Овощи которые выкапывают из земли. Уборка поздних овощей. Уборка капусты на хранение

Овощи - важная составная часть нашего рациона. Они - источник защитных веществ - витаминов, прежде всего С, провитамина А, витаминов B 1 , B 2 , РР, Е и К. Кроме того, овощи содержат минеральные вещества - кальций, фосфор, магний, серу, железо, азот и другие, в том числе обладающие лечебными свойствами - фитонциды, антибиотики, диуретики и др. Большое значение овощей состоит и в том, что они регулируют биологию микрофлоры желудочно-кишечного тракта, препятствуя подкислению организма, которое возникает благодаря потреблению мясных и мучных сладких блюд. Преимущество овощей и в том, что они являются главным источником веществ, регулирующих пищеварение (ферменты, органические кислоты, клетчатка и многие другие минеральные вещества). Значительна роль, особенно свежих овощей, и в диетическом питании, а общая биологическая ценность их превосходит этот же показатель для фруктов. Поэтому весьма желательно включать овощи как обязательный компонент питания всех возрастов.

По мнению ученых и врачей, каждый человек должен съедать ежегодно не менее 120 кг овощей. Необходимо принимать в пищу овощи в самом широком ассортименте, учитывая различия состава полезных компонентов в них. Например, значительное количество фосфора, вещества, чрезвычайно важного для развития костной ткани, содержится в петрушке и зеленом горошке, кальций более всего содержат лук, чеснок и салат, серу содержат лук, горошек, капуста и шпинат. Высокое содержание магния и железа, влияющих на образование красящего вещества крови, характерно для кольраби, капусты, салата и шпината. Больше всего витамина С содержит перец по сравнению с другими овощами. Витамин Е имеется в листовых овощах, прежде всего в салате, затем - горошке и капусте. Провитамин А более всего содержится в моркови, петрушке и шпинате.

Недостаток витамина С наблюдается зимой и весной, поэтому в эти периоды потребление овощей особенно важно. Постарайтесь, чтобы в огороде были всегда свежие и полноценные овощи.

Следите за тем, чтобы не снижалась биологическая ценность овощей в результате неправильных способов приготовления из них пищи. Важно, чтобы овощи не лежали долго в неподходящих для их хранения условиях. Резать и чистить их нужно только ножами из нержавеющей стали или пластмасс. Овощи не следует варить в алюминиевой или железной посуде в течение длительного времени, либо долго жарить или разогревать. Лучший способ обработки овощей - тушение.


  • сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

  • что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

  • что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т.д.;

  • что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консерви­ровать, сушить, мариновать;

  • что овощи полезны: в них много витаминов.
^ Расширение словарного запаса детей:

названия: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патис­сон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

признаки: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, кон­сервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поли­вать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, сре­зать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заго­тавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

^

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «На­зови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец - огурчик - огурчики,

помидор - помидорчик - помидорчики,

картофель - картошечка - картошечки,

баклажан - баклажанчик - баклажанчики,

перец - перчик - перчики,

тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки,

редис - редисочка - редисочки,

морковь - морковка (морковочка) - морковки,

свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки,

лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички,

репа - репка (репочка) - репки,

чеснок - чесночок - чесночки,

петрушка - петрушечка - петрушечки,

укроп - укропчик - укропчики,

капуста - капусточка - капусточки,

фасоль - фасолинка - фасолинки.

^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много» (детям 5 -8 лет)

Помидор - помидоры - помидоров,

картофель - картофель - много картофеля (картошки),

баклажан - баклажаны - баклажанов,

перец - перцы - перцев,

кабачок - кабачки - кабачков,

тыква - тыквы - тыкв,

морковь - моркови - моркови,

свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «мно­го штук»),

лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц),

репа - репы - много реп,

редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»),

чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока),

петрушка - петрушка - много петрушки.

^ Игра «Мы считаем»

Раз, два, три, четыре, пять -

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

ящему рядом.

33
- Один огурец. Второй ребенок отдает огурец

следующему.

Два огурца.

Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5 -8 лет)

Сок из помидоров - томатный, ...

огурцов - огуречный, ...

моркови - морковный, ...

капусты - капустный, ...

свеклы - свекольный;

грядка с огурцами - огуречная, ...

морковью - морковная, ...

картофелем - картофельная, ...

кабачками - кабачковая, ...

тыквой - тыквенная.

^ Лексический строй речи

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Кабачок большой, а огурец - маленький, картофель крупный, а редис - ... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь - ... (полная), помидор мягкий, а огурец - ... (твердый).

Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

^ Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

Логопед показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения - например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис - ... (дергают).

Огурцы, помидоры, горох - ... (срывают).

Капусту - ... (срезают).

Картофель - ... (выкапывают).

Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель);

ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

^ Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.

Я положу в борщ - .... Я положу в щи - ... . Я положу в суп - ... .

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Будем знакомы!

(по ролям)

И девчонки, и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я - капуста - не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец -

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто - лук.

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам

И большим, и малышам!

^ В. Губернаторова

Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

Сидит дед

В шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук).

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я... (свекла).

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она, -

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка.)

Семьдесят одежек,

А все без застежек. (Капуста.)
Дети

В доме рядышком сидят

круглые ребятки. ^ Садятся на стулья. Ведущий

Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий.

Дети Поскакали кто куда круглые

ребятки! Разбегаются по группе.

^ Игра «Бабка сеяла горох»

Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середи-

не хоровода стоит водящий.
Уродился он не плох. Ох!

Уродился он густой.

Мы помчимся -ты постой.

^ Дети разбегаются по группе. Водящий ловит одного из де­тей, который и заменяет его.

Игра «Уберем урожай овощей»

Имитация движений уборки овощей: картофель выкапывают; капусту срезают; горох срывают.

^ Игра-хоровод «Кабачок»

Кабачок, кабачок,

Дети стоят в круге.
Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь! «Кабачок» танцует, потом вы-

бирает другого ребенка, кото­рый становится «кабачком». Игра повторяется.


Дети должны знать:


  • названия фруктов и их частей;

  • где, на чем фрукты растут;


^ ТЕМА «ФРУКТЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


  • свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметьразличать по внешнему виду, правильно определять);

  • что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т.д.;

  • что фрукты полезны, в них много витаминов.
Расширение словарного запаса детей:

названия: я блоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, пер­сик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, кос­точка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкус­ный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, ма­ленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)


Яблоко - яблочко - яблочки,

груша - грушка - грушки,

лимон -лимончик - лимончики,

апельсин - апельсинчик - апельсинчики,

мандарин - мандаринчик - мандаринчики,

абрикос - абрикосик - абрикосики,

вишня - вишенка - вишенки,

банан - бананчик - бананчики,

дерево - деревце - деревца,

сад - садик - садики,

ветка - веточка - веточки.

^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много»


Яблоко - яблоки - яблок,

груша - груши - груш,

слива - сливы - слив,

персик - персики - персиков,

абрикос - абрикосы - абрикосов,

хурма - хурма - много хурмы,

вишня - вишни - много вишни (несколько вишен),

апельсин - апельсины - апельсинов,

лимон - лимоны - лимонов,

фрукт - фрукты - фруктов,

сад - сады - садов,

косточка - косточки - косточек,

дерево - деревья - деревьев,

ветка - ветки - веток,

пальма - пальмы - пальм,

семя (семечко) - семена - много семян,

сок - соки - много соков, много сока.

^ Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай фрукты» (детям 5 -8 лет)

Одно яблоко - два яблока - пять яблок,

одно красное яблоко - два красных яблока - пять красных яблок,

одна груша - две груши - пять груш,

одна зеленая груша - две зеленые груши - пять зеленых груш,

один банан - два банана - пять бананов,

один желтый банан - два желтых банана - пять желтых ба­нанов.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6 -8 лет)

Дерево с яблоками - яблоневое - яблоня,

Грушами - грушевое - груша,

Сливами - сливовое - слива,

Персиками - персиковое - персик,

Абрикосами - абрикосовое - абрикос;

пальма с бананами - банановая.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»

Сок из яблок - яблочный,

Груш - грушевый,

Слив - сливовый,

Вишни - вишневый,

Лимонов - лимонный,

Абрикосов - абрикосовый,

Апельсинов - апельсиновый, ... персиков - персиковый, ... фруктов - фруктовый, ... мандаринов - мандариновый.

^ Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Персик большой, а абрикос маленький;

у яблока семечек много, а у сливы одно - косточка;

апельсин круглый, а банан длинный;

лимон кислый, а персик сладкий;

апельсин больше, а мандарин меньше.

^ Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах»

Что это? (название фрукта).

Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)

Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь?

Что можно из него приготовить?

^ МИНУТКА ОТДЫХА

Игра «Исправь ошибки»

Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблоч­ный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Топтыжка»


Круглое, румяное, с дерева упало -

Любе в рот попало. (Яблоко.)

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко. (Яблоко.)

Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня. (Апельсин.)

Вишу на дереве, кругла, как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)

Плод - сладкий, и гладкий,

И круглый, и смуглый,

И душистый, и пушистый,

А середка плода,

Словно камень, тверда. (Персик.)

Сорвали детишки

Синие шишки.

Шишки гладенькие,

Внутри сладенькие. (Слива.)

Синий мундир,

теплая подкладка,

А в середине сладко. (Слива.)

^ Игра «Хитрый ежик»

Дети сидят на стульях.
Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки

^ Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.
Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Возвращается к ребятам.

Зарядка

^ Дети повторяют движения.
Руки поднимаем, яблоки

Руки опускаем. В корзину

Дети садятся.
собираем.

Руки поднимаем и в корзину убираем.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

^ Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Чтобы получить богатый урожай, нужно правильно обрабатывать землю. Картофель — капризная культура и нуждается в глубокой вспашке почвы перед посадкой. О способах и приемах вспашки, а так же сроках выкапывания картофеля узнаем в статье.

От момента посадки до момента сбора урожая должно пройти определенное количество времени. И это время зависит от нескольких факторов: выбранного сорта, времени посадки урожая, погодных условий. Сказать однозначно точное время сложно.

Есть некоторая зависимость сбора урожая: если картофель был посажен в конце апреля , то выкопать его нужно до начала августа . Однако как говорит статистика, благоприятное время для посадки – месяц май и выкапывать картофель нужно – в начале сентября. Хотя в среднем сбор урожая начинают уже с середины августа.

Срок выкапывания овоща напрямую зависит от сорта. Ранние сорта выкапывают на 4-6 недель раньше, чем поздние.

Так при выкапывании картофеля следует знать, для каких целей будет использоваться овощ. Если нужна молодая картошка сразу для приготовления еды, то выкапывать ее нужно уже в конце июля .

Если корнеплод должен будет храниться всю зиму, то ранний сбор производить не рекомендуется. Кожура должна стать более грубой иначе она картошка начнет быстро портиться и подгнивать.

Внешние признаки созревания картофеля

Картофель относится к растениям, которые выращиваются в больших количествах относительно других культур. Важно не упустить время сбора урожая и вовремя выкопать корнеплод . Важно уметь по внешним признакам понимать, что овощ созрел.

К основным признакам созревания картошки относят:

  • кустарники засыхают, вянут и желтеют ;
  • кожура выкопанного картофеля грубеет, становится толще и плохо сдирается (в отличие от молодого картофеля);
  • клубни накопили достаточное количество крахмала, чтобы надолго сохраниться и пережить зимний период. Это узнать легко, нужно капнуть на мякоть йод. Если мякоть стала сиреневая, то картофель готов к хранению;
  • клубни при сборе легко отрываются от стеблей и корня .

Сухая и пожелтевшая ботва — признак созревших клубней картофеля

Зачем собирать урожай вовремя

Если начать выкапывать растение раньше времени, то кожица клубней слишком хорошо сбирается и хранить ее можно будет только несколько месяцев.

Чтобы клубни сохранились надолго, кожура должна загрубеть . Передерживать овощ в земле так же нельзя по следующим причинам:

  • картошку повреждают вредные насекомые или болезни;
  • клубни сохнут и теряют массу;
  • плоды загнивают от влажной почвы;
  • овощ перемораживается от резкого наступление похолодания.

Как копать картофель

Существует несколько способов выкапывания картофеля. Для этого нередко используют либо обычный садовый инвентарь – лопату или вилы, либо специальную агротехнику.

При этом копать вручную — достаточно трудоемкий процесс, особенно для тех, кто имеет проблемы со здоровьем. Для обработки больших территорий лучше воспользоваться мотоблоком.


Выкапывание вручную — очень трудоемкий процесс

Мотоблоком

Уборку сельскохозяйственным оборудованием можно проводить после того, как вся ботва на участке будет срезана . Спустя 2-3 дня можно начинать выкапывать корнеплод.

Оборудование готовится заранее. Для этого рекомендуется обратить внимание на элементы вращения. Их нужно тщательно смазать специальным маслом, а части мотоблока, которые будут рыхлить почву, следует очистить от земли, глины, камней.

Если лезвия затупились, то их нужно предварительно наточить.

Использование мотоблока или копка мотокультиватором подразумевает соблюдение инструкции:

  • кустарники заранее должны быть высажены в один ровный ряд , чтобы не пришлось маневрировать техникой по всему участку;
  • расстояние между рядами должно быть 70-80 см , чтобы мотоблок не повредил колесами соседнюю гряду;
  • при сборе урожая лучше применить дополнительные насадки для регулирования глубины;
  • заранее нужно отрегулировать технику, чтобы она вскапывала легко;
  • для того чтобы колеса мотоблока ехали равномерно, выкапывать картофель рекомендуется через гряду .

Вручную

Копать картофель вручную можно лопатой или «копачкой». Однако такой труд подходит не более чем для 5 соток земли . Если огород больше, лучше воспользоваться техникой – это быстрее и практичнее. Ручное выкапывание картофеля совершается следующим образом:

  • один человек копает под клубень. Для этого нужно загнать лопату около клубня и поднять его на поверхность;
  • второй человек собирает картошку, идя позади.

При ручном труде можно делать два дела сразу – собирать картошку и отсортировывать. Можно оставлять клубни подсыхать на поверхности рядов.

Подготовка почвы к вспашке

Чтобы подготовить землю к посадке урожая, нужно хорошо ее обработать, насытить кислородом. Для этого нужна глубокая обработка земли , чтобы корни и клубни хорошо развивались.

Существует несколько методов подготовки и обработки земли:

  • глубокая с помощью культиваторов и плоскорезов;
  • вспашка плугом;
  • с углублением пахотного горизонта.

Как подготовить почву весной

Прежде всего, следует понимать, какая почва наиболее хороша для картошки. Совершенно не подходят глинистые влажные. Нельзя высаживать картофель в низинах, где есть вероятность скопления воды.

Самая подходящая земля – легкая, песчаная, рыхлая . Идеально если это чернозем, торфяной грунт . Если грунт окислен, то нужно перед посадкой обработать ее древесной залой, песком с навозом или компостом.


Если почва окислена — ее необходимо обработать древесной золой

Глубина вспашки

Выбор метода обработки зависит от земли и географического положения. Практически во всех регионах подходит зяблевая вспашка на глубину 30 см .

Нельзя вспахивать глубже, так как это может привести к сильному окислению почвы.

Чем обрабатывать землю перед посадкой

Первый шаг для получения богатого урожая – это обогатить почву кислородом . Поэтому ее нужно обязательно рыхлить. Рыхление осуществляется в сухую погоду. Для этого нужно перекопать почву на глубину 15 см .

Перед тем как провести посадку картошки, нужно провести ряд процедур:

  • заранее перекопать почву на глубину 15-20 см , чтобы уничтожить вредителей;
  • обработать почву специальными растворами для профилактики от фитофтороза;
  • обогатить почву минералами и органикой;
  • за год до плановой посадки картошки высадить на участке сидераты.

Как и чем обрабатывать землю весной и осенью

Весной нужно подождать, когда полностью растает снег, а почва прогреется на глубину 10см . Обработка земли производится в зависимости от ее состава:

Песчаные почвы нужно разрыхлить, а влажные глинистые разрыхлить сразу после того как почва подсохнет, а потом еще раз за день до посадки картофеля.

При посадке картофеля нужно очистить землю от сорняков , насекомых, болезней. Внести удобрение и разравнять почву граблями.

Для обогащения почвы минералами и органикой можно использовать одну из смесей:

  • на 1 кв.м. 5кг перегноя, 100 гр золы и 50 гр нитрофоски смешать и добавить в землю перед посадкой;
  • 5 кг компоста, 30гр нитрофоски, а между рядами подпитать 20гр аммиачной селитры и сульфатом калия.

Если почва сильно заражена, то лучше обойтись без органики . При применении сидератов земля насыщается питательными элементами и является профилактическим методом от вредителей.


Для осенней обработки можно воспользоваться методом зяблевой вспашки . Она улучшает пахотный слой почвы, увеличивает ее способность сохранять полезные свойства.

Для повышения плодородности земли сразу после сбора урожая можно разбросать по огороду навоз. Так же вместе с навозом можно подкормить почву суперфосфатом 30г и сульфатом калия 15г на 1 кв.м. После сбора урожая ботву рекомендуется собрать и сжечь за участками огорода.

Чтобы собрать богатый урожай картофеля следует соблюдать все вышеперечисленные рекомендации. Хорошего вам урожая!

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4-8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4-8 лет) . До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор - помидоры - много помидоров
картофель - картофель - много картофеля (картошки)
баклажан - баклажаны - много баклажанов
перец - перцы - много перцев
кабачок - кабачки - много кабачков
тыква - тыквы - много тыкв
морковь - моркови - много моркови
свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «много штук»)
лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц)
репа - репы - много реп
редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»)
чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока)
петрушка - петрушка - много петрушки
огурец - огурцы - много огурцов
перец - перцы - много перцев (в значении «много штук»)
кочан - кочаны - много кочанов
горошина - горошины - много горошин
стручок - стручки - много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец - огурчик - огурчики
помидор - помидорчик - помидорчики
картофель - картошечка - картошечки
баклажан - баклажанчик - баклажанчики
перец - перчик - перчики
тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки
редис - редисочка - редисочки
морковь - морковка (морковочка) - морковки
свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки
лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички
репа - репка (репочка) - репки
чеснок - чесночок - чесночки
петрушка - петрушечка - петрушечки
укроп - укропчик - укропчики
капуста - капусточка - капусточки
фасоль - фасолинка - фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец - маленький
картофель крупный, а редис - ... (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь - ... (полная)
помидор мягкий, а огурец - ... (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка - ……. плохая грядка
Старый картофель - …….. молодой картофель
Тяжелый мешок - …… легкий мешок
Большой урожай - ………. маленький урожай
Чистая морковка - ……… грязная морковка
Спелый помидор - …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
Помидор красный, а морковь...
Помидор мягкий, а морковь...
Помидор кислый, а морковь...
У помидора внутри семечки, а у моркови...
Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца - огуречный сок
Сок из свёклы - свекольный сок
Сок из лука - луковый сок
Сок из помидоров - томатный сок
Сок из капусты - капустный сок
Сок из тыквы - тыквенный сок
Сок из моркови - морковный сок

.Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.





Развитие слухового внимания . Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор - 2 помидора - 5 помидоров
1 огурец - 2 огурца - 5 огурцов
1 кабачок - 2 кабачка - 5 кабачков
1 перец - 2 перца - 5 перцев
1 свёкла - 2 свёклы - 5 свёкол
1 кочан капусты - 2 кочана капусты - 5 кочанов капусты
1 головка чеснока - 2 головки чеснока -- 5 головок чеснока
1 долька чеснока - 2 дольки чеснока - 5 долек чеснока
1 стручок гороха - 2 стручка гороха - 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины - 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.


«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения - например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис - ... (дергают)
Огурцы, помидоры, горох - ... (срывают)
Капусту - ... (срезают)
Картофель - ... (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части» .
Кочан – Ботва –
Стручок - Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств» . Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет - красный, оранжевый, зеленый...
Вкус - кислый, сладкий, горький...
Форма - круглая, овальная, треугольная...
Поверхность - гладкая, шершавая, неровная...
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмем - жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.


Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь - капуста, здесь - салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

2.1 Комитет по образованию Муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности (занятия)

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Овощи»

Возраст: 5 – 6 лет

Диагноз: ОНР 3 уровня, дизартрия, моторная алалия.

Кирсанова Светлана Викторовна

воспитатель МДОУ

Детский сад комбинированного

вида № 5 «Незабудка».

г. Тихвин

2013г.

Цель: расширять знания и представления об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы

Простым предложением;

  • учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных окончаниях;
  • учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • расширять и обогащать словарный запас детей по теме.

2. Воспитательные:

  • воспитывать заинтересованное отношение к окружающей природе;
  • воспитывать умение работать в группе сверстников, слушать и слышать собеседника.

3. Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, память, связную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию речи с движением.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Н. Носов «Про репку», «Огородники», Ю. Тувим «Овощи», Э. Шим «Кто как одет?»,

С. Михалков «Овощи»; рассматривание и пробование на вкус натуральных овощей.

Оборудование: Картинки с изображением овощей, наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

Ход занятия:

I часть. Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

Дети: - морковь, перец и т.п.

Как можно это назвать одним словом?

Дети: - овощи

Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

Дети: - об овощах.

II часть. Основная:

1. Беседа об овощах

Воспитатель: - А где растут овощи?

Дети: - в огороде

Воспитатель: - правильно. Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи.

Воспитатель читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2.Выставляются картинки овощей.

Воспитатель: Овощи на огороде растут по-разному:

У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй; У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле; У помидора, гороха, перца, баклажанов - плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Воспитатель: -Кто может назвать овощи, которые мы срываем?

Дети: - огурцы, помидоры, перец и др.

Воспитатель: -А какие выкапываем?

Дети: - картофель

Воспитатель: -А какие овощи выдёргиваем из земли?

Дети: - морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.

Воспитатель: - А какие овощи мы срезаем ножом?

Дети: - тыква, кабачок, капуста, баклажан

Воспитатель: - Кто ухаживает за овощами?

Дети: - За овощами ухаживают огородники на дачах и овощеводы в колхозах.

Воспитатель: - А как они ухаживают за овощами?

Дети: - Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.

Воспитатель: - Для чего нужны овощи?

Дети: - В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.

Воспитатель: - Что можно приготовить из овощей?

Дети: - Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу.

3. Игра «Подбери признаки».

Воспитатель: - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него, какой он.

Морковь (свёкла, репа, капуста) (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок) (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

Воспитатель: - Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

4. Игра «Чего не стало?».

Воспитатель: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один из них, а вы скажете, какого их них не стало.

Воспитатель: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Вот овощи спор завели на столе - Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Воспитатель: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, а вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один - много».

Воспитатель: - Я буду называть один овощ, а вы много овощей.

Помидор - помидоры

Огурец - огурцы

Тыква - тыквы

Кабачок - кабачки

Баклажан - баклажаны

7. Речь с движением «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

8. Игра «Назови сок, салат».

Воспитатель: - Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать, какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови - морковный Суп из гороха - гороховый

Сок из капусты - капустный Суп из картофеля - картофельный

Сок из свёклы - свекольный

Салат из огурцов - огуречный

9. Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? … Огурцы.

III часть. Окончание:

Воспитатель: - О чём мы говорили на занятии?

Дети: - об овощах.

Воспитатель: - Что вы нового узнали об овощах?

Ответы детей

Воспитатель: - Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.