Освещение цвет и тень презентация. Освещение. Свет и тень. Закрепление изученного материала

Урок 13. Освещение. Свет и тень (6 класс) Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Тип урока

Формирование новых умений

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс ; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, «Распределение света на геометрических телах».

Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень»

Основные понятия и термины

Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения

Организационная структура урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать
и отдалять от него свет. Видите, как изменяется предмет. А теперь выключим свет в кабинете. Осветим только некоторое пространство и включим свет. Видите, как менялась окружающая нас среда.

Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень

в своих произведениях?

Слушают учителя.

Осмысливают цель урока.

Знакомятся

с источниками освещения

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель и проблему в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый

Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Презентация)

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону.

Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света.

Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы.

Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета.

Осмысливают

понятия свет, блик, тень,

Фронтальная работа

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают

Продолжение табл.

Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет.

Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью.

На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет
к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень и сильнее контраст и наоборот. Это – тональные отношения. Тон показывает нам степень освещения.

рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо

объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность

III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Презентация)

Выполните задание (с. 73).

После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков

и выбрать наиболее удачные натюрморты

Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы.

Индивидуальная

работа

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже-

Окончание табл.

Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи

ния цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Игра

Я провожала Солнце на покой,
Я наблюдала за его закатом.

И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком.

На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий.

Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить,

в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!»

Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю

Индивидуальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии

с ситуацией;

поддерживают товарища.

Регулятивные:

оценивают конечный результат; осознают правила контроля

В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.

Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.

Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.

01. Разделяйте свет и тень

Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.

Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.

02. Используйте шкалу значений

Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.

03. Рассматривайте относительные значения


Какой квадрат кажется темнее?

Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?

Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.

04. Изучайте эффекты освещения

  • Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от источника света.
  • Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
  • Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
  • Пенумбра или полутень (penumbra) – мягкий контур вокруг падающей тени.
  • Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
  • Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются друг к другу.
  • Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
  • Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
  • Основной свет (form light) – часть, которая получает прямой свет.
  • Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на световозращающих материалах.
  • Центральный свет (centre light) – область, которая расположена непосрественно перед источником.

05. Не забывайте об отраженном свете

Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.

Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.

06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения

Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.

07. Проведите исследование значений

Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.

08. Проверьте свое понимание


Эксперимент с созданием тени по памяти на новых объектах.

Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?

На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.

09. Попробуйте ограниченный диапазон


Контраст, который встречается в натурном рисунке, очень трудно передать в искусстве.

Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.

10. Используйте образец

Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Вид урока : Рисование с натуры.

Цели урока:

  • изучение начальных сведений о светотени (свет, собственная тень, блик, рефлекс, падающая тень), выявление объёма геометрических тел при помощи светотени;
  • развитие наблюдательности, внимания, графических навыков;
  • воспитание целеустремлённости, стремления к получению положительного результата.

Планируемые результаты :

Предметные : научиться передавать объём геометрических тел при помощи светотени.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные : анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.
  • Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия.
  • Регулятивные : действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности.

Оборудование и материалы:

  • Для учителя : доска, наглядные пособия, геометрические тела из гипса, источник света.
  • Для учащихся: альбом, уголь или чёрная акварель, банка, кисти.

Зрительный ряд : репродукции картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники», Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт», В.Серова «Девочка с персиками», И.Хруцкого «Плоды».

Сценарий урока

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.
2. Повторение пройденного.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Итоги урока. Рефлексия. Анализ работ.
6. Домашнее задание.

Ход урока

Ребята! Давайте вспомним основные положения предыдущего урока. Откройте, пожалуйста, свои альбомы на странице, где вы выполняли упражнение по изображению куба с учётом угловой перспективы. Кто желает выйти к доске и изобразить куб с использованием линии горизонта и точек схода?

Вызываются 2-3 учащихся по желанию.

Вопросы для повторения :

  1. Для чего необходимо изучать законы перспективы?
  2. Как проявляются законы линейной перспективы в картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»?
  3. Дайте понятие линии горизонта и точки схода.

Проверим и проанализируем, как ребята на доске выполнили упражнение по изображению куба с использованием угловой перспективы.

Тема сегодняшнего урока – «Освещение. Свет и тень». Нашей задачей является изучение начальных сведений о светотени. Кроме того, мы должны, проверив конструктивное построение натюрморта, состоящего из геометрических тел, перейти к выявлению объёма геометрических тел.

Видеть и рассматривать предметы окружающего мира мы можем только с помощью источников света. Это могут быть естественные источники – солнце и луна или искусственные – электрический свет, свет свечи или костра.

Рассмотрим геометрическое тело, например, шар. Мы видим, что свет, распространяясь по форме, имеет различные градации – от самого светлого до самого тёмного. Для того чтобы научиться изображать эти градации, надо усвоить понятие светотени.

Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.

Образование светотени на предмете зависит от положения этого предмета по отношению к источнику света и от его силы. Светотень составляют такие отношения, как свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.

Свет – освещённая поверхность предмета.

Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета.

Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. На круглых предметах полутень показывает плавный переход освещённой части формы в затемнённую – тень.

Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности.

Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета, имеющего гладкую, глянцевую поверхность.

Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены или на других предметах.

Рассмотрите, пожалуйста, предметы округлой формы на натюрморте Ж.Б.С.Шардена и фрагменте картины В.Серова «Девочка с персиками». Определите в каждом случае, где находится источник света, и понаблюдай, как постепенно свет переходит в тень. Обратите внимание, наиболее глубокая тень находится не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинута в сторону освещённой части.
На картине И.Хруцкого «Плоды» мы видим, что предметы находятся на разном расстоянии от источника света. Сравните морковь, лежащую возле блюда с рыбой, и морковь в корзине. Очень хорошо видно, что освещённые поверхности предметов, расположенных дальше от источника света, теряют свою светосилу. Напротив, на переднем плане натюрморта контрасты света и тени на моркови усиливаются, свет и блики становятся ярче.

Давайте рассмотрим наш учебный натюрморт.

Определите на геометрических телах градации светотени (свет, собственную тень, падающую тень, рефлексы, блики, полутени).

Вопросы для закрепления:

  1. Какие градации светотени вы знаете? Назовите их в порядке уменьшения интенсивности света.
  2. Назовите на предмете самое светлое место и самое тёмное.
  3. Что такое рефлекс ?

Перейдём к практической работе, выполнять которую будем углём или акварелью.

  1. Проверим конструктивное построение и компоновку геометрических тел.
  2. Приступим к выявлению объёма предметов при помощи светотени:
    а) изобразим фон;
    б) проложим собственные тени и свет;
    в) выделим блики;
    г) проложим полутени и рефлексы на предметах;
    д) определяем тон падающих теней от предметов.

Самостоятельная работа учащихся.

Итоги урока. Рефлексия.

  • Выставка детских работ у доски и их обсуждение.
  • Анализ работ.
  • Выявление вопросов, затруднений и недостатков.

Цель: Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета

  • Расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине;
  • Познакомить с градацией светотени, понятиями: “блики”, “полутени”, “собственная тень”, “рефлекс”, “падающая тень”.
  • Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением.
  • Провести исследование зависимости расположения светотени на предмете от расположения источника света.
  • Воспитывать наблюдательность.
  • Совершенствовать приемы изображения предметов в перспективе.

Зрительный ряд: Презентация (Приложение 3).

Оборудование: геометрические тела, выполненные из бумаги на предыдущих уроках, светильники, компьютер, проектор, подключение к Интернету.

Сценарий урока

1. Организационный момент

Учащиеся заходят в класс. Занимают места, объединившись в группы.

Учитель приветствует детей, интересуется работой над опережающими заданиями (Приложение 1) и дает время 2–3 минуты на их обсуждение в группе. Главные художники отчитываются по проделанной дома работе, сообщают о тех вопросах, которые вызвали затруднение. Учитель организует совместное обсуждение вопросов и “восполнение пробелов” в опережающем задании.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о пространстве и объеме. С одним из средств передачи пространства и объема мы познакомились на прошлом уроке. Что это за средство? (Ответы учащихся.)

3. Повторение

Сгруппируйте изображения предметов, по положению относительно линии горизонта. Учащиеся выполняют задания по группам. Те, кто справиться быстрее всех получают бонус.

4. Объяснение нового материала

Учитель: Итак, правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве. Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас. О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем, посетив страну “Света и Тени”. Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж они-то точно знают, что такое ОБЪЕМ!

Небольшой островок этой страны находится у вас на столах – это геометрические тела – цилиндр, конус, параллелепипед, куб, шар. Но самым главным в этой стране является Мистер Фонарь. Когда Мистер Фонарь включает свет, страна оживает. Откуда не возьмись, появляются блики, далее следует Свет, затем … (ряд продолжают дети, пользуясь записями в листах с опережающим заданием).

Учитель: Но Мистер Фонарь не любит стоять на месте, сделает шаг в сторону, (учитель показывает изменение освещения на одном из столов) вслед за ним меняют положение и все элементы светотени. Очень любит Мистер Фонарь контражурное освещение. А что это такое?

Учитель: Хорошо! А какое освещение называют фронтальным, боковым?

Ответы учащихся (используют листы с опережающим заданием)

Учитель: В волшебной стране все совсем не так просто, как кажется с первого взгляда! Есть у Света и Тени незаметный, но очень важный помощник – РЕФЛЕКС. О нем должен знать каждый художник! Рефлекс – это свет в тени. Если вы сейчас внимательно присмотритесь к предметам, туда, где темнеет противоположная лампе грань, то сможете увидеть светлую полоску ближе к ребру куба, снизу у шара. Происходит это оттого, что свет имеет способность огибать предметы, освещая их с самой неожиданной стороны. Подробнее об этом явлении можно узнать, открыв учебник физики на разделе “Оптика”, но мы не полезем в дебри наук, а запомним, что есть такой господин РЕФЛЕКС, и что его появление на наших рисунках делает эти самые рисунки более живыми и реальными.

Учитель: В стране Света и Тени есть еще одна важная особа, её зовут Падающая ТЕНЬ. Без неё нарисованный предмет будет висеть в воздухе, она положит его на землю, создаст необходимое для реальности изображаемого предмета чувство ВЕСА. Падающая Тень имеет свои особенности. Во-первых, она четко очерчена, у неё редко бывают размытые края. Однако это не означает, что можно рисовать жирную линию вокруг тени! Вторая особенность тени: она более густая и темная внутри и ближе к предмету, а ближе к внешнему своему краю она более светлая и прозрачная. Тень не бывает однородной никогда, запомните это! К тому же, теней может быть две, три и более, в случае если у нас источников света два, три, и более.

Учитель: Во время путешествия по стране “Света и Тени” вы должны будете понаблюдать, как меняется положение света и тени на предмете по отношению к источнику освещения. Свои наблюдения, отразите в отчетах–зарисовках и сделайте выводы (учитель показывает на доске пример наброска с натуры).

5. Физкультминутка

Учащиеся под музыку передают в движении поочередную смену света и тени, дня и ночи. Радости и грусти.

6. Практическая работа-исследование

Каждая группа, меняя направление освещения, выполняет наброски объектов по выбору. Смоделировать ситуацию “Полдень. Солнце в зените” и “Вечер. Солнце садится за горизонт”. В результате исследования ребята должны сделать выводы: Как располагается тень по отношению к источнику света. Как ведет себя падающая тень при удалении, приближении источника.

Учащиеся выполняют задание в соответствие с технологической картой.

7. Подведение итогов

Сравнить выводы, полученные группами. Повторить градации светотени.

8. Закрепление изученного

Учитель: Незнайка тоже посетил страну “света и тени” и тоже сделал там несколько рисунков. Все ли в порядке на этих рисунках? Найдите ошибки. (Ответы детей)

9. Домашнее задание

10. Творческое задание:

Желающие могут написать мини-сочинение “Приключение в стране Света и Тени”

Литература

Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004.
  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  • Самойлов Ю.К. Техника рисунка. – Ульяновск, УлГТУ, 2004.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5–8 классов. Ч.1, Основы рисунка. – Обнинск, Титул, 1998.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5–8 классов. Ч.2, Основы живописи. – Обнинск, Титул, 1998.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5–8 классов. Ч.3, Основы композиции. – Обнинск, Титул, 1998.
  • 6 класс Изобразительное искусство

    Кирсанова Надежда Владиславовна

    МАОУ лицей № 10

    Г. Советск Калининградской области




    Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

    Куинджи Архип Иванович


    Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.


    Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

    Схема построения теней от солнца


    Знание закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

    Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

    Фронтальное освещение


    Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов

    Боковое освещение


    Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

    Контражурное освещение