«Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды» . Технологическая карта технологическая карта процесса на возведение насыпи земляного полотна из грунтов выемки прицепными скреперами Технологическая карта возведение земляного пол

Технологическая карта разработана на возведение земляного полотна высотой до 1,5 м из грунта боковых резервов на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте

1. Область применения

В технологической карте принято возведение насыпи земляного полотна из грунта II группы двусторонних боковых резервов бульдозером. Глубина боковых резервов не должна превышать 1,5 м.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

2. Организация и технология производства работ

2.1. Рабочий цикл бульдозера при возведении земляного полотна из боковых резервов состоит из следующих операций:

  • зарезания грунта;
  • перемещения грунта;
  • укладки и распределения грунта;
  • обратного холостого хода.

Зарезание грунта осуществляют прямоугольным, клиновым или гребенчатым способом (рис.1).

Рис.1. Способы резания грунта бульдозером:

а- прямоугольный; б- клиновой; в- гребенчатый.

Стрелкой показано направление движения

Перемещение грунта к месту укладки начинают сразу же по окончании набора его перед отвалом. Для уменьшения потерь при перемещении грунта применяют два способа: по траншее в грунте естественного состояния; по траншее, образованной из валов грунта, осыпавшегося во время предыдущих проходов бульдозера.

Укладку перемещаемого грунта выполняют различными способами: "от себя", "на себя", отдельными кучами, "вполуприжим", "вприжим" (рис.2).


Рис.2. Схема укладки грунта бульдозером:

а- "от себя"; б- "на себя"; в- "отдельными кучами"; г- "вполуприжим"; д- "вприжим"

Обратный холостой ход осуществляется задним или передним ходом.

При перемещении грунта на расстояние менее чем 50 м холостой ход бульдозера выполняют задним ходом.

2.2. До возведения земляного полотна необходимо:

  • восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;
  • очистить территорию в пределах полосы отвода от кустарника, пней и валунов;
  • произвести плановую и высотную разбивку земляного полотна;
  • устроить временный водоотвод.

2.3. Работы по возведению земляного полотна (рис.3) из боковых резервов бульдозером для данного примера выполняются в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на семи захватках длиной 200 м каждая (основные земляные работы) и одной - 600 м (заключительные земляные работы). Выполнение работ осуществляется поточным способом.


Рис.3. Конструкции земляного полотна в поперечном профиле

2.4. На первой захваткевыполняются следующие технологические операции:

  • срезка растительного слоя грунта бульдозером (принят бульдозер ДЗ-171);
  • уплотнение основания насыпи пневмокатком (принят каток ДУ-101).

Толщину срезаемого растительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 10 см.

Работы выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25-0,30 м, и перемещают за пределы полосы отвода.

В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления резервов и откосов земляного полотна.

Основание насыпи уплотняют катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/3 его ширины. Движение катка осуществляется по круговой схеме.

Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0,98.

2.5. На второй захваткевыполняют следующие технологические операции:

  • разработку грунта в резерве и перемещение его в насыпь бульдозером (принят бульдозер ДЗ-171);
  • разравнивание грунта в насыпи бульдозером.

Технологической картой предусмотрено возведение земляного полотна бульдозерами ДЗ-171 общей сменной производительностью 5400 м /см. Расстояние, на которое перемещают разрабатываемый грунт, составляет 15 м.

Разработку резерва осуществляют по траншейной схеме (рис.4) с резанием грунта клиновым или гребенчатым способом (рис.1). При поперечном уклоне резерва в сторону насыпи резание выполняют прямоугольным способом.


Рис.4. Способы траншейной разработки резерва:

1-7- траншеи; 8-13- стенки; =0,25-0,3 м - ширина перекрытия следа

Разработку грунта следует вести на первой передаче, так как с увеличением скорости возрастают потери грунта.

Первое резание в резерве производят на расстоянии от края подошвы насыпи, обеспечивающем набор грунта на полный отвал.

Для более эффективного использования тяговой мощности трактора разработанный грунт следует перемещать после первого резания к бровке отсыпаемого слоя, а затем вместе с грунтом от второго резания - к оси земляного полотна.

Отсыпают грунт слоями от оси земляного полотна к бровке насыпи у разрабатываемого резерва. При подходе к месту укладки следует приподнять отвал бульдозера и при движении вперед распределить грунт на участке, затем, возвращаясь задним ходом, произвести дополнительную планировку. После разравнивания грунта поверхность каждого слоя должна иметь уклон 30-40?, на ней не должно быть замкнутых впадин.

После разработки в резерве первой траншеи на глубину, обеспечивающую устройство слоя насыпи заданной толщины (20-0,30 м), бульдозер перемещают для разработки второй траншеи, отстоящей от первой на 0,6-0,8 м.

Технологической картой предусмотрена одновременная разработка боковых резервов с двух сторон земляного полотна.

Грунт межтраншейных стенок следует использовать для отсыпки верхнего слоя или для присыпки обочин.

2.6. На третьей захваткевыполняют работы по уплотнению грунта насыпи.

Грунт уплотняют слоями толщиной 0,25-0,30 м последовательными круговыми проходами пневмокатка ДУ-101 по всей ширине насыпи за десять проходов по одному следу.

Уплотнять грунт следует при оптимальной влажности, определенной по ГОСТ 22733-77*, которая не должна выходить за пределы указанной в табл.1 для разных типов грунтов.

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22733-2002. - Примечание изготовителя базы данных.

Таблица 1 - Влажность при требуемом коэффициенте уплотнения

Вид грунта Влажность при требуемом коэффициенте уплотнения
1-0,98 0,95 0,90
Пески пылеватые, суспеси легкие, крупные Не более 1,35 Не более 1,6 Не нормируется
Суспеси легкие и пылеватые 0,8-1,25 0,75-1,35 0,7-1,6
Суспеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие пылеватые 0,8-1,25 0,8-1,2 0,75-1,4
Суглинки тяжелые пылеватые, глины 0,95-1,05 0,9-1,1 0,85-1,2

При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машины. В технологической карте (табл.3) расход воды на эти цели принят в количестве 3% от объема грунта.

Уплотнение следует начинать на расстоянии 2 м от бровки насыпи. Затем, смещая каток при каждом последующем проходе на 1/3 ширины следа в сторону бровки, прикатывают края насыпи, после чего уплотнение продолжают круговыми проходами катка, смещая полосы уплотнения от краев насыпи к ее оси, с перекрытием каждого следа на 1/3 ширины.

Каждый последующий проход по одному и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна.

Требуемый коэффициент уплотнения грунта приведен в табл.2. При оптимальной влажности грунта для достижения коэффициента уплотнения 0,95 ориентировочно назначают 6-8 проходов катка для связных и 4-6 - для несвязных грунтов; для достижения коэффициента уплотнения 0,98 - 8-12 проходов для связных и 6-8 - для несвязных грунтов. Необходимое количество проходов катка по одному следу уточняется пробной укаткой.

Таблица 2 - Коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд

Элементы земляного полотна Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд
капитальном облегченном и переходном
в дорожно-климатических зонах
I II, III IV, V I II, III IV, V
Рабочий слой До 1,5 0,98-0,96 1,0-0,98 0,98-0,95 0,95-0,93 0,98-0,95 0,95

Для связных грунтов на начальном этапе уплотнения давление в шинах катка не должно превышать 0,2-0,3 МПа, на заключительном этапе - 0,6-0,8 МПа. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения не должно быть более 0,2-0,3 МПа.

Первый и последний проходы по полосе укатки выполняют на малой скорости пневмокатка (2-2,5 км/ч), промежуточные проходы - на большей (до 8-10 км/ч).

Отсыпку каждого последующего слоя можно производить только после разравнивания, уплотнения предыдущего и контроля качества работ.

2.7. На заключительном этапеработы выполняются следующие технологические операции:

  • планировка верха земляного полотна автогрейдером;
  • планировка откосов автогрейдером;
  • окончательное уплотнение верха земляного полотна катком;
  • планировка дна резервов автогрейдером;
  • покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом бульдозером.

Технологической картой предусмотрено выполнение планировочных работ автогрейдером .

Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле. Порядок производства геодезических работ изложен в технологической карте "Геодезические работы при устройстве земляного полотна".

Планировку следует начинать с наиболее низких участков (в продольном профиле).

Верх земляного полотна планируют путем последовательных проходов автогрейдера, начиная от краев с постепенным смещением к середине. Перекрытие следов составляет 0,3-0,5 м. Работы выполняют по челночной схеме за четыре прохода автогрейдера по одному следу.

Откосы насыпи и резервы планируются за два прохода автогрейдера по одному следу при его движении непосредственно по откосу (при заложении откосов не круче 1:3).

Окончательное уплотнение верха земляного полотна после планировки выполняется пневмокатком за два прохода по одному следу. Технология уплотнения аналогична изложенной в п.2.6.

Дно резерва планируется автогрейдером по челночной схеме за четыре прохода по одному следу.

После окончания планировочных работ на данном участке проводятся работы по восстановлению растительного слоя грунта путем надвижки его на откосы насыпи и резервов бульдозером, перемещая его из валиков в поперечном направлении.

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл.3, состав отряда - в табл.4.

Таблица 3 - Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

N процессов N захваток Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ Единица измерения Количество работ Производительность в смену Потребность в машино-сменах Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 200 м
Норма времени, чел.-ч. Заработная плата, руб.-коп.
на захватку 1=200 м на 1 км на захватку 1=200 м на 1 км на единицу измерения на полный объем работ на единицу измерения на полный объем
I. Основные земляные работы (захватка 1=200 м)
1 I Расчет Снятие растительного слоя грунта толщиной 0,1 м бульдозером ДЗ-171 и перемещение его в обе стороны от оси дороги за пределы резервов в количестве (6+18х2)х0,1х200=1152 м 3 м 3 1152 5760 1206 1,0 4,8 0,014 16,13 0-30 345-60
2 Расчет Уплотнение основания насыпи самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу м 2 4320 21600 8695 0,50 2,5 0,0009 3,89 0-01,93 83-38
3 II Расчет Разработка и перемещение грунта II группы бульдозером ДЗ-171 из боковых резервов в насыпь на расстояние до 15 м для отсыпки нижнего слоя насыпи на высоту 0,25 м в количестве (6+20,1)/2х0,25х1,1х200=1146 м 3 М 3 1146 5730 1080 1,0 5,3 0,0057 6,53 0-12,2 139-81
4 II Расчет Разравнивание нижнего слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-171 с перемещением 30% грунта на расстояние до 5 м м 3 344 1720 1510 0,2 1,1 0,0039 1,34 0-08,4 28-90
5 Расчет Увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта при его плотности 1,75 т/м3: 1146х1,75х0,03 т 60 300 68,0 0,9 4,4 0,079 4,74 1-47 88-20
6 III Расчет Уплотнение нижнего слоя грунта в насыпи толщиной 0,25 м в плотном теле самаходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу М 3 1146 5730 1355 0,8 4,2 0,008 9,17 0-17,2 197-11
7 IV Расчет Разработка и перемещение грунта II группы бульдозером ДЗ-171 из резерва в насыпь на расстояние до 15 м для отсыпки среднего слоя насыпи толщиной 0,25 м в количестве (1+18,6)/2х0,25х1,1х200=1064 м 3 м 3 1064 5320 1080 1,0 4,9 0,0057 6,06 0-12,2 129-81
8 IV Расчет Разравнивание среднего слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-171 при перемещении 30% грунта на расстояние до 5 м м 3 320 1600 1510 0,2 1,1 0,0039 1,25 0-08,4 26-88
9 Расчет Увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта при его плотности 1,75 т/м 3: 1064х1,75х0,03 т 56 280 68,0 0,8 4,1 0,079 4,42 1-47 82-32
10 V Расчет Уплотнение второго слоя в насыпи самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу м 3 1064 5320 1355 0,8 3,9 0,008 8,51 0-17,2 183-01
11 VI Расчет Разработка и перемещение грунта II группы из боковых резервов для отсыпки верхнего слоя насыпи толщиной 0,2 м бульдозером ДЗ-171 в количестве ((6+17,4)/2х0,2х1,1х200=792 м 3 м 3 792 3960 1080 0,7 3,7 0,0057 4,51 0-12,2 96-62
12 VI Расчет Разравнивание верхнего слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-171 с перемещением 30% грунта на расстояние до 5 м м 3 238 1190 1510 0,2 0,8 0,039 0,93 0-08,4 19-99
13 Расчет Увлажнение грунта водой до оптимальной влажности машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта при его плотности 1,75 т/м 3: 792х1,75х0,03 т 42 210 68,0 0,6 3,1 0,079 3,32 1-47 61-74
14 VII Расчет Уплотнение верхнего слоя грунта в насыпи самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах в среднем по одному следу м 3 792 3960 1355 0,6 2,9 0,008 6,34 0-17,2 136-22
Итого на сменную захватку 1=200 м 77,14 1619-59
II. Заключительные земляные работы (захватка 1=600 м)
15 VIII Расчет Планировка откосов насыпи и боковых резервов длиной до 4 м автогрейдером ДЗ-122 в количестве (6+1,4)2х600=6000 м 2 м 2 6000 10000 22860 0,3 0,4 0,00035 2,1 0-00,75 45-00
16 Расчет Планировка поверхности землеполотна и дна резервов автогрейдером ДЗ-122 площадью (4+15,3х2)х600 приданием дну резерва уклона в сторону от оси дороги м 2 м 2 28800 48000 47060 0,6 1,0 0,00017 4,9 0-00,37 106-56
17 VIII Расчет Уплотнение верха насыпи самаходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 2 прохода по одному следу 17,4х600=10440 м 2 м 2 10440 17400 23500 0,44 0,74 0,00034 3,55 0-00,73 76-21
18 VIII Расчет Покрытие откосов насыпи дна и дна резервов растительным грунтом толщиной 0,1 м бульдозером ДЗ-171 в количестве 3456 м 3 при перемещении грунта на среднее расстояние до 10 м м 3 3456 5760 2660 1,3 2,2 0,0003 1,04 0-06,4 221-18
Итого на сменную захватку 1=600 м 11-59 448-95

Таблица 4 - Состав отряда

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Коэффициент загрузки Количество рабочих Примечание
на 1000 м на захватку
I. Основные земляные работы (захватка 200 м)
Бульдозер ДЗ-171 Машинист VI разряда 21,7 4,34 (5) 0,87 5
Самоходный каток ДУ-101 Машинист VI разряда 13,5 2,7 (3) 0,90 3
Поливомоечная машина МД-433-03 Водитель IV разряда 11,6 2,32 (3) 0,77 3
II. Заключительные земляные работы (захватка 600 м)
ДЗ-122 Машинист VI разряда 1,4 0,9 (1) 0,9 1
Бульдозер ДЗ-171 Машинист VI разряда 2,2 1,32 (2) 0,67 1 Принимается 1 бульдозер
Самоходный каток ДУ-1011 Машинист VI разряда 0,74 0,44 (1) 0,44 1
ИТОГО: 14 14

Технологический план потока по возведению насыпи земляного полотна приведен на рис.5.


Рис.5. Технологический план потока по возведению насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта боковых резервов бульдозером

Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи земляного полотна приведена в табл.5.

Таблица 5 - Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи из грунта боковых резервов бульдозером

Основные операции, подлежащие контролю Состав контроля Метод и средства контроля Режим и объем контроля Лицо, осуществляющее контроль Предельные отклонения от норм контролируемых параметров Где регистрируются результаты контроля
Снятие растительного слоя грунта Толщина снимаемого слоя грунта

Инструментальный

Измерительная линейка, визирки

Мастер ±20% Общий журнал работ
Отсыпка грунта в насыпь Однородность грунта в теле насыпи Визуальный Постоянно Мастер, лаборант - Общий журнал работ
Разравнивание грунта в насыпи Инструментальный Мастер, геодезист Общий журнал работ
1. Толщина слоя 1. Визирки Промеры не реже, чем через 100 м 1. - Журнал технического ниввелирования
2. Высотные отметки продольного профиля 2. Нивелир, визирки Промеры не реже, чем через 100 м 2. ±50 мм от проектных значений высотных отметок
3. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна 3. Рулетка измерительная Промеры через 50 м 3. ±10 см от проектных значений ширины
4. Крутизна откосов 4. Уклонометр Проммеры через 50 м 4. Не более 10% от проектного значения в сторону уменьшения
5. Поперечные уклоны 5. Уклонометр Промеры через 50 м 5. ±0,010 от проектных значений поперечных уклонов
Уплотнение грунта в насыпи Визуальный Мастер, лаборант Общий журнал работ
1. Режим уплотнения 1. Визуальный 1. Постоянно 1. -
Лабораторный
2. Влажность уплотняемого слоя 2. Метод режущего кольца 2. Не реже одного раза в смену 2. см. табл. 2 Журнал пробного уплотнения грунта
3. Фактическая плотность грунта 3. Метод режущего кольца 3. Не менее трех образцов (по оси зеемполотна и 1,5-2,0 м от бровки) не реже, чем через 50 м - для верхнего слоя, не реже, чем через 20 м - для нижних слоев 3. Снижение плотности грунта на 4% от проектных значений до 10% определений, остальные результаты не ниже проектных значений Журнал плотности земляного полотна
Планировка верха земляного полотна и откосов Инструментальный Мастер, геодезист Журнал технического нивелирования
1. Высотные отметки продольного профиля 1. Нивелир, визирки 1. Промеры не реже, чем через 100 м 1. ±50% мм от проектных значений высотных отметок Ведомость приемки земляного полотна
2. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна 2. Рулетка измерительная 2. Промеры через 50 м 2. ±10 см от проектных значений
3. Поперечные уклоны 3. Уклонометр 3. Промеры не реже, чем через 100 м 3. ±0,010 от проектных значений
4. Ровность поверхности 4. Нивелир, нивелирная рейка 4. Промеры не реже, чем через 50 м в трех точках на поперечнике (по оси к бровкам) 4. ±50 мм от проектных значений
5. Крутизна откосов 5. Уклонометр 5. Промеры через 50 м 5. Уменьшени

3. Безопасность труда

К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления данной машиной и знающие требования безопасного ведения работ.

При работе по возведению насыпей земляного полотна бульдозерами запрещается:

  • производить земляные работы до очистки участка от леса, пней, валунов и разбивки границ полосы отвода;
  • производить разработку грунта на расстоянии ближе 1 м от расположения подземных коммуникаций;
  • производить без разрешения () от организаций, эксплуатирующих эти коммуникации*;
  • перемещать грунт на подъем или под уклон более 30°;
  • поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;
  • работать в глинистых грунтах в дождливую погоду;
  • находиться на раме рыхлителя в момент опускания зубьев в грунт и во время их подъема.

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Во избежание обрушения грунта (сползания насыпи) и опрокидывания бульдозера при сталкивании грунта под откос насыпи или засыпке траншей отвал бульдозера не выдвигается за край откоса, а при устройстве насыпи расстояние от края гусеницы или колеса бульдозера до бровки насыпи должно быть не менее 1 м.

При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:

1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.

2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).

4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.

5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.

6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.

7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.

); канд. техн. наук, доцент Аннабердиев А .Х . (тех. карта № , приложение , вопросы безопасности труда и выбора комплекта машин); инженеры Дружинин В .И ., Яр мов М .Н ., совместно (тех. карты № , № , № , № , № , № , № , № , № ); и нж. Тимофеев Ю.Л. (тех. карта № ).

В составлении электронного варианта технологических планов специализированных потоков и построении почасовых графиков использования машин и механизмов принимали участие инженеры Игна тенко А . М ., Рудов И .А . и Токарев А .Ю .

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Типовые технологические карты по сооружению земляного полотна и устройству конструктивных слоев дорожных одежд разработаны в целях обеспечения дорожного стро ительства наиболее рациональными решениями по технологии и организации производства работ, повышения производительности труда и качества выполняемых технологических процессов.

Настоящие типовые технологические карты состоят из двух разделов:

Раздел - Сооружение земляного полотна автомобильных дорог;

Раздел - Устройство оснований и покрытий дорожных одежд.

В комплект технологических карт по сооружению земляного полотна в качестве примера включены следующие виды работ:

1 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта боковых резервов бульдозером .

2 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта притрассов ых кар ьеров скрепером .

3 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой до 1 , 5 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами и транспортировкой автомобилями -самосвалами .

4 . Устройство выемки глубиной 1 м с разработкой грунта скрепером .

5 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой 9 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами и транспортировкой автомобилями -самосвалами .

6 . Возведение земляного полотна типа полувыемка -полунасыпь .

7 . Устройство выемки глубиной 5 м с разработкой грунта экскаваторами и транспортировкой автомобилями -самосвалами .

8 . В специальном разделе приведена технология и организация производства геодезических работ при устройстве земляного полотна для различных форм рельефа местности .

В комплект технологических карт по устройству оснований и покрытий дорожных одежд включены следующие виды дорожно-строительных работ:

9 . Устройств о двухслойного щебеночного основания автомобильных дорог по методу заклинки .

10 . Устройство однослойных щебеночных (гравийных ) оснований и покрытий автомобильных дорог из плотны х смесей .

11 . Устройство щебеночного основания , обработанного в верхней части пес ко цементной смесью методом пропитки (вдавливания ).

12 . Устройство основания из «тощего» бетона класса В5 (М 75 ) с использованием бетоноукладчика ДС - 111 .

13 . Устройство щебеночного покрытия (основания ) автомобильных дорог по способу пропитки битумом .

14 . Устройство верхнего слоя основания дорожных одежд из гравийной смеси по способу смешения на дороге .

15 . Строительство двухслойных асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог .

16 . Устройство цементобетонного покрытия шириной 7 , 5 м и толщиной 0 , 2 м с использованием комплекта машин ДС - 110 .

17 . Устройство одиночной поверхностной обработки на вязких битумах .

18 . Устройство двойной поверхностной обработки с применением ка тионн ых битумных эмульсий .

19 . Регенерация дорожной одежды методом холодного ресайклинга с применением ресай клера WR 2500 и смесительной установки WM 400 .

Выполнение работ предусмотрено комплексными механизированными звеньями.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции автомобильных дорог, разработке проектно-технологической документации; обучения рабочих и специалистов дорожно-строительн ых организаций передовой технологии и организации работ, а также для студентов высших и среднетехнических учебных заведений дорожной специальности.

При производстве работ должны выполняться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, приведены в положениях действующих строительных норм и правил (СНиП), единичных расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

При составлении технологических карт были использованы разработки Всесоюзного прое ктно-тех нологического института транспортного строительства «ВПТИТРАНССТРОЙ », Союздорнии, Росдорнии, Миндорстроя Украины, МА ДИ (ГТУ), СибА ДИ, а также передовой отечественный и зарубежный опыт строительства в дорожной отрасли.

Технологические планы потоков по возведению насыпи и разработке выемок земляного полотна, устройству конструктивных слоев дорожных одежд и слоев износа содержат описание рабочих процессов в их технологической последовательности с указанием и расчетом потребных ресурсов, почасовыми графиками использования машин и механизмов и схемой организации их движения при производстве работ.

В технологических картах приводятся объемы производимых работ по процессам на принятую сменную захватку и на укрупненный показатель (на устройство 1 км земляного полотна, слоя основания или покрытия) с расчетом производительности механизмов по нормативным источникам или формулам (приложение ).

В конце каждой технологической карты помещаются сведения о составе отряда с необходимым количеством рабочих (в чел.-днях) и машин (в маш.-сменах). Заработная плата рабочих определяется по существующей тарифной сетке (приложение ).

Количество захваток должно быт ь оптимальным. Чем меньше общий фронт работ, тем легче управлять работами и легче, при необходимости, использовать машины на нескольких захватках. При этом длина сменной захватки может быть определена в зависимости от наибольшей производительности ведущей машины, АБЗ, ЦБЗ, заданных объемов работ или срока строительства (приложение ).

При организации работ необходимо стремиться к полной загрузке каждого механизма. В тех случаях, когда машины не могут быть полностью загружены на одной захватке, их используют на других захватках.

Скорость потока - производительность отряда в смену определяется исходя из наличия в отряде комплекта ведущих машин и по этой же производительности подбирают остальные машины отряда.

После того как назначено количество захваток, рассчитывают потребное число механизмов и определяют коэффициент в нутрисменной их загрузки. Затем составляют технологический план потока с указанием порядковых номеров процессов, выполняемых на разных захватках. Они должны соответствовать нумерации, принятой в технологической последовательности работ, составленной в табличной форме.

В тех случаях, когда одна и та же машина используется на двух или нескольких захватках, то на схеме она обозначается одинаковым номером.

Операционный контроль качества работ по устройству земляного полотна следует осуществлять в соответствии с технологией контроля качества, которая приводится в каждой карте применительно к конкретным видам работ.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям. При этом следует уточнить потребное количество трудовых и материально-технических ресурсов, а также, в зависимости от дальности транспортировки материалов, определить расчетным путем потребное количество транспортных средств. После привязки к конкретным условиям карты могут быть использованы при сооружении земляного полотна и устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог любых технических категорий.

РАЗДЕЛ 1 . СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Технологическая карта № 1

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ГРУНТА БОКОВЫХ РЕЗЕРВОВ БУЛЬДОЗЕРОМ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на возведение земляного полотна высотой до 1, 5 м из грунта боковых резервов на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.

В технологической карте принято возведение насыпи земляного полотна из грунта II группы двусторонних боковых резервов бульдозером. Глубина боковых резервов не должна превышать 1, 5 м.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2.1. Рабочий цикл бульдозера при возведении земляного полотна из боковых резервов состоит из следующих операций:

· зарезан ия грунта;

· перемещения грунта;

· укладки и распределения грунта;

· обратного холостого хода.

Зарезание грунта осуществляют прямоугольным, клиновым или гребенчатым способом (рис. ).

Перемещение грунта к месту укладки начинают сразу же по окончании набора его перед отвалом. Для уменьшения потерь при перемещении грунта применяют два способа: по траншее в грунте естественного состояния; по траншее, образованной из валов грунта, осыпавшегося во время предыдущих проходов бульдозера.

Рис . 1 . Способы резания грунта бульдозером :

а - прямоугольный ; б - клиновой ; в - гребенчатый .

Стрелкой показано направление движения

Укладку перемещаемого грунта выполняют различными способами: «от себя», «на себя», отдельными кучами, «впол упр ижим», «впр ижим» (рис. ).

Рис . 2 . Схема укладки грунта бульдозером :

а - «от себя» ; б - «на себя» ; в - «отдельными кучами» ; г - «впол уприжим» ; д - «впри жим»

Обратный холостой ход осуществляется задним или передним ходом.

При перемещении грунта на расстояние менее чем 50 м холостой ход бульдозера выполняют задним ходом.

2. 2. До возведения земляного полотна необходим о:

Восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;

Очистить территорию в пределах полосы отвода от кустарника, пней и валунов;

Произвести плановую и высотную разбивку земляного полотна;

Устроить временный водоотвод.

2. 3. Работы по возведению земляного полотна (рис. ) из боковых резервов бульдозером для данного примера выполняются в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на семи захватках длиной 200 м каждая (основные земляные работы) и одной - 600 м (заключительные земляные работы). Выполнение работ осуществляется поточным способом.

2. 4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

Рис . 3 . Конструкции земляного полотна в поперечном профиле

срезка растительного слоя грунта бульдозером (принят бульдозер ДЗ- 171);

уплотнение основания насыпи пневмокат ком (принят каток ДУ- 101).

Толщину срезаемого растительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 10 см.

Работы выполняют бульдозером ДЗ- 171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0, 25 - 0, 30 м, и перемещают за пределы полосы отвода.

В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления резервов и откосов земляного полотна.

Основание насыпи уплотняют катком ДУ- 101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/ 3 его ширины. Движение катка осуществляется по круговой схеме.

Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0, 98.

2. 5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции:

· разработку грунта в резерве и перемещение его в насыпь бульдозером (принят бульдозер ДЗ- 171);

· разравнивание грунта в насыпи бульдозером.

Технологической картой предусмотрено возведение земляного полотна бульдозерами ДЗ- 171 общей сменной производительностью 5400 м 3 /см. Расстояние, на которое перемещают разрабатываемый грунт, составляет 15 м.

Разработку резерва осуществляют по траншейной схеме (рис. ) с резанием грунта клиновым или гребенчатым способом (ри с.). При поперечном уклоне резерва в сторону насыпи резание выполняют прямоугольным способом.

Рис .4 . Способы траншейной разработки резерва :

1 - 7 - траншеи ; 8 - 13 - стенки ; z = 0 , 25 - 0 , 3 м - ширина перекрытия следа

Разработку грунта следует вести на первой передаче, так как с увеличением скорости возрастают потери грунта.

Первое резание в резерве производят на расстоянии от края подошвы насыпи, обеспечивающем набор грунта на полный отвал.

Для более эффективного использования тяговой мощности трактора разработанный грунт следует перемещать после первого резания к бровке отсыпаемого слоя, а затем вместе с грунтом от второго резания - к оси земляного полотна.

Отсыпают грунт слоями от оси земляного полотна к бровке насыпи у разрабатываемого резерва. При подходе к месту укладки следует приподнять отвал бульдозера и при движении вперед распределить грунт на участке, затем, возвращаясь задним ходом, произвести дополнительную планировку. После разравнивания грунта поверхность каждого слоя должна иметь уклон 30 - 40 %о, на ней не должно быть замкнутых впадин.

После разработки в резерве первой траншеи на глубину, обеспечивающую устройство слоя насыпи заданной толщины (0, 20 - 0, 30 м), бульдозер перемещают для разработки второй траншеи, отстоящей от первой на 0, 6 - 0, 8 м.

Технологической картой предусмотрена одновременная разработка боковых резервов с двух сторон земляного полотна.

Грунт межтраншейных стенок следует использовать для отсыпки верхнего слоя или для присыпки обочин.

2. 6. На третьей захватке выполняют работы по уплотнению грунта насыпи.

Грунт уплотняют слоями толщиной 0, 25 - 0, 30 м последовательными круговыми проходами пневмокатка ДУ- 101 по всей ширине насыпи за десять проходов по одному следу.

Уплотнять грунт следует при оптимальной влажности, определенной по ГОСТ 22733-77 , которая не должна выходить за пределы указанной в табл. для разных типов грунтов.

Таблица 1

Вид грунта

Влажность при требуемом коэффициенте уплотнения

1 - 0, 98

0, 95

0, 90

Пески пылеват ые, супеси легкие, крупные

Не более 1, 35

Не более 1, 6

Не нормируется

Супеси легкие и пылеватые

0, 8 - 1, 25

0, 75 - 1, 35

0, 7 - 1, 6

Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие пылеватые

0, 85 - 1, 15

0, 8 - 1, 2

0, 75 - 1, 4

Суглинки тяжелые пылеватые, глины

0, 95 - 1, 05

0, 9 - 1, 1

0, 85 - 1, 2

При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машины. В технологической карте (табл. ) расход воды на эти цели принят в количестве 3 % от объема грунта.

Уплотнение следует начинать на расстоянии 2 м от бровки насыпи. Затем, смещая каток при каждом последующем проходе на 1/3 ширины следа в сторону бровки, прикатывают края насыпи, после чего уплотнение продолжают круговыми проходами катка, смещая полосы уплотнения от краев насыпи к ее оси, с перекрытием каждого следа на 1/3 ширины.

Каждый последующий проход по одному и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна.

Требуемый коэффициент уплотнения грунта приведен в табл. . При оптимальной влажности грунта для достижения коэффициента уплотнения 0, 95 ориентировочно назначают 6 - 8 проходов катка для связных и 4 - 6 - для несвязных грунтов; для достижения коэффициента уплотнения 0, 98 - 8 - 12 проходов для связных и 6 - 8 - для несвязных грунтов. Необходимое количество проходов катка по одному следу уточняется пробной укаткой.

Таблица 2

Элементы земляного полотна

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м

Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд

капитальном

облегченном и переходном

в дорожно- климат ическ их зонах

II, III

IV, V

II, III

IV, V

Рабочий слой

До 1, 5

0, 98 - 0, 96

1, 0 - 0, 98

0, 98 - 0, 95

0, 95 - 0, 93

0, 98 - 0, 95

0, 95

Для связных грунтов на начальном этапе уплотнения давление в шинах катка не должно превышать 0, 2 - 0, 3 МПа, на заключительном этапе - 0, 6 - 0, 8 МПа. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения не должно быть более 0, 2 - 0, 3 МПа.

Первый и последний проходы по полосе укатки выполняют на малой скорости пневмокатка (2 - 2, 5 км/ч), промежуточные проходы - на большей (до 8 - 10 км/ч).

Отсыпку каждого последующего слоя можно производить только после разравнивания, уплотнения предыдущего и контроля качества работ.

2. 7. На заключительном этапе работы выполняются следующие технологические операции:

· планировка верха земляного полотна автогрейдером;

· планировка откосов автогрейдером;

· окончательное уплотнение верха земляного полотна катком;

· планировка дна резервов автогрейдером;

· покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом бульдозером.

Технологической картой предусмотрено выполнение планировочных работ автогрейдером ДЗ -122.

Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле. Порядок производства геодезических работ изложен в технологической карте «Геодезические работы при устройстве земляного полотна».

Планировку следует начинать с наиболее низких участков (в продольном профиле).

Верх земляного полотна планируют путем последовательных проходов автогрейдера, начиная от краев с постепенным смещением к середине. Перекрытие следов составляет 0, 3 - 0, 5 м. Работы выполняют по челночной схеме за четыре прохода автогрейдера по одному следу.

Откосы насыпи и резервы планируются за два прохода автогрейдера по одному следу при его движении непосредственно по откосу (при заложении откосов не круче 1:3).

Окончательное уплотнение верха земляного полотна после планировки выполняется пневмокатком за два прохода по одному следу. Технология уплотнения аналогична изложенной в п. .

Дно резерва планируется автогрейдером по челночной схеме за четыре прохода по одному следу.

После окончания планировочных работ на данном участке проводятся работы по восстановлению растительного слоя грунта путем надв иж ки его на откосы насыпи и резервов бульдозером, перемещая его из валиков в поперечном направлении.

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. , состав отряда - в табл. .

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ИЗ ПРИВОЗНОГО ГРУНТА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ на возведение насыпи земляного полотна из привозного грунта, разрабатываемого в притрассовом резерве (карьере), настроительстве автомобильной дороги III-й технической категории, во II-й дорожно-климатической зоне.

Параметры насыпи: высота - 2,5 м; откосы 1:1,5; ширина поверху - 12,0 м; длина участка 1км; технологических слоев = 0,95, рабочего слоя = 0,98.

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по возведению насыпи земляного полотна автомобильной дороги.

1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по возведению насыпи земляного полотна автомобильной дороги, состав и содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по сооружению земляного полотна.

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т.п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых находится эксплуатация данной автомобильной дороги.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. Технологической картой предусмотрено возведение насыпи земляного полотна комплексным механизированным звеном с экскаватором VOLVO EC-290B (оборудованным ковшом обратная лопата, объемом 1,45 м, с зубьями) в качестве ведущего механизма.

1.10. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разработка грунта в карьере экскаватором;

транспортировка и отсыпка грунта в насыпь автосамосвалами;

распределение грунта слоями на расчетную ширину и толщину бульдозером;

уплотнение слоев насыпи катками;

планировка поверхности каждого слоя автогрейдером;

зачистка и окончательная отделка откосов насыпи экскаватором.

1.11. Работы выполняются в зимний период года с декабря по март месяц включительно. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где - время, связанное с подготовкой машины к работе и ЕТО, а также с перерывами, связанными с организацией и технологией производственного процесса и перерывами, предназначенными для отдыха и личных надобностей машиниста, 0,85;

Продолжительность рабочей смены и обеденного перерыва.

1.12. Грунт из притрассового резерва представлен - II группой 10 насыпная масса 1,8т/м пески, супеси, суглинки 10 м/сутки. Классификация грунта соответствует ГЭСН-2001, Сборник N 1*.

* Действует ГЭСН 81-02-01-2001. - Примечание изготовителя базы данных.

1.13. Работы следует выполнять руководствуясь требованиями:

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги;

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" до начала выполнениястроительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

2.2. Выполнению работ по устройству насыпи земляного полотна предшествует комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ, таких как:

Получение разрешения на рубку леса от лесохозяйственных органов (лесопорубочного билета);

Назначение лица, ответственного за качественное и безопасное ведение работ;

Разметка границ полосы отвода подлежащей лесорасчистке;

Разметка границ снятия растительного слоя;

Обеспечение рабочих мест техникой, механизированным инструментом, приспособлениями, приведенными в состояние технической готовности, а также средствами первой медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;

Инструктаж членов бригад по технике безопасности и производственной санитарии.

2.3. В ходе подготовительных работ Подрядчик обязан:

- принять от Заказчика, не позднее, чем за 10 дней до начала строительства , геодезическую разбивочную основу в объеме гл.9 СП 11-104-97.

После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной, геодезическими знаками на местности, границы полосы отвода земель. Приемо-передача закрепленной полосы отвода оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа предназначенного для строительства линейного сооружения и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

Заказчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

Границы полосы отвода земель;

Плановые знаки трассы закрепленные не реже, чем через 0,5 км, определяющие ось, начало, конец трассы и промежуточные точки.

Заказчик также передает следующую техническую документацию:

Схемы закрепления оси трассы на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального планастроительства;

Ведомости: линейных промеров трассы; закрепления трассы; реперов; углов поворота; прямых и кривых.

2.4. Порядок производства геодезических разбивочных работ:

- обозначить границы полосы отвода (просеки).

Границы полосы отвода закрепляют с обеих сторон дороги затесками на деревьях, а на открытых площадях столбами и кольями. Колья высотой 50 см размером 7,0х5,0 см, столбы высотой 180 см размером 10х10 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

- визуально провесить ось трассы.

Вначале вешками дают направление трассы, затем производят коррекцию разбивки и закрепляют точки кольями и выносками. Вехи высотой 2,0-3,0 м устанавливают через 0,5-1,0 км на прямых участках и через 5, 10 или 20 м на кривых в зависимости от их радиуса.

- закрепить пикетаж.

Пикеты и плюсовые точки закрепляют колышками, забитыми вровень с землей, и сторожками высотой 30 см. Расстояние между колышками и сторожками 15-20 см.

- закрепить углы поворота.

Углы поворота закрепляют четырьмя знаками:

В ВУ (место установки теодолита) столбиком d=10 см вбитым вровень с землей;

На расстоянии 2,0 м по биссектрисе от ВУ угловой опознавательный столбик высотой 0,5-0,75 м;

Два опознавательных столбика, такой же высоты, за пределами предстоящих земляных работ, на продолжении сторон угла, на одинаковом расстоянии.

2.5. Перед устройством земляного полотна должны быть выполнены следующие работы:

восстановлена и закреплена ось трассы дороги;

произведена плановая и высотная разбивка каждого слоя;

подготовлено основание под насыпь земляного полотна;

устроены въезды в забой грунтового резерва (карьера).

2.6. В состав работ по восстановлению и закреплению оси трассы дороги входят следующие операции:

обозначение границы полосы отвода дороги;

визуальное провешивание оси трассы;

закрепление на местности оси дороги, границы выемок и насыпей, ВУ, НК, КК;

разбивка пикетажа.

Во время производства работ должны быть приняты меры к сохранению всех точек закрепления трассы. Поврежденные в процессе работ точки необходимо восстанавливать силами строительного участка.

2.7. Для подготовки основания земляного полотна необходимо выполнить следующие работы:

расчистить полосу отвода от кустарника и мелколесья;

установить границу снятия растительного слоя;

произвести корчевку пней, удаление порубочных остатков и валунов;

срезать растительный слой грунта, погрузить его на автосамосвалы и вывезти в притрассовый резерв для складирования;

выровнять и уплотнить естественное основание;

обеспечить временный поверхностный водоотвод.

2.8. Расчистка полосы отвода от кустарника и мелколесья, корчевка пней и срезка растительного слоя грунта рассматриваются в отдельной технологической карте.

2.9. До начала производства работ по возведению земляного полотна необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи земляного полотна, в том числе:

2.9.1.Толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи земляного полотна

м,

где м проектная толщина технологического слоя в уплотненном состоянии.

Толщина слоя принимается в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется комбинированный каток СА 302D (12,8 т) согласно данных Таблицы 1 для песка пылеватого и супеси, из которых отсыпается насыпь земляного полотна, толщина уплотняемого слоя равна 40 см.

При потребности уплотнять грунт до 0,98 толщину уплотняемого слоя снизить на треть, снизить на треть рабочую скорость катка и на треть увеличить количество его проходов (n=10-12).

При уплотнении указанных в таблице слоев до 0,95 количество проходов катка с сильной вибрацией должно быть в пределах 6-8 и первые два прохода делать со слабой вибрацией или без вибрации, на рабочей скорости 4-5 км/ч.
Максимальная толщина уплотняемого слоя (0,95)

Таблица 1


Модель катка

Общий вес, т

Вес вибро-
вальцового модуля, т

Амплитуда, мм

Частота, Гц

Ширина вальца, мм

Толщина слоя (см)

Скальный грунт

Гравий, ПГС, песок

Песок пылеват
супесь

Подстил
слой,
щебень

СА152Д

7,3

3,7

0,8/1,7

40/29

1675

-

(30-35)

(20-25)

(20-25)

СА252Д

10,0

5,5

0,8/1,7

33/30

2130

-

(40-50)

(30-35)

(30-35)

СА302Д

12,8

8,3

0,84/1,72

33/30

2130

(80-90)

(60-70)

(35-45)

(40-45)

СА602Д

18,6

12,8

1,0/1,8

37/27

2130

(130-150)

(90-100)

(60-70)

(60-70)

Выполнять свою работу по уплотнению каждый из этих катков может в трех режимах - статическом (без вибрации), со слабой вибрацией (малая амплитуда) и с сильной вибрацией (большая амплитуда).

2.9.2. Количество технологических слоев в насыпи

принимаем 4 слоя ,

где - толщина рабочего слоя.

2.9.3. Ширину технологических слоев насыпи земляного полотна (считая от основания насыпи до низа рабочего слоя).

а) Верх рабочего слоя:

б) Низ рабочего слоя:

в) Площадь поперечного сечения рабочего слоя, равна

8,93 м.

г) Ширина каждого технологического слоя насыпи земляного полотна,


основание под насыпь

- 27,90 м

верх 1-го технологического слоя

- 25,70 м;

10,72 м

верх 2-го технологического слоя

- 23,50 м;

9,84 м

верх 3-го технологического слоя

- 21,30 м;

8,96 м

верх 4-го технологического слоя

- 19,10 м;

8,08 м.

2.10. Работы по возведению земляного полотна выполняют на захватках. Длина сменной захватки определяется расчетом для каждого технологического слоя:

для 1-го слоя, м,

для 2-го слоя, м,

для 3-го слоя, м,

для 4-го слоя, м,

для рабочего слоя, м.

Необходимый объем грунта для отсыпки технологического слоя земляного полотна в смену равняется сменной производительности экскаватора. Средняя длина захватки принята 215 м. Средний объем грунта для отсыпки одного слоя земляного полотна на захватке равен,

Объем грунта необходимый для отсыпки насыпи на полную высоту на первой захватке равен,

Объем срезки грунта с откосов насыпи до проектного поперечного профиля, после ее возведения и уплотнения. Данный объем грунта перевозится на следующую захватку.

2.11. На захватке выполняются следующие технологические операции:

отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами;

разравнивание грунта бульдозером.

увлажнение грунта (в случае необходимости);

планировка поверхности слоя насыпи;

уплотнение слоя насыпи.

2.12. Грунт для отсыпки насыпи разрабатывается в притрассовом резерве экскаватором ЕС-290В и доставляется на место производства работ автосамосвалами VOLVO FM-12 (13 м ). Завезенный грунт выгружается из автомобилей-самосвалов на поверхность слоя кучами. Расстояние между центрами выгружаемых куч грунта равно

м.

Выдерживание требуемого расстояния будет не только гарантией нужной толщины отсыпаемого слоя грунта и обеспечения качества его уплотнения, но и позволит минимизировать работу бульдозера и автогрейдера по разравниванию куч и получить экономию времени и ГСМ.

Прием грунта на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалось более равномерное уплотнение слоя.

Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине слоями на всю ширину земляного полотна, включая откосы. Ширина отсыпки насыпи принята на 0,5 м больше с каждой стороны, для уплотнения краевых частей, прилегающих к откосу. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.

Поверхность не дренирующего грунта, при укладке по нему рабочего слоя из дренирующего грунта, разработанного в притрассовом резерве и вышеуказанной выемке, должна иметь поперечные уклоны от оси к краям насыпи не менее 40‰. Беспорядочная отсыпка (вперемешку) различных по своим свойствам грунтов в насыпь запрещается.

2.13. Если ширина отсыпаемой насыпи по верху не позволяет производить разворот или разъезд автомобилей-самосвалов и высыпания грунта в места выгрузки, на насыпи устраиваются разворотные площадки из привозного грунта, одновременно с отсыпкой земляного полотна начиная со второго технологического слоя (п.4.8. СНиП 3.02.01-87). Завезенный грунт разравнивается бульдозером и уплотняется виброкатком за десять проходов по следу. Разворотные площадки устраиваются через каждые 50 м с обеих сторон насыпи, в шахматном порядке. Объем грунта для отсыпки разворотных площадок равен

Перед окончательной отделкой верха земляного полотна, разворотные площадки разбирают экскаватором, а грунт автомобилями-самосвалами и вывозится в отсыпаемую насыпь на следующей захватке.

Рис.1. Схема разворотной площадки

2.14. Разравнивание грунта в насыпи выполняется бульдозером Б 10М.01 за четыре прохода, с перемещением грунта из кучи на расстояние до 10 м слоями толщиной 0,45 м, по челночной схеме от краев к середине на всю ширину земляного полотна, включая откосные части, с перекрытием предыдущего следа на 0,4-0,6 м при рабочей скорости на второй передаче.

Рис.2. Схема отсыпки технологических слоев

Первый слой насыпи, по естественному основанию, отсыпают по способу "от себя", последующие - продольным способом.

Рабочий слой следует устраивать из грунта, состав которого обеспечивает морозоустойчивость конструкции согласно СНиП 2.05.02-85, а состояние по влажности позволяет получить степень уплотнения до 0,98.

2.15. Требуемая плотность грунтов может быть достигнута при оптимальной влажности или допустимом отклонении от оптимальной на ±20%. При недостаточной влажности грунтов их увлажняют поливомоечной машиной или уменьшают толщину слоя. Режим увлажнения определяет Строительная лаборатория предприятия. Для уменьшения потерь воды при увлажнении необходимо розлив производить с помощью рыхлителей - плоскорезов, оборудованных распределительными трубками.

В карте принят расход воды в количестве 1,0% от половины объема грунта.

Потребность воды для уплотнения технологического слоя в течение смены равна:

2.16. Если на объект поступают или вследствие продолжительных дождей грунты становятся переувлажнеными их необходимо просушить.

Данный процесс состоит из следующих операций:

Выдерживание грунта в течении 3-4 дней в поперечных полосах с разрывами не менее 10-20 см;

Послойное разрыхление и перевалка грунта автогрейдером за 1-2 дня до окончания срока просушивания.

После просушивания грунт разравнивается равномерным слоем без оставления поперечных полос и уплотняется до требуемой плотности.

Во время интенсивных дождей отсыпку и уплотнение связных грунтов следует прекращать.

2.17. Уплотнение слоев насыпи производят в одну стадию комбинированным катком СА 302D т.к. по отсыпанному грунту движется груженый автотранспорт, а его направления регулируются, поэтому подкатка слоя легким катком не требуется и грунт сразу уплотняется до требуемой плотности тяжелым катком.

Во избежание обрушения грунта в части насыпи, прилегающей к откосу, первые два прохода катка следует делать на расстоянии не менее 2 м от бровки насыпи, после чего, смещая каждый последующий проход на ширины следа в сторону бровки, прикатывая края насыпи.

Рис.3. Схема уплотнения технологических слоев насыпи

Затем уплотнение продолжается круговыми проходами с перемещением полос уплотнения от краев насыпи к ее оси с перекрытием каждого следа на ширины вальца катка.

Каждый последующий проход по одному и тому же следу следует начинать после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна.

Земляное полотно следует уплотнять до 0,95 в нижних слоях и до 0,98 в рабочем слое.

Число проходов катка по одному следу в карте принято шесть, но его необходимо уточнить производителем работ совместно с лабораторией по результатам пробной укатки.

Первый и последний проходы катка следует выполнять на скорости 2,5-3,5 км/час, промежуточные - на скорости 8-10 км/час.

2.18. Планировку поверхности каждого слоя насыпи выполняют автогрейдером ДЗ-180А перед их уплотнением, за четыре прохода по следу.

Поверхность отсыпанного слоя должна быть спланирована под двускатный поперечный профиль с уклоном 20-40‰ к бровкам земляного полотна и обеспечивать быстрый отвод выпавших атмосферных осадков. Отсыпку последующего слоя можно производить только после разравнивания и уплотнения предыдущего.

Рис.4. Схема планировки слоев насыпи автогрейдером

2.19. По окончанию возведения насыпи, на проектную высоту, на двух захватках, восстанавливается положение оси и бровок земляного полотна, и выполняются следующие технологические операции:

разборка экскаватором разворотных площадок и съездов с насыпи;

планировка откосов насыпи со срезкой грунта экскаватором;

планировка рабочего слоя насыпи автогрейдером;

окончательное уплотнение рабочего слоя насыпи комбинированным катком;

2.20. Перед началом работ необходимо проверить и при необходимости восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане: на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле; проверить ровность и соответствие поперечных уклонов рабочего слоя проектным данным; исправить обнаруженные дефектные места.

2.21. Срезку лишнего грунта выполняют с верхней стоянки экскаватором VOLVO EW-170 c погрузкой вавтомобили-самосвалы КамАЗ-65111. Срезанный грунт вывозится в отсыпаемую часть насыпи, на другую захватку. Планировку откосов насыпи производят экскаватором-планировщиком UDS-114a путем срезки неровностей в процессе срезки излишнего грунта. Экскаватор при производстве работ перемещается вдоль бровки откоса на расстоянии 2,5 м от нее.

2.22. Планировку верха земляного полотна выполняют автогрейдером ДЗ-180А по челночной схеме за четыре прохода по одному следу, на I передаче, с углом захвата грейдерного ножа 60° и углом наклона - соответствующему проектному поперечному профилю.

Планировку следует начинать с наиболее низких (в продольном плане) участков. Сначала срезают бугры, имеющуюся "гребенку" и засыпают ямки, а затем приступают к общей планировке по всей длине захватки. Грейдерный нож должен перемещать срезанный грунт в сторону откоса. Перекрытие следов при планировке рабочего слоя должно составлять 0,5 м.

2.23. Окончательное уплотнение верха земляного полотна выполняется комбинированным катком СА 302D за четыре прохода по следу с перекрытием каждого следующего прохода на ширины вальца катка.

Ввиду того, что приповерхностная зона (5-10 см) уплотняемого рабочего слоя, как правило, имеет несколько меньшее значение за счет ее горизонтального сдвига вальцом катка (бульдозерный эффект), необходимо после завершения работы виброкатка выполнять до уплотнения этой зоны самоходным катком на пневмошинах СР 221D за 4-6 проходов по следу при рабочей скорости 5-6 км/час.

экскаватором.

Область применения.

Технологическая карта разработана на устройство выемки глубиной до 5 м. В качестве ведущего механизма используется одноковшовый экскаватор Э-10011 А, оборудованный прямой лопатой. Вместимость ковша экскаватора 1 м 3 . Сменная производительность -- 615 м 3 . Можно также использовать экскаваторы с обратной лопатой CATERPILLAR.

В состав работ входят:

снятие растительного слоя грунта;

устройство временных проездов;

снятие существующего дорожного покрытия;

разработка грунта и погрузка его в транспортные средства;

планировка верха земляного полотна и откосов;

нарезка кюветов;

подкатка верха земляного полотна.

Организация и технология производства работ.

До начала производства работ по устройству выемки необходимо:

восстановить трассу дороги;

очистить территорию в пределах полосы отвода от леса, пней, кустарников и валунов;

произвести разбивку земляного полотна;

Выполнить временный проезд для транспортных средств (с учетом образующихся откосов разрабатываемой выемки);

Снять существующее дорожное покрытие.

Устройство экскаватором выемки глубиной до 5 м ведется поэтапно справа и слева от оси дороги. Работы на каждом этапе выполняются поточным методом на трех захватках.

На первой захватке выполняются следующие работы:

Срезка растительного слоя грунта бульдозером;

Устройство пионерной траншеи бульдозером.

Толщина срезаемого слоя назначается проектом. В карте принята толщина слоя 15 см. Грунт срезают бульдозером Т-170 (ДЗ-8) по поперечно-участковой схеме, перемещают за пределы полосы отвода и обваловывают. В дальнейшем его используют для укрепления откосов.

Перекрытие следов от предыдущих проходов бульдозера и срезке грунта должно составлять 0,25-0,3 м.

Пионерную траншею устраивают бульдозером Т-170 (ДЗ-17, Д-4921А). Ширина ее по низу не менее 4 м, подошва имеет уклон 2% в сторону начала разработки для обеспечения отвода воды. Грунт из пионерной траншеи бульдозер перемещает в близлежащую насыпь (на расстояние до 50 м).

На второй захватке разрабатывают грунт экскаватором с погрузкой в транспортные средства и последующим его вывозом к месту выгрузки.

В технологической карте принята разработка выемки продольными проходами экскаватора на всю ее длину. Работы начинают с низовой стороны для обеспечения отвода воды.

При первом проходе грунт грузят в транспортные средства (автомобили-самосвалы), движущиеся по пионерной траншее. При последующих проходах экскаватора автомобили-самосвалы перемещаются в пройденных проходках, а также в забое. Под погрузку их устанавливают параллельно оси движения экскаватора.

Грунт в выемке разрабатывают с недобором для предотвращения нарушения структуры грунта в основании. Допускаемый набор грунта при разработке выемки экскаватором Э-10011А--0,2 м.

На третьей захватке производятся работы по окончательной планировке земляного полотна, нарезке кюветов, планировке откосов выемки и уплотнению земляного полотна.

Планировку верха земляного полотна выполняют автогрейдером ДЗ-180 (ДЗ-31-1) за четыре прохода по одному следу по челночной схема Угол захвата ножа автогрейдера должен быть 35-70°, а угол уклона -- в зависимости от проектного поперечного профиля. Перекрытие следов при планировке верха земляного полотна 0,4-0,5 м.

Откосы выемки планируют автогрейдером ДЗ-180 (ДЗ-31-1), оборудованным удлинителем, за три прохода. Планировку следует начинать верхней части откоса при движении автогрейдера по бровке выемки; затем планируется нижняя часть.

Кюветы нарезают автогрейдером ДЗ-180 (ДЗ-31-1) за четыре прохода по длине захватки. Глубина кювета -- не менее 0,3 м.

Уплотнение верха земляного полотна производится катком на пневмошинах СР-132 (ДУ-16В) за четыре прохода по одному следу по кольцевой схеме со смещением полос уплотнения от краев полотна к его оси и перекрытием следов на 1/3.

Калькуляция трудовых затрат на разработку 1000 м 3 выемки приведена в табл.3.4.

Таблица 3.4 Калькуляция трудовых затрат на разработку 1000 м 3 выемки.

Обоснование

Состав звена

Измеритель

На измеритель

Норма времени чел-ч (Маш-ч)

Расценка, р-к.

Трудоемкость, чел-ч (Маш-ч)

Прямая заработная плата, р-к.

§ Е2-1-5, п.1а

Срезка растительного слоя грунта бульдозером ДЗ-8

Машинист 6 разр.-1

§ Е2-1-22, таб.2, пп.3б+3д

Устройство пионерной траншеи бульдозером ДЗ-17 с перемещением грунта на расстояние 50 м

Н.вр.=0,62+0,49*4=2,58

Расц.=(0-65,7)+(0-51,9)*4=2-73,3

§ Е2-1-46, п. 1а

Планировка подъездных путей бульдозером ДЗ-17

Машинист 6 разр.-1

§ Е2-1-8, таб.3,п.6б

Разработка грунта экскаватором Э-10011

Машинист 6 разр.-1

Помощник машиниста 5 разр.-1

§ Е2-1-37, табл.2,п.1б

Планировка верха земляного полотна автогрейдером ДЗ-31-1 за четыре прохода по одному следу

Машинист 6разр.-1

Н.вр.=0,17*4=0,68

Расц.=(0-18)*6=0-72

§ Е2-1-39, п.10б

Планировка откосов выемки автогрейдером ДЗ-21-1

Машинист 6 разр.-1

Нарезка кюветов автогрейдером ДЗ-31-1

Машинист 6разр.-1

Уплотнение земляного полотна катком ДУ-16В за четыре прохода по одному следу

Машинист 6разр.-1

Примечание: Срезка недобора грунта и его вывоз нормируются в каждом конкретном случае отдельно.

Работы по устройству выемки выполняет бригада численностью 5 чел.:

Машинист экскаватора 6 разр. 1

Помощник машиниста 5 разр. 1

Машинист бульдозера 6 разр. 1

Машинист автогрейдера 6 разр. 1

Машинист катка 6 разр. 1

Качество выполнения работ контролируют согласно табл.3.5.

Таблица 3.5 Контроль качества выполнения работ.

Операция

Предмет контроля

Лицо, осуществляющее контроль

Вид контроля

Снятие растительного слоя грунта

Толщина слоя

Инструментальный

Разработка грунта выемки

Отметки подошвы выемки, проектные отметки, уклоны, крутизна откосов

Мастер (геодезист)

Инструментальный

Планировка верха земляного полотна и откосов выемки

Соответствие профиля рабочим чертежам, ровность поверхности

Прораб (мастер, геодезист)

Инструментальный

Нарезка кюветов

Положение в плане, уклоны, отметки дна, крутизна откосов

Инструментальный

Уплотнение верха земляного полотна

Степень уплотнения (коэффициент уплотнения грунта)

Лаборант

Лабораторный

Примечание: Контроль каждой операции осуществляется в процессе работ.

При устройстве земляного полотна допускаются следующие отклонения (±) геометрических размеров:

Высотные отметки продольного профиля 50 мм

Расстояние между осью и бровкой земляного полотна 10 см

Поперечные уклоны 0,010

Крутизна откосов 10%

· Технико-экономические показатели.

На 1000 м 3 выемки

Затраты труда 4,7 чел.-дня

Потребность в машинах. . . 3,0 маш.-смены

Выработка на 1 рабочего 200 м 3

Прямая заработная плата бригады 37 р. 38 к.

Материально-технические ресурсы.

Потребность комплексной механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки:

Экскаватор-драглайн Э-10011А 1

Бульдозер ДЗ-17 (Д-492А) 2

Бульдозер ДЗ-8 1

Автогрейдер ДЗ-31-1 1

Каток полуприцепной на пневмошинах ДУ-29 1

Автомобиль-самосвал КАМАЗ-551

грузопд. -13 тн 5

Техника безопасности.

При производстве работ по устройству земляного полотна необходимо соблюдать правила техники безопасности, приведенные в соответствующих разделах и «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

Ежесменно отслеживать состояние и осадку участка существующей дороги в месте выполнения работ по выторфовке.

Постоянно следить за дислокацией дорожных знаков согласно согласованной с ГИБДД схеме, ограничивая движение тяжелых транспортных средств по полосе дороги у места выполнения работ по выторфовке.

Разработки дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется

Проект производства работ по строительству дорожной одежды.