Сообщение щепа роспись по лубу и дереву. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Традиционные виды народного декоративного искусства
Урок 17. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.
Цели деятельности учителя
Формировать знания о художественных образах фольклора; формировать умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца; формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.
Тип урока
Урок-образ.
Планируемые
образовательные
результаты
Личностные : проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера
Познавательные : различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.
Коммуникативные : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой; фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы
Учебник ИЗО 5 класс
Оборудование
Учебник, карандаш, альбом, краски, кисти, емкость для воды.
Наглядно-демонстрационный материал
Фотографии работ.
Основные понятия и термины
Щепа, луб, береста.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии
Приветствие. (Здравствуйте, ребята!)
Проверка явки учащихся по журналу.
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
Что на ваш взгляд удивительного в нашем классе сегодня? (птицы). Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках? (в вышивках, резьбе). Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с историей зарождения, и техникой выполнения.
Делятся впечатлениями
Фронтальная работа
Познавательные: сравнивают объекты.
Регулятивные:
выдвигают версии (об увиденном).
Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть)
Продолжение табл.
II. Изучение нового материала
Игровой.
Объяснительно-иллюстративный
Скажите, какой основной материал в крестьянском быту? Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки. (Продемонстрировать изделия) Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.
Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах.
Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.
Физминутка.
Отвечают на поставленные вопросы.
Индивиду-
альная,
групповая работа
Познавательные: узнают новое
Регулятивные:
работают по плану, сверяясь с целью.
Коммуникативные: организуют работу в группе.
Личностные:
осваивают новые социальные роли
Окончание табл.
III. Творческая практическая деятельность
Исследовательский
Практическая работа учащихся
С помощью шаблона на бумагу переводят туловище птички;
Птицу украшают разноцветными рисунками;
Хвост и хохолок разрисовывают в северных традициях.
Выполнение творческой работы.
Индивидуальная работа
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос – ответ»
Рефлексия: Что такое луб, щепа, береста? Где зародился данный вид промысла?
Д.з. Подготовиться к тесту Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Отвечают
на вопросы
в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение
и оценка проделанной работы.
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.
Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба.
Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе.
Изделия из луба
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/8/8/6881d058f15594c7a13f8c3f95f9dfef2bf7e870/img2.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/8/8/6881d058f15594c7a13f8c3f95f9dfef2bf7e870/img3.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/8/8/6881d058f15594c7a13f8c3f95f9dfef2bf7e870/img4.jpg)
Мезенская роспись
Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/8/8/6881d058f15594c7a13f8c3f95f9dfef2bf7e870/img5.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/8/8/6881d058f15594c7a13f8c3f95f9dfef2bf7e870/img6.jpg)
Применяемая техника: капелька, усик, штрих, листок. Основным
мотивом является геометрический орнамент – солярные знаки, кресты,
ромбы.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/8/8/6881d058f15594c7a13f8c3f95f9dfef2bf7e870/img7.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/8/8/6881d058f15594c7a13f8c3f95f9dfef2bf7e870/img8.jpg)
Практическая работа:
расписать форму туеса мезенской росписью
Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.
Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.
Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.
На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.
Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.
Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.
На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте Тема 13
Выполнил работу
Щебуняев Владислав Викторович
Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия» станица Вешенская
Основной материал в крестьянском быту дерево и береста.
- Основной материал в крестьянском быту дерево и береста.
- Из бересты делают посуду – туеса и бураки для хранения еды, питья, лесных ягод.
- Из луба, т.е. слоя дерева под корой, короба, хлебницы, набирухи для ягод и грибов.
- Из тонкой легкой щепы умельцы мастерят сказочных птиц с пышным, словно веер, хвостом и крыльями.
- Подвешенная к потолку птица кружится даже от легкого дуновения ветерка.
- Щепу мастер получал из сосновых чурочек. Старались, чтобы щепа получалась тонкой.
- Затем закладывали одну щепу за другую, цепляя их фигурными краями. Получался нарядный хвост и крылья.
- Роспись зародилась на реке Мезень.
- Это работа известного мастера Ивана Фатьянова.
- Мезенские мастера украшали своими узорами и прялки.
- На золотистом фоне преобладает обычно красно-коричневый цвет, дополненный четким графическим рисунком.
- Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой сдержанностью и отточенной графикой.
- Для этого мастера используют металлические перья с тушью, специальные ручки – изографы или тонкие кисти.
- Выполни эскиз посуды, в которой представлена мезенская роспись. ВОПРОСЫ:
- Какие народные художественные промыслы России ты знаешь?
- Откуда черпают народные мастера образы, сюжеты, орнаменты?
- Как ты понимаешь выражение «чувство материала»?