Указания Указания по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на болотах . I. Проектирование дорог на заболоченных территориях Болото 1 типа

1. Виды и характеристики болот

Болото – избыточно увлажненные участки земной поверхности, на которой большую часть года стоит вода.

Заболоченные участки- это участки на которых происходит застой поверхностных вод или происходит их систематическое переувлажнение, но не образуется торфяной покров или имеет толщину менее 30 см.

По условию расположения и питания водой различают: верховые и низовые болота.

Верховые болота- образуются при застое атмосферных осадков на водораздельных участках, имеющих малые уклоны. Верховые болота на всю толщину состоят из торфа В заключительной стадии своего образования середина болота (состоящая из торфа и сфагнума(мох)) может возвышаться над берегами на 6-8 метров.

Низовые болота - образуются в результате зарастания водоёмов. Заболачивание начинается от берегов к середине. Отмирающие остатки растительности повышают дно болота, тем самым образуется иловые отложения. В конечной стадии образования низового болота образуется на поверхности сплавина. Сплавина состоит из корневищ и мхов. Сплавина толщиной 3-4 метра способна выдержать нагрузку в 35 мПа.

2. Инженерная классификация болот.

Согласно СНИП 2.05. 02 -85 различают 3 типа болот:

    Болота, заполненные болотными грунтами, прочность которых в природном состоянии обеспечивает возможность возведение насыпи высотой до 3 метров без возникновения процесса бокового выдавливания грунта.

Характеристики

Тип болотных грунтов

Входящие в тип грунты

Органические илы, минерализованный торф

минерализированный

Ил и заторфованный грунт

Структура

Губчатоволокнистое строение, высокое структурное сцепление

Маловолокнистое, раздробленное, гелеобразное структура

Аморфная

структура

Преимущественный тип деформаций под насыпями

Уплотнение в пределах контура загружения

Выжимание грунта в сторону

боковое выпирание слабого грунта с погружением насыпи на минеральное дно болота

3. Выбор плана трассы дороги на заболоченной местности (основные требования).

Заболоченные р-ны в основном располагаются на равнинных участках лесной зоны. При решении плана трассы в болотной местности обходить или пересекать болото? По стоимости строительства а/д в заболоченной местности стоимость превышает в 5-6 раз по сравнению с аналогичным участком на не заболоченной местности. Выбор основывается на ТЭС.

Основные положения при проектировании плана трасса.

1-Следует обходить болота, если это не связано с большим удлинением или извилистостью трассы.

2 - Стремиться пересекать болота по кратчайшему направлению, в наиболее узких местах с высоким залеганием минерального дна.

3 –Желательно избегать места с кривыми склонами минерального дна.(сползание насыпи)

4 - При пересечении предпочтение отдавать участку I типа. 5 – Вариантное трассирование и вариантное конструирование ЗП, должно быть обосновано технико-экономическим расчетом (ТЭР)

4. Конструктивные решения земляного полотна на болотах (с полным выторфовыванием, частичное выторфовывание, без выторфовывания)

Проектные решения, но конструкции ЗП выбирают на основе ТЭС вариантов с учетом след, позиций:1) категория дороги. 2) тип ДО. 3) требуемая высота насыпи и качество грунта имеющийся для отсыпки насыпи. 4) протяженность участка на слабом грунте. 5) вид и св-ва слабого грунта. 6) условия производства работ, в том числе срок завершения строительства.

ЗП на болотах проек. в виде насыпи, требование к грунтам в верхней части насыпи а так же мин. возвышении низа ДО над растительным уровнем поверхности и грунтовых вод. Определяется по по СНИП 2,05,02-85. 3ий тип местности по увлажнению.

К ЗП предъявляют ряд требований:

1. Должна быть исключена возможность выдавливания слабого грунта отсыпанной под основанием насыпи в процессе ее возведения и эксплуатации. (должна быть обеспечена устойчивость основания)

2. Интенсивная часть осадки насыпи должна завершиться до устройства покрытия ДО (обеспечить стабильность)

3. Упругие колебания ЗП, возникающие при наличии торфяных грунтов в основании насыпи не должны превышать допустимые значения.

Допускаются следующие конструктивные решения

1) Насыпи, опирающиеся на минеральное дно болота (или искусственное основание).

А. Насыпи с полным удалением слабого грунта и заменой его качественным дренирующим грунтом.

Б. Насыпи, погружённые на минеральное дно болота, путём выдавливания слабого грунта в стороны.

В . Строительство эстакады.

2) Насыпи, опирающиеся на торфяные слои, с проведением мероприятий, улучшающих строительные свойства слабого грунта ():

А . частичное выторфовывание

Б . ЗП с вертикальными дренами или дренажными прорезями

В . Глубинное уплотнение слабых грунтов, грунтовыми сваями

Г . Химическое укрепление слабых грунтов основания

3) Земляное полотно, проложенное непосредственно на поверхности болота.

А . Массивные плавающие насыпи.

Б. Облегчённые насыпи.

В . Насыпи с использованием деревянных пластов, спец. облегченные конструкции.

Часть земляного полотна, находящуюся ниже поверхности болота, устраивают из дренирующих грунтов. Пылеватые грунты допускаются в надводной части земляного полотна. При условии соблюдения требований по обеспечению водно-теплового режима земляного полотна.

5. Обследование болот, этапы обследования.

1)Варианты трассы намечают на картографически материал.

2)Проводят изыскатеьные работы на месте, для детального иследования и сбора необходимой информации.

3)Осуществляется топографическая съемка плана болота

4) Проводиться сбор образцов слабых грунтов для оценки физико-механ. свойств.

5) На плане болота намечают сетку скважин для отбора образцов торфа. Сетка скважин от оси 50-150 м

6) По сетке проводят зондированное бурение на глубину не менее 0,5м. с шагом 50 м.

7) Производят статическое бурение, результаты которого дают представление о мощности слабых слоев.

- 5.74 Мб

СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА БОЛОТАХ

1.Типы болот, конструкции насыпей, сроки консолидации

Болота образуются и развиваются на избыточно увлажненных участках земной поверхности. По происхождению болота разделяют на два вида: сплавинные, образовавшиеся при зарастании водоемов и рек; торфяные,

появившиеся вследствие заболачивания суши. По условиям расположения и питания водой различают болота: низинные - грунтового, озерного или речного питания; переходные - смешанного питания; верховые - атмосферного питания.

В строительной практике пользуются классификацией (табл. 1), принципы которой разработаны Н. П. Кузнецовой (1936 г.), а позже несколько дополнены К. С. Ордуянцем (1946 г.) и В. Д. Казарновским (1976 г.). Эта классификация основана на характеристике строения болотной толщи.

Для строительных целей необходима характеристика грунтов, слагающих болотную толщу, поэтому в дополнение к инженерной классификации болот их делят по прочностным показателям на три строительных типа: I тип -грунты, выдавливание которых из-под насыпи невозможно; II тип - грунты, выдавливание которых возможно; III тип - грунты, выдавливание которых происходит обязательно.

Изучение механических характеристик болотных грунтов показывает, что они зависят от состава и состояния грунтов, поэтому тип болотного грунта устанавливают по таким показателям, как влажность и зольность (табл. 2).

Конструкции земляного полотна на болотах (табл. 3) принимают с учетом типа болот, свойств болотных грунтов, капитальности дорожных сооружений и экономических факторов. При выборе конструкции, как правило, для каждого болота рассматривают несколько возможных вариантов.

Таблица 1


Таблица 2

Разновидность торфяного грунта (по природной влажности, %)

Вид торфяного грунта

Волокнистый, зольность >75%

Слабоволокнистый, зольность 75-60%

Неволокнистый, зольность <60%

Тип торфяного грунта

Осушенный (W<300)

Маловлажный (W=300…600)

Средней влажности (W=600…900)

Очень влажный (W=900…1200)

Избыточно влажный (W>1200)


* К 1 типу относить грунты при W<500%

** К 1 типу относить торф средней зольности при W<400%

Таблица 3

Тип болота

Глубина болота

Дорожное покрытие

Усовершенствованное

Насыпь с полным выторфовыванием или продольными прорезями

Насыпь с вертикальными дренами

Низшее или переходное

Насыпь с частичным выторфовыванием или без выторфовывания

Усовершенствованное

Насьпь с погружением на минеральное дно; насыпь опирается на железобетонные сваи или оболочки, взвешенные в болотной массе; дорога проходит по эстакаде

Насыпь, опирающаяся на минеральное дно; дорога проходит по эстакаде


При строительстве дорог с усовершенствованными капитальными или облегченными типами покрытий применяют конструкции, при которых исключается осадка земляного полотна после устройства дорожной одежды. На болотах I типа небольшой глубины устраивают насыпи, опирающиеся на минеральное дно (рис.1,а) или с продольными дренами (рис.1,б) на болотах с вертикальными дренами (рис.1,в). При строительства дорог а переходными и низшими типами покрытий на болотах I и II типов глубиной до 4 м возводят насыпи с частичным выторфовыванием (рис.1, г) или без выторфовывания (рис. 1,д). На болотах Ш типа дороги с любым типом покрытия устраивают в насыпи, опирающейся на минеральное дно болота (рис. 1, е). Такую конструкцию применяют на болотах II типа при сооружении дорог с усовершенствованными покрытиями. Кроме приведенных конструкций, иногда земляное полотно устраивают опирающимся на сваи, железобетонные оболочки, взвешенные в болотной массе, или дорогу прокладывают на эстакаде.

Наиболее простым и экономичным решением является возведение земляного полотна непосредственно на поверхности болота. Возможность осуществления таких конструкций рассматривают в первую очередь.

Следует заметить, что почти все дороги, построенные в дореволюционное время на переходах через болота, имели в основании насыпи деревянный настил (слани). Многие из этих дорог эксплуатируются до настоящего времени. Устойчивость такой конструкции определяют горизонтальные элементы, которые воспринимают растягивающие напряжения. Элементы сланей служат арматурой грунтовой конструкции. В настоящее время в качестве такой арматуры применяют стержня и полосы из металла или пластмасс, покрытие из синтетической ткани (стеклоткань). Арматуру укладывают в нижнюю часть насыпи на предварительно отсыпанный рабочий слой толщиной 15-20 см. Стержни укладывают в виде решетки. Поперечная арматура является рабочей, продольная служит для распределения усилия и анкеровки. Уложенную арматуру или ткань засыпают слоем грунта, который выравнивают и уплотняют, после чего насыпь возводят обычным способом. При выборе конструкции земляного полотна на болоте учитывают расходы на строительство и последующую эксплуатацию дороги. Существенное значение имеет время консолидации земляного полотна, особенно при необходимости устройства капитальной дорожной одежды.

Примеры строительной стоимости различных конструкций приведены на рис. 2, эксплуатационных затрат и продолжительности консолидации - в табл. 4.

Таблица 4

Вариант конструкции

Затраты на 1 км. тыс.руб.

Коэффициент удорожания

Продолжительность консолидации, мес., при глубине болота

Земляное полотно на минеральном грунте

Массивная насыпь на торфе

Облегченная насыпь

Насыпь с выторфовыванием

Насыпь с дренажными прорезями


Сравнение вариантов конструкции земляного полотна на болоте производят по разности показателей в приведенном виде

где С 1 и С 2 - сметные стоимости соответственно первого и второго вариантов; Э 1год и Э 2год -среднегодовые эксплуатационные затраты для первого и второго вариантов; Е н - нормативный коэффициент эффективности (применяется в настоящее время равным 0,12); Т 1 и Т 2 -длительность строительства по первому и второму вариантам; Нр - условно-постоянные накладные расходы по первому варианту; Пр -среднегодовая прибыль в транспортной отрасли за счет ввода в действие; S 1 и S 2 - величина ущерба от аварийного выхода объекта из строя для первого и второго вариантов; g 1 и g 2 - вероятность аварийных разрушений для первого и второго вариантов за срок службы конструкций; К 1 и К 2 - средний размер основных производственных фондов и оборотных средств для первого и второго вариантов.

Расчет производят на весь нормативный срок работы дороги на всю протяженность перехода через болото.

2. Возведение насыпей с полным или частичным выторфовыванием

Удаление торфа - выторфовывание - производят с помощью машин, взрывным способом или применяют гидромеханизацию.

Выторфовывание возможно только на болотах I и II типов. До начала основных работ на болотах, так же как и на других участках, выполняют подготовительные работы, которые состоят из расчистки дорожной полосы от леса, осушительных работ и устройства подъездов для движения транспортных средств.

Несущая способность болотных грунтов очень низкая (14-18 кПа), поэтому для таких условий применяют машины специальной болотной модификации, давление которых на грунт составляет около 25 кПа, что также часто превышает допустимую нагрузку. Для улучшения условий работы проводят осушение болот путем устройства канав. Несущая способность осушенных болот приблизительно равна 30 кПа, что уже достаточно для прохода специальных машин, однако при длительной работе машин с одной стоянки такая прочность болотного грунта все же мала.

Подготовительные работы часто выполняют в зимний период, когда при достаточной глубине промерзания можно применять обычные машины. При устройстве подъездных дорог на участках слабых грунтов применяют деревянные колейные покрытия или покрытия из элементов сборного железобетонов.

Выторфовывание машинами. Для удаления торфа применяют бульдозеры или экскаваторы. При неглубоких осушенных болотах (до 2 м) или при естественном невысоком уровне воды над минеральным дном выторфовывание производят бульдозером путем послойной разработки торфа перпендикулярно оси дороги. Отвалы торфа располагаются по краям выработки. На мелких болотах выторфовывание производят на полную глубину. Отсыпку насыпи на подготовленном участке производят при послойной укладке и уплотнении грунта. Для отсыпки нижней части насыпей на болотах допускают только дренирующие грунты: песчаные крупные или средней крупности, крупнообломочные или скальные, а также супеси легкие крупные с содержанием глинистых частиц не более 6%. Толщина дренирующего слоя должна быть на 0,5 м больше суммы глубины выторфовывания и осадки основания S. Выторфовывание бульдозером экономичнее, чем экскаватором, и его применяют всегда при наличии необходимых условий.

Выторфовывание экскаватором производят с оборудованием драглайна, при этом возможны два способа разработки торфа; экскаватор перемещается непосредственно по поверхности болота или по переносным щитам и производит работу «на себя» (рис. 3, а); экскаватор перемещается по отсыпаемой насыпи и работает «от себя» (рис. 3, б).

Второй способ применяют обычно на болотах II типа, когда несущая способность болотных грунтов недостаточна для безопасной работы машин.

Вынутый торф складывают в отвалы или вывозят. Отвалы размещают от края траншеи на расстоянии, равном или большем глубины болота.

Одновременно с разработкой траншеи для насыпи тем же экскаватором устраивают и боковые канавы.

Траншею, образующуюся при выторфовывании, необходимо быстро заполнять грунтом насыпи, так как откосы ее сравнительно скоро оплывают и пустая траншея заполняется водой или жидкой болотной массой, (особенно при болотах II типа). Минеральный грунт насыпи вытесняет воду и жидкую болотную массу, но часть торфа

может оказаться засыпанной грунтом насыпи и это вызовет в дальнейшем ее деформацию. С целью уменьшения вероятности такого случая глубину выторфовывания принимают больше мощности торфа на 15-20 см.

Отсыпку насыпи вначале ведут по способу «с головы» до уровня поверхности болота или на 15-20 см выше, дальнейшую досыпку до проектной высоты производят по способу «послойной отсыпки».

Для уплотнения нижней части насыпи применяют метод временной пригруэки, механическое уплотнение трамбующими плитами и глубинное виброуплотнение. Грунт верхней части насыпи уплотняют обычным послойным способом катками или трамбующими машинами. Схемы организации работ при выторфовывании экскаваторами показаны на рис. 3.

При выторфовывании экскаватором с поверхности болота работы выполняют на четырех-пяти захватках. На I захватке экскаватор драглайн производит выторфовывание. Экскаватор устанавливают на деревянный щит из круглого леса диаметром 10-18 см. Выторфовывание производят на всю ширину насыпи или на половине ширины в зависимости от параметров применяемого экскаватора и размера насыпи по ширине. Торф выгружают в отвал, расположенный сбоку. По мере продвижения экскаватора вдоль трассы он переходит на второй щит, а первый переставляют вперед.

На II захватке засыпают траншею выторфовывания и отсыпают насыпь на высоту 0,5-0,6 м над поверхностью болота, Грунт доставляют на автомобилях, тракторных прицепах или скреперами. Выгруженный грунт перемещают бульдозером в траншею заполняют траншею грунтом своевременно, чтобы недопустить обрушения ее откосов и заполнения торфяной массой.

Уплотнение нижней части насыпи на III захватке производят редко, чаще эту захватку выделяют как некоторый задел, обеспечивающий фронт работ для последующей послойной досыпки насыпи, до проектной отметки. В связи с тем, что насыпи на болотах отсыпают из песчаных грунтов, а снизу насыпь увлажняется, происходит естественное уплотнение грунта. Поэтому нижнюю часть насыпи очень редко уплотняют машинами, обычно в тех случаях, когда необходимо устраивать дорожные одежды непосредственно за земляными работами.

Описание работы

Болота образуются и развиваются на избыточно увлажненных участках земной поверхности. По происхождению болота разделяют на два вида: сплавинные, образовавшиеся при зарастании водоемов и рек; торфяные,
появившиеся вследствие заболачивания суши. По условиям расположения и питания водой различают болота: низинные - грунтового, озерного или речного питания; переходные - смешанного питания; верховые - атмосферного питания.

В данной статье будет рассмотрено одно из распространенных природных образований, которое представляет собой переувлажненный участок поверхности земли со слоем торфа и своеобразными, характерными только для подобных местностей растительными формами, приспособившимися к условиям с недостатком кислорода, со слабой проточностью вод и с избытком влаги.

Здесь будут представлены различные типы болот с их краткой характеристикой.

Общая информация

Существует 3 основных признака болот:

  • Избыточность и застойность вод.
  • Наличие специфической, свойственной для болот, растительности.
  • Процесс торфообразования.

Заболоченными землями обычно называют территории, где корни растений не могут достичь минерального грунта.

Образование

Прежде чем узнаем, какие существуют основные типы болот, выясним, каким образом они формируются.

Для образования подобных участков необходима постоянная избыточность влаги в почве и на ее поверхности, а также слабый водообмен (в т. ч. и с подземными водами). В свою очередь, недостаток кислорода, вызываемый избытком влаги, затрудняет доступ воздуха в грунт, в связи с чем происходит недостаточное разложение (или окисление) остатков отмирающей растительности, а также образуется торф. Последний - это почвенный субстрат, обладающий большой обводненностью. Он полностью состоит из разложившихся растений. Отличается торф разной степенью разложения. К примеру, степень разложения 70 % означает, что разложилось 70 процентов отмерших растений, а 30 - нет. Данный вид субстрата обладает прекрасной водоудерживающей способностью, поэтому в нем довольно высокое содержание воды (около 97% всего объема).

По формам и условиям питания различают низинные (по-другому эвтрофные), переходные (мезотрофные) и верховые (олиготрофные), соответственно имеющие вогнутую, плоскую и выпуклую формы поверхности.

Под низинными (эвтрофными) подразумеваются болота, находящиеся в понижениях, с увлажненной поверхностными и грунтовыми водами почвой, богатой минеральными солями. Верховые преимущественно питаются осадками из атмосферы, которые не очень богаты минеральными солями. Болота переходные относятся к промежуточной группе.

По растительности, преобладающей в местности, различают лесные, травяные, кустарничковые и моховые типы болот. По микрорельефу - бугристые, плоские, выпуклые. Топи - это самые переувлажненные территории болот.

Болота РФ

Типы болот России рассмотрим чуть ниже. А пока - общая информация.

Площадь болот в России составляет примерно 1,4 млн кв. км (примерно 10 % от площади всей территории страны). По приблизительным оценкам, в них сосредоточено около 3000 куб. м статических природных запасов вод.

Болота - это довольно сложный Состоит он из взаимосвязанных между собой биотопов, для которых характерны сильное увлажнение, наличие своеобразной влаголюбивой растительности и накопление различных органических остатков в виде ила или торфа. В условиях различного российского климата, рельефа, и в зависимости от пород подстилающих развиваются разные типы болот, каждый из которых отличается особенностями торфяной залежи, условиями питания водой и ее стоком, характеристиками растительности.

Выделяют следующие типы питания болот России: низинные, верховые и переходные.

О характере питания

Под характеристикой условий питания имеется в виду современная поверхность болота и наличие того верхнего слоя субстрата, где находятся корни растений. Для каждого типа болот чуть выше представлены их источники питания.

Избыток влаги является основным признаком любого болота. Он вызывает возникновение специфических видов животных и растительности, а также своеобразные особые условия гумификации, которые в умеренном климате приводят обычно к неполному распаду остатков растительности и образованию торфа.

Географическое распространение болот в РФ

Российские болота распространены практически во всех природных зонах, но главным образом в бессточных, избыточно увлажненых понижениях. Основная их масса сосредоточена в центральных районах и на

Наиболее заболоченные территории в России - тундра и таежная зона. Типы болот здесь самые разнообразные. Заболоченность в некоторых районах тундр составляет 50 %. В зонах тайги сосредоточено примерно 80 % всех В Европейской части России самыми заболоченными являются Вологодская, Ленинградская области и Республика Карелия (примерно 40 %).

Тайга Западной Сибири заболочена до 70 процентов. Огромное множество болот и на Дальнем Востоке, большей частью в Приамурье.

Распространение болот по типам

Типы болот России территориально распределены неравномерно. Верховыми занята половина общей заболоченной площади, причем преобладают они в регионах северных. Низинные составляют меньше половины (около 40 %) площади всех болот. Совсем незначительные участки занимают болота переходного типа (10 %).

Низинные болота в основной своей массе питаются речными или грунтовыми водами, и встречаются они большей частью в засушливых областях. А это - долины и дельты крупных рек. Болота верховые главным образом подпитываются атмосферными осадками, и чаще они встречаются в таежных и тундровых зонах Евразии. Основная часть (84 %) оторфованных площадей находится в азиатской части России.

А какой преобладает тип болота на Севере? Низинные болота запада Сибири занимают 42 %. Большая часть оторфованных земель (около 73 %) приурочена к области территорий с вечной мерзлотой.

Растительный покров

В низинных болотах преобладают следующие растения: береза пушистая, ива, сосна и ель. Из трав здесь преимущественно встречается осока, а из злаков - тростник и вейники. Из мхов в основном произрастают зеленые мхи.

Для переходных болот характерны береза и сосна (в Сибири - лиственницы даурская и сибирская, кедр), а также ива (чуть реже, чем в низинных болотах). Из трав здесь распространена такая же растительность, как и на низинных болотах, но не в таких значительных количествах. Наиболее часто здесь можно встретить альпийский пухонос, вейник, осоку бутыльчатую и шерстистоплодную. Встречается и растительность, характерная для верховых болот.

На болотах верховых встречаются сосна (в Сибири примешивается к ней кедр) и даурская лиственница. Кустарников здесь нет совсем, но зато преобладает в этих местах группа вересковых: кассандра, вереск, багульник, голубика и клюква. Тут же обильно произрастают и Распространена в таких местах и пушица одноголовая (травянистое растение), образующая большие кочки-дернины. Часто можно встретить и морошку с росянкой. Мхи здесь представлены только сфагнами.

Таким образом, по характеру торфа и растительному покрову тоже можно судить о том (как отмечалось выше), каков тип болот.

В заключение об экологических проблемах

За последние годы все больше и больше возникают негативные процессы в связи с чрезмерной, разрушительной эксплуатацией болот. В первую очередь это загрязнение, избыточный забор вод из грунта и массовая добыча торфа. Также немаловажную роль в этом сыграли осушение и распашка, нарушение режима гидрологии при строительстве дорог, газо- и нефтепроводов и прочих сооружений.

Осушение болот часто приводит к возгораниям торфа, к деградации земель и потере разнообразия биологического мира. Все работы должны проводиться осторожно, с обязательным сохранением большей части болотных угодий. Обязательно следует соблюдать правила сохранения экологического равновесия в природе.

Болота занимают около 10 % территории нашей страны. На долю России приходится 3/4 болот земного шара, другими словами, на каждого жителя Российской Федерации приходится около 1 га болот. Болотами принято называть места с затруднёнными поверхностным и внутренним стоком, занятые естественными залежами высокопористых водонасыщенных грунтов. Границу болота принято считать с глубины 0,5 м.

Основы научного решения проблемы строительства дорог через болота были разработаны в 30-х годах прошлого столетия Н.П. Кузнецовой. Её труды совместно с работами А.А. Арсеньева, Л.А. Братцева не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В железнодорожном строительстве близкие задачи решали К.С. Ордуянц, Н.Н. Сидоров, Г.М. Шахунянц и др. Значительный вклад в проектирование и технологию возведения земляного полотна на болоте внесли ученые МАДИ, СоюздорНИИ, БелдорНИИ и др.

Несмотря на научные разработки, технический уровень строительства дорог в заболоченных местах повышается медленно. Проектные организации недостаточно учитывают современные достижения науки, не ориентируют строителей на применение экономичных конструкций и технологических приемов, освоенных мировой практикой. Выторфовывание закладывается часто без достаточного обоснования, в результате чего средняя стоимость 1 км земляного полотна через болота в 3...5 раз выше, чем в обычных условиях.

По источникам питания болота подразделяют на:

Низинные, питаемые грунтовыми водами. Эти болота содержат хорошо разложившиеся плотные древесные, травяные или моховые торфы;

Верховые, образовались в результате заболачивания суши. Торф характеризуется небольшой степенью разложения и малой плотностью;

Переходимые - смешанного грунтового и атмосферного питания. Торф по свойствам занимает промежуточное положение между низовыми и верховыми болотами.

Болота по своему строению с некоторым допущением можно разделить на три типа:

I тип - болота, до дна заполненные торфом устойчивой консистенции;

II тип - болота, заполненные слабым торфом неустойчивой консистенции (сапропеловые);

III тип - болота с торфяным слоем, плавающим на воде или сапропеле (сплавинные).

Насыпи на болотах в зависимости от типа болота, технической категории автомобильной дороги могут быть возведены:

Без выторфовывания с отсыпкой непосредственно на поверхности болота;

После полного или частичного выторфовывания;

С отсыпкой на слое торфа с последующей посадкой насыпи на минеральное дно болота;

На поверхности болота после устройства дренажных прорезей или вертикальных дрен.

Конструкцию земляного полотна и способ работ выбирают в зависимости от: плотности торфа, глубины болота, технической категории автомобильной дороги, наличия средств механизации с учётом приведённых затрат Э пр .


Э пр = (С 1 -С 2)+(Э 1 -Э 2 /Е н )+Н р (Т 1 -Т 2 /Т 1)+П р (Т 1 -Т 2)+(S 2 P 2 -S l P 1)+Е н (Ф 1 T 1 -Ф 2 T 2), (4.2.1)

где С 1 , С 2 - сметные стоимости строительства дороги по первому и второму вариантам;

Э 1 , Э 2 - среднегодовые эксплуатационные затраты по первому и второму вариантам, руб.;

Е н - нормативный коэффициент эффективности;

Н р - условно-постоянные накладные расходы, по первому варианту;

Т 1 , Т 2 - продолжительность строительства по первому и второму вариантам, лет;

П р - среднегодовая прибыль в транспортной отрасли за счет ввода в действие автомобильной дороги, руб.;

S l , S 2 - величина ущерба от аварийного выхода объекта из строя для первого и второго вариантов, руб.;

P 1 , Р 2 - вероятность аварийных разрушений для первого и второго вариантов за срок службы конструкции;

Ф 1 , Ф 2 - средний размер основных производственных фондов и оборотных средств для первого и второго вариантов.

К основным производственным фондам относят машины, оборудование, промышленные здания, к оборонным средствам - сырьё, топливо, инструменты, запасные части.

Расчет производят на весь нормативный срок работы дороги на всю протяженность перехода через болото.