Шаблоны для деревянных изделий. Прорезная резьба по дереву, трафареты и шаблоны. Методы и способы

Похожим способом были сделаны оглавления (верх) для киотов на фото внизу.
Чтобы увеличить изображение - кликните на нём мышью.

Вначале на бумаге, в соответствии с размерами и пропорциями будущего киота, рисуется эскиз оглавления в реальном размере. Определяется где будет располагаться резьба по дереву, предварительно рисуется и сам эскиз резьбы.
Затем рисунок переносится на лист ДВП или фанеры и аккуратно, как можно точнее, выпиливается лобзиком на небольшой скорости, без включения маятникового хода. Пилка с мелким зубом (я использую пилки BOCH T101 AO или Gepard Т101 АО)
Таким образом мы изготовили шаблон, по которому при помощи фрезера будем изготавливать сам верх (корону, оглавление) киота.
На фото внизу два готовых шаблона: первый из ДВП - это стенка оглавления, фон, на который будет крепиться резьба по дереву. Второй шаблон из фанеры - это карниз, арочный фриз киота, он будет изготовлен из дерева.
Все изгибы, закругления, линии шаблонов тщательно вышлифовываются наждачной шкуркой. От того насколько симметричным, ровным и аккуратным будет наш шаблон - зависит внешний вид готового оглавления киота в будущем.

Следующие фото - это шаблон для нижней и верхней части киота

Шаблон из ДВП ложим на лист фанеры и обводим карандашом.
После этого выпиливаем лобзиком близко к нарисованной линии, но не касаясь самой линии.

Прикручиваем шаблон в фанерной заготовке.
С помощью фрезера и прямой копировальной фрезы с подшипником обходим заготовку по контуру.
Подшипник на фрезе двигается по краю шаблона, а фреза убирает на заготовке лишний материал.
При этом заготовка в точности копирует профиль шаблона.
Арочный карниз тоже обводим карандашом на деревянном щите.

Вырезаем лобзиком, грубо, не касаясь линии.
Прикрепляем шаблон к заготовке и повторяем предыдущие операции.
Шаблон крепим при помощи саморезов на обратную сторону детали, не на лицевую - чтобы на готовом элементе не было видно следов от саморезов.
Хотя если и ошибётесь - шпаклёвка в помощь.

То же самое повторяем при изготовлении элемента для нижней части киота.

С помощью кромочной калёвочной фрезы выбираем нужный профиль с лицевой стороны карниза.
Затем выбираем неглубокий (5-8мм) паз внутри карниза.

Соединяем карниз со стенкой оглавления.
Можно сразу склеивать между собой две детали и красить потом в сборе, но мне удобнее лакировать и тонировать эти два элемента по отдельности.

Вид с лицевой и обратной стороны.

Эскиз, шаблон резьбы по дереву

Накладная резьба для киота

25.01.2019, 06:50

Изготовление резного декора для оглавления напольного киота.

Верх (или оглавление, корона) напольного киота представляет собой арку с накладной резьбой по дереву.
Внутри арки будет находиться православный восьмиконечный крест с резным декором.

В начале чертим саму арку в масштабе 1:1 и затем крест, вокруг которого будет размещаться наша резьба по дереву.
Первоначально эскиз рисуется "от руки", точность линий, плавность закруглений на этом этапе не играют существенной роли. Главное - расположить узор равномерно вокруг креста, соблюдая в общих чертах пропорции, создать логичный и законченный рисунок растительного орнамента.
После этого при помощи лекал выравниваем нарисованные "от руки" линии, добиваясь плавности переходов, округлости завитков, добавляем мелкие детали в эскиз.
Рисуем, как обычно, только одну левую часть узора - правая будет строго ей симметрична.
Для того, чтобы понять как будет выглядеть готовая резьба можно приложить зеркало вдоль вертикальной линии (проходящей по кресту). В зеркале отразится правая часть эскиза резьбы, то есть нам станет виден весь узор в целом.

Карандашом затушёвываю те части эскиза, которые будут резаться прямыми стамесками. Незатенённые участки - полукруглыми резцами.

Некоторые мастера вырезают эскиз и приклеивают его на деревянную заготовку. Затем по линиям эскиза с помощью лобзика удаляют ненужные части узора и режут резцами прямо по бумаге и по заготовке одновременно.
При таком способе шаблон эскиза не сохраняется и если в последствии потребуется в точности изготовить аналогичный декор - приходится заново создавать рисунок.
Я делаю иначе: ламинирую рисунок эскиза простым прозрачным скотчем с двух сторон. Затем с помощью резцов аккуратно вырезаю его и получаю шаблон для резьбы, который можно использовать много раз. Можно назвать это трафаретом.
Шаблон прикладываю к заготовке и обвожу острозаточенным карандашом или ручкой. При помощи лобзика убираю всё лишнее и получаю заготовку для резьбы. Внешне - это домовая прорезная резьба, но нам ещё предстоит поработать над ней резцами и стамесками. Для того, чтобы мне было понятно где, что и чем резать - я переношу рисунок эскиза на деревянную деталь. Тоже с помощью лекал.

После обработки резцами готовый декор вручную шлифуется мелкой шкуркой.
Шкуркой убираем подпалины от пилки лобзика, сглаживаем неровности после работы стамесками.

Перевернув резьбу можно подрезать резцами в некоторых местах обратную сторону узора. Таким образом мы как бы приподнимем, отделим наш резной декор от фона, к которому он будет крепиться.

На следующих фото резьба по дереву покрыта прозрачным лаком.
Деревянный щит для заготовки клеился из разных делянок - это видно по разному цвету дощечек. В данном случае это не важно - готовый резной декор будет окрашиваться краской "под золото".
Лак играет роль грунта и несколько нанесённых слоёв позволят получить гладкую поверхность перед покрытием золотом.

Резьба по дереву на киоте окрашеная "под золото".

Напольный киот с резьбой по дереву

Резьба по дереву, эскизы, фото

14.09.2018, 04:29

Перенесение эскиза резьбы по дереву на липовую доску с помощью шаблона

Если накладная резьба симметрична в горизонтальной или вертикальной плоскости, то рисуется лишь половина эскиза (шаблона)

"Ель и дрель" - мастерская ручной резьбы по дереву в Беларуси

Панно декоративное, для церковной мебели

12.09.2018, 06:50

Панно изготавливаются нами только из дерева: ясень, дуб, берёза, ольха. Чаще всего, конечно, из липы.
При необходимости сделаем отделку: тонировка морилками или бейцем, лакирование.
Вся резьба по дереву вырезается только вручную.
Рисунок, эскиз, набросок резного орнамента предварительно обсуждается. Как и размеры.

Резные панно могут использоваться как накладная резьба по дереву для церковной мебели, например, для напольного киота или церковного иконостаса.

Резное панно для деревянного жертвенника

08.09.2018, 07:57

Декоративное панно из дерева, вырезанное вручную

На первом этапе работы над панно склеивается деревянный щит, набранный из одинаковых липовых реек (ламелей).
На щите размечается эскиз для резьбы по дереву и с помощью электрического лобзика удаляются все ненужные части орнамента. Получается прорезная или сквозная пропильная резьба.

Декоративное панно может стать элементом мебельного фасада

В нашем случае резьба по дереву (резное панно) изготавливалась для дверки деревянного жертвенника в православный храм.

У нас можно заказать изготовление и купить жертвенник с сенью, в виде напольного киота.

06.09.2018, 07:36

Резьба по дереву - от эскиза до готового изделия

Создание эскиза или рисунка - первый шаг при изготовлении резного декора.
Эскиз рисуется в масштабе 1:1.
При этом учитывается не только внешний, эстетический вид будущего изделия, но и возможности резчика, его мастерство, наличие необходимых резцов, сложность и размеры резного декора.

Для увеличения картинки - кликните на ней мышью.

Следующий шаг, после создания эскиза резьбы по дереву, его ламинирование (например, обычным прозрачным скотчем) и вырезание шаблона по контуру рисунка.

При таком способе шаблон резьбы можно использовать многократно, если предстоит вырезать несколько резных узоров.

Просто обводим карандашом шаблон по контурам.

Следующий шаг - выпиливание лобзиком прорезного узора.

Удаляем всё лишнее, оставляем то, с чем будем работать резцами.

В принципе это уже так называемая домовая резьба.
Простая прорезная накладная резьба по дереву, используемая для украшения домов.

С помощью лекал или "от руки" наносим линии реза, рисунка на заготовку.

После работы с резцами, шлифования, тонирования и покраски получается вот такой деревянный резной декор.

Этот накладной крест с резным узором вырезался для изготовленного нашей мастерской церковного аналоя.

Посмотреть его фото и описание можно в разделе "Аналои".

При копировании изображений и перепечатки статьи ссылка на сайт обязательна!

21.05.2016, 07:50

Резьба по дереву для лицевой части церковного аналоя.
Пошаговое изготовление.

Перенесение рисунка, эскиза на доску.
Перенести узор на заготовку можно через копирку или с помощью вырезанного шаблона.
При втором способе - однажды изготовленный шаблон и вырезанный, например, из плотного картона, можно использовать много раз, если надо сделать много одинаковых изделий.

Готовый прорезной узор обрабатывается резцами и стамесками различной формы.
На конечном этапе резьба по дереву шлифуется мелкозернистой шкуркой перед покраской или покрытием маслом, воском, морилкой.

Резьба по дереву, для зеркала

26.03.2016, 09:19

Выполнение эскиза резного узора

Перенос рисунка на липовую дощечку и вырезание контура лобзиком

Готовая работа... Потом шлифовка, тонировка, покраска...

Великая Кракотка на польской карте и на карте Шуберта

Среди местных жителей ходит легенда, в которой рассказывается почему деревня имеет такое название: говорят, что когда-то под Слонимом сгорела небольшая неизвестная деревня. Двое жителей этой деревни - два брата, носившие фамилию Кракот, по речке Иорданке спустились в эти места. Первый брат поселился в верховье реки Иорданка, а другой спустился по реке вниз. Место, где поселился старший брат, назвалиВеликая Кракотка , а где младший — Малая Кракотка . На сегодняшний день две эти Кракотки так и находятся одна рядом с другой....

А вот ещё одна история из того времени

Однажды решили бояр, проживающих в Великой Кракотке привлечь к обычной повседневной работе, которой занимались крестьяне. Бояре тогда начали противиться, сказав, что землю копать, сено возить — это обязанности и занятия для крестьян. А их, боярское дело, - воинская служба. Обиделись и пошли в столицу - Варшаву, к самому королюЖигимонту Ваза.
Он выслушал бояр и сказал, что с ними так никто поступать больше не будет и выдал им бумагу, в которой было написано, что бояр не до каких других работ, кроме войсковой службы, не привлекать. Не давали в обиду короли своих подданных и старались придерживаться старинных законов.

После трех разделов Речи Посполитой Кракотка оказалась в Российской империи в Слонимском повете. Есть данные, что в 1798 году в деревне проживало 31 мужчин. Дело в том, что перед этим было освободительное восстание под командованиемТадеуша Костюшко.

В 18 веке наша страна почти вся была униатская. Униаты жили тогда и вВеликой Кракотке, и в Малой Кракотке , за которой издавна было униатское кладбище.

На кладбище Кракотки

Достопримечательности

Деревня знаменита своими памятниками природы.

На самой окраине деревни располагается Республиканский геологический геоморфологический памятник природы«Кракотская гряда». Ученые говорят, что она появилась еще 220 тысяч лет тому назад в Ледниковый период! Такие гряды, говорят, появлялись из песка, камней, в проймах водных потоков в трещинах льда.

Знаменитый Кракотский валун

Когда сошёл лёд, сюда пришел человек.

На окраине Кракотки, в лесу, есть очень красиваяможжевеловая роща . Если кто-то был в Крыму, то он видел такие можжевеловые рощи. В Беларуси такие рощи встречаются редко.

На окраине можжевеловой рощи сохранилось старинное кладбище, вдоль которого разбросаны камни. Дело в том, что по местному обряду, когда хоронили того, кто сам себя лишил жизни, то камень клали над головой и в ногах, где также ставили деревянный крест. Считается, что когда будет судный день, и все будут идти на суд Божий, то ему будет легче вставать, держась за крест. Сейчас эти камни разрушены, потому что кладбище вспахали и сделали там посадку.

Про святой целебный источник

В деревне есть святая криничка с целебной водой, которая известна с древних времен.

Про криничку есть местная легенда.

Говорят, что когда-то эта земля принадлежала пану Скурату, у которого была дочка, у нее было очень плохое зрение. Однажды в деревню пришел старец, остановился возле горы, с которой текла вода.

Старец попил этой воды, ополоснул лицо, и сразу у него глаза начали видеть лучше. Они пришел в деревню, рассказал про это людям, которые все передали пану Скурату. Пан начал брать эту воду и лечить свою дочку, протирать ей глаза — вылечилась девочка. Тогда пан Скурат выкопал колодец на горе и с того времени эту криничку начали называть криничка пана Скурата.

Сейчас криничка освящена в честьПредтечи и Крестителя Господня Иоанна. Говорят, что в праздники воду здесь вычерпывают до дна, однако она быстро набирается. Вода помогает от болезней глаз и желудка. Есть примеры, что люди вылечивались этой водой. Но известно, что вода помогает тем, кто верит.

Святая криничка находится возле речки с интересным названиемИорданка . Она была глубже и шире, пока не провели мелиорацию. А когда провели мелиорацию, то она стала небольшим ручейком. Название речки загадочное. Легенда говорит, что когда-то в этих местах убили одного человека, который называл себя Иорданас. А может, есть связь речки Иорданка с той знаменитой речкой Иордан, в которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа?

Здесь совершаются водоосвятные молебны, с особой торжественностью - в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля). Воду из этого источника берут не только местные жители, но и паломники, путешественники из ближнего и дальнего зарубежья.

Известные личности Великой Кракотки

В части деревни, которая раньше называлась Малая Кракотка, родился Иван Соломевич — белорусский литературовед, фольклорист, библиограф, переводчик, энциклопедист.

Он подписывал свои произведения псевдонимом Кракотский или Ян Соломевич.

Писатель родился в Малой Кракотке, а в школу ходил в Великой.

В Великой Кракотке, кстати, родился и знаменитый белорусГригорий Окулевич.Он во время оккупации в Полоцке был активным деятелем национально-освободительного белорусского движения. Также был одним из организаторов БКРГ и ТБШ. Когда поляки начали охотиться на Окулевича, он, чтобы избежать ареста, был вынужден эмигрировать в Канаду. Но там не оставил белорусскую деятельность, а вместе с друзьями создал первую русскую газету в Канаде, которая имела свою белорусскую страничку на белорусском языке. А когда началась Вторая мировая, то Григорий Окулевич пошел добровольцем на войну. После войны он в Канаде стал главным секретарем Федерации «русские в Канаде», а позже стал главным редактором эмигрантской газеты. В Канаде Окулевич написал и выдал две книги: «50 лет Белорусской Республике» и «Русские в Канаде».

В Великой Кракотке Григорий Окулевич и его друзья на базе ТБШ создали белорусскую библиотеку и назвали её в честь Янки Купалы. А полякам не нравилось все, что было белорусским, им не нравилось здешнее белорусское движение, поэтому поляки и закрыли библиотеку. Все белорусские книги из библиотеки вывезли. Только в 1939 году в деревне была обновлена белорусская библиотека Янки Купалы.

Началась Вторая мировая война, и библиотека была уничтожена, но в 1946 году библиотека Янки Купалы в Великой Кракотке отродилась в третий раз. С этой библиотекой вела переписку жена Янки Купалы - Влада Францевна Луцевич.

Досылали книги со своими автографами в библиотеку Якуб Колас, Аркадий Кулешов, Кондрат Крапива, Иван Шамякин,МихаилЛыньков.В 1970 году в деревне построили новую библиотеку имени Янки Купалы, но на сегодняшний день её уже не существует. Активное участие в строительстве Янки Купалы принималПавелТавлай,отец знаменитого белорусского поэтаВалентинаТавлая.

Тавлай начал писать стихи в раннем возрасте. Когда он учился в Слонимской учительской семинарии, он во время переписи записался белорусом, а родным языком написал белорусский, за что и был исключен из семинарии. В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения поэта Валентина Тавлая. Он 7 лет отмучился в польских тюрьмах за свою белорусскую деятельность, но, к счастью, он не попал под советские репрессии и не сгнил в сталинских лагерях, умер он своей смертью в 1947 году. Много про Валентина Тавлая писал, исследовал его творчество, посвятил ему много стихотворений его земляк, белорусский поэт Микола Арочка.

Михаил родился в соседней деревне, но любил приезжать в Великую Кракотку, он любил эти места. В деревне гордятся своим земляком-поэтом.

Великая Отечественная Война

В 1941 году возле Великой Кракотки состоялась сильная битва. С немецкой стороны против Красной армии здесь воевал полк Гульдена. Здесь погибли 160 немецких солдат, которых похоронили на горе возле церкви. А в 1944 году, когда немцы отступали, то останки каждого своего погибшего солдата они выкопали, переложили в новые гробы и повезли в Германию.

Сколько погибло красноармейцев не может сказать сегодня никто. Только в плен попало 1600 солдат, их провели по улицам деревни. Посреди деревни Великая Кракотка в братской могиле посреди деревни похоронены 17 известных и 338 неизвестных красноармейцев. А сколько их лежит еще, засыпанных в воронках, траншеях?

В деревне недавно построили дом и нашли останки еще 4 красноармейцев. Их привезли на братскую могилу и похоронили там.

На окраинах деревни и в лесах и сейчас ещё любители, изучающие историю Великой Отечественной Войны, историю Великой Кракотки находят предметы тех времён, свидетельствующие о сильных, кровопролитных боях.

Одна из старых находок, крест найден на дороге, ведущей к храму в Малой Кракотке

Поиск у монастырского озера (раньше озеро Школьное)

Солид 1663 года. Много было найдено у дороги возле храма в Малой Кракотке

Колечко

10 пфенингов

Программа "Путешествие дилетанта" и "Надежда на село"

Интересная и познавательная программа БТ наконец-то побывала и в нашей деревне!

Великая Кракотка богата интересными достопримечательностями и людьми.
Рассказ о них и о многом другом - в предлагаемом вам видео-репортаже.

Дерево всегда считалось хорошим материалом для внешней и внутренней отделки помещения. Поэтому сегодня для создания улучшенного интерьера используют резьбу по дереву, фотографии, рисунки и эскизы. Следуя такому направлению, украшают мебельные гарнитуры и интерьер, используя новейшую технологию, приемы и элементы, позволяющие получать изделия с великолепным внешним видом и качеством, а также имеющие высокую художественную ценность.

Дерево является достаточно легким материалом, который легко поддается обработке и используется еще с древних времен в украшении дворцов, храмов, домов. С большой охотой мастера всего мира наносят рисунки для резьбы по дереву, применяя в работе натуральный материал, чтобы создать уникальный стилистический образ в интерьере дома.

Рельефная резьба — достаточно трудоемкий вид резьбы

Для декора из деревянных элементов с помощью резьбы используют разную древесину:

  1. Липа. Очень мягкий материал для резьбы, из которого можно получить небольшие изделия в виде рамок для фотографий, разнообразные шкатулки, бытовую утварь с узорами. Они просто притягивают внимание. Этот материал прекрасно подойдет в период обучения резьбе по дереву, так как имеет мягкую податливую структуру древесины и красивый цвет на срезе.
  2. Береза. Является прекрасным сырьем для получения ослепительного накладного декора или создания отличных сувениров.
  3. Орех. Твердый материал, весьма неплох в обработке и полировке. Обширный спектр от небольших изделий и декора мебели до разнообразных скульптурных композиций.
  4. Груша. Уникальный материал, почти не трескается. Применяют при создании эксклюзивных декораций и сувениров.
  5. Ольха. Считается аристократическим деревом. Древесина обладает разнообразным цветовым решением от насыщенного красного и фиолетового до черного. Это часто заменяет ценные породы деревьев.
  6. Сосна, тис, ель, кедр. Эти виды пород деревьев используют для формирования массивной резной скульптуры, наличников, которые применяют в оформлении карнизов, украшении дома.

Резьбу применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам

Разнообразие видов резьбы по дереву

В современном мире может использоваться не один вид техники по ручной обработке дерева. Из них можно акцентировать внимание на таких способах:

  1. Сквозная резьба . Для нее свойственно в полной мере удаление древесной стружки из границ рисунка. Бывает простой вид и ажурный с разнообразной высотой и краями. Благодаря этой методике изготавливают рамки, накладки, двери, декоративные элементы. Если захочется выполнять резьбу по дереву в восточном стиле, то на помощь придет лобзик.
  2. Резьба с плоскими выемками. Характеризуется наличием плоской поверхности, в которую углубляют элементы резьбы. Есть несколько подвидов резьбы — контурная, когда, благодаря канавкам полукруглого либо треугольного сечения, на плоской поверхности получают узоры; скобчатая, когда узор получается из полукруглых насечек; геометрическая, когда для рисунка используют несколько типов элементов — колышки и трехгранная пирамида, заглубленная в середину. Узоры выполняют ножом для резьбы по дереву – косяком. В этом случае получаются разнообразные фигурки в виде ромбов, цепочек, сот. Выполняется так же чернолаковая резьба, когда лицевую сторону покрывают черной краской либо лаком, а после вырезают канавки.
  3. Рельефная резьба. Элементы располагают на одном уровне с лицевой поверхностью или выше. Это достаточно трудоемкий вид резьбы. Благодаря этому виду создают изображения гербов, различных орнаментов, эмблем. Впоследствии образ завершает игра света и тени.
  4. Резьба для украшения дома. Применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам, которые расположены на тыльной стороне деревянных элементов. Ими украшают карнизы, столбики крыльца, балясины.

Всегда на помощь мастеру приходит трафарет для резьбы по дереву. В этом нелегком деле он всегда незаменимый помощник.

Разновидности трафаретов

Трафареты для резьбы по дереву используют для того, чтобы выполнить достаточно нелегкую и кропотливую работу, которая затем украсит дом. Делится на такие виды:

Какой же трафарет предпочитают для резьбы по дереву?

Для выбора подходящих трафаретов нужно придерживаться нескольких правил:

Выбирать нужно тот трафарет, с которым вы можете работать

По каким параметрам выбрать шаблон для резьбы по дереву

Во-первых, для крупных деревянных элементов необходимо выбирать крупные трафареты, иначе элементы будут небольшими, и их не будет видно. А вот для шкатулок и рамок выбирают узоры посложнее.

Для разной техники резьбы выбираются надлежащие схемы и шаблоны для резьбы по дереву:

  1. Прорезная резьба требует шаблоны и трафареты должного качества и быстрой работы. После того, как перенесли рисунок, те участки, которые окажутся сквозными, необходимо будет заштриховать.
  2. Геометрическая техника – основа резьбы по дереву. Когда эскиз выбран, его наносят на панно из дерева.
  3. Скульптурная либо рельефная резьба более трудоемкая и требует определенных навыков от мастера. Сначала эскиз выполняют на бумаге, но если это объемная поделка, то необходимо создать фигуру из пластичного материала, к примеру, из глины.

Существует такой вид резьбы, как сквозная или ажурная - она подразделяется на, собственно, сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик. С ним как раз легко выполнять прорезную резьбу, которая отлично подходит для работ по дереву!

Прорезную резьбу называют ажурной, потому что, как вы можете видеть на фотографиях, изделия, изготовленные в этой технике, выглядят невероятно легкими, словно нежнейшее кружево. Суть прорезной резьбы заключается в том, чтобы насквозь пропилить узор в тонкой деревянной заготовке. Этот вид резьбы приобрел невероятную популярность в сфере украшения дизайна и интерьеров. Самыми яркими примерами прорезной резьбы можно считать резьбу домовую - украшения для наличников на окна и двери, резные перила, украшения фронтонов создавались на Руси с незапамятных времен и многие из них сохранились до наших дней.

Основное отличие прорезной резьбы заключается в том, что фон изделия удаляется полностью. Но иногда, для наилучшего восприятия узора, его прибивают или приклеивают к сплошному фону контрастного цвета. Этот прием называют накладной резьбой.

Учимся прорезной резьбе по дереву: с чего начинается работа

Изначально необходимо подобрать подходящую по размерам деревянную заготовку, причем для такого вида резьбы обычно используют древесину хвойных деревьев (ель, сосна, пихта).

Затем выбирается нужный орнамент и подготавливается для переносана заготовку. При этом создать чертеж будущего трафарета можно самостоятельно, либо выбрать уже существующий шаблон из интернета, где вы можете найти огромное количество как отдельных картинок, так и целых альбомов с изображениями. Ниже на фото представлены примеры удобных и простых чертежей:

Выбранный рисунок сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке. После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе.

Выбирая эскиз, следует помнить, что мелкие детали орнамента будут незаметны на крупном фоне, например, на фасаде здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рама для картины.

Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров

При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.

В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.

Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.

В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.

Видео по теме статьи

При декорировании жилого помещения можно использовать разнообразный материал, но традиционно для этих целей используют дерево. На сегодняшний день художественная обработка ведется с применением огромного числа техник, но, пожалуй, самые эффектные результаты получаются при применении прорезной резьбы по дереву.

Технологию не назовешь сложной, но получаемые в итоге изделия поражают своей красотой и изяществом. Более подробно об этой технике мы расскажем дальше.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).


Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы. Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Подготовительный этап

Тем, кто занимается резьбой впервые, имеет смысл сфокусировать свое внимание на теории. Печатные издания, сайты рукоделия предоставят исчерпывающую информацию о рассматриваемом способе декорирования.

После изучения технологии стоит подготовить инструменты, при необходимости приобрести их в магазине. Кроме лобзика могут понадобиться стамески разных размеров, дрель и сверла, резаки, расходные материалы для шлифовки и т.д.


Еще одной важной вехой на этом этапе станет выбор узоров и эскизов будущего украшения. Последние можно попробовать сделать самому или найти подходящие в сети, благо специализированных сайтов по этой тематике предостаточно. Распечатка в нужном масштабе завершит предварительный этап.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины. Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Береза и липа отличаются превосходной структурой, имеют нужную плотность, что дает возможность воплотить даже самые смелые эскизы прорезной резьбы.


Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом. Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Сверло должно быть такого диаметра, чтобы в полученное отверстие легко прошла пилка лобзика. Там, где не получается осуществить пропилы лобзиком (слишком мелкий рисунок и крутые изгибы), используют узкое ножовочное полотно.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Финишная обработка

Доработку изделия совершают для получения ровных и чистых краев. Используют стамески, на труднодоступных участках пригодится острый нож.

Зачистку ведут при помощи наждачной бумаги, надфиля или абразивного круга. Готовое изделие шлифуется с двух сторон до получения должного внешнего вида.

Взглянув на фото прорезной резьбы, становится понятно, что полученные узоры являются превосходным декоративным элементом для мебели, оконных наличников, карнизов. Изящность изделия дает возможность создавать превосходные женские украшения, оформлять ширмы и многое другое.

Фото прорезной резьбы

Древнее искусство резьбы по дереву и фанере всегда считалось увлекательным занятием, с помощью резных украшений возводили уникальной красоты терема и избы, большинство из которых и сегодня относят к памятникам архитектуры. Вудкарвинг, или резьба по дереву, становится популярным мастерством, применяют его для изготовления крупных и мелких шедевров. Начинающим мастерам помогают создавать шедевры готовые трафареты для резьбы по дереву – специальные шаблоны, по которым создаются объёмные орнаменты, узоры.

Древнее искусство резьбы по дереву всегда считалось увлекательным занятием

Трафареты для работы по дереву используют для того чтобы готовые идентичные узоры перенести на объёмную плоскость. Чаще всего, такую работу проделывают для украшения стен и оконных наличников, поэтому и считаются самыми распространенными эскизы для работы с деревянными поверхностями.

Резные узоры, выполненные с помощью трафарета, мастерами подразделяются на несколько видов:

  • ленточного резного орнамента;
  • резных наличников;
  • резных балясин;
  • пилястр;
  • полотенец;
  • кронштейнов.

По таким готовым шаблонам даже начинающий мастер может скомпоновать и самостоятельно создать уникальный рисунок и настоящий шедевр резного искусства. С помощью готового трафарета легко можно украсить любое изделие из дерева. Художественная резка и ажурные рисунки, как правило, пригодятся при украшении:

  • предметов мебели;
  • посуды;
  • рамок для картин или фотографий;
  • шкатулки.

В том случае, если мастер желает в своей работе передать определенные национальные мотивы или особенности предмета, следует предварительно изучить тонкости и нюансы орнаментов и узоров.

Как научиться резьбе по дереву (видео)

Эскизы для узоров: инструкция

Тем мастерам, которые не так давно взяли в руки инструменты, опытные мастера рекомендуют учитывать следующие нюансы при подготовке к работе:

  • шаблон для гравюры должен быть максимально простым и понятным, без сложных и витиеватых элементов;
  • для каждого вида резьбы существуют свои шаблоны для работы;
  • линии с имеющегося шаблона на материал для работы переносят максимально точно, так как только так можно добиться аккуратности в работе.

Выбирая рисунок для последующего перенесения его на материал, стоит учитывать ряд тонкостей, которые помогут изготовить изделие профессионально и мастерски.

  1. Для крупного изделия не следует выбирать ажурный орнамент или рисунок с мелкими деталями. Такой рисунок потеряется на готовой вещи и не сделает её уникальной.
  2. Мелкие вещи не украшаются узорами с крупными элементами и деталями орнамента, чтобы не скрыть форму и уникальность изделия.
  3. Пропорции при перенесении деталей на фрагменты изделия следует соблюдать до тонкостей, чтобы не нарушить целостность готового орнамента.

Не следует приступать к работе без предварительного создания эскиза, который можно изготовить самостоятельно или скачать готовые фотографии из интернета.

Резные рамки для зеркала: интересная идея

Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала.

Такие предметы интерьера не только сморятся богато и уникально, но добавляют интерьеру комнату особенную «изюминку». Для вырезывания рамок для зеркала специалисты рекомендуют использовать несколько основных стилей для работы.

  1. Стиль двойной барокко содержит два контура внутри и снаружи, представленные ажурными завитками. Мастера включили в этот стиль профиль пера, он отражает некоторую легкость и изящество изделия прямоугольной формы.
  2. Для зеркал идеально подходит профиль перо с тыльником, предусматривающий плотную заднюю часть, куда и крепится зеркало.
  3. Изысканный профиль имеет также стиль гантель, несмотря на некоторую массивность рамки. Именно такие рамы неплохо держат тяжелое и массивное зеркало.

Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала

Для изготовления зеркальных рамок используются и специальные методы декорирования:

  • золочение с предварительной полировкой;
  • лакирование материалом прозрачного состава;
  • патина, или искусственное старение дерева;
  • антикварное оформление трещинами под названием кракелюр.

Для того чтобы переносить узор с трафарета на изделие, используют мягкие карандаши, перенося орнамент максимально точно и аккуратно.

Трафареты картинки для лобзика и резьбы по дереву в карандаше: как сделать

Тем умельцам, которые только начинают себя пробовать в качестве резчика по дереву, следует понимать, что качественную резку можно сделать только после того как будет правильно заготовлен шаблон для вырезания.

  1. Изначально стоит определиться с заготовкой для резьбы. Начинающим умельцам лучше подойдет геометрическая резьба на плоскости или несложная деревянная фигурка.
  2. На бумаге карандашом делается набросок эскиза, при этом на нем четко определяются основные зоны и места, где планируется нанесение резьбы.
  3. С помощью специальных приспособлений для черчения изображение переносится миллиметровую бумагу.
  4. Повторяющиеся детали изготавливаются из плотной бумаги или плотного картона.
  5. Готовое бумажное лекало закрепляется на деревянную основу и копируются.

При изготовлении трафаретов для резьбы, выполненной в прорезной технике, мастера рекомендуют изначально пользоваться плотной бумагой для лекала.

Геометрическая и плоскорельефная резьба: что это такое

Название геометрической резьбы по дереву идет от основных деталей и элементов в основе узора: геометрических форм, фигур и их элементов. Используют такие орнаменты для украшения мебели, домашней утвари.

Для создания этой гравировки потребуется несложный набор инструментов:

  • отрезок доски из дерева мягкой породы;
  • специальный нож-косяк;
  • простой мягкий карандаш;
  • линейка.

При изготовлении изделия не потребуется накладная бумажная заготовка, так как элементы геометрического узора можно наносить прямо на деревянную заготовку.

Плоскорельефная резьба делается аналогичным способом, но рисуночными элементами выступают не геометрические фигуры, а изображения животных, элементов природы, людей. Используется этот вид резьбы также для изготовления нард.

Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком

Для такой деревянной гравюры понадобятся материалы:

  • набор резцов по дереву;
  • мягкая деревянная заготовка;
  • наждачная бумага, карандаши.

Изготавливают изделие с соблюдением определенной последовательности действий.

  1. Древесину заранее зачищают и подготавливают для работы. Рисунок наносится на копировальную бумагу и переносится на заготовку.
  2. Контурная резьба делается по рисунку, предварительно выбирается рельеф и рамка изделия.
  3. По окончании работа обрабатывается морилкой, красителем или просто акварельными красками. Зачищается наждачной бумагой.

Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком.

Цветы: резьба по дереву для начинающих

Цветы являются одним из основных элементов многих узоров для резьбы по дереву. Вырезать этот элемент несложно, важно соблюдать последовательность действий и принцип работы.

  1. На деревянную поверхность наносится рисунок в виде кругов и размечаются детали будущего цветка.
  2. Центральные круги подрезают по кругу, после чего срезают от внешнего круга к центру.
  3. После разметки лепестков их прорезают по контуру, срезая треугольники между лепестками, после чего надрезают внешний контур каждого лепестка.
  4. Внутри цветка делают надрез, закругляя центр рисуночного элемента.

Украсить рисунок можно любыми дополнительными мотивами, широкие возможности для тонирования дает гериолаковая основа изделия