Сообщение щепа роспись по лубу и дереву. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Традиционные виды народного декоративного искусства

Урок 17. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.

Цели деятельности учителя

Формировать знания о художественных образах фольклора; формировать умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца; формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

Тип урока

Урок-образ.

Планируемые
образовательные

результаты

Личностные : проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные : различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Учебник ИЗО 5 класс

Оборудование

Учебник, карандаш, альбом, краски, кисти, емкость для воды.

Наглядно-демонстрационный материал

Фотографии работ.

Основные понятия и термины

Щепа, луб, береста.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии

Приветствие. (Здравствуйте, ребята!)

Проверка явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

Что на ваш взгляд удивительного в нашем классе сегодня? (птицы). Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках? (в вышивках, резьбе). Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с историей зарождения, и техникой выполнения.

Делятся впечатлениями

Фронтальная работа

Познавательные: сравнивают объекты.

Регулятивные:

выдвигают версии (об увиденном).

Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть)

Продолжение табл.

II. Изучение нового материала

Игровой.

Объяснительно-иллюстративный

Скажите, какой основной материал в крестьянском быту? Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки. (Продемонстрировать изделия) Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.

Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах.

Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

Физминутка.

Отвечают на поставленные вопросы.

Индивиду-

альная,

групповая работа

Познавательные: узнают новое

Регулятивные:

работают по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: организуют работу в группе.

Личностные:

осваивают новые социальные роли

Окончание табл.

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

Практическая работа учащихся

С помощью шаблона на бумагу переводят туловище птички;

Птицу украшают разноцветными рисунками;

Хвост и хохолок разрисовывают в северных традициях.

Выполнение творческой работы.

Индивидуальная работа

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ»

Рефлексия: Что такое луб, щепа, береста? Где зародился данный вид промысла?

Д.з. Подготовиться к тесту Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Отвечают

на вопросы

в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение

и оценка проделанной работы.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.


Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе.

Изделия из луба




Мезенская роспись

Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи



Применяемая техника: капелька, усик, штрих, листок. Основным

мотивом является геометрический орнамент – солярные знаки, кресты,

ромбы.



Практическая работа:

расписать форму туеса мезенской росписью

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте Тема 13

Выполнил работу

Щебуняев Владислав Викторович

Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия» станица Вешенская

Основной материал в крестьянском быту дерево и береста.

  • Основной материал в крестьянском быту дерево и береста.
  • Из бересты делают посуду – туеса и бураки для хранения еды, питья, лесных ягод.
  • Из луба, т.е. слоя дерева под корой, короба, хлебницы, набирухи для ягод и грибов.
Из тонкой легкой щепы умельцы мастерят сказочных птиц с пышным, словно веер, хвостом и крыльями.
  • Из тонкой легкой щепы умельцы мастерят сказочных птиц с пышным, словно веер, хвостом и крыльями.
  • Подвешенная к потолку птица кружится даже от легкого дуновения ветерка.
Щепу мастер получал из сосновых чурочек. Старались, чтобы щепа получалась тонкой.
  • Щепу мастер получал из сосновых чурочек. Старались, чтобы щепа получалась тонкой.
  • Затем закладывали одну щепу за другую, цепляя их фигурными краями. Получался нарядный хвост и крылья.
Посуда из бересты Посуда эта прочная: у нее хорошо подогнанное донышко, не пропускающее воду, двойные стенки – внутренняя и наружная, которую мастера называли «рубашка». Берестяную рубашку северяне украшали тиснеными узорами. С помощью прочных деревянных штампиков создавали нарядный рельефный узор. Берестяную рубашку северяне украшали тиснеными узорами. С помощью прочных деревянных штампиков создавали нарядный рельефный узор. Мезенская роспись.
  • Роспись зародилась на реке Мезень.
  • Это работа известного мастера Ивана Фатьянова.
Мезенские мастера украшали своими узорами и прялки.
  • Мезенские мастера украшали своими узорами и прялки.
  • На золотистом фоне преобладает обычно красно-коричневый цвет, дополненный четким графическим рисунком.
Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой сдержанностью и отточенной графикой.
  • Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой сдержанностью и отточенной графикой.
  • Для этого мастера используют металлические перья с тушью, специальные ручки – изографы или тонкие кисти.
ЗАДАНИЕ: ЗАДАНИЕ:
  • Выполни эскиз посуды, в которой представлена мезенская роспись.
  • ВОПРОСЫ:
  • Какие народные художественные промыслы России ты знаешь?
  • Откуда черпают народные мастера образы, сюжеты, орнаменты?
  • Как ты понимаешь выражение «чувство материала»?
Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г. Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.