Структурные шаблоны: Фасад (Facade). Remote Facade (Парадный вход) Схожие шаблоны и их отличия

Фасад (Facade ) — это поведенческий шаблон проектирования. Данный шаблон позволяет скрыть сложность системы путём сведения всех возможных вызовов к одному объекту, делегирующему их соответствующих объектам системы.

Простейшая схема работы паттерна:

Представим, что ми пишем программное обеспечение для микроволновой печи. Для простоты представим, что у неё есть только следующие функции: поворот влево и вправо, установка необходимой мощности, оповещение о начале и завершении работы.

Для того, чтобы приготовить вкусное блюдо, что-то разогреть или разморозить, необходимо выполнить определённое количество различных действий, в определённой последовательности. Например при разморозке, необходимо начиная с высоких мощностей несколько раз сбрасывать мощность, при этом вращая платформу с продуктом.

Если бы пользователю приходилось самому следить за каждым шагом процесса, то это было бы очень времязатратно и неэффективно. Ведь все знают, что на современной микроволновке достаточно выбрать нужную программу и нажать старт, после чего она сама сделает всё что необходимо, а по завершению оповестит пользователя.

Шаблон проектирования «фасад» занимается именно такими случаями. Он позволяет спрятать всю сложность процесса за простым интерфейсом.

Создадим классы для работы привода микроволновки (вращения), мощности и оповещения.

В классе привода, будет всего 2 действия: поворот направо и поворот налево.

Class Drive { public void TurlLeft() { Console.WriteLine("Повернуть влево"); } public void TurlRight() { Console.WriteLine("Повернуть вправо"); } }

В классе задающем мощность, добавлено свойство для получения и установки необходимой мощности работы.

Class Power { private int _power; public int MicrowavePower { get { return _power; } set { _power = value; Console.WriteLine("Задана мощность {0}w ", _power); } } }

В классе оповещения добавлены методы для оповещения о начале и завершении работы.

Class Notification { public void StopNotification() { Console.WriteLine("Пик-пик-пик - операция завершена"); } public void StartNotification() { Console.WriteLine("Пик - начат процесс готовки"); } }

Осталось реализовать сам класс микроволновой печи. В данном примере он же будет являться фасадом. В классе реализуем методы для разморозки и разогрева продуктов.

Class Microwave { private Drive _drive; private Power _power; private Notification _notification; public Microwave(Drive drive, Power power, Notification notification) { _drive = drive; _power = power; _notification = notification; } public void Defrost() { _notification.StartNotification(); _power.MicrowavePower = 1000; _drive.TurlRight(); _drive.TurlRight(); _power.MicrowavePower = 500; _drive.TurlLeft(); _drive.TurlLeft(); _power.MicrowavePower = 200; _drive.TurlRight(); _drive.TurlRight(); _power.MicrowavePower = 0; _notification.StopNotification(); } public void Heating() { _notification.StartNotification(); _power.MicrowavePower = 350; _drive.TurlRight(); _drive.TurlRight(); _drive.TurlRight(); _drive.TurlRight(); _drive.TurlRight(); _drive.TurlLeft(); _drive.TurlLeft(); _drive.TurlRight(); _drive.TurlRight(); _drive.TurlLeft(); _drive.TurlLeft(); _drive.TurlLeft(); _drive.TurlLeft(); _power.MicrowavePower = 0; _notification.StopNotification(); } }

Вот и всё, пример готов, осталось протестировать.

Var drive = new Drive(); var power = new Power(); var notification = new Notification(); var microwave = new Microwave.Microwave(drive, power, notification); Console.WriteLine("Разморозим"); microwave.Defrost(); Console.WriteLine(); Console.WriteLine("Подогреем"); microwave.Heating();

Результат будет следующий:


Книга GoF описывает этот паттерн как предоставляющий унифицированный интерфейс к множеству интерфейсов в некоторой подсистеме. Книга "Паттерны проектирования " дает это же толкование и обращает внимание, что, скрывая слож­ность подсистемы, паттерн "Фасад " в то же время предоставляет все возможности подсистемы через удобный для использования интерфейс.

Для простого практического примера того, как работает паттерн "Фасад", пред­ставьте стиральную машину со всего лишь двумя режимами стирки: для сильно загрязненного белья и для слабо загрязненного.

Для каждого режима стиральная машина должна выполнить предопределенный набор операций: установить темпе­ратуру воды, нагреть воду, установить длительность цикла стирки, добавить сти­ральный порошок, добавить отбеливающее средство, добавить смягчитель ткани и т.д. Каждый режим требует различного набора инструкций по стирке (разное количество стирального порошка, более высокая/низкая температура, более долгий/короткий цикл отжима и т.д.).

Простой интерфейс предоставляет два режима стирки, скрывающих сложную логику выбора подходящей температуры воды, длительности отжима и цикла стирки, а также различные методики добавления стирального порошка, отбели­вающего средства или смягчителя ткани.

Пользователь стиральной машины не должен думать о сложной логике стирки вещей (выбирать температуру, длитель­ность цикла и т.д.). Единственное, что должен сделать пользователь - решить, сильно загрязнено белье или нет. В этом состоит сущность паттерна "Фасад" при­менительно к конструкции стиральных машин.

Паттерн "Фасад" обычно реализуется в следующих целях и случаях:

  • для обеспечения простого и унифицированного доступа к унаследованной системе управления производством;
  • для создания общедоступного API к таким классам, как драйвер;
  • для предоставления крупно-модульного доступа к доступным сервисам. Серви­сы сгруппированы как в вышеприведенном примере со стиральной машиной;
  • чтобы снизить количество сетевых вызовов. Фасад выполняет множество об­ращений к подсистеме, в то время как удаленный клиент должен выполнить одно-единственное обращение к фасаду;
  • для инкапсуляции последовательности выполняемых действий и внутренних деталей приложения, чтобы обеспечить простоту и безопасность.

Кстати, фасады также иногда реализуют как абстрактные фабрики-одиночки.

Диаграмма классов фасада . Как можно увидеть на диаграмме классов на рис.3.1 , паттерн "Фасад" предоставляет простой интерфейс для базовой системы, инкап­сулируя сложную логику.

Рис 3.1 . Диаграмма классов паттерна "Фасад".

Назначение паттерна Facade

  • Паттерн Facade предоставляет унифицированный интерфейс вместо набора интерфейсов некоторой подсистемы. Facade определяет интерфейс более высокого уровня, упрощающий использование подсистемы.
  • Паттерн Facade "обертывает" сложную подсистему более простым интерфейсом.

Решаемая проблема

Клиенты хотят получить упрощенный интерфейс к общей функциональности сложной подсистемы.

Обсуждение паттерна Facade

Паттерн Facade инкапсулирует сложную подсистему в единственный интерфейсный объект. Это позволяет сократить время изучения подсистемы, а также способствует уменьшению степени связанности между подсистемой и потенциально большим количеством клиентов. С другой стороны, если фасад является единственной точкой доступа к подсистеме, то он будет ограничивать возможности, которые могут понадобиться "продвинутым" пользователям.

Объект Facade, реализующий функции посредника, должен оставаться довольно простым и не быть всезнающим "оракулом".

Структура паттерна Facade

Клиенты общаются с подсистемой через Facade. При получении запроса от клиента объект Facade переадресует его нужному компоненту подсистемы. Для клиентов компоненты подсистемы остаются "тайной, покрытой мраком".

Подсистемы SubsystemOne и SubsystemThree не взаимодействуют напрямую с внутренними компонентами подсистемы SubsystemTwo. Они используют "фасад" SubsystemTwoWrapper (т.е. абстракцию более высокого уровня).

Паттерн Facade определяет унифицированный высокоуровневый интерфейс к подсистеме, что упрощает ее использование. Покупатели сталкиваются с фасадом при заказе каталожных товаров по телефону. Покупатель звонит в службу поддержки клиентов и перечисляет товары, которые хочет приобрести. Представитель службы выступает в качестве "фасада", обеспечивая интерфейс к отделу исполнения заказов, отделу продаж и службе доставки.

  • Определите для подсистемы простой, унифицированный интерфейс.
  • Спроектируйте класс "обертку", инкапсулирующий подсистему.
  • Вся сложность подсистемы и взаимодействие ее компонентов скрыты от клиентов. "Фасад" / "обертка" переадресует пользовательские запросы подходящим методам подсистемы.
  • Клиент использует только "фасад".
  • Рассмотрите вопрос о целесообразности создания дополнительных "фасадов".

Особенности паттерна Facade

  • Facade определяет новый интерфейс, в то время как Adapter использует уже имеющийся. Помните, Adapter делает работающими вместе два существующих интерфейса, не создавая новых.
  • Если Flyweight показывает, как сделать множество небольших объектов, то Facade показывает, как сделать один объект, представляющий целую подсистему.
  • Mediator похож на Facade тем, что абстрагирует функциональность существующих классов. Однако Mediator централизует функциональность между объектами-коллегами, не присущую ни одному из них. Коллеги обмениваются информацией друг с другом через Mediator. С другой стороны, Facade определяет простой интерфейс к подсистеме, не добавляет новой функциональности и не известен классам подсистемы.
  • Abstract Factory может применяться как альтернатива Facade для сокрытия платформенно-зависимых классов.
  • Объекты "фасадов" часто являются Singleton , потому что требуется только один объект Facade.
  • Adapter и Facade в являются "обертками", однако эти "обертки" разных типов. Цель Facade - создание более простого интерфейса, цель Adapter - адаптация существующего интерфейса. Facade обычно "обертывает" несколько объектов, Adapter "обертывает" один объект.

Реализация паттерна Facade

Разбиение системы на компоненты позволяет снизить ее сложность. Ослабить связи между компонентами системы можно с помощью паттерна Facade. Объект "фасад" предоставляет единый упрощенный интерфейс к компонентам системы.

В примере ниже моделируется система сетевого обслуживания. Фасад FacilitiesFacade скрывает внутреннюю структуру системы. Пользователь, сделав однажды запрос на обслуживание, затем 1-2 раза в неделю в течение 5 месяцев справляется о ходе выполнения работ до тех пор, пока его запрос не будет полностью обслужен.

#include class MisDepartment { public: void submitNetworkRequest() { _state = 0; } bool checkOnStatus() { _state++; if (_state == Complete) return 1; return 0; } private: enum States { Received, DenyAllKnowledge, ReferClientToFacilities, FacilitiesHasNotSentPaperwork, ElectricianIsNotDone, ElectricianDidItWrong, DispatchTechnician, SignedOff, DoesNotWork, FixElectriciansWiring, Complete }; int _state; }; class ElectricianUnion { public: void submitNetworkRequest() { _state = 0; } bool checkOnStatus() { _state++; if (_state == Complete) return 1; return 0; } private: enum States { Received, RejectTheForm, SizeTheJob, SmokeAndJokeBreak, WaitForAuthorization, DoTheWrongJob, BlameTheEngineer, WaitToPunchOut, DoHalfAJob, ComplainToEngineer, GetClarification, CompleteTheJob, TurnInThePaperwork, Complete }; int _state; }; class FacilitiesDepartment { public: void submitNetworkRequest() { _state = 0; } bool checkOnStatus() { _state++; if (_state == Complete) return 1; return 0; } private: enum States { Received, AssignToEngineer, EngineerResearches, RequestIsNotPossible, EngineerLeavesCompany, AssignToNewEngineer, NewEngineerResearches, ReassignEngineer,EngineerReturns, EngineerResearchesAgain, EngineerFillsOutPaperWork, Complete }; int _state; }; class FacilitiesFacade { public: FacilitiesFacade() { _count = 0; } void submitNetworkRequest() { _state = 0; } bool checkOnStatus() { _count++; /* Запрос на обслуживание получен */ if (_state == Received) { _state++; /* Перенаправим запрос инженеру */ _engineer.submitNetworkRequest(); cout << "submitted to Facilities - " << _count << " phone calls so far" << endl; } else if (_state == SubmitToEngineer) { /* Если инженер свою работу выполнил, перенаправим запрос электрику */ if (_engineer.checkOnStatus()) { _state++; _electrician.submitNetworkRequest(); cout << "submitted to Electrician - " << _count << " phone calls so far" << endl; } } else if (_state == SubmitToElectrician) { /* Если электрик свою работу выполнил, перенаправим запрос технику */ if (_electrician.checkOnStatus()) { _state++; _technician.submitNetworkRequest(); cout << "submitted to MIS - " << _count << " phone calls so far" << endl; } } else if (_state == SubmitToTechnician) { /* Если техник свою работу выполнил, то запрос обслужен до конца */ if (_technician.checkOnStatus()) return 1; } /* Запрос еще не обслужен до конца */ return 0; } int getNumberOfCalls() { return _count; } private: enum States { Received, SubmitToEngineer, SubmitToElectrician, SubmitToTechnician }; int _state; int _count; FacilitiesDepartment _engineer; ElectricianUnion _electrician; MisDepartment _technician; }; int main() { FacilitiesFacade facilities; facilities.submitNetworkRequest(); /* Звоним, пока работа не выполнена полностью */ while (!facilities.checkOnStatus()) ; cout << "job completed after only " << facilities.getNumberOfCalls() << " phone calls" << endl; }

Вывод программы:

submitted to Facilities - 1 phone calls so far submitted to Electrician - 12 phone calls so far submitted to MIS - 25 phone calls so far job completed after only 35 phone calls

Ключевую роль в архитектуре, которую мы обсуждаем в этой книге, играет шаблон проектирования под названием «фасад».

Как правило, фасад используется для создания некоторой абстракции, скрывающей за собой совершенно иную реальность. Паттерн «фасад» обеспечивает удобный высокоуровневый интерфейс для больших блоков кода, скрывая за собой их истинную сложность. Относитесь к фасаду, как к упрощенному API, который вы отдаете в пользование другим разработчикам.

Фасад - структурный паттерн . Часто его можно обнаружить в JavaScript-библиотеках и фреймворках, где пользователям доступен только фасад - ограниченная абстракция широкого диапазона поведений реализованных внутри.

Благодаря такому подходу, пользователь взаимодействует только с интерфейсом, не имея никакого представления о подсистемах, которые скрываются за ним.

Причина, по которой нам интересен фасад - возможность скрыть детали реализации конкретной функциональности, хранящиеся в модулях. Это позволит нам вносить изменения в реализацию, не сообщая об этом пользователям.

Надежный фасад - наш упрощенный интерфейс - позволит нам не беспокоиться о тесных связях некоторых модулей нашей системы с dojo, jQuery, YUI, zepto или какой-либо другой библиотекой. Это становится не так важно. Вы можете переходить с одной библиотеки на другую не меняя слой взаимодействия. К примеру, с jQuery на dojo. Более того, у вас появляется возможность совершить такой переход на более поздних этапах, без изменений в остальных частях системы.

Ниже я написал достаточно простой пример использования фасада. Как вы видите, у нашего модуля есть несколько приватных методов. Чтобы создать более простой интерфейс для доступа к этим методам мы используем фасад.

var module = (function () { var _private = { i : 5 , get : function () { console . log ("Текущее значение:" + this . i ); }, set : function (val ) { this . i = val ; }, run : function () { console . log ("процесс запущен" ); }, jump : function () { console . log ("резкое изменение" ); } }; return { facade : function (args ) { _private . set (args . val ); _private . get (); if (args . run ) { _private . run (); } } } }()); module . facade ({ run : true , val : 10 }); // Текущее значение: 10, процесс запущен

Это и есть та причина, по которой мы добавили фасад к нашей архитектуре. В следующей главе мы обсудим медиатор. Принципиальное различие между этими двумя паттернами заключается в том, что фасад, как структурный паттерн, всего лишь передает существующую функциональность в медиатор, в то время как медиатор, как поведенческий паттерн, может эту функциональность расширять.

Описание Remote Facade

Предоставляет общий объединяющий интерфейс для набора методов объекта для улучшения эффективности сетевого взаимодействия.

Паттерн Remote Facade в объектно-ориентированной модели улучшает работу с маленькими объектами, у которых маленькие методы. Маленькие методы открывают большие возможности для контроля и изменения поведения, а также для улучшения понимания клиентом работы приложения. Одно из последствий такого "мелко-молотого" поведения в том, что обычно происходит много взаимодействий между объектами с вызовом множества методов.

В одном адресном пространстве "мелко-молотые" взаимодействия работаю хорошо, но всё меняется, когда происходит взаимодействие между процессами. Удалённые вызовы более затратны, потому что многое надо сделать: иногда данные нужно упорядочить, проверить на безопасность, пакеты должны быть маршрутизированы на свичах. Если два процесса работают на разных краях света, даже скорость света может играть роль. Тяжелая правда в том, что любые межпроцессные взаимодействия на порядок более расточительны, чем анутрипроцессные вызовы. Даже, если оба процесса работают на одной машине. Такое влияние на производительность не может быть упущено из вида, даже приверженцами ленивой оптимизации.

В результате любой объект, который задействован в удалённом взаимодействии, нуждается в более общем интерфейсе, который бы позволил минимизировать количество запросов, необходимых, чтобы сделать что-либо. Это затрагивает не только методы, но и объекты. Вместо того, чтобы запрашивать счёт и все его пункты отдельно, надо считать и обновить все пункты счёта за одно обращение. Это влияет на всю структуру объекта. Надо забыть о благой цели малых объектов и малых методов. Программирование становится всё сложнее, продуктивность падает и падает.

Паттерн Remote Facade представляет собой общий "Фасад" (по GoF) поверх структуры более "мелко-молотых" объектов. Ни один из этих объектов не имеет удалённого интерфейса, а Remote Facade не включает в себя никакой бизнес-логики. Всё, что делает Remote Facade - это транслирует общие запросы в набор небольших запросов к подчинённым объектам.