Строительство гаража из бруса своими руками. Этапы постройки гаража из бруса своими руками Гараж двухэтажный из бруса своими руками

Вопрос того, как правильно построить гараж из бруса, в первую очередь волнует владельцев дачных участков. Именно загородом большинство автовладельцев решает строить деревянный гараж, который хорошо сочетается с соседними постройками. Рассмотрим кратко нюансы каждого из этапов строительства.

Выбор материала для деревянного гаража

Если вы выбрали в качестве материала брус, то необходимо правильно оценивать его стоимость и знать разницу по характеристикам. В целом его принято разделять на цельные и клееные образцы.

Гараж из клееного бруса

Главным преимуществом являются высокие эксплуатационные показатели: прочность, надежность, отсутствие растрескивания и коробления волокон. Кроме того, его делают на заводском оборудовании, что обеспечивает контроль по каждому из технологических процессов и, соответственно, полное соответствие заявленным характеристикам.

Также клееный брус для строений имеет специальную выемку по всей длине, которая называется «гребень-паз». Это позволяет строить теплые конструкции с не продуваемыми стенами без применения утеплителя. Несмотря на такое большое количество плюсов, есть один существенный недостаток – строения из этого материала выходят значительно дороже, чем другие материалы-аналоги.

Гараж из профилированного бруса

Профилированный брус является вариантом цельных образцов, которые хорошо просушивается под действием давления и сухого воздуха. Так как влага полностью удаляется из волокон, Вы сможете полностью избежать усадки каркаса. В итоге имеем неплохие эксплуатационные характеристики и достаточно бюджетный вариант гаражного бокса. Однако профилированный брус будет со временем растрескиваться, и начнут появляться трещины.

Именно поэтому гаражные срубы из профилированного бруса требуют внешней отделки. Обратите внимание на тип ворот – лучше всего использовать распашные варианты, которые легко крепятся на брус и имеют возможность регулировки высоты после установки.

Гараж из цельного бруса

Это самый доступный материал для строительства, который монтируют без сушки при естественной влажности бруса. Так как после сколачивания сруба для гаража он со временем сильно сядет, между бревнами необходимо прокладывать межвенцовый утеплитель и постоянно следить за возникающими щелями. Для начала отделочных работ внутри и снаружи Вам придется ждать 1-2 года в зависимости от климата.

Перед покупкой цельного мини бруса на гараж естественной влажности обязательно проверьте следующее:

  • У материала должно быть минимальное количество сучков;
  • Не должно быть повреждений ствола гнилью;
  • Нет деформаций и коробления ствола.

Выбор проекта и фото эскиза гаража из бруса

Перед подсчетом сметы и выбора инструментов необходимо разработать проект гаража из бруса. Вы можете найти проект на просторах интернета – самое главное определить для себя следующие параметры постройки:

  • Размер гаражного бокса (на 1 или несколько автомобилей);
  • Как будут расположены въездные ворота и дверь в хоз. блок/мастерскую;
  • Планируется ли размещение смотровой ямы или постройка мансардного этажа;
  • Выбор типа бетонного основания в зависимости от характеристик грунта;
  • Выбор конструкции пола (земляные, из дерева, заливные, из бетона);
  • Будет ли проводиться утепление стен и кровли, установка отопительных систем и приборов;
  • Тип крыши и кровельных материалов для ее покрытия.

Отталкиваясь от этих моментов, Вы найдете чертежи и выберете понравившиеся фотографии гаража из бруса. На основе этой информации можно будет приступать к подсчету материалов, инструментов и переходу к строительству.

Строительство фундамента гаража из бруса

Бетонное основание зависит от характеристик грунта на месте размещения гаражного бокса, а также от его размеров и выбранного бруса. По рекомендации экспертов верхний край бетонного основания должен быть на 10-15 см выше поверхности земли. Это позволит избежать насыщения влагой нижнего венца постройки.

Определившись с грунтами, Вы выбираете из 3-ех видов фундамента наиболее подходящий для Вашего случая: плитное, ленточное или столбчатое основание. Чаще всего под брус делают “плиту”. Для ее возведения необходимо:

  • Снять плодородный слой почвы и выкопать котлован на глубину 30-40 см по всему периметру будущей постройки;
  • Засыпаете слой гравия и песка по 10 см. Дополнительно уплотняете его вручную или с помощью виброплиты;
  • Формируется опалубка из досок, высотой 20-30 см. Внутри опалубки выстилается полиэтилен или любой другой гидроизоляционный материал;
  • Укладываете сетку из арматурных хлыстов, диаметром 10-12 мм. В углах с помощью проволоки закрепляете гнутые стальные элементы;
  • Арматурная сетка ложиться в 2 слоя: 1 слой укладывается на кирпичи или специальные пластиковые держатели, высотой 10-12 мм, а 2-ой слой крепится на арматурные стержни на расстоянии 20-40 мм от 1-ой сетки;
  • Вся конструкция заливается бетонным раствором и выравнивается по верху опалубки.

Если вы решили своими руками построить гараж из бруса со смотровой ямой, тогда необходимо указанное на плане пространство отгородить досками опалубки. По окончанию заливки фундамента необходимо подождать 3-4 недели для набора бетоном прочности и можно переходить к устройству пола.

Варианты пола в гараже из бруса

Для плитного бетонного основания актуально 2 типа покрытия:

  • Выполнение армированной бетонной стяжки прямо по плите;
  • Создание каркаса из лаг для укладки деревянного пола.

Чаще всего для загородного участка выбирается вариант теплого гаража с полом из доски. Для этого изначально подготавливают ростверк с сечением бруса 100 на 150 или 100 на 200. Нижняя обвязка выполняется так, чтобы в итоге были связаны все углы бетонного основания. Также дополнительно параллельно сторонам фундамента вовнутрь укладывается дополнительная пара брусьев. Соединение бетонного основания с нижним венцом осуществляется с помощью уголков и анкерных болтов.

Следующий этап заключается в укладывании плотного слоя гидроизоляции (в качестве материала может служить рубероид). Остается только на рубероид настелить черновой пол из доски. Для фиксации и соединения между собой можно использовать 2-3 гвоздя по каждому из пересечений.

Важно! Проследите за тем, чтобы доска по всему периметру пола не прерывалась и не сращивалась. Следует по максимуму избежать наличия доборных элементов на этом этапе работ.

После укладки чернового пола перпендикулярно закрепленным доскам кладем брус 100х100 мм с шагом 3 метра. Фиксация к доскам проводится с помощью стальных скоб. Между брусков закладывается минеральная вата, слой керамзита или листы пенополиуретана.

Теперь на завершающем этапе застилается чистовой пол из строганой доски 15х100 мм. Тем же материалом можно закрыть боковые щели в гараже. На этом спектр строительных работ по возведению пола в гараже заканчивается. Теперь Вашему гаражному боксу будет не страшен мороз и дожди.

Возведение каркаса гаража из бруса

Для начала детально обозначьте на бумаге соединения узлов и несущие вертикальные стойки конструкции. Для соединения элементов каркаса применяются стальные скоба, но в углах соединения с полом используйте металлические пластины. Самое главное заранее избежать врубки брусьев, заменяя такое соединение стыковкой внахлест.

Обвязка гаража из бруса

Основой будет служить каркас для гаража из бруса 150х150 или 100х100 мм. Из бруса с сечением 150 мм делают вертикальные стойки, а из 100 мм дерева изготавливается опорная рама по горизонтали.

Важно! Опорные стойки должны ставиться не на фундамент, а на слой рубероида. Так Вы исключите возможность попадания влаги в древесину. На бетонной плите стойки фиксируются резьбовыми анкерными шпильками, которые предварительно нужно заглубить на глубину 20-25 см в основание бетона.

После выравнивания каркаса гаража из бруса по горизонтальному уровню можно приступать к креплению диагональных наклонных укосин. Поверх них нужно будет натянуть шнур и выставить рядовые вертикальные стойки. Шаг установки стоек во многом зависит их сечения. Как правило, для надежности и удобства дальнейшего крепления облицовки шаг берут в пределах 70-100 см.

По верху каркас нужно зафиксировать с помощью обвязочного бруса. Он будет служить опорой для формирования стропильной системы кровли гаража. Под крепление комплекта стропильных ног в каждом из обвязочных брусьев нужно вырезать пазы соответствующего размера.

Строительства кровли гаража

После возведения каркаса и обшивки стен нужно переходить к обустройству крыши. На венцы необходимо сверху настелить мауэрлат. Для обеспечения надежности и устойчивости конструкции мауэрлат нужно зафиксировать нагелями и скрепить стальными уголками. Следующим шагом крепятся стропила. Остается только закрепить их раскосами и соединить между собой коньковым профилированным брусом.

На завершающем этапе устанавливается обрешетка из досок на стропильную систему, а затем происходит укладка выбранного ранее кровельного покрытия. Изнутри крышу нужно утеплить, если Вы собрались устраивать жилую мансарду.

Внешняя отделка гаража из бруса

После того, как основные этапы строительства гаража из бруса выполнены, можно приступить к отделочным работам. С внутренней стороны стен поверхность бруса закрывается вагонкой. Для внешней отделки наиболее экономичным и эстетически привлекательным вариантом является сайдинг. Если хотите сделать более надежный и дорогой вариант, то можно обшить стены блок хаусом.

Внимание! Для того чтобы через стыки между вертикальными стойками бруса не попадала влага и они не продувались, нужно закрепить под обшивкой пароизоляцию из специальной мембраны, которая будет защищать помещение гаражного бокса от ветра.

Гараж — помещение нежилое, может быть построен из любого материала. Однако отнюдь не каждый материал является экологичным. Если ваш гараж будет возведен на даче или участке рядом с жилым домом, лучше отдать предпочтение экологичным конструкциям, например, из бруса. Строя гараж из бруса, вы выбираете современные и безопасные технологии, ведь инновационные пропитки исключают опасность пожара.

Брус обладает массой достоинств, при этом есть определенные особенности этого строительного материала. Поэтому перед тем как рассказать о том, как построить гараж из бруса самостоятельно, разберем плюсы и минусы такой постройки.

Брус имеет следующие достоинства:

  1. Стены из него дышат, пропуская пар, нейтрализуя запах.
  2. Материал создает благоприятный микроклимат, что является важным в случае использования гаража в роли мастерской.
  3. В гараже из бруса практически не бывает повышенной влажности воздуха, так как дерево впитывает лишнюю воду как губка. А это положительно скажется на сохранении металлических частей авто.
  4. Дерево красиво само по себе. Поэтому деревянный гараж в большой вероятностью впишется в дизайн участка загородного дома, сделанного в любом стиле.

У дерева есть и недостаток: горючесть. Некоторые автовладельцы считают, что в сочетании с маслами и парами бензина деревянный гараж может быть небезопасен. Однако современные технологии, инновационные пропитки для бруса помогают снизить до нуля вероятность возникновения пожара в гараже из-за воспламенения деревянных стен. Единственно, эти стены надо регулярно обрабатывать огнебиозащитным раствором даже после строительства гаража.

Также в Интернете есть разные мнения о теплоизоляционных свойствах гаража из бруса. Вообще, деревянные дома не нуждаются в дополнительном утеплении. Однако автовладельцы, уже построившие гаражи с мастерскими по такой технологии, отмечают, что стены не очень держат тепло. Их необходимо дополнительно теплоизолировать.

Выбор и приобретение бруса для гаража

При выборе бруса следует обратить внимание на следующие характеристики:

  • насколько выбранный материал сухой, нуждается ли он в дополнительной сушке;
  • нет ли мест повреждения материала: растрескивания, поражения грибком и т.д.

Если есть средства, лучше выбрать не простой, а профилированный брус. Его преимущества перед обычным прямоугольным или квадратным брусом в том, что он:

  • обладает различными выемками и шипами, обеспечивающими более плотное прилегание брусьев;
  • выпилен по заданным размерам, что также помогает в теплоизоляции, не допуская смещения швов и перепадов венцов;
  • отличается хорошими внешними характеристиками: вам не надо тратиться на обработку дерева и дополнительную отделку;
  • дает более равномерную усадку гаража по сравнению с простым брусом.

Единственный недостаток профилированного бруса — довольно высокая цена, оплатить стоимость этого вида материала может не каждый автовладелец. Цена за куб профилированного бруса естественной влажности варьируется от 7800 до 9000 рублей в зависимости от региона нашей страны и бренда компании.

Этапы постройки деревянного гаража

Несмотря на то, выбрали вы профилированный или обычный брус, этапы постройки деревянного гаража будут примерно одинаковыми.

  1. Сначала необходим фундамент для гаража. Он может быть как плитным, так и свайным или ленточным: в зависимости от целей вашего гаража. Если вы собираетесь эксплуатировать помещение часто, лучше отдать предпочтение плите. Основное требование к фундаменту иное: он должен возвышаться над поверхностью грунта хотя бы на 20-25 см. Это позволит дереву не контактировать с почвой. И не допустит гниения.
  2. Далее прокладывается слой гидроизоляции между фундаментом и брусом.
  3. Возводятся стены, они укладываются в сруб. Как это сделать, рассказано ниже. В принципе, можно заказать в вашем регионе готовый сруб, чтобы провести самостоятельную сборку гаража. Это будет немного дороже, но быстрее.
  4. Если в качестве фундамента устанавливается плита, можно пол не крыть доской. Если же фундамент выбран столбчатый, придется делать пол из дерева.
  5. Кладется стропильная система и крыша. У деревянных гаражей она может быть односкатной, имеющей уклон в сторону и назад. Нередко крышу делают двускатной.
  6. Выбираются ворота для гаража: распашные или подъемные.
  7. Далее гараж можно утеплить, если вы собираетесь отапливать зимой, организовывать мастерскую. Чаще всего автовладельцы останавливают свой выбор на утеплении с наружной стороны, которое закрывают с помощью вентилируемого фасада из профнастила или сайдинга.

Строительство гаража из бруса своими руками

Теперь разберем перечисленные этапы подробнее. Наш пример — постройка гаража из бруса на столбчатом фундаменте с деревянным полом.

Фундамент

Перед возведением фундамента необходимо определиться с площадкой, отмерить необходимые размеры и снять часть грунта. Площадку для гаража выравнить. Затем при помощи бечевки и колышков надо провести разметку мест установки всех столбов фундамента.

Столбы ставятся по углам гаража, а также вдоль каждой стены и посередине. Для стандартного гаража понадобится четыре столба по углам, а также по два столба вдоль длинных стен, по одному — вдоль коротких, два посередине.

В том месте, где будет столбчатый фундамент, насыпается песчаная подушка не менее 25 см толщиной. Если грунт пучинистый, то все 40 см. Песок поливается водой, трамбуется, на него укладывается рубероид.

Затем ставятся столбы из кирпича или блоков, они соединяются при помощи раствора цемента. Нужный размер определяется при помощи той же натянутой для разметки бечевки. По столбам проходятся битумной мастикой для гидроизоляции, укладываются два слоя рубероида.

Стены

После того, как все просохнет, фундамент окончательно застынет, на столбы укладывается нижний брус, он называется закладным. Если вы приобрели готовое для сборки строение, срубы уже подогнаны. Если же брус обычный, то придется изучить подходящие способы соединения. Например, считается, что подходит для небольшого строения соединения «в полдерева», «в лапу» и другие. Наиболее популярные соединения бруса есть на картинке.

После установки закладного бруса, нижней обвязки, необходимо врезать перекрытия пола будущего гаража. Их делают при помощи бруска или доски размером 40 мм, которая уложена на торец. Для гаража необходимо выбирать минимально возможное расстояние между лагами, то есть полметра. В процессе врезки дерево необходимо пропитать антисептической жидкостью.

Затем укладываются новые ряды бруса, используя то же соединение, что выбрано для нижней обвязки. Ряды бруса соединяют специальным клином, нагелем. Для этого оба бруса просверливаются до совпадения отверстий, в них забивается клин из твердой древесины. Требуется соблюдать правило установки нагелей — клин должен быть забит в брус глубоко, утоплен на пару сантиметров, иначе могут образоваться щели во время усыхания дерева.

Крыша

Когда стены возведены, то приступают к сооружению стопил для крыши гаража. Сначала устанавливаются потолочные балки. Затем изготавливается шаблон для стропил. Для этого брус 50 на 100 мм прикладывается к торцу каркаса, отмечаются линии запилов. Следует отложить два сантиметра от точки соприкосновения с гранью обвязки. Рисуется горизонталь, которая отмечает врубку.

Стропильные ноги врубаются в верхний венец, обычно используется соединение «в полдерева». Для надежности стропила закрепляются уголками. Затем устанавливается обрешетка из доски, ее шаг выбирается исходя из вида кровельного покрытия.

Гидроизоляцией кровли будет служить полиэтилен, который настилается на обрешетку и закрепляется степлером. Если на нормальную кровлю не хватило средств, можно какое-время летом использовать пленку гидроизоляции типа Изоспана D, тогда полиэтилен можно не закреплять.

На слой гидроизоляции кладется выбранное покрытие. Для гаража можно выбрать недорогой шифер, профнастил, но красивее смотрится деревянная постройка с кровлей из черепицы или ондулина. Кровля кладется так, как сказано в инструкции к материалу.

При установке следует обратить внимание на самые уязвимые места: конек и соединение крыши со стенами. Здесь дерево может гнить, поэтому желательно пройтись по ним пропиткой.

Полы

Какие полы в гараже из бруса на свайном фундаменте лучше? Самый практичный выбор (по цене, внешнему виду и качеству) — деревянный пол из шпунтованной доски. Его сооружают, закрепляя доски на лагах при помощи саморезов или гвоздиков. Пол необходимо покрасить, покрыть грунтовкой. Если вы занимаетесь ремонтом в гараже, и на пол могут попадать горючие вещества, лучше на месте стоянки автомобиля положить металлические листы.

Въезд и ворота

Въезд в деревянный гараж также выполняется из половых досок 60 мм, которые кладутся на опорный брус. Этот брус врубается в нижний закладной под небольшим углом (около 20-30 градусов), снизу все пропитывается битумной мастикой. Доски прибиваются поперек на брус.

Одновременно с монтажом въезда выбираются и устанавливаются гаражные ворота. Так как гараж из дерева смотрится современно, чаще всего выбираются новые подъемные автоматические. Однако если у вас нет достаточных средств для них, можно приобрести распашные. Брус — стройматериал прочный, стены выдержат любой вид ворот.

Добрый день уважаемые подписчики сайт. В сегодняшнем уроке давайте разберем постройку гаража из бруса.

Гараж может быть построен практически из любого материала, но самым экологичным решением является деревянный гараж – он имеет высокие теплоизоляционные свойства, при этом стены гаража «дышат», пропускают водяные пары и нейтрализуют запахи. Наиболее удобным материалом для строительства деревянного гаража является брус. Гараж из бруса своими руками построить довольно просто, ведь современные материалы не нуждаются в подгонке и сушке, кроме того, они пропитаны огнебиозащитными растворами, что исключает опасность загорания и гниения.

Достоинства гаража из бруса

  • Натуральный экологически чистый материал позволяет создать приятный микроклимат, что особенно важно в тех случаях, когда гараж используется еще и в качестве мастерской;
  • В деревянном гараже крайне редко бывает повышенная влажность, что способствует лучшему сохранению автомобиля;
  • Дерево – легкий в обработке материал, поэтому гараж из бруса можно легко сделать своими руками, не привлекая специалистов с техникой.
  • Деревянный гараж из бруса отлично вписывается в общий дизайн участка и загородного деревянного дома.

Единственным серьезным недостатком дерева является его горючесть, поэтому гараж из бруса необходимо регулярно обрабатывать антипиреновым составом.

Этапы возведения гаража из бруса

Для гаража из бруса необходимо устройство фундамента. Фундамент может быть , ленточным или плитным, но он обязательно должен быть выше поверхности грунта минимум на 20 см, чтобы избежать контакта дерева с почвой, в противном случае нижние венцы гаража быстро сгниют. Между брусом и фундаментом необходимо уложить слой гидроизоляции.

Стены возводят из профилированного бруса, укладывая их в сруб. Можно заказать готовый сруб и собрать гараж из бруса самостоятельно – цена повысится незначительно, а объем работы будет заметно ниже.

Пол в гараже можно сделать как из бетона, так и из дерева. В первом случае можно удобнее выбрать , который будет служить одновременно полом. В статье рассмотрен гараж из бруса с деревянным полом, на столбчатом незаглубленном фундаменте из бетонных блоков или кирпича.

Крышу гаража выполняют односкатной, с уклоном на одну сторону или назад, или двускатной. От формы крыши зависит устройство стропильной системы.

Дополнительное утепление в гараже из бруса целесообразно выполнять только в том случае, если гараж будет отапливаться. Утепление в этом случае выполняют с наружной стороны, чаще всего устраивают вентилируемый фасад из профнастила, металлического или винилового сайдинга.

Технология возведения гаража из бруса своими руками

  1. Возводят столбчатый фундамент. Для этого определяют размеры площадки под фундамент, снимают плодородную часть грунта и выравнивают площадку. Размечают места установки столбчатого фундамента с помощью колышков и бечевки. Столбчатый фундамент устанавливают по углам строения, а также вдоль стен на расстоянии не более 2 метров. В месте установки столбчатого фундамента выполняют песчаную подушку толщиной не менее 20 см, а на участках с пучинистым грунтом – от 40 см. Песок тщательно трамбуют, проливая водой, на него укладывают слой рубероида. Возводят столбики из бетонных блоков или кирпича, скрепляя их с помощью цементного раствора. Выравнивают их высоту с помощью натянутой при разметке бечевки. После застывания раствора выполняют гидроизоляцию битумной мастикой, а сверху дополнительно укладывают рубероид в два слоя.

    Шаг 1 — возведение фундамента гаража и закладка нижней обвязки

  2. На столбики укладывают нижнюю обвязку – закладной брус. Скрепляют брус по углам без остатка, способом соединения «в лапу», «в полдерева» или на коренном или вставном шипе. Способ соединения зависит от квалификации строителей и от стройматериала. Готовые срубы обычно уже подогнаны под определенное соединение, и вам останется только следовать инструкции по сборке.

  3. В закладной брус врезают лаги – перекрытия пола. Их выполняют из бруска или доски 40 мм, уложенной на торец. Расстояние между лагами зависит от нагрузки на пол, для гаража лучше выбирать расстояние от 0,5 до 1 м. Места врубки в брус обязательно пропитывают антисептиком.

  4. Последующие ряды бруса кладут друг на друга, использую тот же тип соединения, что и для закладного. Между собой ряды бруса соединяют с помощью нагелей, для этого просверливают оба бруса коловоротом так, чтобы отверстия совпали, и забивают в них нагель – клин из твердых сортов древесины. При этом нагель должен быть утоплен в брус на несколько см, иначе при усушке сруба образуются щели.

  5. В верхний венец врубают стропильные ноги, соединяя их между собой «в полдерева». Форма крыши зависит от конструкции гаража, а также от его размеров. Если гараж пристроен к другому зданию, удобнее делать односкатную крышу с уклоном на внешнюю стену, для отдельно стоящего гаража удобнее двускатная крыша.

  6. После выполнения крыши желательно сразу закрыть сруб постоянным или временным кровельным покрытием. Для временной кровли можно использовать гидроизоляционные пленки с повышенной прочностью и устойчивостью к УФ-излучению, например, . Пленку раскладывают на стропилах с некоторым провисанием, полосы склеивают между собой с помощью монтажного скотча. Кровельное покрытие гаража из бруса может быть любым, как из рулонных материалов, типа рубероида с посыпкой, так и из шифера, ондулина, профнастила, металлочерепицы. Кровельное покрытие кладут на предварительно уложенные поверх гидроизоляции доски обрешетки, закрепляя саморезами или гвоздями, специально предназначенными для данного вида покрытия. Не забудьте про особо уязвимые места – конек, места примыкания крыши к стенам. Их необходимо изолировать от попадания влаги доборными элементами.
  7. Полы в гараже делают из половой шпунтованной доски, закрепляя ее на лагах с помощью гвоздей или саморезов. Пол, а также стены гаража изнутри необходимо покрыть антипиреновым составом, чтобы избежать возгорания дерева. Если в гараже возможны протечки горюче-смазочных жидкостей, целесообразно покрыть пол металлическими листами. Также пол можно выполнить двойным с утеплением.

  8. Въезд в гараж выполняют из досок 60 мм, уложенных на опорный брус. Брус врубают в нижний закладной брус под углом не более 30 градусов, пропитывают снизу битумной гидроизоляцией. На него прибивают поперечные доски. Гаражные ворота – важный элемент любого гаража. Их можно выполнить как распашными, состоящими из двух створок, так и – конструкция гаража из бруса достаточно прочная для того, чтобы выдержать любой тип ворот.

Гараж из бруса своими руками можно использовать как всесезонную мастерскую, для этого необходимо установить в нем зимний обогрев. Чаще всего для этой цели используют электрообогреватели с датчиком температуры, позволяющим регулировать температуру в гараже автоматически. Также можно устроить в таком гараже смотровую яму или даже погреб, что существенно расширит его функциональность.

Многие владельцы загородного жилья предпочитают строить на своем участке деревянные гаражи, так как данные конструкции не только позволяют хранить автомобиль, надежно защищая его от негативного воздействия окружающей среды, но и выступают идеальным дополнением к архитектурному дизайну дома.

Кроме этого, в такой постройке можно удобно разместить крупногабаритные предметы, различные инструменты и комфортно обустроить место для ремонта автотранспортного средства. Стоит заметить, что процесс установки деревянного строения прост, и его можно выполнить своими руками.

Особенности и преимущества

Гараж из дерева представляет собой многофункциональную конструкцию, каркас которой обшивают брусом или досками. Благодаря современному проектированию в таком гараже можно свободно разместить 2 машины, используя при этом минимальную площадь земли.

В отличие от кирпичной кладки, постройка из профилированного бруса обходится недорого, и отделочные работы можно выполнять с использованием как нового, так и вторичного материала.

Сборка всех деталей гаража осуществляется быстро, не требует специальной подготовки и применения сложной техники.

Установку деревянного гаража также выбирают и в том случае, когда на земельном участке уже имеются деревянные строения, выполненные в одном стиле. Поэтому, чтобы создать в ландшафтном дизайне общий образ и не разрушить гармонию, владельцам загородных домой приходится строить своими руками гараж из дерева. Для того чтобы такая конструкция послужила надежным местом для хранения автомобиля, ее желательно размещать на огражденной или охраняемой территории, это поможет избежать взлома и кражи.

К главным преимуществам деревянного гаража можно отнести довольно большой ряд свойств.

  • Прочность и долговечность.
  • Стильный вид. Такое строение отлично вписывается в дизайн участка.
  • Надежная защита транспорта от перепадов температуры и влаги.
  • Огнеупорность. Современные постройки обрабатывают химическим составом, поэтому они «не боятся» огня и древесных насекомых.
  • Экономичность. Для установки конструкции можно выбирать древесину любых сортов, и не нужно нанимать строителей, что, в свою очередь, значительно экономит бюджет семьи.
  • Простота монтажа. Работы по строительству выполняются быстро, и установка гаража происходит «чисто», по ее завершении не остается мусора, на уборку которого может потратиться много времени.

  • Возможность различной внутренней отделки. Так как владельцы автотранспорта проводят много времени в гараже, его интерьер должен быть уютным. Чтобы придать помещению домашнее тепло, стены внутри постройки можно оригинально задекорировать. Таким образом, получится дополнительная комната, в которой будет приятно отдохнуть после работы.
  • Огромный выбор проектов. В последнее время создается множество построек различного размера, формы и стиля. Огромной популярностью пользуются гаражи 6х4 м, благодаря их компактному размеру можно не только сэкономить на материале, но и рационально использовать землю участка.
  • Экологичность. Дерево является натуральным сырьем, которое наполняет помещение приятным запахом и не выделяет вредных веществ.

Выбор конструкции

Прежде чем заняться строительством деревянного гаража, необходимо определиться с его внешним видом, от которого будет зависеть визуальное восприятие постройки и ее сочетание с другими объектами на участке.

На сегодняшний день различают следующие виды конструкций:

  • каркасная;
  • сборная;
  • сруб.

Самой красивой и дорогой конструкцией считается сруб. Такой гараж отличается высокой эстетикой, его деревянная отделка легко комбинируется с другими материалами. Кроме этого, постройка обладает хорошими показателями прочности, так как устанавливается монолитно, и брусья плотно прилегают между собой. А также конструкция устойчива к механическим повреждениям, ее стены трудно проломить или просверлить, что важно при защите гаража от грабителей. Монтаж сруба не требует много времени и, как правило, выполняется от 3 до 7 дней.

Хорошим вариантом для гаража является и сборная конструкция из бруса. Ее установка осуществляется по особой технологии. Вначале по периметру будущей постройки делают параллелепипед, потом к нему крепят с двух сторон доски. Внешне такой гараж можно обшить сайдингом, а внутри отделать любым материалом.

Что же касается каркасного строения, то оно считается самым продвинутым видом в строительстве. В отличие от сборного гаража при установке параллелепипеда сразу учитывают расположение окон, дверей и ворот. Сборку деталей осуществляют таким образом, что плоскость каркаса внешне напоминает шахматную доску. Кроме этого, все внутренние перекрытия выполняются по ячеистому принципу, что значительно повышает прочность постройки и делает ее теплой.

Фундамент

Обычно при строительстве деревянных объектов применяют ленточный фундамент, не является исключением этого и установка гаража. Такое основание продлевает срок эксплуатации постройки. Если же в отделку конструкции будут входить другие материалы, кроме дерева, то лучше всего выбирать монолитный фундамент. Его можно как залить бетоном, так и уложить с помощью готовых плит.

Единственным недостатком такого основания является плохая теплопроводность, но так как гараж выступает нежилым помещением, то это не составит больших проблем.

До того как приступить к заливке основания, нужно прежде всего нарисовать чертежи, и тщательно подготовить место. Для этого площадку под постройку очищают от мусора, затем делают в почве углубление на 40 см. При этом поверхность важно сделать ровной и гладкой. Ширина углубления должна иметь небольшой запас: 150х150 см со всех сторон. Под фундамент обязательно укладывают подушку из речного песка и щебенки толщиной не более 160 мм. Вначале следует утрамбовать песок, а потом уже равномерно распределить слой щебня.

После того как подушка готова, нужно установить по контуру будущего строения опалубку. Лучше всего ее изготовить из вертикальных брусков, оставляя между ними зазор с каждой стороны в 20 см. Кроме этого, необходимо обратить внимание на высоту опалубки, нельзя, чтобы она над уровнем почвы слишком возвышалась, оптимальным показателем для ее высоты считается 200 см. Так как каркасом и основанием фундамента послужит армирующая сетка, ее заранее подготавливают, и формируют ячейки размером 100х100 мм. Под прутья арматуры нужно подложить кирпич и залить бетон таким образом, чтобы он покрыл только ее половину.

Последующие этапы строительства можно выполнять после полного высыхания фундамента. На это обычно уходит несколько дней.

Каркас и крыша

Чаще всего для установки деревянных гаражей выбирают одноместный тип крыши, так как она не представляет огромной нагрузки на каркас и не требует дополнительного усиления. Если же помещение планируется использовать под два автомобиля, то желательно под ее основу использовать специальные профили, покрытые антикоррозийными смесями. Что же касается каркаса гаража, то перед тем, как его построить, нужно не только выбрать технологию и место сборки, но и учесть соседство с коммуникациями, климатические условия и уровень грунтовых вод. Важно также определиться с зоной въезда и типом ворот.

Как правило, деревянный гараж возводят из клееного или оцилиндрованного бруса. Для работы рекомендуется приобретать рейки и доски с влажностью не более 18%. При этом для нижней обвязки применяют брус размером 100×50 мм, для продольных элементов 50×50 мм, а для перекрытий и стропил 100×100 мм. Монтаж каркаса требует временной фиксации стоек, это позволяет повысить жесткость крепления. Поэтому стойки соединяют при помощи металлических углов и саморезов.

Возведение

Установка каркасной конструкции начинается с нижней обвязки, которую выполняют по всему периметру гаража, используя брусья. Поверхность дерева обязательно покрывают мастикой и антисептиками. Кроме этого, под нижнюю обвязку укладывают рубероид. По углам каркаса размещают угловые стойки и крепят их к обвязке с помощью металлических укосов.

Таким образом, конструкция становится прочной и выдерживает нагрузку после обшивки.

После того как угловые стойки выставлены, осуществляют верхнюю обвязку. При этом нужно следить за тем, чтобы опоры имели четко вертикальное положение, для этого рекомендуется использовать уровень. Затем каркас укрепляют дополнительными рёбрами. Доски сечением 50×100 мм помещают между нижней и верхней обвязкой и фиксируют. Ребра можно крепить как на стальные уголки, так и с помощью полной или неполной вырубки брусьев. Расстояние между рёбрами рассчитывается в зависимости от ширины отделочных плит, которые будут выполнять роль стен гаража.

Обшивка

Облицовка конструкции может быть сделана только в том случае, когда решен вопрос с теплоизоляцией. Если же в помещении гаража не планируется обустройство мастерской, то его стены можно не утеплять. В данной ситуации достаточно заполнить пустоты и швы монтажной пеной и прибить доски, оставляя участки под окна и ворота.

Что же касается внутренней обшивки строения, то вначале обязательно укладывают листы паро- и теплоизоляции, затем осуществляют декоративную отделку из досок или любого строительного материала. Красиво смотрятся внутри гаража стены, обшитые вагонкой или гипсокартоном.

Устройство кровли

Обычно крышу деревянного гаража делают угловой формы, так как это обеспечивает хороший сток осадков. Кроме этого, можно применять и другие варианты конструкции, выбор которых зависит от длины и ширины постройки. Поэтому еще на этапе сборки каркаса, следует тщательно продумать вид будущей кровли и нарисовать чертеж ее модели. Гаражи небольшого размера накрывают треугольной крышей и слегка приподнимают внизу затяжки. Если строение большое, то для кровли лучше всего применять ригели или вертикальные упоры.

Изготовленную форму монтируют на верхнюю обвязку, делая шаг через каждых два метра. Фиксацию, как правило, осуществляют с помощью специальных уголков, балки крыши крепятся изнутри гаража к стропилам. Поверх заготовок накладывают слой гидроизоляции и выполняют обрешетку, на которую в дальнейшем будет уложено само покрытие. Аналогичную процедуру выполняют и для односкатной крыши, но ее стропильные системы могут быть разными.

Стоит заметить, что односкатная кровля намного хуже в эксплуатации, так как создает неравномерные нагрузки на каркас, поэтому ее устанавливать нежелательно.

Ворота: варианты

Немаловажным вопросом при строительстве гаража считается и выбор ворот. Тип их конструкции определяется еще при составлении проекта и вписывается в чертежи. На сегодняшний день широко используются несколько вариантов ворот.

  • Распашные. Это самый популярный вид конструкции, который характеризуется своей простотой и удобством. Такие ворота состоят из двух полотен, их строительство обходится дешево и не требует особых знаний установки, поэтому гаражные створки легко сделать своими руками и обшить деревом или профилированными листами.

Для возведения надежного, комфортного и долговечного гаража можно использовать практически любые строительные материалы. Однако именно древесина позволяет получать наиболее экологичные постройки с отличными теплоизоляционны ми свойствами. На современном рынке представлено множество материалов, выполненных на основе древесины. Для собственноручног о же строительства гаража удобнее всего использовать брус. Строительные работы с применением этого материала выполняются в кратчайшие сроки.

Брус как строительный материал имеет множество преимуществ, а именно:

  • экологичность. Древесина «дышит», поэтому в вашем гараже не будут надолго задерживаться ароматы бензина и прочих подобных материалов;
  • доступная стоимость;
  • высокие показатели энергосбережения;
  • хорошая паропроницаемост ь. Благодаря этому параметру в гараже будет поддерживаться оптимальный уровень влажности;
  • простота обработки и высокая скорость сборки. Для возведения различных конструкций из бруса не нужно использовать какое-либо специальное оборудование. Особые навыки для выполнения таких работ тоже не нужны;
  • отличный внешний вид. Гараж из бруса будет хорошо вписываться в дизайн участка и гармонично сочетаться с фасадом дома, в особенности, если он тоже построен из древесины.

Несомненным преимуществом бруса является высокая степень его строительной готовности. Специализированн ые компании нарезают заготовки в соответствии с нужными покупателю размерами и сразу же делают в брусках посадочные соединения. Вам же нужно будет лишь представить сотрудникам одной из таких компаний чертеж с указанием всех значимых размеров и дождаться, пока ваш заказ будет готов.

Важно, чтобы брус был высокого качества и в полной мере соответствовал существующим строительным требованиям, среди которых одним из важнейших является показатель влажности строительного материала.

Лучшими характеристиками обладает брус камерной сушки. Он стоит несколько дороже по сравнению с материалом естественной влажности, однако существенно превосходит его по своим характеристикам хотя бы в плане того, что после строительства гаража из бруса камерной сушки не придется ждать 1,5-2 года, пока древесина высохнет и даст усадку. Это освобождает от дальнейших работ по заделке образующихся щелей.

Для частного строительства лучше всего подходит профилированный брус. Такой материал характеризуется меньшими показателями усадки и трещинообразован ия. Также из профилированных брусьев гораздо проще выстроить необходимую конструкцию.

В процессе подготовки к самостоятельному строительству гаража из бруса вам нужно определиться с множеством важных моментов, прежде всего – с типом фундамента, конструкцией стен и особенностями кровли.

Оптимальный вариант фундамента для гаража из бруса – монолитная железобетонная плита. Некоторые застройщики отдают предпочтение столбчатому основанию. Оба варианта хорошо подходят, но плитный фундамент удобен в том плане, что он одновременно сможет выполнять функцию пола. В остальном же ориентируйтесь на свои предпочтения.

Строительство гаража — устройство фундамента

Технология обустройства фундамента предполагает обязательное выполнение засыпки из песка и щебенки. Засыпка тщательно утрамбовывается, а затем покрывается двойным слоем рубероида. Нелишним будет и утепление фундамента. Для повышения теплоизоляционны х свойств конструкции необходимо перед заливкой чистовой стяжки уложить на бетон листовой пенопласт. Будет достаточно теплоизоляции толщиной 10-20 мм.

При выборе толщины фундамента помните о том, что уровень чистового пола должен возвышаться над уровнем земли примерно на 20-30 см. Благодаря этому будет исключен риск замачивания стен гаража атмосферными водами.

Для дополнительной защиты основания и стен гаража от воды после завершения строительных работ по периметру конструкции обязательно заливается отмостка шириной от 60 см.

Нередко гаражи из бруса возводят на ленточных основаниях. Такой фундамент достаточно заглубить в почву на 70-80 см. Древесина является достаточно легким строительным материалом, поэтому в обустройстве слишком массивного основания нет необходимости.

В случае монтажа столбчатого фундамента опорные элементы нужно заглублять ниже уровня сезонного промерзания грунта. Этот параметр уточняйте в отдельном порядке для своего региона.

Что нужно знать о каркасе из бруса до начала строительства?

Чтобы ваш самострой был крепким и геометрически правильным, перед началом строительства уделите время подготовке подробного проекта или хотя бы простого эскиза.

Вычертите на бумаге либо в специальной компьютерной программе все несущие стены, контактные узлы и необходимые перегородки. При желании можете взять готовый проект гаража. В свободном доступе представлено множество разнообразных чертежей, так что проблем с выбором подходящего варианта у вас не возникнет.

Для соединения отдельных элементов каркаса можете использовать металлические скобы либо стальные пластины с предварительно подготовленными отверстиями под саморезы.

По возможности старайтесь избегать соединений типа «врубка» и остальных сложных вариантов. Вместо них можно успешно использовать более легкий вариант стыковки элементов – внахлест, он же «в пол дерева».

Каркас гаража из бруса возводится на предварительно обустроенной горизонтальной опорной раме. Рама тоже делается из брусков. Оптимальное сечение элементов – 10х10 см. Раму лучше всего выполнять из лиственницы, дуба либо других прочных пород, сравнительно стойко переносящих контакты с водой.

Опорная рама устанавливается на предварительно настеленный рубероид. Это исключит проникновение воды в древесину. Для фиксирования рамы к ленточному или монолитному фундаменту используйте анкерные шпильки 16 мм, предварительно заглубленные в фундамент на 25 см.

В процессе строительства обязательно контролируйте горизонтальность укладки рамы. В этом вам поможет строительный уровень.

После завершения монтажа рамы наступает очередь установки угловых каркасных стоек. Для фиксации этих элементов конструкции используйте наклонные укосины. Поверху протяните шнур и в соответствии с ним установите рядовые стойки. Шаг размещения таких стоек может колебаться в пределах 500…1000 мм и зависит от габаритов внешней обшивки.

Поверху стойки каркаса фиксируются с помощью обвязочного бруса. Одновременно этот брус будет выполнять функцию опоры под стропила. Предварительно в брусе нужно выбрать пазы под стропильные ноги.

Если вы возводите отапливаемый гараж, стены конструкции нужно обязательно утеплить. Обычно для этого используется минеральная вата. Утеплитель обязательно гидроизолируется. Надежную защиту от влаги можно обеспечить с помощью полиэтиленовой пленки либо других, более современных и дорогостоящих материалов.

Использовать для утепления пенопласт нельзя. Этот материал не имеет паропроницаемых свойств. На фоне этого дерево начнет быстро гнить.

Пошаговая инструкция по возведению гаража

Первый шаг – устройство фундамента. В данном случае строительство будет рассмотрено на примере столбчатого фундамента. Вы же можете выбрать другую конструкцию на свое усмотрение.

Снимите верхний плодородный шар грунта по размерам фундамента и тщательно выровняйте полученный котлован. Разметьте места вкапывания опорных столбов. В этом вам помогут железные колышки и веревка.

Столбы обязательно устанавливаются в углах гаража. Также опоры нужно размещать вдоль всех стен и перегородок с максимальным шагом в 200 см.

Дно котлована засыпается 20-30-сантиметро вым слоем песка. Если строительство ведется на пучинистой почве, толщину засыпки следует увеличить не менее чем до 40 см. Тщательно утрамбуйте засыпку, проливая ее небольшим количеством воды. Поверх засыпки уложите двойной слой рубероида.

Выложите опорные столбы. Для их устройства можно использовать кирпичи или бетонные блоки. Кирпичная кладка выполняется с применением цементного раствора. Выравнивайте столбы по высоте, ориентируясь на натянутую ранее веревку.

Дайте раствору застыть и выполните гидроизоляцию столбов с помощью битумной мастики. Поверх мастики дополнительно уложите двойной слой рубероида.

Второй шаг – устройство нижней обвязки. Выложите закладной брус на опорные столбики. По углам брус соединяйте удобным способом. Новичкам легче всего использовать упоминавшееся ранее соединение «в полдерева». Брус фабричного производства обычно подогнан под какое-то конкретное соединение, и мастеру остается лишь следовать инструкции по сборке таких элементов.

Третий шаг – монтаж перекрытия пола. Соедините с закладным брусом деревянные лаги. Они будут выполнять функцию перекрытия пола. Соединение выполняйте по методу врезки. Лаги делайте из доски толщиной 4-5 см, уложенной на торцевую сторону.

При выборе шага укладки лагов ориентируйтесь на предполагаемый уровень нагрузки на пол. Чем выше будет нагрузка, тем меньшим должен быть промежуток между досками. В целом же рекомендуется выбрать подходящий шаг в промежутке 50-100 см. Места соединения досок с брусом тщательно обработайте антисептической пропиткой.

Четвертый шаг – выкладка последующих рядов бруса. Выкладывайте ряды бруса друг на друга. Соединение выполняйте тем же методом, который вы использовали для соединения закладного (опорного, обвязочного) бруса.

Для соединения рядов друг с другом используйте нагели. Для выполнения такого соединения оба бруска нужно просверлить в одном месте и забить в полученное отверстие нагель. Крепеж утапливайте в бруски на несколько сантиметров.

Пятый шаг – установка стропил. Прикрепите к верхнему венцу стропила. Используйте уже знакомое вам соединение по методу врубки. Друг с другом стропила соединяются способом «в полдерева».

Форму кровельной конструкции выбирайте в индивидуальном порядке. К примеру, если ваш гараж пристроен к дому или другому зданию, лучшим вариантом станет односкатная кровля с наклоном ската в сторону наружной стены. Отдельно расположенные гаражи, как правило, оснащают двускатными кровлями.

На стропила крепится обрешетка. С внутренней стороны к обрешетке крепится пароизоляционная пленка. В пространство между обрешеткой уложите утеплитель, к примеру, минеральную вату. Поверх утеплителя прикрепите гидроизоляционну ю пленку. К обрешетке прибейте бруски контробрешетки для создания вентиляционного зазора.

Шестой шаг – монтаж кровельного покрытия. В качестве финишного покрытия можете использовать любой материал. Ориентируйтесь на свои предпочтения и доступный бюджет. Порядок монтажа кровельного покрытия зависит от конкретно выбранного материала.

Седьмой шаг – укладка пола. Гаражный пол традиционно выкладывается из шпунтованной доски. Элементы настила крепятся к лагам с помощью саморезов, подойдут и гвозди. Пол гаража, равно как и его стены, следует обработать антипиреновым (противопожарным) составом. При желании до укладки пола можете выполнить его дополнительное утепление, к примеру, при помощи керамзитовой засыпки.

Если при дальнейшей эксплуатации гаража будут происходить протечки разного рода горючих материалов, покройте поверхность пола металлическими листами.

Восьмой шаг – устройство въезда. Для обустройства въезда подойдут деревянные доски толщиной от 6 см. Доски укладывайте на предварительно установленный опорный брус. Сам же опорный брус врубите в закладной брус. Угла в 20-30 градусов будет достаточно.

Снизу такую пристройку нужно обработать гидроизоляционны м материалом на основе битума. Прибейте поперечные деревянные доски к опорному брусу, и на этом въезд будет готов.

При устройстве ворот ориентируйтесь на свои личные предпочтения. Конструкция можете быть распашной, подъемной и даже раздвижной.

В завершении выполните финишные отделочные работы. Для обшивки стен рекомендуется использовать вагонку. Потолок отделывайте на свое усмотрение. Можно той же вагонкой, ДСП или другим подходящим материалом.

При желании в гараже можно обустроить смотровую яму либо даже полноценный погреб. Эти вопросы решайте уже на свое усмотрение.

Таким образом, в самостоятельном возведении гаража из бруса нет абсолютно ничего сложного. Вам остается лишь составить проект, купить материал и собрать конструкцию в соответствии с полученными рекомендациями. Следуйте инструкции и все получится.

Удачной работы!

Видео – Гараж из бруса своими руками