Станция метро Маяковская (14 фото). История строительства метро Из чего сделаны колонны на станции маяковская

Невозможно по-настоящему понять жизнь большого города, не окунувшись в стремительный его водоворот, не перенесясь из конца в конец на степенных троллейбусах, звонких трамваях, зеленоглазых такси. Но подлинный пульс этого гигантского организма ощущаешь глубоко под землей, в метро.

Московский метрополитен имени В. И. – это сложное инженерное сооружение – основная транспортная артерия столицы. Голубые пунктиры вагонов мчатся по кругу, вдоль и поперек подземного лабиринта. Зимой и летом... Каждый день... В будни и праздники...

Темнота тоннелей внезапно обрывается, ярко и торжественно вспыхивают станции, поражая непохожестью и сказочной палитрой мраморов. В этом разнообразии архитектурных форм и образов отражается целая эпоха.

А. Душкин. «Станция метро „Маяковская“». 1938.

Среди станций Московского метрополитена особое место занимает «Маяковская». Открытая 11 сентября 1938 года, она стала уникальным памятником великому пролетарскому поэту, созданным архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным.

В 1935 году состоялась Всемирная выставка в Париже, где проект станции вызвал восхищение публики и привлек к себе внимание многих архитекторов. Значительный для того времени успех советского искусства был отмечен высшей наградой – «Гран-при» выставки. Позднее, в 1938 году, на такой же выставке в Нью-Йорке демонстрировался фрагмент станции, выполненный в натуральную величину. Работа молодого советского архитектора получила всеобщее признание.

Прошло немало лет. «Маяковская» достойно выдержала испытание временем.

Вот вы оставили наверху концертный зал, кинотеатр, и неутомимая лента эскалатора уносит вас глубоко под землю. Еще немного – и вы в центральном зале станции «Маяковская». Все вокруг пронизано воздухом, светом, все сливается в гармоничную и торжественную архитектурную симфонию.

В качестве новой несущей конструкции использованы изящные стальные колонны. Это позволило автору добиться целостной и выразительной композиции. А ведь «Маяковская» была первой колонной станцией глубокого заложения.

Основные принципы проектирования станций метрополитена А. Н. Душкин сформулировал уже в первых своих работах. Большое внимание уделял он новым достижениям строительной науки и техники. Но, пожалуй, главное – бережное отношение к пространству.

Понимая, что глубоко под землей каждый отвоеванный метр стоит колоссальной затраты сил, архитектор стремится наиболее экономно его использовать. Он учитывает даже толщину облицовки стен. Тем более выбор стальных конструкций при проектировании станции «Маяковская» не случаен.

За счет незначительной толщины опор зодчий получил максимум пространства, которого так не хватает в станциях пилонной конструкции. Судите сами. Пилоны – массивные стены с узкими проходами – делят станцию на три части. Спускаясь по эскалатору в центральный зал и слыша шум приближающегося поезда, пассажиры не видят, к какой из платформ он подходит, и, ускорив шаг часто до бега, обнаруживают свою ошибку, только выйдя на перрон. Здесь же вы воспринимаете интерьер с любого места.

Архитектурный образ «Маяковской» предельно выразителен и строг.

Обратите внимание, как удачно подчеркнул автор полосами профилированной нержавеющей стали напряжение, скрытое в плавно текущих формах арок. Обычно в строительстве сталь применяется для изготовления всевозможных колонн, балок, ферм, труб. Неожиданно для всех Душкин использовал сталь в совершенно новом качестве: как отделочный материал! Четкие линии арок, оживленные отраженным светом, придали интерьеру праздничный, нарядный вид.

Интересен контраст холодной стали и красного камня, которым частично, на высоту человеческого роста, облицованы колонны. Маленькие пластинки толщиной всего в полсантиметра. Это драгоценный уральский орлец, в строительстве он применяется чрезвычайно редко.

Автор с большим вкусом подобрал тональные и цветовые отношения природного камня для облицовки станции. Спокойный и в то же время торжественный колорит как нельзя лучше отвечает общему архитектурному замыслу. Сочетание черного, серого и красного, контрастирующее с белым цветом потолка, составляет то общее настроение, которое придает интерьеру силу и свежесть.

Из крупных гранитных плит, выдержанных в общей цветовой гамме, архитектор решает и пол станции. Конечно, гранит – материал дорогой, но в данном случае цена относительна. Например, гораздо более дешевые асфальтовые полы – вы их можете встретить на некоторых станциях – часто нуждаются в ремонте, неприглядны, собирают пыль. Практически вечный гранит лишен всех этих недостатков.

Рисунок пола в противовес пластичным архитектурным формам очень лаконичен и геометрически прост. Его строгий орнамент составляют два ряда черно-белых квадратов. Между ними по оси зала бежит полоса темно-красного гранита. У торцовой стены она как бы устремляется вверх – пьедесталом бюста Маяковского. Здесь вы обязательно остановитесь и задержите взгляд на лице поэта.

Замечательно освещение станции. Оно вообще имеет особое значение в архитектуре, тем более когда речь идет о подземном сооружении. С помощью света можно усилить художественную выразительность интерьера, подчеркнуть его пространственные особенности и пластику. Здесь, на станции «Маяковская», Душкин расположил светильники в 33 овальных куполах. В перспективе уходящего зала эти парящие купола кажутся огромными сияющими люстрами. Интерьер полон света, полутеней, рефлексов.

Заинтересуют вас, конечно, красочные мозаики из смальты – кусочков цветного непрозрачного стекла. Они расположены глубоко в куполах. Эти мозаичные плафоны создал известный советский художник А. Дейнека. Первые эскизы он разрабатывал вместе с архитектором. Времени было мало, работали увлеченно. Ведь мозаика в метро – это было впервые! Сам Дейнека писал потом:

«Хорошо, когда перед тобою – новое дело. А задача действительно замечательная: метро должно быть красиво, современно конструктивно и эстетически.

Стиль метро создается в синтезе труда ученых и рабочих, инженеров и архитекторов, скульпторов и художников.

Есть особая прелесть в начале проектировки, когда еще нет ничего даже на бумаге, когда, строго согласуя форму с идеей, родятся, растут залы, становятся в ряд колонны, стены и своды покрываются самым современным покровом, мысленно проносятся обтекаемые поезда, повторяясь в зеркальных гранях гранитов и мраморов разного цвета и силы тона...

Увлекательно работать с архитектором-строителем... по чертежам, цифрам делать эскизы для куполов, которых еще нет, набирать мозаику, которую еще некуда подвесить.

За шесть месяцев до открытия метро началась работа над эскизами, картонами, подборкой смальты. В это время в шахту спускали еще в обычной клети, и в стволе вас обдавала вода, а внизу молодая армия метростроевцев героически билась за новые рекорды. Темпы стройки метро диктовали и сроки работы мозаичной мастерской. На станции «Площадь Маяковского» стройно вырастали два ряда колонн, поддерживающих купола с зияющими вверху дырами, куда должны были лечь плиты мозаик.

Когда мозаику уложили в приготовленное для нее гнездо, живописное поле заблестело, заиграло под лучами света, создавая родство, единство с полировкой мраморов и богатейшим острым блеском колонн из нержавеющей стали – стали, давшей основной тон всей станции. Отблески бегут по гофрировке колонн вверх, переходя в глубину плафонов».

Все мозаики объединяет общая тема – сутки советского неба. Звонкие аккорды чистых красок отражают настроение ясного летнего дня, теплого подмосковного вечера, бездонной ночи. Мозаик много – в каждом куполе: парящий планер, парашютист под куполом, ветка яблони, спортсмен в прыжке, комбайн на фоне мирного неба. Мирного...

6 ноября 1941 года, глубоко под землей, на станции метро «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвященное 24–й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Это было необычное заседание. Враг рвался к Москве. Ежедневно 200–300 немецких бомбардировщиков поднимались в воздух, направляясь к нашей столице. Немногим из них удавалось прорваться, и все же для обеспечения безопасности было принято решение провести собрание не как обычно, в Большом театре, а на «Маяковской».

Во время войны здесь укрывались от воздушных налетов женщины, старики, дети. Засыпая, они видели над собой, глубоко в куполах, необыкновенно красивое мирное небо, которое навечно запечатлел художник в своих мозаиках. Наяву оно открылось им только через четыре долгих года...

Сейчас это уже история. Кончилась война, и перроны вновь заполнила шумная людская толпа. С тех пор ни на один день не останавливается этот непрерывный поток вечно спешащих москвичей и гостей столицы!

Трижды лауреат Государственной премии СССР, профессор Московского архитектурного института А. Н. Душкин отдал много сил, энергии и таланта проектированию и строительству столичного метрополитена: он автор еще двух замечательных станций – «Кропоткинской» и «Автозаводской». Архитектор был верен классическому направлению и создал целый ряд произведений, занявших почетное место в истории советской архитектуры. Среди них полюбившиеся москвичам высотное здание на Лермонтовской площади и универмаг «Детский мир».

Станция «Маяковская» – одна из вершин творчества зодчего. Прекрасная и торжественная, она и сегодня современна, как сорок лет назад. Так всегда будет.

Комсомольская: самая роскошная

Станция метро «Комсомольская» кольцевой линии считается самой роскошной. Она должна была служить воротами в столицу для приезжих, поэтому на нее не жалели ни денег, ни сил. Даже диаметр ее тоннеля на 2 метра больше стандартного - 11,5 метров. Из-за этого у станции самые высокие потолки в метрополитене Москвы, украшенные мозаичными панно из ценных камней и смальты. Героями шести из них стали русские полководцы и богатыри - Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, советские солдаты и офицеры у стен рейхстага. Еще два панно («Триумф Победы» и «Выступление В.И. Ленина на Красной площади») в 1963 году заменили панно «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени», где фигурировал Сталин.

В 1958 году проект станции «Комсомольская» получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе. А по легенде, такую сложную структуру станция получила из-за того, что проходчики прокладывали туннель навстречу друг другу, но разминулись.

На «Комсомольской радиальной» можно увидеть, как проходила проходка шахт и строительство метро - на панно Евгения Лансере.

Кропоткинская: подземный дворец

Эту станцию планировали как подземный вестибюль будущего Дворца Советов со статуей Ленина на вершине. Но к маю 1935 года «Кропоткинскую» завершили, а у Дворца дальше фундамента дело не пошло. В итоге металлический каркас здания во время войны разобрали на противотанковые ежи.

При работе над метро «Кропоткинская» Душкин увлекся египетской архитектурой, поэтому станция напоминает храм Амона в Карнаке. Увидев проект, Каганович возмутился тем, что архитектор копирует египетский дворец. На это Душкин парировал: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для народа». Проект приняли.

Светильники на «Кропоткинской» спрятаны в верхних частях колонн в виде распускающихся лотосов. Это дает приятный мягкий свет. Пол изначально был покрыт асфальтом, но в 1950-х его выложили серым и розовым гранитом. Также сначала на станции стояли кадки с пальмами. Проект «Кропоткинской» с 1935 по 1941 года получил гран-при на международных выставках в Брюсселе и Париже, а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство.

Парк Культуры: антология отдыха

Эту станцию открывали для того, чтобы москвичам было удобно добираться до центрального Парка культуры и отдыха имени Горького. Поэтому в декоре отразили тему отдыха советских граждан: пилоны центрального зала украшают 26 барельефов из белого мрамора работы С.М. Рабиновича, изображающие отдых советской молодежи, доступный в Парке культуры (футбол, катание на коньках, художественная самодеятельность, теннис, танцы, авиамоделирование).

Кстати, сначала станция называлась «Парк культуры имени Горького», но в преддверии Московской Олимпиады 1980 года название сократили, решив, что для иностранных гостей оно будет слишком сложным.

Октябрьская: станция-храм

Центральный зал станции «Октябрьская» напоминает триумфальную арку, украшенную барельефами советских воинов. При этом вся станция напоминает храм: ряды факелов ведут к алтарной нише в торце зала. Ниша заполнена голубым небом, а перед алтарной апсидой установлена кованая ампирная решетка. Это стало поводом для шуток москвичей о «светлом будущем за решеткой». Но зато на этой станции удобно назначать встречи - «под небом».

А в 1995 году журналист Валерий Хилтунен предложил по аналогии с «Октябрьской» переименовать все 12 станций кольцевой линии по названиям месяцев. Но это восприняли как шутку.

Таганская: память о военном подвиге

В оформлении зала «Таганской» кольцевой линии господствует майолика. В сводах расположены панно с медальонными профилями воинов Советской армии - партизан, железнодорожников, кавалеристов, моряков, летчиков, танкистов и пехотинцев. Под ними в окружении победных знамен в виде майоликовых рельефов запечатлены подвиги этих родов войск.

К наземному вестибюлю пассажиров везет эскалатор, разбитый на два отрезка круглым вестибюлем. Его купол украшает фреска «Салют Победы».

Проспект мира: ботанический сад

Оформление станции «Проспект мира» кольцевой линии может вызвать недоумение: девушка со снопом, сборка урожая… Но декор отражает близость метро к «Аптекарскому огороду» - ботаническому саду Московского Университета. Поэтому недоумение скорее должно вызывать название станции. А ее оформление четко отражает слова селекционера Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!»

Новослободская: босая мадонна

Для этой станции в Латвии из стекол для кафедрального собора Риги изготовили 32 витража по рисункам Корина. Причем первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй - архитектор станции Алексей Душкин, и оба положили в грунтовку по монетке «на счастье».

На панно «Мир во всем мире» торцевой стены художник изобразил жену Душкина. На вопрос, почему она босая, отвечал: «Так писали мадонн». Но босой она была недолго, так как Хрущев возмутился: «Что у нас в стране людям обуви не хватает?». Пришлось нарисовать сандалии. А над ее головой когда-то был медальон с портретом Сталина, но после развенчания культа личности это место заняли голуби.

Белорусская: быт братских народов

Станция «Белорусская» рассказывает о культуре и народном хозяйстве одноименной советской республики. В центре потолка станционного зала расположены 12 панно в технике флорентийской мозаики. Все они рисуют яркую и радостную жизнь белорусского народа. Даже пол станции исполнен в виде национального белорусского орнамента.

Киевская: подарок от Хрущева

























«Киевская» стала последней станцией, замкнувшей Кольцевую линию в 1954 году, и первой для первого секретаря КПСС Никиты Хрущева. Он ассоциировал ее со своей любимой родиной, поэтому позволил украсить станцию с помпой (при этом одноименная станция Арбатско-Покровской линии с лубочными мозаиками ему не нравилась).

Главным мотивом декора «Киевской» кольцевой линии стало 300-летие объединения Украины с Россией: 18 мозаичных панно занимают всю центральную часть пилонов и рассказывают о дружбе народов.

После завершения станции Никита Сергеевич объявил борьбу с архитектурными излишествами и тем самым оставил «Киевскую» вне конкуренции - она надолго стала самой пышной в московском метрополитене.

Динамо: о, спорт, ты мир!

Декор станции «Динамо» посвящен массовому увлечению спортом, которое охватило СССР в 1930-1950-х годах. Скульптурные фризы и фарфоровые медальоны по эскизам Елены Янсон-Манизер изображают спортивные достижения и трудовые подвиги советских граждан. Позировали скульптору студенты института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и члены общества «Динамо». Зато теперь на барельефах можно найти знаменитых спортсменов - например, «бег на коньках» изображает чемпионка мира 1948 года Мария Исакова, а футбол - легендарный нападающий Григорий Федотов.


Станцию «Маяковская» открыли 11 сентября 1938 года. Ее купольные мраморные своды опоясаны широкими металлическими полосами. Как ни странно, этим авангардным решением станция обязана строительному конфузу.

Архитектор Сергей Кравец предложил заменить пилоны на стройные металлические опоры. Но когда главный зал был уже почти готов, оказалось, что проектировщики переоценили твердость грунтов, и свод покрыла паутина трещин. На помощь пришел Алексей Душкин. Он предложил понизить уровень центрального свода, а для опор использовать стальные профили, которые отливали для дирижаблей на заводе в поселке Дирижаблестрой (современный Долгопрудный).

Станцию украсили мозаичные панно по рисункам Александра Дейнеки «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Утренние сюжеты должны были «приветствовать» пассажиров, но все панно (кроме одного) открыли лишь со строительством второго выхода в город. До этого два панно были скрыты в подсобных помещениях.

После открытия станция получила Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке. Правда, Душкина упрекали в том, что станция хоть и носит имя «Маяковская» никак с поэтом не связана. Тогда в метро появился бюст поэту, а новый вестибюль украсили мозаичные панно с видами неба и цитатами из стихотворений Маяковского.

Театральная: станция с кулисами

хотя станция «Театральная» сначала называлась «Площадь Свердлова», архитектор Иван Фомин и продолживший его работу Леонид Поляков посвятили ее театру.

Полуколонны из светлого мрамора, высеченные в пилонах, напоминают кулисы, а пространство между ними - занавес. В нижних кессонах главного свода должны были разместиться барельефы физкультурников, но архитектору удалось отстоять идею народного танца и игры на музыкальных инструментах.

Барельефы с танцующими представителями народов СССР отлили на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Для этого разрабатывали особый способ формовки, так как никогда еще фарфоровые фигуры такого размера не создавали. Из 11 республик, входивших в СССР в 1938 году, в барельефах представлены только 7.


Новокузнецкая: мозаики из блокадного Ленинграда

Эту станцию открыли в войну. Наземный вестибюль поставили на месте храма Параскевы Пятницы. А смальтовые мозаики, которыми украсили станцию «Новокузнецкую», на самом деле готовили для «Павелецкой». Эскизы для панно выполнил Александр Дейнека, а набирали мозаики в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова. Это была последняя работа мастера: он умер от истощения 3 февраля 1942 года.

Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. В Москве Дейнека уже готовился установить мозаики, но их приказали убрать, так как они могли привлечь внимание немецких авианалетчиков своим золотым отражением. Панно законсервировали в ямах. Металлоконструкции для станции «Павелецкой» попали на оккупированную территорию, поэтому проект станции пришлось менять. Так мозаики оказались не при делах.

Архитектор «Новокузнецкой» Иван Таранов узнал об этом и решил установить панно на своей станции. Из-за небольшой длины центрального зала на своде удалось разместить 6 мозаик. Еще одну разместили в наземном вестибюле станции. Судьба остальных семи мозаик неизвестна.

А скамейки этой станции взяли со смотровой площадки разобранного ранее храма Христа Спасителя.

Площадь Революции: что потереть на удачу

Станция «Площадь Революции» открылась 13 марта 1938 года. Архитектору Душкину и скульптору Манизеру предстояло создать галерею образов «нового мира». По сути станция стала постаментом для бронзовых скульптур. Изваяния размером больше человеческого роста с ювелирной точностью поместили в углы пилонов. Позы получились несколько скованными. Начали говорить, что скульптуры представляют советский народ, который «или сидит, или стоит на коленях». Но приехавший на открытие Сталин воскликнул: «Как живые!», и спор был исчерпан.

Эта подземная скульптурная галерея быстро обросла традициями: студенты перед экзаменом натирают нос собаке пограничника, а страдающие от несчастной любви надеются излечиться, натирая ножку студентки. Ну а карандаш изобретателя и пистолет матроса с завидной регулярностью воруют.

Всего на станции 20 разных скульптур, но каждая из них повторяется 4 раза:

  • Рабочий-красногвардеец
  • Солдат
  • Крестьянин
  • Матрос-балтиец
  • Парашютистка (ДОСААФ)
  • Матрос-сигнальщик
  • Девушка-ворошиловский стрелок
  • Пограничник
  • Шахтер-проходчик
  • Молодой изобретатель
  • Птичница
  • Механизатор
  • Студентка
  • Студент
  • Метательница диска
  • Футболист
  • Пионерки с глобусом
  • Пионеры с моделью самолета

Известны имена моделей некоторых скульптур. Например, для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. А прототип балтийца Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Это был Алексей Никитенко, будущий Герой Советского Союза.

Бауманская: консерваторская акустика

Декор этой станции предельно лаконичен - 8 тонированных под бронзу гипсовых скульптур по проекту В. Андреева. Сам скульптор успел изготовить лишь половину - «Метростроевку», «Красноармейца со знаменем», «Красноармейца в маскировочном халате» и «Летчика». Остальные («Командира», «Партизанку», «Рабочего» и «Конструктора») выполнила его вдова. Но уникальна станция не декором, а своей акустикой - ее центральный зал может сравниться с Московской .

Электрозаводская: в духе времени

Эта станцию планировали посвятить расположенному рядом Электрозаводу. Отголосок первоначального проекта - 6 медальонов с портретами основоположников электротехники в наземном вестибюле (М. Ломоносова, П. Яблочкова, А. Попова, М. Фарадея, В. Франклина, В. Джильберта). Но с началом войны работы по станции пришлось остановить. Возобновились они лишь в 1943 году, и не удивительно, что тема оформления сменилась. Так «Электрозаводская» превратилась в станцию, посвященную труженникам тыла.

Достоевская: трагедия в метро

Станцию «Достоевская» называют самой трагически оформленной. На ее колоннах изображены кровавые сцены из романов Ф.М. Достоевского: убийство старухи и самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов».

Трубная: пропавшие кресты

Центральный зал станции «Трубная» оформлен лаконично: светлую мраморную облицовку стен и колонн оттеняют темно-зеленые вставки и панно и витражи работы Зураба Церетели. Они породили городскую байку. На всех витражах изображены церкви и соборы городов СНГ, но ни на одном из куполов изначально не было креста. Через некоторое время после открытия станции неизвестный приделал к витражам небольшие нательные распятия и крестики.

Сретенский бульвар: кольцо из стали

Оформление станции посвящено всему Бульварному кольцу. В нишах пилонов центрального зала находятся 24 панно работы И. Лубенникова. Каждое из них изображает виды Бульварного кольца в стальных силуэтах - людей, облаков, памятников. Например, Гоголевский бульвар можно рассмотреть в силуэте памятника Гоголю, а Чистопрудный - в силуэте памятника Грибоедову. Такая техника перенесения травленых изображений на стальные поверхности применялась впервые в мире.

Римская: подземный фонтан

Хотя в Риме нет станции «Московская», в Москве при участии итальянских художников Дж.П. Имбриги и А. Куатроччи появилась станция «Римская». В декоре они повторили главные символы Рима в миниатюре. Например, один из медальонов изображает Мадонну с младенцем, на другом Ромул и Рем «приглядывают» за Триумфальной аркой. А главная композиция «Фонтан» в холле в северном торце станции представляет собой разрушенную колонну, которую делят совсем маленькие основатели Рима. Позади них - единственный в мире фонтан в метро.


Коллекция

текстовых сопроводительных материалов для учащихся

к уроку по теме:

«Минералы и сплавы в оформлении станции “Маяковская”

Московского метрополитена»


История создания станции метро «Маяковская»

На сегодняшний день станция метро «Маяковская» является интереснейшим памятником архитектуры.

Станцию открыли в сентябре 1938 года. Но уникальность ее проекта отметили еще несколькими годами ранее в Париже на Всемирной выставке, а на выставке в Нью-Йорке уникальный проект станции получил Гран-при. После того как станцию построили, ее проект внесли в антологию избранных произведений мировой архитектуры. Согласно 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по ее расположению под одноименной площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади первоначальное название станции было изменено.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский мраморовидный известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) на тему «Сутки страны Советов».

Темы мозаик: «Два самолёта и цветущая яблоня», «Прыжок в воду парня и девушки», «Плодовое дерево», «Сигнальщик», «Бомбардировщики днём», «Парашютист», «Спасская башня днём», «Комбайн», «Прыгун с шестом», «Планеры», «Парашютисты», «Прыжок лыжника», «Сосна», «Статуя девушки с веслом», «Самолет», «Бомбардировщики ночью», «Дирижабль над Спасской башней ночью», «Парашютист ночью», «Биплан ночью», «Бомбардировщики ночью», «Домна», «Стратостат», «Авиамоделисты», «Игра в волейбол», «Парашютисты утром», «Самолёт и портик», «Монтажник-высотник», «Чайки», «Мать», «Два самолёта», «Опоры ЛЭП », «Подсолнухи», «Апельсины».

Во время Великой Отечественной войны станция метро «Маяковская» стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалетов она использовалась как . Кроме того, центральный зал станции, в то время одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил И. Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: «Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!»



Мозаика – (от лат. «музивум», буквально – «посвящение музам») – разновидность монументальной живописи, представляющая собой изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц: каменной гальки, специально нарезанных разноцветных каменных или стеклянных кубиков, керамической плитки и т. п.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, «теоретик науки о цвете», автор письма «О пользе стекла», заинтересовался мозаиками еще в 1740-е гг. и приступил к проведению опытов по окрашиванию стекла (в те времена цветное стекло доставляли в Россию из-за границы).

Используя оксиды меди и иных металлов, М. В. Ломоносов получал стекла различных оттенков. Совместно с учениками им были созданы великолепные мозаичные картины: портрет М. И. Воронцова, мозаика «Полтавская баталия» и другие.

1 Химия и искусство: 10-11 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке проект станции получил Гран-при. Смотрим, как выглядела станция в 2013 году.

1, Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать "Триумфальная площадь" по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на "Площадь Маяковского". В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название "Маяковская" в честь советского поэта Владимира Маяковского.

2. Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц.

3. Второй (северный) выход станции был открыт 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка.

4. Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. "Маяковская" является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров.

5. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов — 8,9 метра; шаг арок — 4,2 метра.

6. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на "Маяковской" состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на "Маяковскую" он приехал на поезде со стороны станции "Белорусская".


Фото с сайта pastvu.com

7. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, но из-за желтого света светильников она кажется кремовой.

8. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — "Сутки советского неба"). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.


9. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.

10. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором "уфалей", нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком "давалу". Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

11. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый "садахло". Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в