Как дачу переоформить в жилой дом? Что можно строить на садовом и дачном и огородном земельном участке Жилое строение садовый дом назначение нежилое

На данный вопрос отвечает главный специалист-эксперт отдела верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН Управления Росреестра по Курганской области Визирская Юлия Викторовна (опубликовано на http://www.1rre.ru/)

Жилой дом отличает его назначение, возможность признания объекта в качестве пригодного для постоянного проживания. Также важным является разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства.

Для государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом необходимо представить документ, подтверждающий право собственности либо право пользования на земельный участок. Также объект должен быть поставлен на государственный кадастровый учет на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером.

При этом с 01.03.2018 для целей государственной регистрации потребуется дополнительный документ - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Понятие «Дачный домик » объединяет в себе все виды строений, возведенных на садовых, дачных земельных участках (садовые домики, гаражи, бани, иные постройки). Закон в данном случае возможность применения упрощенного порядка ставит в зависимость от вида разрешенного использования земельного участка.

В отношении объектов недвижимости, возведенных на земельных участках, предназначенных для садоводства и дачного хозяйства, а также объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, действующее законодательство предусматривает минимум документов, необходимых для государственной регистрации прав – декларация об объекте недвижимости, правоустанавливающий документ на земельный участок (свидетельство о праве гражданина на земельный участок или акт о предоставлении данного земельного участка, выданные (изданные) органом государственной власти или местного самоуправления, решение суда о признании права собственности на участок, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи или дарения участка и т.д.) и документ об оплате государственной пошлины.

С 01.01.2017 вступит в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», которым внесены изменения в упрощенный порядок регистрации прав на вновь создаваемые объекты.

Процедуре государственной регистрации прав на объекты недвижимости в упрощенном порядке будет предшествовать процедура постановки объекта на государственный кадастровый учет. Вместо декларации об объекте недвижимости, сведения в которую граждане сейчас вносят самостоятельно, необходимо будет представить технический план объекта, изготовленный кадастровым инженером.

Приобретая земельный участок и дачу за городом, россияне могут переоформить ее со временем в жилой дом и сделать постоянную прописку.

Расскажем, что необходимо для переоформления загородной недвижимости в жилое домовладение, какими способами реально переоформление и что делать в случае отказа.

Необходимые параметры дачи для признания её жилой

Процедура переоформления недвижимого имущества возможно при некоторых условиях, касающихся участка земли и самой постройки.

Определим, какими характеристиками должна обладать земля:

  1. Категория целевого назначения земли обязательно должна быть «земли населенных пунктов». Если же участок относится к c/х землям, то переоформление возможно, но придется изменить целевое назначение.
  2. Земля должна относиться к территориальной зоне жилых построек.
  3. Возможные виды разрешенного пользования: дачные и садовые дома, ЛПХ. В лучшем случае ИЖС, именно в такой вид будет переоформлена земля.

Заметьте, не все земли, предназначенные для дачи, садоводства, фермерства, огородничества могут быть переведены под ИЖС. Причина в том, что земли могут относиться к собственности муниципалитета.

Главный документ, в котором перечислены параметры и требования к жилым постройкам, является Постановление Правительства России под номером 47, принятый 28 января 2006 года .

Обозначим, какой должна быть жилая постройка:

  1. В постройке должны быть такие помещения: жилая комната, кухня, ванная, душевая, уборная. Для каждого региона установлен минимальный размер для помещений. Например, жилой зоны в доме должно быть не меньше 12 кв.м., кухни – 6 кв.м.
  2. Высота потолков должна быть не меньше 2,5 метров.
  3. В дом должны быть проведены коммуникации: отопление, вода, электричество. Должна быть сделана канализация, вентиляция.
  4. Постройка должна отвечать нормам пожарной безопасности, а также санитарным требования, экологическим, строительным и др.
  5. Обязательно на постройку должна быть документация с БТИ – достаточно технического паспорта. В некоторых случаях требуется провести строительно-техническую экспертизу.

Вот главные отличия дачи от жилого домовладения:

Дача

Жилой дом

Временное сооружение

Капитальное строение

Сезонное проживание

Постоянное проживание

Не во всех случаях можно оформить прописку

Прописка разрешена, как временная, так и постоянная

Может находиться на с/х землях

Располагается в населенном пункте

Коммуникации не обязательны

Коммуникации обязательны

Также важным основанием для перевода дачи в жилой дом является единственное место жительства гражданина .

Если ему негде больше проживать, а на даче разрешена прописка, то он имеет права оформить имущество в собственность - и переоформить дачу в жилой дом.

Список документов для оформления дачи в жилое помещение

Для переоформления нужно собрать документационный пакет, в который входят:

  1. Технические бумаги на дачу, постройку и земельный участок.
  2. Копия правоустанавливающего документа.
  3. Разрешение на переоформление, если дачей владеют другие лица. Согласие предоставляется в письменном виде.
  4. Документ из органов местного самоуправления, подтверждающий перевод земли в категорию, пригодную под жилое строительство.
  5. Отчет, выданный жилищной комиссией, с подтверждением, что здание подходит под требования ИЖС.
  6. Проект на дом, если проводилась перепланировка.
  7. Личное заявление. В нем нужно указать цель обращения. Например, вы желаете переоформить дачу в жилое домовладение, так как собираетесь проживать там постоянно и оформляете постоянную прописку.
  8. Копия паспорта РФ.

Это - основные документы, которые могут потребоваться.

Может добавиться квитанция об оплате госпошлины за проведение кадастровых работ .

Как перевести дачу в жилой дом – поэтапная инструкция

Процедура переоформления может быть выполнена двумя способами. Перечислим их - и определим, какой вариант оптимальнее, а также укажем инструкции к действию для россиян, желающих перевести дачу в жилой дом.

1. Через судебную инстанцию

Оформление происходит намного быстрее и менее затратно, так как инициатором согласования документации выступает не заявитель, а органы.

Гражданин должен действовать поэтапно:

  1. Этап 1. Подготовиться к судебному процессу. Необходимо собрать документацию. Если каких-то бумаг нет, то получить их в соответствующей инстанции.
  2. Этап 2. Написать исковое заявление с требованиями. Можно обратиться к юристу, чтобы он помог правильно оформить документ. В заявлении обязательно нужно указывать третьих лиц, организаций, которые заинтересованы в данном вопросе.
  3. Этап 3. Подать иск и копии документов в суд, находящийся по месту вашего жительства.
  4. Этап 4. Участвовать в судебном разбирательстве. Продумайте доказательную базу, аргументируйте свои требования, тогда суд будет на вашей стороне.
  5. Этап 5. Получить кадастровую, техническую документацию на дом .
  6. Этап 6. Зарегистрировать свои права. Получите свидетельства о праве собственности – выписку из ЕГРН.

2. Через администрацию/органы местного самоуправления

Процедура более длительная, возможны дополнительные расходы на проведение кадастровых работ, согласование с органами.

Гражданин должен следовать такой инструкции:

  1. Шаг 1. Сбор документационного пакета.
  2. Шаг 2. Написание заявление в органах местного самоуправления.
  3. Шаг 3. Получение письменного ответа от представителей администрации. Ответ, как правило, приходит в течение 1 месяца.
  4. Шаг 4. Переоформление документов в Кадастровой палате. Обычно выдается новый технический паспорт на дом.
  5. Шаг 5. Регистрация документа в Росреестре и получение выписки из ЕГРН , подтверждающий ваши права на дом.

Следуйте указанным инструкциям - тогда проблем с переоформлением не возникнет.

Отказ в переводе дачи в жилое помещение – как и где обжаловать его?

Конечно же, отказы все аргументированы. В письме должна быть написана причина, почему же нельзя переоформить дачу в жилой дом.

Как правило, гражданин может исправить недочеты и обратиться повторно с такой же просьбой.

Отказ в переводе может быть в нескольких случаях:

  1. Земельный участок не соответствует требованиям, на земле нельзя возводить жилые постройки.
  2. Дача не соответствует нормам жилого помещения. Например, не проведены все коммуникации.
  3. Возведенная постройка не прошла одобрения от пожарной, экологической и других служб.
  4. Нет правоустанавливающих документов, которые бы могли подтвердить приобретение земли и постройки заявителем.
  5. Документация не прошла проверку на подлинность.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Телохранителей у меня нет, зато я держу двух хорошо натренированных налоговых консультантов.

Элвис Пресли

Необходимость освещения вопросов, затронутых на этой странице ресурса "СНТ "Пищевик ", появилась сразу же, как только вступил в силу новый федеральный закон. О нём мы скажем ниже. А сейчас вспомним другой документ, к-й многими гражданами нашей РФ вообще не был замечен, но именно благодаря ему у них начались хлопоты, связанные с объектами недвижимости и всеми теми действиями, к-е предопределил этот нормативный правовой акт. Мы говорим о Распоряжении Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 2236-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»".

Одной из главных причин выхода названного распоряжения № 2236-р от 01.12.2012 г. является настоятельная необходимость в наведении государственного, в какой-то степени, жёсткого порядка в области кадастрового учёта территории, земельных участков и всех объектов недвижимости, к-е неразрывно связаны с землёй, и перемещение к-х без нанесения ущерба целостности и функциональности невозможно. Распоряжение не осталось на бумаге и не отложено в долгий ящик. В правительстве, причастных министерствах идёт планомерная и пошаговая работа по выполнению пунктов документа. Не проходит и месяца, чтобы в СМИ не был опубликован очередной закон, постановление правительства или приказ министерства (ведомства), так или иначе затрагивающих сферу правоотношений в области недвижимости. Не стал исключением и ФЗ-401 от 30.11.2016. Название у закона хитрое. И оно ничего нам не говорит: "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". А между тем, как отдельные нормы этого закона касаются и нас, садоводов, напрямую.

Обозначим вопросы, к-е рассмотрим на этой странице:

Какие налоги мы платим за садовый земельный участок ?
Какие новые налоги мы будем платить за объекты недвижимости и с какого времени?
Целесообразность регистрации прав собственности на объекты недвижимости ?
Риски отказа от приватизации объектов недвижимости?

Страница построена на основе текста письма Федеральной налоговой службы, комментариев к нему, а также выводов для принятия каждым садоводом своего решения с учётом всех рисков, местных условий и целесообразности. Уж простите, но каждый сам за себя. Одного рецепта нет. Нужно быть хитрым, умным и мудрым одновременно. И всё равно, просчитать неверные шаги и возможные убытки просто невозможно. Слишком много факторов влияют на наши действия, и слишком много информации до нас не доходит в силу социального (должностного) положения и доступа к принятию решений по земле, творимых в местных эшелонах власти.

Налог физических лиц на недвижимость

1. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 17 ноября 2016 г. N БС-4-21/21769@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОМОВ И ЖИЛЫХ СТРОЕНИЙ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ САДОВОДСТВА ИЛИ ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Начнём разбор содержания статьи Минфина с самого начала:

В связи с обращениями налогоплательщиков и территориальных органов ФНС России по вопросам, касающимся налогообложения объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, в целях администрирования налога на имущество физических лиц (далее - налог ) рекомендуем учитывать следующее.

1. По вопросу налогообложения жилых строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства (далее - жилые строения )

В соответствии с пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 32 "Налог на имущество физических лиц" жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, относятся к жилым домам.

Посмотрим на текст статьи НК так, как он написан в оригинале:

Статья 401. Объект налогообложения, НК, Часть 2

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения , расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам . (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Положения пункта 2 статьи 401 (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Следовательно, в отношении жилых строений применяются правила определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисления налога, предусмотренные в отношении жилых домов главой 32 Кодекса и действующими на соответствующий налоговый период по налогу нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

Необходимо понимать, что законодательством Российской Федерации, включая Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статус жилого строения исчерпывающе не определён. Кроме того, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не был предусмотрен государственный кадастровый учёт объектов недвижимости вида "жилые строения ".

Подмечено очень верно. Действительно, нигде нет определения термина "жилое строение". Само понятие упоминается, а что это такое - не разъясняется. Связано это, видимо, с тем, что на садовых земельных участках уже давно существуют "жилые строения". Т.е., такие строения, где жить летом можно, но для круглогодичного проживания они малопригодны. В то же время такие строения трудно назвать "жилыми домами", т.к. существуют определённые требования, обозначенные в нормах и правилах законов и подзаконных актов. И эти нормы, как правило, при создании жилых строений не соблюдались. Проводить аналогию с жилыми домами в деревнях, где также нет никаких норм и правил, и к-м уже по 100 лет и более не будем. В те времена требования были иными. И, тем не менее, жилые строения сегодня есть, а вот определения для них нет. И с этим нам всем жить дальше.

Весьма странно и то, что ФЗ-221 от 24.07.2007 г. с 03.07.2016 года имеет другое название: "О кадастровой деятельности ", а Заместитель руководителя ФНС этого не знает. Напомним, что письмо опубликовано 17.11.2016 г.

В связи с этим и исходя из статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в отношении объектов недвижимости - жилых строений, не соответствующих установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации критериям для отнесения их к жилым домам, могли формироваться записи в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) с указанием вида объекта недвижимости - "здание", назначением - "нежилое" и наименованиями типа: "жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке", "жилое строение на дачном участке" и т.п.

В ФЗ-122 от 21.07.1997 г. (с 01.01.2020 г. признан недействующим, ФЗ-361 от 03.07.2016 г.) "жилое строение" также не упоминается, есть только "здание (строение)"

Посмотрим и на статьи 15 и 16 ЖК РФ:

Статья 15. Объекты жилищных прав

  1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.
  2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
  3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учётом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
  4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
  5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В статье 15, как раз заложены основания для признания или не признания вашего жилого строения жилым домом. Согласно этим нормам постоянно проживать в жилом строении нельзя. Вас в таком строении не зарегистрируют. В жилом доме - можно. И вы, обратившись в орган регистрации, и приложив выписку из ЕГРН о том, что имеете жилой дом на садовом земельном участке, будете там зарегистрированы с простановкой соответствующего штампа в гражданском паспорте. Эта процедура выполняется бесплатно и законно. Никаких взяток давать никому не нужно.

С этой страницей связаны следующие статьи и материалы:
Регистрация (прописка) в жилом доме
Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость
Межевой план садового земельного участка.
О порядке присвоения адреса садовому земельному участку

Статья 16. Виды жилых помещений

  1. К жилым помещениям относятся:
    1) жилой дом , часть жилого дома;
    2) квартира, часть квартиры;
    3) комната.
  2. Жилым домом признается индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
  3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
  4. Комнатой признаётся часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Обратите внимание на то, что основной свод законов о жилье даже не упоминает такого понятия, как "жилое строение". Нет его, не существует. А, следовательно, признать его в его нынешнем наименовании нельзя. Можно только сделать (перестроить) жилое строение в жилой дом.

В дальнейшем соответствующие сведения поступали в налоговые органы в рамках информационного взаимодействия с органами Росреестра, предусмотренного пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - регламентный обмен).

Вместе с тем, исходя из разъяснений Минфина России (письмо от 04.08.2015 N 03-05-04-01/45018) для налогообложения объектов недвижимости , не признаваемых жилыми домами и хозяйственными строениями (сооружениями), но являющихся жилыми строениями, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности внесения сведений в ГКН и ЕГРП.

Таким образом, территориальным органам ФНС России необходимо в каждом случае поступления обращений налогоплательщиков, касающихся расчёта налога в отношении объектов недвижимости, наименование которых по данным органов Росреестра (сведения, представленные в рамках регламентного обмена, по уточняющим запросам в рамках пункта 13 статьи 85 Кодекса, выписки из ГКН/ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации права) включает указание на жилое строение, рассматривать вопрос о наличии основания для применения пункта 2 статьи 401 Кодекса, в т.ч. при необходимости - перерасчёта налоговых обязательств с формированием (или) без формирования налоговых уведомлений и отражением соответствующих изменений в КРСБ (например, в связи с наличием налогового вычета, предусмотренного пунктом 5 статьи 403 Кодекса, применением налоговой ставки для объектов типа "жилые дома" в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 Кодекса, налоговой льготы, предусмотренной статьёй 407 Кодекса).

2. По вопросу налогообложения не относящихся к жилым строениям домов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства (дома нежилого назначения).

В соответствии со статьёй 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, расположенный на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, является декларация о таком объекте - документ, подтверждающий факт создания объекта, представляемый правоприобретателем такого объекта.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества, утверждённая приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447, предусматривала возможность указания вида (названия) объекта - "дом" (для дома, созданного на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства), с назначением объекта - "нежилое" (в отношении дома, не предназначенного для постоянного проживания граждан, например, дом, размещённый на садовом участке из состава земель сельскохозяйственного назначения).

До 01.01.2015 в отношении указанных объектов, не относящихся к жилым строениям, хозяйственным строениям (сооружениям), могла применяться при наличии оснований налоговая льгота , предусмотренная статьёй 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (утратил силу).

16.11.2016 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрен во втором чтении внесённый Правительством Российской Федерации федеральный закон N 11078-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором содержится норма о замене в пункте 2 статьи 401 Кодекса слов "жилые строения " словами "дома и жилые строения ", с распространением действия данной нормы с 1 января 2015 г.

В случае введения в действие данной нормы на вышеуказанные дома будут распространены правила определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисления суммы налога, предусмотренные в отношении жилых домов главой 32 Кодекса и действующими на соответствующий налоговый период по налогу нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

Настоящие разъяснения необходимо довести до сотрудников, осуществляющих администрирование налога и рассмотрение обращений налогоплательщиков - физических лиц по вышеперечисленным вопросам.

Проект федерального закона, упоминаемый в письме выше, принят ГД. Это ФЗ-401 от 30.11.2016 г. Текст данного пункта изложен в начале страницы.

Заместитель руководителя ФНС России С.Л.БОНДАРЧУК

Итоги и выводы для садоводов из письма следующие:

1. "Жилое строение" (именно в таком определении), если оно зарегистрировано в ЕГРН и на него оформлено право собственности с 01.01.2015 года приравнивается к "жилому дому ". Налоговая база, ставка, льготы, исчисление налога применяется, как для жилых домов.

2. Строения, хозяйственные постройки, сооружения, если эти объекты недвижимости являются капитальными строениями (сооружениями) и зарегистрированы, на них оформлены права собственности, то налоговая база, ставка, льготы, исчисление налога применяется отличным от жилых домов. Во многих регионах эти параметры налогообложения одинаковы для жилых домов и не жилых зданий (сооружений).

Точного определения капитального строения в законодательства нет. В Градостроительном кодексе в ст. 1 "Основные понятие, используемые в настоящем кодексе" есть такая норма:
10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
На основании этой нормы точно определить: является строение объектом капитального строительства или нет, сложно. При этом нужно учитывать характер фундамента (капитальный или временный), привязку строения к земле, оформление прав, возможность перемещения строения без нанесения ему ущерба и потери функциональности и др. параметры. Такая неясность почти всегда приводит к суду, если возникает спор. И суд в ходе процесса определяет характер строения: капитальный или временный. Из решения суда прямо вытекает размер налога, начисляемый за объект недвижимости, или отсутствие такового за отсутствием капитального объекта.

3. Решение о том: как и каким образом можно сэкономить на выплате налогов, можно принимать только при условии знания норм Главы 32 "Налог на имущество физических лиц ", Часть 2 НК РФ. Дополнительно следует изучить страницу ""Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам ", проследовав на сайт ФНС, т.к. налоги, о к-х идёт речь, относятся к "местным налогам и сборам". А это значит то, что в разных регионах ставки, льготы, база могут отличаться в меньшую сторону. Максимальные вычеты, установленные государством, указаны в Главе 32 НК. Больше этого регионы начислить не могут, а меньше имеют право. Однозначно можно сказать то, что региональные власти этим правом пользуются.

2. Что лучше иметь нежилое строение или жилой дом?

Продолжаем разбираться с налогами и способами экономии.

Самый простой и действенный способ не платить никаких налогов за садовый земельный участок, а также за все объекты недвижимости, к-е на нём расположены, заключается в отказе от оформления документов на участок и эти объекты. Под документами понимаются следующие:

    Документы о правах на объект недвижимости:
  1. Садовый земельный участок:
  • свидетельство о праве собственности (др. вещное право) (с 01.01.2017 г. право подтверждается только выпиской из ЕГРН);
  • межевой план;
  • документация (акт) о выносе границ в натуру.
  • Жилой дом, нежилой дом, жилое строение, строение, хозяйственная постройка, здание, сооружение, теплица, гараж и т.п.:
    • свидетельство о праве собственности (с 01.01.2017 г. право подтверждается только выпиской из ЕГРН);
    • технический паспорт объекта;
    • технический план объекта.

    Предположим, что перечисленные выше объекты недвижимости у вас имеются, и они не оформлены. Естественно, что вы ничего не платите государству в виде налогов. Это с точки зрения садовода благо. А с другой стороны никто и ничего не мешают осуществить рейдерский захват такого участка, к-й фактически не имеет ни документов, ни владельца, не состоит на кадастровом учёте. Он, участок, есть, а на самом деле его нет . Нужно понимать, что для захвата такого участка (участков) выезд на местность не обязателен. Всё можно сделать в недрах кабинетов министерств и ведомств районной администрации. В нашем случае всё оформляется в органах гос. регистрации недвижимости, кадастра и картографии, а также в комитете земельных ресурсов местной администрации. Можно понадеяться на то обстоятельство, что участок расположен в непривлекательном для бизнеса и строительства месте. Такое бывает. Но и здесь есть риски.

    В Московской области власти уже озаботились выявлением незарегистрированных объектов недвижимости. Пока эта работа идёт по-хорошему, без репрессий и сноса незаконно возведённых строений. Важно отметить то, что она началась. Остальные регионы от подобных действий властей не застрахованы. Хорошо, если эта работа уже началась, плохо, если она начнётся после празднования Нового 2017 года. Почему? Источниками информации являются сами садоводы Московской области и официальные СМИ. Посмотрим один из них:

    Сайт газеты "Версия", Статья "В Подмосковье началась кампания по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости "

    В Московской области полным ходом идёт работа по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости. Владельцы таких построек получают подробные консультации о том, как они могут правильно оформить свою недвижимость, поставив её на кадастровый учёт и зарегистрировав на неё права собственности.

    Отметим, что работы по выявлению незарегистрированной недвижимости в регионе начались после соответствующего поручения губернатора Андрея Воробьёва. На сегодняшний день в области уже идёт обкатка новой автоматизированной системы, позволяющей накладывать данные аэрофотосъёмки на сведения государственного кадастра и сверять их с информацией из ЕГРП и архивами БТИ.

    Напомним, что с 1 января 2017 года заканчивается переходный период, в течение которого можно было избежать штрафов за неуплату налогов. В будущем году если сотрудники ФНС найдут «дом-невидимку», то платить налог на имущество придётся сразу за три последних года. Кроме того, собственнику придётся ещё и раскошелиться на штраф в 20% от неоплаченной налоговой суммы.

    Ну а пока власти стараются максимально помочь законопослушным гражданам с оформлением прав на недвижимость. «Многие не знают, какие необходимы для этого документы, куда нужно обращаться. На встречах мы разъясняем каждому жителю, не платившему налог на недвижимость, все эти нюансы», – рассказал заместитель министра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков.

    Буквально на днях представители налоговой инспекции, областного БТИ, администрации региона и Министерства имущественных отношений лично приходили к жителям Одинцовского, Истринского, Красногорского, Люберецкого и других районов, чтобы вручить им информационные письма и в подробностях рассказать о том, как правильно оформить документы на недвижимость.

    Собственникам, которые и после получения писем и разъяснений более чем на полгода затянут с оформлением, грозят штрафы и даже снос неузаконенного имущества – в случае если суд признает его самовольной постройкой.

    Необходимость привести в порядок все дела с оформлением недвижимости в регионе назрела давно. Судите сами: по статистике, сегодня в Московской области в среднем насчитывается до 15–20% капитальных строений, которых по официальным документам просто не существует. В отдельных районах эта цифра может доходить и до 40%. И это при том, что регион находится на первом месте в стране по объёму недвижимости: всего в Московской области насчитывается 8,8 млн квартир, домов, гаражей, что составляет 9% от общего числа всех объектов капитального строительства в России.

    Предполагается, что по итогам работы по выявлению незарегистрированной недвижимости дополнительный доход в бюджет региона составит порядка 1,5–1,8 млрд рублей.

    Александра Пименова,
    10.10.2016 г.

    Полную версию статьи вы можете увидеть на сайте газеты "Версия" (ссылка вверху в названии статьи), а мы продолжим рассуждать.

    На данном отрезке времени власти обращают внимание на объекты недвижимости более 50 м². Почему? Да потому что согласно нормам ст. 403 " " НК объекты недвижимости площадью менее 50 м² пока налогом не облагаются. Учтём то, что речь идёт об объектах, расположенных на садовых земельных участках. Там не бывает квартир, машино-мест и некоторых других возможных объектов недвижимости из списка.

    Отдельные защитники "обиженных" садоводов поднимают вой по поводу действий властей. Дескать, землю отбирают, недвижимости лишают, ведут к тому, чтобы мы её продали и т.п. Это можно прочитать на отдельных сайтах и услышать вживую от горе-защитников. А мы будем твёрдо стоять на другой позиции: если ты что-то имеешь, и это облагается налогом, то ты, как гражданин, обязан за это платить. Тем более, что наведение порядка в области государственного кадастра, учёта объектов недвижимости, прав на них отвечают интересам собственников, защищая последних от преступных посягательств и применению правил "честного" отъёма собственности со стороны мошенников.

    Вывод : Каждый садовод сам должен принять решение, разобравшись в своих документах (оформленных и отсутствующих) и капитальных объектах на садовом земельном участке:
    - либо "сидеть в кустах" и ждать, когда в 2017 году придёт письмо или налоговый инспектор с просьбой зарегистрировать объект недвижимости, оплатить штраф за 3 года или снести незаконно возведённое строение;
    - либо самому принять меры по оформлению документов на объекты недвижимости и заплатить налог за один год без штрафов, выполнив свои обязательства налогоплательщика перед государством.

    Осталось ещё два вопроса: А что лучше нежилое здание или жилой дом? Как выгоднее оформить документы?

    А однозначных ответов нет. Всё очень специфично и зависит от многих факторов. Одно уже бесспорно: за жилой дом и просто дом (нежилой, здание, жилое строение) налог придётся платить одинаковый. Если вам всё равно, есть у вас удобства в доме или их нет, то можно регистрировать строение как нежилое.

    Имея квартиру в городе, люди часто не заморачиваются по поводу перестройки своего садового дома в полноценный жилой дом, предоставляя право решать этот вопрос др. хозяину, включая своих родственников или лиц, к-м предполагают продать (подарить) со временем участок. Но уже сейчас нужно продумать все моменты, к-е делают ваш участок и всё, что на нём находится привлекательным не только по расположению, но и по функциональности.

    Разберём ситуацию: Ваше отношение к объявлению будет положительным, если там написано о том, что участок электрифицирован, газифицирован, имеется водопровод или скважина, на участке жилой дом (а не сарайка, к-ю вы называете домом), гараж, хозяйственные постройки: баня, дровник и т.д. Тем более, сложится положительное впечатление, когда вы всё это увидите, и вам покажут полностью готовые документы. Останется только договориться о цене на участок, подписать договор и переделать документы на своё имя. Затраты на беготню будут существенно ниже.

    Такой участок будет однозначно дороже соседского с таким же причиндалами, но без документов на эти самые причиндалы. Мало того, жилой дом предполагает возможность оформления постоянной регистрации по месту жительства, а это, в свою очередь, влияет на стоимость участка в большую сторону.

    Есть и ещё один момент, к-й необходимо учитывать. Дело в том, что в случае изъятия у вас садового земельного участка в соответствии с возникшими муниципальными или государственными нуждами (Глава VII.1 Земельного кодекса РФ) размер возмещения будет определён согласно Статье 56.8. "Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд". И наличие документа о праве на объект недвижимости с видом объекта "жилой дом" будет котироваться выше на рынке стоимости жилья, чем просто "дом" с назначением "нежилой". Сама же выплата компенсации зависит от рыночной стоимости аналогичного жилья в вашем регионе.

    Наконец, можно существенно снизить ваши расходы по оплате электроэнергии, решая задачу: быть жилому дому или оставить его нежилым. Условием для снижения расходов будет заключённый договор энергоснабжения согласно требованиям законодательства между вами, как физическим лицом и энергосбытовой компанией.

    Если вы платите за потребляемую электроэнергию в кассу СНТ (др. некоммерческое объединение), то налицо нарушение закона. Этот случай с нарушением закона разбирать не будем. Он подробно освещён на странице: "Теория прямого договора энергоснабжения для садоводческого объединения и для садовода ". А вот для случаев с прямыми договорами энергоснабжения разберёмся: Для примера возьмём простые одноставочные тарифы на электроэнергию в Калининграде во второй половине 2016 г. и их применение для садоводов:

    Сравнение тарифов на электроэнергию для категорий населения в зависимости от места проживания (регистрации ПМЖ) и назначения здания (дома) в 2016 г.
    Категория населения Тариф Условия применения
    Городское население с газовыми плитами 3.79 Тариф применяется для городских садоводов.
    Городское население с эл. плитами и (или) электроотоплением 2.65 Тариф применяется для городских садоводов, если у них согласно документам на жилой дом имеется электроотопление или электрическая плита.
    Население. проживающее в сельской местности 2.65 Тариф применяется для лиц, проживающих (зарегистрированных) в жилых домах в сельской местности, в т.ч. в жилых домах в пределах СНТ (СНТ - элемент планировочной структуры).
    Население не проживающее в сельской местности 3.79 Тариф применяется для всех лиц, имеющих дома с назначением (нежилое), не проживающих в сельской местности, включая садоводов.
    Понятия "сельский тариф" не существует. На самом деле к основному тарифу для городского населения с газовыми плитами применяется понижающий коэффициент 0,7.

    К данным в таблице лишь добавим то, что прописаться, зарегистрироваться в нежилом строении не получится. Орган регистрации откажет в такой авантюре. А, следовательно, получить тариф на электроэнергию для проживающего населения в сельской местности не представляется возможным.

    Следует напомнить и то, что садоводы, к-е платят за электроэнергию в кассу СНТ, никогда не добьются тарифа для сельского населения, т.к. в договоре энергоснабжения фигурируют СНТ, как юридическое лицо, и энергоснабжающая организация. Ни одного физлица (садовода) в договоре нет. А юрлицо не проживает в сельской местности. Не может. Кстати, тариф, установленный для СНТ, приравнен к городскому населению с газовыми плитами. Т.е., этот тариф и так льготный. Др. юридические лица платят за электроэнергию больше. Кроме того, к тарифу 3,79, СНТ добавляет потери электроэнергии, к-е происходят при её перетоке по проводам СНТ. Так в одном из городских СНТ Калининграда председатель установил тариф 6 с хвостиком рублей за 1 квт*час. Да, это незаконно, точно также, как и сами платежи за электроэнергию в кассу СНТ. Но в отсутствие прямых договоров между сбытовой организацией и физлицами - собственниками садовых земельных участков других вариантов добиться устойчивого, без отключений, энергоснабжения участков - невозможно.

    Заканчивая страницу, ещё раз напомним, что решение об оформлении документов на садовый земельный участок и все объекты недвижимости, расположенные на нём, вы должны принять сами, взвесив все "за" и "против". Точно можно сказать только одно: время работает против вас . И нельзя забывать о гражданской ответственности. Вот что сказал Франклин Делано Рузвельт, обосновывая необходимость повышения налогов в речи перед Конгрессом 6 января 1941 года, которая получила название "О четырёх свободах":

    "... Многие проблемы, связанные с нашей социальной экономикой, требуют немедленного решения. К примеру: мы должны охватить большее число граждан пенсиями по возрасту и страхованием по безработице; мы должны поднять медицинское обслуживание на надлежащий уровень; мы должны создать более совершенную систему, с помощью которой лица, нуждающиеся в получении выгодной работы и заслуживающие её, смогут её получить.
    Я призвал к личным жертвам, и я убеждён в готовности почти всех американцев откликнуться на этот призыв. Частью этой жертвы является выплата более крупных сумм денег в виде налогов. В своем бюджетном послании я буду рекомендовать, чтобы более значительная, чем сегодня, часть нашей огромной оборонной программы оплачивалась из налоговых поступлений. Никто не должен пытаться и никому не будет разрешено наживаться на этой программе, и в выработке нашего законодательства мы всегда должны руководствоваться принципом уплаты налогов в соответствии с возможностью их платить. Если конгресс поддержит эти принципы, избиратели, ставящие патриотизм выше интересов своего кошелька, наградят вас аплодисментами".

    Речи о повышения налогов пока не идёт. Люди не хотят платить за то, что уже имеют. И это нежелание чревато для них неприятными последствиями. А последствия, приятные или нет, каждый выбирает сам.

    Зарегистрировала дом в снт. В Свидетельстве о регистрации написано: "Здание: Дом. Назначение - нежилое.". Соседка регистрировала дом вместе со мной. Все одинаково заполняли. Но у нее написано: "Жилое строение. Назначение - нежилое".

    Не могу понять, в чем разница. Но вот единственное слово "ЖИЛОЕ", оказывается, играет огромную роль при переходе на сельский тариф при оплате электроэнергии. И таких разнописаний в Свидетельствах у нас у всех. Что это????

    Знаем, что в СНТ нельзя было оформлять дома как жилые. Прописка была не разрешена. Но нам и не нужна прописка. Но само слов "ДОМ" означает, по-моему, что в нем можно проживать. Что мы и делаем периодически весной, летом, осенью.. А назначение - нежилое - подразумевает, что нельзя прописаться. как быть в такой ситуации - не знаю.

    Может что подскажете? Очень хочется перейти на пониженный тариф по оплате электроэнергии.


    Вопрос относится к городу: Москва

    Ответы экспертов

    Антонина, все дело в том, что пониженный тариф распространяется на население, потребляющее электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях) в садоводческих объединениях граждан, расположенных в сельской местности.

    Вам необходимо поменять наименование объекта недвижимого имущества. Обратитесь в БТИ с заявлением об изготовлении технического плана на жилой дом (жилое строение). Предоставить все необходимые для данной услуги документы. Когда тех. план будет готов, подать заявление в МФЦ о внесении изменений в ГКН в связи с уточнением характеристик жилого дома, предоставив технический план здания на бумажном и электронном носителе.

    Известное Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г., признавшее неконституционным запрет регистрации по месту жительства в садовых и дачных домах, пригодных для постоянного проживания

    Многим показалось решением наболевших проблем. Так ли это? Ответ на этот и другие насущные вопросы подготовила аспирантка Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Возникновение в России новых политических и социально-экономических условий привело к изменению жизни граждан по многим аспектам.· Кардинальные перемены произошли с введением частной собственности на землю и жилище, в результате чего обострились уже существующие, а также возникли новые проблемы, связанные с жилищным строительством. Неуклонное удорожание жилищного фонда, недостаточное количество земель поселений для возведения жилья обусловливают перераспределение земель сельскохозяйственного назначения с целью использования последних для малоэтажного жилищного строительства. В условиях проблем деурбанизации, особенно характерной для крупных городов, вопрос о соотношении садово-дачной застройки и индивидуального жилищного строительства является весьма актуальным. В настоящее время как в средствах массовой информации, так и в специализированной литературе встречается достаточное количество публикаций, касающихся малоэтажного строительства, но большинство из них освещает какую-либо одну сторону проблемы: либо правовую, либо социально-экономическую. Тогда как данный вопрос требует совокупного освещения правовых, социально-экономических, архитектурных и даже исторических аспектов.

    Прежде всего необходимо точное юридическое определение объектов, удовлетворяющих жилищные потребности людей. Действующее российское законодательство не дает определений большей части видов жилых и нежилых помещений. Кроме того, не только в обиходе, но и в сообщениях средств массовой информации, в изданиях правового характера происходит смешение, а часто и отождествление понятий "садовый дом", "дачный дом" и "индивидуальное жилищное строительство", что, на наш взгляд, является недопустимым. Наряду с вышеперечисленными используют и такие термины, как "коттедж", "таунхаус" , хотя легального определения они не имеют.
    Корни данной терминологической проблемы можно найти в советской юридической литературе 1950 - 1960 годов. Например, И.Л. Брауде отмечал: "Земельный участок отводится под строительство жилого дома, а также под зеленые насаждения". В постановлениях Правительства СССР по индивидуальному жилищному строительству в городах и рабочих поселках имелись указания на отвод таких участков с учетом организации садового хозяйства. Так, в Постановлении СНК СССР от 29 мая 1944 г. "О мероприятиях по восстановлению индивидуального жилищного строительства в городах и рабочих поселках СССР" указывалось на необходимость при установлении размера усадебных участков учитывать возведение хозяйственных построек и организацию садово-огородного хозяйства. Таким образом, можно отметить не только смешение понятий "сад" и "огород", но и общую размытость категориального аппарата в отношении садов, огородов, дач и индивидуального жилищного строительства.
    Анализ советского законодательства и теоретических исследований показывает, что индивидуальное жилищное строительство представляло собой одну из форм удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Советы депутатов трудящихся обязаны были отводить гражданам земельные участки для индивидуального жилищного строительства как из числа городских земель, так и из земель поселений. В городах земельные участки предоставлялись на так называемых селитебных территориях, которые, в свою очередь, подлежали делению на зоны малоэтажной застройки (до трех этажей включительно) и зону усадебной застройки (дома в один-два этажа). В научной литературе советского периода отмечалась условность терминологического различия усадебных (селитебных) и приусадебных участков, поскольку жилищное строительство осуществлялось как на усадебных, так и на приусадебных участках, зеленые насаждения (фруктовые деревья, ягодники, цветники) имелись и на тех и на других. Посевы некоторых огородных культур могли быть не только на приусадебных, но и на усадебных участках. Отмечалось, что от отвода земельного участка под индивидуальное жилищное строительство необходимо отличать отвод участка под индивидуальное садоводство без права возводить на садовом участке жилые или иные строения. То есть уже здесь можно отметить отсутствие разницы между индивидуальным жилищным строительством и, например, предоставлением земельного участка для ведения садоводства с правом возведения жилого строения. Разница виделась лишь в порядке отвода земельного участка для нужд садоводства или индивидуального жилищного строительства.
    На основании вышеизложенного можно сделать вывод: современные проблемы разграничения между садовыми и дачными постройками, а также их отграничение от индивидуальной жилищной застройки являются порождением советского законодательства. Данная проблема еще более обострилась ввиду удорожания рынка жилья и в связи с ограниченностью земель поселений. Как следствие - современный законодатель пошел по пути еще большего смешения садового, дачного и индивидуального жилищного строительства.
    Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в указанной сфере, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Строительные нормы и правила.
    Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г. этот запрет признан неконституционным "в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов". В данной формулировке содержится несколько правовых категорий, нуждающихся в подробном исследовании ввиду их неоднозначности и отсутствия у большинства из них легальных определений. В первую очередь это "жилое строение" и его составляющие ("жилое" и "строение"). Требует уточнения, какие установленные законом признаки указывают на пригодность для постоянного проживания; как соотносится целевое назначение земельного участка и строения, отвечающего всем признакам жилого строения, с возможностью регистрации по месту жительства.
    Для унификации законодательства и предупреждения возможных правовых коллизий на практике видится целесообразным внесение изменений в ст. 1 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в части замены термина "жилое строение" на "жилое помещение", поскольку эти термины не тождественны в силу нижеизложенного.
    Итак, ст. 1 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. оперируют таким понятием, как "жилое строение". Следует отметить, что действующее законодательство (Конституция РФ, ЖК РФ, ГК РФ) использует термин "жилое помещение", а также "жилище" и "помещение", тогда как "жилое строение" содержится только в вышеуказанных Законе и Постановлении Конституционного Суда.
    Термин "жилище", несмотря на его употребление в Конституции РФ и в ЖК РФ, определения в данных нормативных правовых актах не получил. Легальное определение жилища есть лишь в ст. 139 Уголовного кодекса РФ (хотя оно предназначено сугубо для целей УК РФ; на наш взгляд, в данной ситуации аналогия закона вполне допустима): под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания. Легального определения понятия "помещение" также нет.
    ЖК РФ в ч. 2 ст. 15 дает следующее определение жилого помещения: жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). То есть для того, чтобы строение на садовом участке из числа земель поселений было признано жилым, оно должно, согласно вышеназванному определению, отвечать следующим признакам.
    1. Являться изолированным. Следует отметить, что понятие "изолированное помещение" не раскрывается ни ГК РФ, ни в ЖК РФ, поэтому на практике исходят из общеупотребительного значения термина "изолированный" - отдельный, обособленный от других объектов.
    2. Являться недвижимым имуществом, а именно иметь прочную связь с землей. Прочная связь с землей в ситуации с признанием жилыми садовых строений подразумевает наличие фундамента. То есть сборные дома, так называемые срубы или облегченные конструкции признаваться жилыми не могут.
    3. Быть пригодным для постоянного проживания граждан. Как отмечает С.П. Гришаев, "именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время отличает жилое помещение, скажем, от дачного" . К жилому дому предъявляются санитарные и технические требования. Логически садовый дом для признания его пригодным для постоянного проживания должен обладать системой центрального либо автономного отопления, водоснабжения, а также электроэнергией и газоснабжением. Однако не во всех (особенно в отдаленных) регионах нашей страны объекты, включенные в жилой фонд, отвечают этим параметрам. Поэтому, говоря о признаке постоянной пригодности к проживанию садового дома, необходимо отталкиваться от условий населенного пункта, в котором данный дом расположен, хотя в ЖК РФ подобной оговорки не содержится. К компетенции же органов субъектов Федерации и муниципальных образований отнесена возможность установления минимальных стандартов, которым должно отвечать пригодное для постоянного проживания помещение. Так, Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 (в ред. от 18 июня 2008 г.) "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в Перечне стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в г. Москве, указывает, что благоустроенные жилые помещения в г. Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен. Существуют также критерии Госстроя, среди которых немаловажное место занимает транспортная доступность и наличие инфраструктуры. Вопрос с транспортной доступностью и инфраструктурой в большинстве садоводческих и дачных объединений остается открытым.
    Проанализировав действующее законодательство, можно отметить, что созданы предпосылки для формирования нового объекта жилого фонда - садовых строений и изменения правового режима земельных участков садоводческих некоммерческих объединений, предоставленных из числа земель поселений. Безусловно, Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. не является новеллой в полном смысле этого слова, поскольку ранее действовавший Закон РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" в ст. 9 "Изменение отношений собственности" указывал, что граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством. Однако на практике перевод таких помещений в жилые в силу неурегулированности вопроса почти не осуществлялся. В настоящий момент ситуация изменилась, хотя и не сказать, что коренным образом. Изменения в Закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" пока не внесены. Возможность регламентировать данный вопрос предоставлена в порядке опережающего правового регулирования органам власти субъектов Федерации (правовые системы до настоящего времени информацией о правотворчестве субъектов в этой области не располагают).
    Таким образом, на основании вышеприведенной информации можно обозначить следующие способы признания садового дома жилым помещением.
    1. Судебный . Данный порядок будет основан на нормах гражданско-процессуального законодательства. Для реализации этого способа регистрации необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об установлении юридического факта пригодности для постоянного проживания жилого строения, расположенного на земельном участке. Данный способ, на наш взгляд, является, с одной стороны, достаточно затратным. Затраты будут складываться из оплаты труда адвоката за составление искового заявления, оплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде. Кроме того, в суде единственным доказательством пригодности жилого строения для постоянного проживания является строительно-техническая экспертиза, которая также стоит денег и потребует определенного времени (два-три месяца). С другой стороны, на наш взгляд, данная процедура является наиболее приемлемой, поскольку механизм проведения строительно-технических экспертиз в рамках судебного разбирательства является хорошо отработанным, впрочем, как и вся процедура установления юридических фактов. Помимо этого, нет необходимости ожидать внесения изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также принятия каких-либо нормативных правовых актов на уровне субъектов.
    2. Административный . Данный порядок в полной мере начнет работать только после определения порядка субъектами Федерации признания пригодными для постоянного проживания жилых строений на садовых земельных участках. Следует отметить, что признание помещения жилым, пригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, которая должна действовать с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, а также в соответствии с гл. 3 ЖК РФ, в которых установлено, что перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если помещение не соответствует установленным требованиям и обеспечить его соответствие не представляется возможным либо если право собственности на него обременено правами третьих лиц.
    Для перевода нежилого помещения в жилое собственник или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в орган, осуществляющий перевод помещений (местная администрация), по месту нахождения переводимого помещения:
    - заявление о переводе помещения;
    - правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
    - план переводимого помещения с его техническим описанием (декларация).
    В течение 45 дней должно быть принято решение о переводе либо об отказе. После принятия решения, но не позднее чем через три рабочих дня орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю соответствующий документ, подтверждающий принятие решения о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
    Несовершенство данной процедуры состоит в том, что далеко не во многих муниципальных образованиях действуют на постоянной основе межведомственные комиссии, в число которых должны входить представители различных полномочных органов (пожарных, санитарно-эпидемиологических и т.п.). В связи с этим данный метод не получил развития и в период действия указанной выше ч. 3 ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Следовательно, будущее именно за судебным способом признания садового дома пригодным для постоянного проживания.
    Постановление Конституционного Суда от 14 апреля 2008 г. в аспекте признания садового дома пригодным для постоянного проживания затронуло немаловажный вопрос о целевом назначении земельного участка, на котором расположен садовый дом, указав на то, что зарегистрироваться можно только в доме, который расположен на землях поселений. В Постановлении указано, что "возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные дома". Таким образом, в этом Постановлении впервые за многие десятилетия существования садовой, дачной и индивидуальной застройки произошло первое легальное отождествление данных понятий. Однако такое отождествление закономерно поставлено в зависимость от правового режима земельного участка, предоставленного для вышеозначенных нужд. Но в настоящее время существует возможность практического решения данного вопроса и в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, если целевое назначение земельного участка обозначено как земля сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - сельскохозяйственное, то существует несложный механизм изменения разрешенного использования - на дачное строительство. Последнее, в свою очередь, позволяет построить жилой дом с правом зарегистрироваться в нем.
    Возможен и другой способ, но более трудоемкий. В случае если в собственности гражданина находится участок из земель сельскохозяйственного назначения, границы которого примыкают к населенному пункту, данный земельный участок возможно перевести в категорию земель поселений. Статья 4.1 Вводного закона ГК РФ предусматривает возможность до 1 января 2010 г. включить земельный участок в границы населенного пункта в целях жилищного строительства в муниципальных образованиях, в которых отсутствуют утвержденные генеральные планы. При этом включение осуществляется на основании решения исполнительного органа власти субъекта Федерации с одновременным изменением вида разрешенного использования. Публичные слушания по данному вопросу не проводятся.
    Безусловно, постепенное стирание правовых границ между садовой, дачной и индивидуальной жилой застройками неминуемо приведет к различным социально-экономическим и правовым последствиям. Необходимо распространить на эти строения правовое регулирование отношений собственности на жилые помещения, которое более детализировано в сравнении с правовым регулированием отношений собственности на дачи и садовые домики.
    Встречаются мнения, что дачная недвижимость - это самый настоящий рудимент того времени, когда все было общее и недвижимость невозможно было приобрести в собственность. Дачная недвижимость в определенной степени была исключением - дача подлежала покупке, продаже, но все равно эти сделки носили бутафорский характер, так как приватизировать дачный участок было невозможно. По всей видимости, проводимые реформы призваны решить две задачи для "полярных" слоев населения.
    1. Обеспечение доступным жильем малообеспеченных граждан, для которых садовый дом подчас является единственным местом жительства, что позволит им реализовывать их социальные права на медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, образование.
    2. Легализация элитной дачной и садовой недвижимости для обеспеченных слоев населения, тем более что предельных строительных нормативов ни по этажности, ни по площади действующие СНиПы не содержат.
    В связи с этим интересна экономическая сторона проводимых реформ. По мнению риелторов, дачная и садовая недвижимость в Подмосковье, скорее всего, пойдет по пути превращения в комплексы апартаментов или жилые курорты. Однако, учитывая насыщение рынка, рост цен на малоэтажное жилье все равно будет значительно ниже, чем на многоэтажное. Высказанная позиция подтверждает возможность решения жилищной проблемы в России путем легализации регистрации в садовых домах.
    Кроме того, на основе проводимых реформ появилась возможность преобразовать садоводческие и дачные объединения в поселения. Сторонники этой позиции (Союз садоводов России и Фонд развития садоводческого движения России) готовят новый закон о садоводстве в соответствии с данной тенденцией. Безусловно, необходимо отметить положительный аспект решения жилищной проблемы за счет садовых домов, однако каждое решение, принимаемое в связи с этим, должно предусматривать отдаленные последствия и дополнительно изучаться с учетом мнения населения, поскольку это потребует дорогостоящего социального обеспечения граждан, предусмотренного Конституцией РФ, именно по месту нахождения поселения.