одного смартфона не пострадало: носишь аппарат пару лет без всяких проблем, но стоит отдать его «во временное пользование», экран разбивают за неделю гарантированно…

Итак, смартфон выбирался по массе: не новый с экраном лопатой, а лёгкий старенький Samsung S3 Mini, чтобы не глушить колебания. Крышка снималась, чтобы не пружинила. Изрядная возня была с закреплением аппарата на 5-дисковой корзине с помощью алюминиевых полос и пачки резинок для банкнот. Из приложений я остановился на VibSensor : раскладка по осям, регулируемый период осреднения, графический спектр, сохранение результатов - всё, что надо для таких экспериментов. Работать с экраном, зажатым пластиной - отдельное искусство.

Но возникла метрологическая проблема: даже осреднённые на нескольких минутах результаты виброметра гуляли просто неприлично по непонятным причинам. Как вам такой ряд: 36, 35, 31, 28; или, например, 51, 42, 68, 61. Другой бы плюнул и посчитал по какому-нибудь среднему, но я вспомнил про наличие термокалибровки в дисках, которая происходит в самый неожиданный момент, по звуку напоминая интенсивную работу головками. И когда c помощью smartctl удалось заставить всех пятерых участников эксперимента одновременно проходить бесконечный тест поверхности, получились уже 25, 25, 26, 25, 28, 27 или 18, 18, 17, 17, 19, 17, 19. Это достаточно кучно, чтобы можно было хоть о чём-то говорить.

Не буду приводить таблицы, только безразмерные результаты по достаточно пёстрой компании из моделей 5-летней, 10-летней давности и современников. Примем, что диски не расслабляются лёжа плашмя, но трудятся в стойке «на боку», осью вращения шпинделя параллельно горизонту. Каждый такой диск при работе подпрыгивает вверх-вниз и ёрзает взад-вперёд от вращений блинов, а также болтается влево-вправо от перемещения блока головок внутри. При использовании виброгасящих демпферов закреплённый смартфон массой 110г получает в два раза меньше энергии от подпрыгиваний по сравнению с жёсткими салазками, а от ёрзаний и болтаний достаётся ещё меньше примерно по 20%. Почему? Потому что гравитация создаёт более прочный канал передачи энергии пульсаций между телами. Другими словами, при прочих равных выигрыш от коврика на полу получается больше, чем от мягких стен.

Много это или мало? Тактильно на одной лишь корзине этого не понять, но стоит корзину установить в корпус, субъективно разница уже ощущается даже на 5 дисках. Однако я хочу напомнить, что основная моя цель - демонстрация технологического процесса, да и 5 дисками я ограничиваться не собирался;)

Выводы

  • «Напечатать» непечатаемое - отличная гимнастика для инженерной смекалки.
  • Эффективность виброгасящих решений должна подтверждаться объективными измерениями, а не базироваться только на субъективных оценках «хуже/лучше».
  • Для дегазации вместо вакуумной камеры можно использовать центрифугу, «проливающую» мелкие и сложные элементы деталей.
  • Описанный технологический процесс весьма доступен и применим не только к сочетанию силикона и ABS-пластика.
  • Ограничивающим фактором, помимо трудоёмкости, являются габариты печати.
  • Сочетание инертности силикона и точности 3D-принтера открывает новые ниши в таких областях, как телемедицина и прототипирование сложных изделий.