Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи. Советы и уроки Лак для покрытия масляных красок

Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин , которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость.

История появления лаков для художественных работ уходит своими корнями в глубокую древность. Тогда художники не могли отправиться в магазин художественных товаров и просто выбрать понравившийся по свойствам и составу лак - все делали самостоятельно. И если поначалу с работой, покрытой лаком домашнего приготовления, все было хорошо, то позже лак начинал темнеть и приобретать ярко выраженный коричневый оттенок, терял свои свойства и мутнел. Из-за этого по прошествии некоторого времени, лаковый слой приходилось счищать. К сожалению, сделать это можно было лишь растворителем, что неблагоприятно влияло на слой краски под лаком. Множество картин было испорчено во время реставраций именно из-за снятия лакового слоя растворителем.

Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется огромный выбор лаков для картин , написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом. И если профессиональные художники уже определились с тем, какой лак подходит именно им, то как новичку не потеряться во всем этом разнообразии? Давайте пройдемся по ассортименту выбора покрывных лаков для живописи и посмотрим, для чего может подойти каждый из них.


Такие разные лаки для живописи. Какие бывают лаки и как выбрать подходящий.

Даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин , подобрать соответствующий нуждам художника лак не так сложно. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи , так и для картин, написанных акрилом , темперой , гуашью и другими красками. Поэтому достаточно лишь ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого лака и выбрать тот, который наиболее подходит под нужды художника.
Поговорим о покрывных лаках. Такими лаками покрывают уже готовые картины для защиты от различных внешних факторов: солнечных лучей, грязи, пыли, воды. Обычно выделяют несколько самых распространенных видов покрывных лаков.

Даммарный лак

Этому лаку по праву можно отдать пальму первенства наиболее популярного среди художников лака. Его любят за отличное сочетание цены и качества. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Для «холодных» работ больше всего подойдет акрил-фисташковый лак.

Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак отличается еще менее демократичной ценой, в сравнении с акрил-фисташковым, медленно высыхает и еще реже появляется в магазинах.

Акрил-стирольный лак

Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового . Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды.

Все эти покрывные лаки придают картинам глянцевый блеск. Это нравится далеко не всем художникам, и тогда на помощь приходят матовые лаки. Обладая теми же свойствами, они защищают картину точно так же, как и глянцевые, однако не делают цвета ярче и насыщеннее. Помимо покрывных лаков существуют и так называемые живописные лаки . Их смешивают с масляными красками и таким раствором пишут картины, делая слой краски более прочным.

Копаловый лак

Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски. Даммарный, мастичный, фисташковый и акрил-фисташковый лаки так же могут быть использованы в качестве живописных.

Акриловый лак

Этот лак на водной основе по праву можно назвать самым универсальным среди всех лаков. Он широко применяется не только в живописи, но и для декоративных работ. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного лака, обрабатывая им уже готовое изображение, и в качестве живописного, смешивая его с акриловыми красками, и даже в качестве грунтовки под красочный слой, что делает краску более стойкой. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полуматовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полуматовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно, и можно избежать незакрашенных участков. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу от всех неблагоприятных внешних факторов.

Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть.

Отдельно стоит отметить ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.

Разбавители для лаков и художественных красок

Существуют также и разбавители для лаков и художественных красок . Разбавители делают лаки и краски более жидкими, уменьшают вязкость, а еще служат для очищения кистей после работы. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник». Но кисти этими разбавителями не очистить. Для очищения кисти от лака лучше использовать Разбавитель №3 (он не имеет запаха), №2 или №1. Каждый из этих разбавителей подходит для художественных красок, в первую очередь для масла. Для акрила применяют специальный Разбавитель для акриловых красок.

Как нанести лак на готовую картину

Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания может доходить до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или безворсовой салфеткой. Наносить лак лучше всего в непыльном, хорошо проветриваемом помещении. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, но можно воспользоваться и любой удобной широкой кистью.

После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. За это время лучше избежать попадания на работу пыли, грязи и воды, не подвергать перепадам температур и влажности. Картину можно прислонить к вертикальной поверхности изображением внутрь, защищая тем самым от загрязнения. Кисти после работы следует тщательно очистить, не дожидаясь высыхания лака на ворсе. Лак на неочищенной кисти застывает и делает кисть непригодной для дальнейшего использования. Лаки на водной основе, например, акриловый, можно смыть с кисти простой теплой водой с мылом. Способ очистки кисти после лака на натуральной основе, например, даммарного, акрил-фисташкового и других, немного отличается. Сначала лак стирают с ворса салфеткой, затем промывают кисть в разбавителе №3 (можно использовать и разбавитель №2, но №3 не имеет запаха). После этого кисть тщательно промывают водой с мылом. Обработка готовой картины лаком – очень важный этап живописи. Покрытая лаковой пленочкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид. Достаточно помнить о свойствах каждого лака – и выбор материала для покрытия готовой картины не станет для вас серьезной проблемой, а полученный результат еще долго будет радовать глаз. Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Лаки для масляной живописи по своему назначению делятся на 4 основные группы. К ним относятся: покрывные лаки, предназначенные для обработки поверхностей уже готовых картин, связующие - для укрепления живописного слоя, разжижающие - применяемые для разбавления красочной массы, и универсальные, имеющие многофункциональное назначение. Остановимся подробнее на особенностях покрывного даммарного лака, одного из самых востребованных и распространённых.

Выгорание красок на солнце

Известно, что недостатком большинства красителей как используемых в быту, так и применяемых в промышленном производстве, является их слабая устойчивость к воздействию солнечного света. Результатом этого являются выцветшие и поблёкшие обои комнат, уличные баннеры и многие другие окружающие нас вещи. О них обычно говорят: «Выгорели на солнце».

Подобная же участь постигнет и если художник не позаботится о сохранности их первозданного вида. Традиционным методом, используемым с незапамятных времён, является покрытие уже готовых живописных произведений специальными лаками, способными уберечь их от воздействия солнечного света. Изобретены они давно, и их состав на протяжении веков много раз менялся и совершенствовался.

В наши дни химическая промышленность предлагает живописцам широкий ассортимент средств защиты их произведений. Одним из самых распространённых среди них, как было сказано выше, является даммарный лак. Нанесённый тонким слоем, он после высыхания не только создаёт защитную плёнку, предохраняющую живописный слой от нежелательного воздействия ультрафиолетовых лучей солнечного спектра, но и придаёт общему колориту картины большую яркость и глубину. Кроме того, благодаря ему мелкие детали, изображённые на полотне, выглядят более чётко и фактурно.

Ещё одной важной особенностью даммарного лака является его способность противостоять воздействию влаги. Если картина будет храниться в помещении, где её содержание в воздухе повышено, то краска может начать отслаиваться от холста и отваливаться. Не менее пагубно воздействие на незащищённый живописный слой и чрезмерно низкой влажности помещений. В этом случае он может потрескаться и начать крошиться. Особенно этой опасности подвержены полотна, на которых краска нанесена густым, толстым слоем.

Кроме всего вышеперечисленного, могут оказаться подвержены и таким негативным воздействиям, как резкий перепад температур, оседание пыли, а также попадание на их поверхность жидкостей и газов. Таким образом, покрытие готового живописного произведения даммарным или каким-либо иным является неотъемлемым звеном общего процесса создания картины.

Наследие прошедших веков

Основным компонентом, входящим в состав даммарного лака, является смола растительного происхождения, давшая ему своё название. Она относится к группе мягких, спирторастворимых смол, на основе которых изготовление лаков было освоено ещё в XVII веке. Известно, что художники часто использовали их не только для покрытия готовых работ, но и добавляли в масла, добиваясь тем самым скорейшего высыхания красок.

Из истории искусства известно, что многие мастера прошедших веков в работе использовали сделанные на основе мягких смол (и даммарной в том числе) бальзамы и эфирные масла (живицу). Наиболее известными среди них являются венецианский, а также страсбургский терпин и копайский бальзам. Все они давали положительный эффект при использовании с обычными высыхающими маслами.

Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов

Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.

Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.

Изготовление лака своими руками

Даммарный лак можно приобрести в магазинах, специализирующихся на товарах данного профиля. Одним из его неоспоримых достоинств как раз является доступность и дешевизна. Однако многие художники предпочитают изготавливать его своими руками, внося в стандартную технологию собственные новшества. Не касаясь их профессиональных секретов, рассмотрим лишь общепринятый вариант этого процесса.

Основным компонентом лака является смола даммары, поставляемая в Россию из Сингапура. Внешне она представляет собой небольшие прозрачные гранулы соломенного цвета, покрытые снаружи тонким слоем измельчённой порошкообразной субстанции.

Рецепт, доступный каждому

Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.

Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.

Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.

Когда можно покрывать картину даммарным лаком?

Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку нарушения технологии, вызванные незнанием или халатностью, могут привести к повреждению, а в отдельных случаях и к гибели живописного произведения. Прежде всего, после завершения написания картины не следует торопиться, поскольку льняное масло, содержащееся в красках, должно успеть полимеризоваться, то есть, полностью высохнув, превратиться в твёрдый полимер. Сколько времени для этого требуется?

Ещё в недалёком прошлом было принято покрывать картины даммарным, а в равной степени и любым другим лаком не ранее чем через год после их завершения. В течение всего этого длительного времени полотна приходилось тщательно оберегать не только от пыли и грязи, но даже и от табачного дыма.

В наши пользуются красками, изготовленными на основе современных технологий, обеспечивающих им большую прочность и сокращающих срок высыхания. Ввиду этого минимальный промежуток времени между окончанием работы над картиной и её покрытием лаком сократился и составляет от одного до полутора месяцев.

Основное правило заключается в том, что при нанесении лакового слоя не следует торопиться, так как при быстрых движениях кисть неизбежно захватывает воздух, на полотне остаются его микропузырьки, образующие мутные белесые полосы. Если это всё же произошло, рекомендуется удалить неудачно нанесённый слой лака при помощи разбавителя и затем повторить попытку.

После того как лакирование завершено, картину следует положить на ровную горизонтальную поверхность и в течение 10-15 мин. дать ещё жидкому лаку равномерно растечься и слегка затвердеть. Затем её вешают в помещении с хорошей вентиляцией. Время высыхания даммарного лака составляет 12 часов. Соответственно, в этот период картину лучше не трогать и предохранять от попадания на неё пыли.

Есть и ещё одна важная деталь, которая может ускользнуть от внимания начинающего художника, - это срок годности даммарного лака. Если его не изготавливать собственными руками, как о том рассказывалось в одном из предыдущих разделов нашей статьи, а покупать в магазине, то следует учесть, что по прошествии 3 лет со дня выпуска он в значительной степени теряет свои свойства.

В результате лаковый слой может не полностью высохнуть и поверхность на долгое время останется липкой. На ней будет оседать пыль, удалить которую не удастся. Чтобы избежать этой проблемы, надо следить за тем, чтобы приобретаемый лак был свежим, поскольку в художественном салоне он мог простоять сколь угодно долго. Старый лак можно добавлять в краску для достижения живописных эффектов, об одном из которых говорилось выше.

В завершение статьи следует упомянуть, во-первых, о том, что даммарный лак пожаро- и взрывоопасен, поэтому обращаться с ним следует, соблюдая необходимые в таких случаях меры предосторожности. И во-вторых, он имеет весьма отрицательное свойство со временем желтеть. Ввиду этого им не рекомендуется покрывать картины, выполненные в холодных тонах. Этот эффект показан на последнем фото.

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.
Лак мастичный. 30-процентный раствор смолы мастики в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи. Имеет свойство немного желтеть со временем. Придает работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Лак даммарный . 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.
Лак копаловый представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.
Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый лак

Лаки покрывные

Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи
Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.
Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи более медленно, чем лака мастичного.
Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном.
Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

Покрытие картин лаком

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.
Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.
Перед нанесением лака - картину необходимо очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти, при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров - шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она "затянула" лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°. Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.

Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1: 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше. Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), что дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.
При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте. Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух, и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины. После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке. Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины. После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.
При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки. Для чего применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.

При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков.

Маркер - резервуар с краской, стекающей к наконечнику из нейлона или войлока. Это современный и удобный инструмент для рисования и нанесения надписей...

Энди Уорхол

И снова рубрика «Креативные гуру». Сегодня речь пойдет об отце поп-арта, который во многом сформировал лицо современного искусства – об Энди Уорхоле. Как и любая креативная личность, Уорхол был крайне разносторонен: продюсер, музыкант, модельер, режиссер, создатель журнала «Interview» и, конечно, основатель знаменитой «Фабрики», на которой тиражировались его работы.

Такаси Мураками

Продолжаем рассказывать о творческих людях, которые заряжают нас своей креативной энергией. Следующий на очереди – Такаси Мураками

Применение жидкого акрила вместо чернил в ручках (часть I)

Обычно ручки заправляются чернилами. Хотя традиционные чернила отлично работают в повседневной жизни, с ними могут быть сложности при использовании в художественном творчестве...

Объемная концентрация пигмента и ее роль в цвете. Часть I.

Почему некоторые из образцов красок, изготовленных с использованием одного и того же пигмента, так отличаются друг от друга?

Применение архивного лака GOLDEN MSA для покрытия акварельной живописи

Мы получили множество вопросов о лакировке акварелей, и даже сделали специальную информационную страницу, где обсуждается процесс использования лаков...

Водостойкая индийская тушь и грунтовки на основе шеллака

Странность возникает, когда вы пытаетесь нанести поверх индийской туши какой-либо из наших медиумов, гелей, грунтов или красок...

Перенос рисунка на основу из GOLDEN FIBER PASTE

Сегодня мы рассмотрим технику переноса рисунка с использованием Fiber Paste – пасты с эффектом бумаги ручной работы...

Причины образования трещин в акриловой пленке

онимание причин возникновения этих нарушений в лакокрасочной пленке позволит не только корректировать действия художника, но и показать ему, как в некотором смысле можно воспользоваться...

Delta E - ключ к пониманию светостойкости

Говоря просто, Delta E – это число, которое представляет собой количество отличий между двумя цветами или, в случае тестирования одного образца...

Сергей Курбатов. Часть 1. Как попасть из точки А в точку Б в акварели?

Как попасть из точки А в точку Б в акварели? Как выработать «привычку к творчеству»? Какие три совета можно дать начинающим акварелистам? – Обо всем этом рассказывает художник Сергей Курбатов...

Сергей Курбатов. Часть 2. О привычке к творчеству. О бумаге, кистях и красках.

Понимаете, нет чего-то божественного, что дается вам когда-то в пеленках, и вы неизбежно становитесь каким-то уникальным человеком. Вы этим уникальным человеком становитесь, когда делаете его в себе...

Гуммиарабик.

Добавка для акварели.
Бледный раствор гуммиарабика (смолы аравийской акации), который увеличивает блеск и прозрачность акварельных красок. Растворяется водой.

Состав: гуммиарабик, вода, антигрибковые добавки.

Лак ретушный.

Ретушный лак предназначен для работы с масляными красками для защиты промежуточного красочного слоя в процессе работы, как временный лак для завершения произведения.
Прозрачный жидкий лак, который, высыхая, не даёт желтизны и блеска. Даёт временную защиту недавно законченным картинам, написанным масляными красками, требующими долгого высыхания. Не требует снятия перед нанесением окончательного покрывного лака.

Лак даммарный.
Раствор смолыдаммара в скипидаре и спирте.
Применяется для завершающего покрытия, разбавления масляных красок, в результате чего масляный слой, высыхая, приобретает характер блестящей эмали.
Лучшие сорта бесцветны. Даёт эластичную глянцевую обратимую плёнку, легко растворимую в растворителях (скипидаре).
Время высыхания до 12 часов.

Пожаро-и взрывоопасен.
Хранить плотно закрытым при температуре не выше 30 градусов.
Срок хранения 3 года.

Масляно-даммарный (тройник).
Прозрачный лак светло-жёлтого цвета, изготовленный по классической рецептуре из осушенного скипидара, рафинированного и отбеленного льняного масла и даммаровой смолы, получаемой из деревьев лиственных пород, произрастающих нао.Суматра.
Свойства:
Светло-жёлтая жидкость лаковой консистенции;
Имеет характерный запах скипидара;
Высыхая, образует эластичную глянцевую и абсолютно прозрачную поверхность;
После высыхания образует бесцветное механически прочное покрытие;
Отлично смешивается с любыми масляными красками;
Лак предназначен для разбавления и разжижения масляных красок без нарушения нормального процесса их высыхания. Способствует боле равномерному единовременному их просыханию. Уменьшает вжухлостькрасок и способствует лучшему прилипанию слоёв друг к другу. Увеличивает твёрдость и выносливость слоя живописи. Придаёт краскам большую прозрачность и красоту тона.
Лак для живописи, содержащий твёрдую даммаровую смолу, позволяет создавать оченьпрочный живописный слой, что положительно сказывается на долговечности произведения, а также предохраняет работу от от порчи при сниманиис неё картинного лака для перелакировки или при реставрационных работах.
Технология применения: При необходимости разбавляется скипидарам.
Лак перемешивается к краске непосредственно, так как это ведёт к разжижению краски, а также к увеличениюеё блеска после высыхания.
Внимание!
Не использовать лак для живописи в качестве покрывного! После окончательного высыхания он даёт чрезвычайно прочный трудно удалимый слой и перелакировка или реставрация работы будет сопряжена со значительными затруднениями.

Вспомогательные материалы (масла,лаки,разбавители)

МАСЛА

Масло льняное рафинированнео отбелённое.

Масло льняное, очищенное от нежировых примесей путём щелочной рафинации с последующей отделкой активированными землями, отстоянное в течении 6 месяцев.

Масла льняные уплотнённые

Представляют собой однородные прозрачные жидкости светло-жёлтого цвета. Применяются в качестве разбавителя для масляной живописи.При работе лессирующими слоями употребляют уплотнённые масла. Масла не токсичны, пожароопасны. В живописи используются льняное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечные масла.

ЛАКИ

Лаки масляные.

Лак даммарный. Лак мастичный. Лак фисташковый. Лак кедровый. Лак пихтовый. Лак ретушный.

Представляют собой растворы соответствующих смол и бальзамов в пинене или скипидаре.

Лак ретушный содержит и другие добавки. Время высыхания масляно-смоляных лаков:

даммарного - 12 часоа

фисташкового - 20 часов

мастичного -6 часов

кедрового - 18 часов

пихтового - 4 часа

ретушного - 0,5 часа

Лаки масляно-смоляные

Лак копаловый представляет собой сплав копала с маслом, разбавленный пиненом (скипидаром) с добавлением сиккатива. Лак тёмного цвета. Время высыхания не более 24 часа.

Лак бальзамно-пентамаслянный представляет собой раствор смеси бальзама кедра сибирского с ПЭ в Уайтс-спирите. Плёнки масляно-смоляных лаков необратимы, после высыхания не расстворяются в растворителях. Время высыхания не более 48 часов.

Лаки покрывные покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течении этого времени живопись должна сохраняться от пыли, загрязнений. Перед нанесением лака поверхность должна быть очищена от пыли и просушена. Для нанесения лака применяются щетинные флейцевые кисти. Чем выше вязкость лака, тем короче должна быть щетина, чтобы наносить его достаточно тонким слоем. Для лучшей располировки лак наносят подогретым на водяной бане при температуре не выше 40 градусов С.

Лак акрилфисташковый представляет собой раствор плибутилметакриловой и фисташковой смол в пинене или скипидаре с добавалением бутанола. Светлый лак после высыхания даёт обратимую плёнку, стойкую к воде. Время высыхания не более 24 часов.

Лак-фиксатив представляет собой раствор поливинилацетата в смеси этилового и бутилового спиртов. Почти бесцветный, быстросохнущий. Время высыхания не более 15 минут. Лак-фиксатив предназначен для закрепления рисунков, выполенных карандашом, углём, пастелью.

Лак мастичный также может быть использован в качестве покрывного. Они пожароопасны и взрывоопасны, токсичны, что обусловлено свойствами растворителей, входящих в их состав.

Лак АК-575 представляет собой раствор полибутилиеталкрилата в смеси пинена и Уайт-спирита. Этот лак предназначен для переноса печатного рисунка с бумаги (деколи) на фарфоровые изделия, подлежащие обжигу.

РАЗБАВИТЕЛИ

Разбавители для художественно-живописных работ.

Разбавитель №1 - смесь отфильтрованных обезвоженных скипидара и Уайт-спирита.

Разбавитель №2 - отфильтрованный обезвоженный уайт-спирит.

Разбавитель №4 - отфильтрованный и обезвоженный пинен.

Представляет собой бесцветные прозрачные жидкости без механических примесей. Применяются для разведения художественных масляных красок и мытья кистей.

Разбавитель для масляных художественных красок (эскизных) - представляет собой раствор льяного рафинированного отбеленного масла а уайт -спирите с добавлением кобальтового сиккатива. Разбавитель - однородная прозрачная жидкость без механических примесей, предназначенная для разведения масляных художественных красок (эскизных). Они пожароопасны и токсичны.

Смывка для художественных темперных поливинилацетатных красок представляет собой смесь водного раствора этилового спирта с этилацетатом. Смывка - бесцветная однородная прозрачная жидкость без механических примесей, предназначенная для удаления художественных темперных поливинилацетатных красок с полотен, палитры и кистей. Смывка пожароопасна, взрывоопасна, умеренно токсична.